Конкуренция под угрозой - Морские вести России

Конкуренция под угрозой

13.05.2021

Транспортная политика

О препятствовании развитию рынка в сфере транспортной безопасности

Фото: пресс-служба Уральского филиала ФГУП «УВО Минтранса России»

На различных конференциях по транспортной безопасности неоднократно ставился вопрос о том, что конкуренция на рынке услуг в сфере транспортной безопасности находится под угрозой. Дело в том, что известный участник рынка (далее – Участник рынка), потеряв после развития законодательства свое фактически монопольное положение, стал в судебном порядке оспаривать контракты, заключаемые на законных основаниях субъектами транспортной инфраструктуры с подразделениями транспортной безопасности (ПТБ). Одновременно этот Участник рынка пытается навязывать заказчикам заключение контрактов на охрану наряду с уже заключенными с ПТБ контрактами на защиту объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства. Однако все эти попытки создать параллельную правовую реальность пресекались в судебных процессах. Между тем, исчерпав судебные возможности, Участник рынка стал регулярно посылать в транспортную прокуратуру и иные надзорные органы обращения, направленные против деятельности ПТБ.

Э.Р. Сулюкманов, руководитель правового департамента ООО «Формула безопасности транспорта», председатель правления Союза подразделений транспортной безопасности

Результат законодательного несовершенства

На рынке услуг в сфере транспортной безопасности сложилась уникальная ситуация: Участник рынка, потерявший монопольное положение в связи с изменением законодательства, для вытеснения конкурентов с рынка пытается применить положения Приказа Минтранса России от 01.04.2015 г. №145 «Об утверждении Порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним».

Согласно Приказу основанием для аннулирования свидетельства об аккредитации ПТБ может явиться совершение ПТБ в течение одного года двух и более административных правонарушений в области обеспечения транспортной безопасности. При этом сам Участник рынка не может быть этим же порядком привлечен к ответственности, что создает необоснованное неравенство по отношению к иным ПТБ и делает Участника рынка фактически недосягаемым для самых жестких мер ответственности в случае особо грубых нарушений.

Таким образом, указанный Приказ ввиду его несовершенства используется как инструмент в недобросовестной конкурентной борьбе. Создавая критическую массу таких обращений в надзорные органы против ПТБ, Участник рынка повышает вероятность того, что в какой-то момент ПТБ будет лишено своей аккредитации и уйдет с рынка.

Известно, что к такой «помощи» транспортной прокуратуры прибегают и иные недобросовестные участники рынка. Например, одно из дальневос-точных ПТБ было лишено аккредитации по надуманным основаниям, которые были указаны в представлении транспортной прокуратуры. В данном случае транспортная прокуратура почему-то решила, что создание обособленного подразделения ПТБ означает реорганизацию этой компании. По мнению прокуратуры, «реорганизованное» ПТБ не уведомило об этом компетентный орган, а значит, нарушило требования Приказа и заслуживает аннулирования аккредитации.

Однако для определения того, что именно считается реорганизацией, достаточно обратиться к нормам гражданского законодательства, в соответствии с которыми реорганизация общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования, но никак не в форме создания обособленного подразделения. Соответственно, у транспортной прокуратуры не было никаких оснований считать ПТБ нарушившим положения Приказа.

Таким образом, в настоящее время назрела необходимость в изменении Приказа Минтранса №145, так как ввиду его несовершенства он может использоваться как инструмент в недобросовестной конкурентной борьбе.

Инструмент давления

В связи с вышеизложенным следует констатировать, что ряд ПТБ – конкурентов Участника рынка в 2020-2021 годах уже испытал волну настоящих атак в форме регулярных, часто следующих проверок со стороны надзорных органов. Начиная с января 2021 года не проходит ни одной недели, чтобы к какому-либо из этих ПТБ не обращались с проверкой надзорные органы.

Примечательно, что в некоторых случаях проверки следовали сразу после того, как указанные организации начинали осуществлять оказание услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства (если сопоставить сроки начала исполнения услуг по договорам и время начала проверки), то есть в момент, когда работа на объекте только налаживалась.

