29 лет на службе интересам флота - Морские вести России

29 лет на службе интересам флота

16.11.2020

Транспортная политика

29 лет на службе интересам флота

10 сентября 29 лет со дня своего создания отметило Общероссийское движение поддержки флота (ДПФ). В этот день в здании на Садовой-Кудринской улице в Москве собралось расширенное Правление Движения, на котором рассмотрели предложения по развитию национальной морской политики, работу по содействию в издании книг для флота, а также подготовку ко Второму Всероссийскому морскому, речному, природоохранному форуму

Андрей Макаров

Выступавшие, обсуждая актуальное, современное и на перспективу, не могли не вспомнить, что ровно двадцать девять лет назад, 10 сентября 1991 года, появился Общественный Совет по подготовке к 300-летию Российского флота, который впоследствии преобразован в Движение поддержки флота, и вот уже двадцать девять лет работающий с пользой для флота: военно-морского, морского транспортного, речного и рыбопромыслового, морской пограничной береговой охраны, судостроительной и судоремонтной промышленности, морской науки, народного флота – яхтинга, морских структур экономических организаций России.

Все эти годы его возглавляет капитан 1-го ранга Михаил Ненашев.

Ценность Движения

Ценность Движения в возможности вне ведомственных ограничений обсудить стоящие перед флотом проблемы и предложить пути их решения. ДПФ стало площадкой, на которой могут встретиться и объективно, с принципиальных позиций обговорить общие проблемы всех организаций и сил, входящих в состав отечественного флота.

– Необходимо больше выдвигать предложений правительству и руководству министерств, ведомств, морской коллегии – прозвучало мнение членов Правления ДПФ: адмирала В. Валуева и вице-адмирала В. Сержанина.

От лица Минпромторга на правлении выступил заместитель директора судостроительного департамента Алексей Исачкин и активно поддержал идеи, инициативы, позицию Движения, представленные в докладе М.П. Ненашева, лидера ДПФ.

«Наши грузы должны возить суда, построенные в России, работающие под нашим флагом, с командами, укомплектованными нашими моряками». Бесспорное, не раз звучавшее выражение до сих пор реализовать не удалось. Казалось бы, чего проще, когда в стране есть верфи, производители необходимого оборудования, вузы и колледжи, каждый год выпускающие сотни моряков.

Чистая демократия существует только в пробирке, а на деле в любой, даже самой демократической стране, в отношениях между ними есть протекционизм, лоббирование своих интересов, подавление конкурента и использование «права сильного». С чем Россия сталкивалась уже не раз. Вспомнить хотя бы строительство «Мистралей» или сегодняшнюю прокладку «Северного потока-2».

Есть лоббирование внутри страны? Конечно, есть. И это еще одна проблема.

Любые публичные скандалы приоткрывают пласт глубинных проблем, при этом слышно мнение тех, кто громче кричит. Не раз в прессе поднимался вопрос о трудностях в рыболовной отрасли. О том, что новые правила ограничивают права российских рыбаков. А копнешь чуть глубже, и оказывается, что российскими в них остались только названия фирм. Флаг иностранный, руководители давно осели в Норвегии или Южной Корее, туда и выводятся все деньги. И все возмущение сводится к одному: «Не мешайте нам зарабатывать!»

То же при строительстве и ремонте судов. Борьба государственной идеи с духом частного капитала идет с переменным успехом. И наш поставщик остается в душе патриотом, но и цену задрать может, если он поставщик единственный.

Болезни роста

Выступающие отметили, что многие сегодняшние негативные явления – болезни роста. Парадокс, но раньше была стабильность, где все было пусть и примитивно, но ровненько. А начал флот возрождаться, появились и проблемы. Построили корабли – оказалось, что нужны обустроенные места для базирования и ремонта, затем хватились, что нет квалифицированных кадров для их ремонта и эксплуатации.

– Еще пять лет без срочных мер поддержки, – отметил Алексей Исачкин, – и мы потеряем кадры строительства и ремонта судов. Набрать на их места гастарбайтеров вряд ли получится.

И все же флот строится. И не только военный. Из знаковых событий – первый круизный теплоход «Мустай Карим», строительство еще одного лайнера идет в Астрахани.

Помимо уже привычных проблем жизнь подкидывает и новые. Не обошла стороной водную отрасль и пандемия. Были сорваны круизы по рекам России. Теперь судовладельцам предстоит обслуживать и возвращать кредиты, взятые перед навигацией. Обещанная поддержка государства оказалась лишь на словах, которые банки принимать вместо платежей отказываются.

Прозвучали на правлении и претензии моряков к руководителям государственных ведомств. Зарегулированность, подкрепленная томами правил и инструкций на все случаи жизни, просто пугает. Доходит до смешного.

Захочет мечтающий о море паренек стать юнгой. Работать на палубе, выходить в любое время по авралу, если повезет – постоять на руле. Или курсант семнадцати лет пожелает пройти практику матросом на судне.

– Какой еще юнга? – удивятся в трудовой инспекции, пролистав свою кипу бумаг. – Никакого юнги по нашим документам в природе быть не может. А курсанту вашему сколько лет? Какие авралы для несовершеннолетних?! Что еще за рабство для детей!

К сожалению, XXI век не для пятнадцатилетних капитанов. Работа с молодежью – одно из основных направлений деятельности Движения.

В девяностые годы прошлого века по призыву ДПФ молодежь и взрослые собирали средства на достройку тральщика «Валентин Пикуль» для ВМФ и двух пограничных кораблей, а в двадцатые годы века нынешнего в открытую собирают средства на реализацию задач, далеких от интересов России. После такого невольно подумаешь: «Не опоздали ли мы со своей правдой?!»

Впрочем, молодежь хороша тем, что говорит то, что думает. К сожалению, с годами это проходит. И тогда непросто понять, что стоит за действиями чиновника или бизнесмена. Особенно когда это сходится в одном человеке.

Борьба двух идей

По сути – в стране идет борьба двух идей. «Навязанной» мечты, когда считается, что каждый может стать миллионером. И мечты социалистической, когда при всеобщем равенстве каждый может стать директором…

Сделать же из двух идей что-то общее у нас не получается. Налицо: мощный запрос на создание в обществе атмосферы позитивной самореализации – подчеркнул Председатель ДПФ.

И в этом контексте, естественная мечта о море, с которой мальчишки, как и пятьдесят, и сто лет назад, идут в мореходные училища (зачем-то переименованные в колледжи).

Во многом для них Движение ведет свою масштабную просветительскую деятельность, выпускает книги, проводит литературные кают-компании Валентина Пикуля и Виктора Конецкого. В том числе на Красной площади в самом центре России.

– Для наших курсантов участие в мероприятиях ДПФ, особенно проведенные на Красной площади, у Вечного огня в Александровском саду, – это события, которые останутся в их памяти на всю жизнь, – подчеркнул директор МГАВТ Игорь Мищенко, член Правления ДПФ.

Сегодня курсанты академии участники всех акций ДПФ. И само Движение влияет на учебный план, разнообразит его казенную составляющую. Работа с курсантами ведется не только в столице. В Санкт-Петербурге, Омске, Нижнем Новгороде, Якутске, в других городах, большинства регионов России, проводятся встречи с ветеранами, пополняются библиотеки, присваиваются имена писателей-маринистов аудиториям, вручаются именные стипендии.

Иногда кажется, что усилия проходят впустую. И положенную под нос книгу тот же курсант лишь из вежливости пролистает. Ведь у него в кармане смартфон, в сумке планшет, и все, что ему интересно и нужно, – он найдет в интернете.

Но вот на практике ушло его судно в море, не стало интернета, и невольно пошел после вахты молодой моряк в корабельную библиотеку. А в ней «книжный мусор» в виде бульварных романов и боевиков. Выпуск книг и пополнение флотских библиотек по-прежнему является одним из важнейших направлений деятельности Движения, – акцентировал в своем выступлении Михаил Ненашев.

Об этом сказал и его заместитель – председатель Московского городского отделения ДПФ Владимир Мальцев:

– Книга о Н.Г. Кузнецове «Флотоводец» была издана в начале двухтысячных годов Движением невиданным для нашего времени тиражом в сто тысяч экземпляров(!)

Под эгидой Движения прошло Первое Всероссийское собрание маринистов – писателей, поэтов, публицистов, художников, музыкантов, других деятелей культуры и искусства, в следующем году запланировано собрание второе, с подведением итогов сделанного и согласования планов на будущее.

Отсюда и еще одно направление деятельности – помощь творческим силам. Тем, кто пишет о флоте, снимает о нем фильмы, работает в маринистике.

Парадокс! До сих пор, как и в начале девяностых, премии государства получают работы, описывающие беды 1937 года. Их уже описали и переписали, а вот произведений про беды девяностых, о том, как мы из них вышли, – мы так и не увидели. Напишите об этом содержательно, интересно, и Движение поможет издать вашу книгу и выдвинуть ее на престижную премию.

Умное, болеющее за страну слово нужно и тем, кто старше. Поэтому в активе Движения давно ставшие традиционными Ушаковские, Меньшиковские и Рашевские чтения. В стенах Дипломатической академии прошли чтения, посвященные литературно-публицистическому, историческому наследию Карема Раша, чья деятельность многие годы была связана с флотом, армией, оборонно-промышленным комплексом нашего Отечества.

И снова о молодежи

При подготовке для распространения диска с трудами Карема Раша девушка, получив деньги за свою работу, попросила организаторов не упоминать ее имени среди создателей диска. Поскольку в одной статье публицист нелестно отзывается об Америке, и она опасается, не повредит ли это ее карьере...

На заседании правления больше времени уделялось «большому флоту», но ученый, промышленник Александр Лопаткин (компания «Интерскол») вспомнил о яхтсменах. Чаще всего причиной наших проблем называют недостаток средств, которые приходится у государства просить, выбивать, затем контролировать их расход.

Между тем едва ли не весь легковой автопарк страны за считанные годы сменился не благодаря постановлениям и решениям правительства, а поскольку люди за свои деньги захотели пересесть на качественные автомобили. Они же могут за свои средства дать развитие народному флоту – яхтингу. Надо лишь снять ненужные ограничения, обеспечить места для марин, ремонта и хранения частных яхт, пункты пропуска. Пока этого в должной мере нет ни на Балтике, ни на Черном море, ни на Тихом, Северном Ледовитом океанах. Тогда нашим яхтсменам не придется, как сегодня, лететь за тысячи километров, чтобы подняться на палубу своей или арендованной яхты.

В обсуждении тем, вынесенных в повестку дня, выступили так же члены Правления, Центрального Совета ДПФ, участники заседания: Герой России, Евгений Черняев, Командир Глубоководных обитаемых аппаратов «МИР-2» Института океанологии Российской Академии Наук; Вадим Антонов – первый заместитель Председателя ДПФ, капитан 1-го ранга; Алексей Кравченко – Советник руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта; Михаил Бабкин – профессор Российского государственного гуманитарного университета; Александр Пылаев – ведущий специалист ЦНИИ «Прометей», г. Петербург; Александр Соклаков – заведующий кафедрой Московского высшего общевойскового командного училища, подполковник, кандидат исторических наук.

Движение поддержки флота появилось во времена, когда для некоторых групп нашего населения шло первичное накопление капитала под девизом «Хватай и обогащайся», и думать о сохранении и развитии государственного было просто немодно. Прошло двадцать девять лет, и время подтвердило правоту патриотов страны и флота.

Юбилейный, тридцатый год деятельности Движения будет насыщенным. Предстоит провести в числе значимых акций и Второй Всероссийский морской, речной, природоохранный форум. Столь актуальный после катастрофических событий в Норильске. Информационную площадку форуму готова предоставить газета «Морские вести России».

Сегодня ДПФ объединяет более пятидесяти тысяч членов Движения в 63 регионах России, от Калининграда до Камчатки и Курил. Его отделения работают не только в морских, речных городах, но и везде, где есть неравнодушные, преданные флоту люди. Которые всю свою жизнь связали с флотом России.

Морской флот №4 (2020)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