Такая незамедлительность наводит на мысль, что подобными мерами преследуется не поддержание законности, а самоцель затруднить работу рынка.

Также необходимо особо отметить, что нередко прокурорские проверки инициируются именно на тех объектах, охрану которых до этого обеспечивал Участник рынка и в охране которых он по-прежнему заинтересован, но в конкурентном порядке уступил функции по защите другим ПТБ.

На основании изложенного можно сделать вывод, что транспортная прокуратура, по сути, произвольно вмешивается в деятельность ПТБ, чем нарушает предписания Приказа Генпрокуратуры РФ от 07.12.2007 г. №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», в соответствии с которыми органы прокуратуры при осуществлении прокурорского надзора:

– не должны допускать необоснованного вмешательства в экономическую деятельность предприятий и организаций и вовлечения органов прокуратуры в хозяйственные споры между коммерческими структурами;

– не должны допускать использования полномочий прокуроров для создания препятствий правомерной предпринимательской деятельности участников экономических отношений.

Очевидно, что в данном случае транспортная прокуратура напрямую препятствует предпринимательской деятельности ПТБ и фактически вовлекается в хозяйственные споры между коммерческими структурами.

Возможные негативные последствия

В Приказе Генпрокуратуры №195 помимо прочего указывается, что при внесении актов реагирования необходимо оценивать возможные негативные последствия исполнения требований прокурора, имея в виду, что акты реагирования должны быть направлены не на разрушение существующих правоотношений, а на их корректировку и приведение в соответствие с действующим законодательством.

Лишение ПТБ аккредитации по сути означает, что исполнять контракт на защиту объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства данное ПТБ больше не сможет. Соответственно, такое положение способно разрушить существующие правоотношения. При этом законодательство о контрактной системе не предусматривает мгновенного замещения разрушенных правоотношений новыми.

Также следует иметь в виду, что ущерб от разрушения прежних отношений может быть куда большим, чем возможный вред от допущенного ПТБ административного правонарушения, тем более что такие правонарушения не всегда являются значительными.

Следует оговориться, что деятельность ПТБ по всей стране неизбежно может сопровождаться административными нарушениями в сфере транспортной безопасности. Это объективно связано в том числе и с недостатком квалифицированных кадров, и с организационными проблемами их обучения. Важно учитывать, что правоотношения как и законодательство в сфере транспортной безопасности еще находятся в стадии формирования.

Кроме всего изложенного, надо иметь в виду, что указанные проверки проходят в период ограничений против распространения коронавирусной инфекции COVID-19. Тогда как в целях защиты здоровья населения и предотвращения его инфицирования на основании Федерального закона от 01.04.2020 г. №98-ФЗ Генпрокуратурой РФ был объявлен мораторий на проведение проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства в период с 01.04.2020 по 31.12.2020.

Таким образом, действия транспортной прокуратуры в ряде случаев не соответствуют как нормам закона, так и приказам, распоряжениям и специальным разъяснениям Генпрокуратуры РФ.

В заключение

Подытоживая, следует отметить, что в настоящий момент некоторые действия транспортной прокуратуры препятствуют развитию рынка в сфере транспортной безопасности, что не соответствует ни законодательству о транспортной безопасности, ни законодательству о конкуренции, ни законодательству о контрактной деятельности.

Кроме того, указанные действия невозможно признать соответствующими политике социально-экономических преобразований, проводимой Президентом РФ В.В. Путиным. В 2020 году в Послании Федеральному Собранию президент отметил, что «поддержку должны получить не только крупные проекты, но и деловые инициативы малого и среднего бизнеса» и что «в 2020 году нужно, наконец, завершить реформу контрольно-надзорной деятельности, тем самым сделать работу бизнеса удобнее и проще».

Однако, несмотря на заявленную Президентом РФ политику поддержки малого и среднего предпринимательства, вследствие неумеренной, а подчас необоснованной контрольно-надзорной деятельности заниматься предпринимательской деятельностью в сфере транспортной безопасности становится все сложнее.

Морские порты №2 (2021)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика