Транспорт свяжет страну - Морские вести России

Транспорт свяжет страну

06.06.2021

Транспортная политика

Транспорт свяжет страну

Фото: «Морские вести России»

В Москве, под председательством министра транспорта РФ Виталия Савельева состоялось итоговое расширенное заседание Коллегии Минтранса России. В ходе мероприятия были рассмотрены результаты законопроектной деятельности ведомства в прошлом году и планы на 2021 год.

А. Сидоров

В работе коллегии приняли участие первый заместитель председателя правительства РФ Андрей Белоусов, вице-премьер Марат Хуснуллин, спецпредставитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов, председатель Комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев, главы субъектов РФ, руководители крупных транспортных компаний, представители отраслевого образования и науки, общественных организаций и др.

Клиентоцентричная система

Как сообщил А. Белоусов, прошедший год стал особенно сложным для транспортной системы страны. Пассажирооборот сократился на 42,4%, что сопоставимо с сокращением объемов перевозок в годы Великой Отечественной войны. Объем перевозок пассажиров внутренним водным транспортом, в частности, сократился на 31,8%.

– Такого сокращения пассажирских перевозок не было не только в новейшей истории, но и в Советской истории после войны, – подчеркнул первый вице-премьер.

В тоже время, по его словам, благодаря усилиям Минтранса, федеральных Агентств, предприятий и всех работников отрасли, транспортной сектор не только выстоял, но и показал неплохие результаты.

Так, в сфере железнодорожного транспорта удалось обеспечить бесперебойную деятельность и не допустить снижения качества транспортных услуг. Первый вице-премьер особо отметил работу ОАО «РЖД» с инвестиционной программой, которую не только сохранили, но и приумножили на 43 млрд руб. до 817 млрд руб.

В секторе внутреннего водного транспорта в прошлом году удалось даже несколько увеличить грузооборот, почти на 1% в сравнении с 2019 годом.

А. Белоусов обратил внимание на значительный рост строительства новых портовых мощностей, позволяющий создать условия для возврата грузов в отечественные порты и увеличения экспорта. Он уточнил, что в прошлом году было введено в эксплуатацию 33 млн тонн портовых мощностей, что почти на треть выше уровня 2019 года.

Основной задачей на 2021 год А. Белоусов назвал разработку и принятие Транспортной стратегии РФ до 2035 года. И пояснил, что ключевая идея Стратегии – превратить транспорт в единую связанную клиентоцентричную систему с опорой на новейшие технологии, где клиент – это пассажир и грузоотправитель. При этом сеть должна обеспечивать мультимодальность перевозок, быть единой, связывая в целостную систему все виды транспорта.

По его мнению, уже в этом году должны быть определены параметры инвестиционной потребности опорной сети транспортного комплекса, а также четкие принципы ее развития. Необходимо выработать понятные и справедливые принципы предоставления транспортных услуг, обеспечить предсказуемое ценообразование на транспортные услуги, что даст возможность потребителям сокращать сроки доставки товаров и строить долгосрочные планы.

Не менее значимыми являются задачи увеличения мобильности населения, повышения комфортности перевозок, цифровизации транспортного комплекса.

Первый вице-премьер уточнил, что необходимо создать основу для беспилотного движения транспорта, перевода всех перевозочных документов в электронный вид, обеспечения прослеживаемости грузов. При этом и само управление транспортной системой страны должно опираться на современные цифровые технологии.

По его словам, нужно переходить к моделированию транспортных потоков в режиме реального времени. Принимать решение по развитию транспортной инфраструктуры с использованием технологий больших данных и искусственного интеллекта. Но все перечисленное невозможно реализовать без квалифицированных кадров. Поэтому необходимо системно подходить к совершенствованию условий профессиональной подготовки специалистов для всех отраслей транспорта. И подготовка эта должна опираться на современную материально-техническую базу. Только так «вместе, нам удастся реализовать амбициозные задачи», – заключил А. Белоусов.

Учиться работать по-новому

В свою очередь, вице-премьер Марат Хуснуллин заявил, что, несмотря на сложнейшие условия в прошлом году, строительство транспортных объектов не прекращалось.

Он отметил положительные результаты реализации мероприятий и достижение плановых показателей нацпроекта «Безопасные качественные дороги» и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. По его словам «по объему дорожного строительства мы и вовсе превзошли результаты 2019 года».

Особое внимание зампредседателя правительства уделил реализации крупных инфраструктурных проектов, – это строительство скоростной автомагистрали Москва – Казань с продлением до Екатеринбурга. Не менее важным является развитие регионов, а именно создание новых финансовых инструментов, которые позволят развивать инфраструктурное строительство.

Он сообщил, что на развитие инфраструктуры определили большие лимиты денег. И пояснил, что «сейчас у нас открываются совершенно новые горизонты и нам надо научиться работать по-новому (…) строить на возвратной основе объекты, которые будут окупаться и научиться государственно-частному партнерству». Также он добавил, что «у нас мощнейшие задачи поставлены президентом по Восточному полигону, – это проект мирового масштаба. И еще огромное количество проектов. Думаю, у нас для этого все есть. Впереди хорошие перспективы и много работы».

Базовая отрасль экономики

О результатах деятельности Минтранса в 2020 году, целях и задачах на ближайшую перспективу, а также основных параметрах проекта Транспортной стратегии страны на период до 2035 года рассказал министр транспорта Виталий Савельев.

По его словам закрытие границ, волатильность на мировых сырьевых рынках, сокращение деловой активности, сжатие спроса на товары и услуги, включая транспортные, оказали значительное влияние на транспортный комплекс.

При этом транспорт был и остается базовой отраслью экономики: по оценкам ведущих консалтинговых агентств с учетом мультипликативного эффекта транспорт генерирует до 18 трлн руб. в общем объеме ВВП и создает 14 млн рабочих мест, что включает смежные отрасли. На грузовых перевозках сказался в первую очередь спад производства в основных грузообразующих отраслях, товарного состава экспорта и оборота розничной торговли. Данные негативные факторы привели к снижению объемов перевозок на 5% к уровню 2019 г.

Но благодаря комплексу системных и отраслевых мер господдержки финансового и нормативного правого характера удалось стабилизировать ситуацию. В первую очередь, в сфере пассажирских перевозок. Так, только через Минтранс на обеспечение текущей деятельности и сохранение трудовых коллективов организациям транспортного комплекса направлено 37,2 млрд. рублей. По словам министра, «мы доказали свою надежность и устойчивость, обеспечив бесперебойную работу экономики и связаность страны».

Он отметил, что в 2020 году также была проделана и большая работа по развитию дорожного хозяйства. Среди главных событий года – открытие автодороги «Таврида», а также движение по участкам ЦКАД общей протяженностью 311 км. И еще – открытие железнодорожного грузового движения по Крымскому мосту – важный шаг для экономики Крыма и связанности территорий страны.

По словам министра, Пандемия внезапно открыла и новые возможности. Например, развитие сухопутного транзита грузов через Россию. Так, темпы роста железнодорожного транзита выросли до 34%, что составило 831 тыс. контейнеров. Свой вклад внесло и решение Правительства о субсидировании таких перевозок из федерального бюджета

Министр добавил: «ожидаем, что рост транзитных перевозок продолжится – Минтранс совместно с ОАО «РЖД» обязаны работать над реализацией транзитного потенциала страны». По его словам «маршруты сухопутной цепочки поставок через Россию в очередной раз доказали свою востребованность на фоне недавней истории с недельной блокировкой Суэцкого канала контейнеровозом».

Всего за 3 месяца 2021 года перевозки контейнеров в сообщении Китай – Европа – Китай по инфраструктуре ОАО «РЖД» выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 2,2 раза, до 163 тыс. ДФЭ.

В 2020 году на ключевом для Минтранса проекте – Восточном полигоне–было введено в эксплуатацию свыше 100 км дополнительных главных путей. Провозная способность БАМа и Транссиба достигла 144 млн тонн.

По итогам 2020 года объем перевозки грузов в адрес дальневосточных портов вырос на 8,6% и превысил 110 млн тонн. До конца 2021 года на БАМе и Транссибе построят еще 105 км дополнительных главных путей.

Министр сообщил, что «По нашим планам грузопоток должен составить 80 млн. тонн в 2024 году и 110 млн. тонн, в том числе транзитного контейнерного грузопотока к 2030 году».

В. Савельев назвал еще одну цель ведомства – круглогодичную навигацию по Севморпути к 2030 году, время прохождения которой должно сократиться с 14 до 10 дней к тому же сроку. По его словам для развития Севморпути министерство будет работать на пяти основных направлениях совместно с коллегами в Правительстве и бизнесе:

– Создавать ледокольный флот и обеспечивающие суда,

– Формировать спутниковую группировку для обеспечения связи и навигации, в т.ч. для мониторинга ледовой обстановки.

– Разрабатывать Единую платформу цифровых сервисов, которая сможет взять на себя задачи автоматического формирования маршрутов судов.

– Строить портовую и энергетическую инфраструктуру на Севморпути, которая станет ключом к промышленному освоению ресурсов нашей страны в Арктическом регионе и росту грузоперевозок.

– Координировать работы по привлечению транзитных грузов на Севморпуть.

Значимым событием для флота в прошлом году стало поднятие государственного флага на ледоколе «Виктор Черномырдин». Ледокол предназначен для обеспечения бесперебойной проводки судов в Финском заливе, включая крупнотоннажные танкеры и балкеры. Также судно может оказывать услуги в Арктике и Антарктике.

Министр отметил, что Настоящим подарком для пассажирских перевозок стал новый круизный лайнер «Мустай Карим». Всего же на водном транспорте для поддержки круизных компаний в прошлом году было выделено 320 млн. рублей, что позволило с 26 июня возобновить судоходство, а также открыть новые маршруты на реках Енисей и Волхов.

По его словам, предстоит многое сделать для развития системы внутреннего водного транспорта России. Сегодня его доля в грузообороте – всего 2,2%, что непропорционально огромному потенциалу этого экологичного и экономичного вида транспорта. Министр напомнил, что Россия – вторая в мире страна по протяженности внутренних водных путей, – это почти 102 тысячи километров.

По его словам, в первую очередь необходимо устранить имеющиеся ограничения на Единой глубоководной системе страны. Цель Минтранса – обеспечить к 2024 году глубину минимум 4 метра на 91% протяженности Единой глубоководной системы. К 2030 году – на 100%. «И реализовать к 2030 году круглогодичную навигацию на направлении Каспий-Азов».

Вкупе с мероприятиями по обновлению флота это позволит увеличить объем грузоперевозок по внутренним водным путям на 65% к текущему уровню – до 180 млн тонн к 2030 году, интегрировать маршрутные сети речных пассажирских перевозок в транспортные системы агломераций, создать сеть круизных маршрутов к 2024 году.

Касательно реконструкции пунктов пропуска, министр отметил, что в ушедшем году были открыты 13 объектов, что на 8 больше, чем в 2019 году. Пропускная способность пунктов пропуска после обустройства возросла: на 43,8 млн. физических лиц, на 1,5 млн. транспортных средств, на 1,1 тыс. судозаходов и на 47 млн. тонн грузов.

К примеру, в Калининградской области на российско-литовском участке госграницы построен крупнейший автомобильный пункт пропуска Дубки. По поручению Правительства также обеспечена возможность грузового сообщения с Китаем через Амур по новому мостовому переходу в Амурской области.

До конца 2024 года планируется завершить мероприятия по строительству и реконструкции 41 пункта пропуска, в том числе 22 на Дальнем Востоке. В 2021 году в планах достроить и открыть шесть пунктов пропусказа счет средств федерального бюджета. Еще шесть пунктов пропуска планируют открыть в 2022 году.

Цифровизация – еще одно из важнейших направлений работы министерства. Так, в ушедшем году созданы и обновлены более 9 тысяч км электронных навигационных карт внутренних водных путей. Осуществлено свыше 8 тысяч транзитных автомобильных и железнодорожных перевозок «санкционных» грузов с применением электронных навигационных пломб.

В рамках реализации цифровой повестки ЕАЭС по инициативе Минтранса России сформирован и утвержден перечень приоритетных сервисов и цифровой инфраструктуры экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС, которые будут реализованы в 2021 – 2022 годах на пространстве Союза.

Министр отметил, что с 2024 года электронные документы станут обязательными, что приведет к двойному эффекту для экономики: ускорение грузоперевозок за счет упрощения контрольно-надзорных функций и «обеление» рынка этой деятельности.

В планах Минтранса развитие беспилотных транспортных систем: уже в этом году будет запущена эксплуатация беспилотных грузовиков в условиях Крайнего Севера, а к 2024 году беспилотники с коммерческой загрузкой поедут по трассам Москва – Санкт-Петербург и Москва – Казань.

По его мнению, решение этих задач невозможно без инструментов объективного контроля и анализа большого массива данных в отрасли. С этой целью министерство создает Ситуационный центр, который обеспечит обработку данных и аналитику для управления сложными системами: от моделирования транспортных потоков в реальном времени вплоть до передачи управления теми или иными процессами искусственному интеллекту – например, в целях поддержания работоспособности объектов инфраструктуры.

При реализации программ развития не забывают об обеспечении транспортной безопасности. В рамках данной инициативы запланировано создание единой закрытой цифровой среды обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры на федеральном и региональном уровнях.

Цифровые технологии должны повысить безопасность и снизить стоимость обслуживания и ремонта объектов – например, за счет внедрения BIM-технологий и цифровых двойников ожидается снижение расходов на техническое обслуживание и ремонт практически на треть к 2024 году.

В. Савельев заметил, что надежный и безопасный транспорт требует подготовки высококлассного кадрового резерва. По его словам, с этой целью распоряжением Правительства 6 февраля 2021 года утверждена Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 г., которая определяет основные приоритеты в развитии отраслевого образования.

Министр заявил, что в соответствии с данной Концепцией 17 транспортных вузов должны быть централизованы и модернизированы, перейти на новые ступени развития в соответствии с концепцией «всеобъемлющих» университетов.

Глава Ведомства процитировал Августина Бетанкура, основоположника российского транспортного образования, директора Главного управления путей сообщения Российской Империи: «Инженер должен уметь строить абсолютно все».

По убеждению министра в современном мире это означает, что невозможно сохранять узкоотраслевую направленность образования, «наши университеты должны стать, по меньшей мере, общетранспортными и конкурентоспособными, в них должен коваться научный потенциал, издаваться публикации, которые обеспечат нашим вузам присутствие в международных рейтингах».

Он добавил, что в 2020 году ОАО «РЖД» инвестировано 1,6 млрд. руб в покупку новых тренажерных комплексов и оборудование новых аудиторий и лабораторий. ПАО «Совкомфлот», в свою очередь, инвестировало в подготовку кадров для морской отрасли за последние 10 лет около 500 млн. руб.

Министр также выразил благодарность Правительству и Минобрнауки за выделенные около 700 млн. рублей в ушедшем году на модернизацию инфраструктуры транспортных вузов.

Относительно ключевых направлений работы министерства в текущем году, а также в среднесрочной и долгосрочной перспективе В. Савельев сообщил, что команда министерства в рамках работы по формированию Стратегии социально-экономического развития РФ до 2030 года разработала ряд инициатив в составе рабочих групп: «Новая высокотехнологичная экономика» под председательством А.Р. Белоусова и «Агрессивное развитие инфраструктуры» под председательством М.Ш. Хуснуллина.

Впереди совместная реализация стратегических направлений: «Связанное пространство и транспорт» и «Инфраструктурный прорыв».

В настоящее время в соответствии с поручением Президента Минтрансом разработаны структура и основные принципы формирования Транспортной стратегии РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года.

Цели нового варианта Стратегии выстроены вокруг бенефициаров транспортной политики, которыми являются население, бизнес и само государство. В числе рассматриваемых в проекте Стратегии задач:

- Повышение пространственной связанности и транспортной доступности территорий.

- Повышение мобильности населения и развитие внутреннего туризма.

- Увеличение объема и скорости транзита грузов и развитие мультимодальных логистических технологий.

- Цифровая трансформация отрасли и ускоренное внедрение новых технологий.

Министр уточнил, что для граждан важна мобильность: ее качество, доступность, возможность перемещаться по всей территории страны с минимальными затратами.

Для бизнеса важны параметры скорости, точности выполнения графика и стоимости перевозок, как внутри страны, так и при международных перевозках, максимально полно реализуя транзитный потенциал.

Государство же заинтересовано одновременно и в благополучии населения и бизнеса, но также реализует свои задачи – в первую очередь, развитие геостратегических территорий: Арктики, Крыма, Дальнего Востока, Калининграда.

Он добавил, что важной новацией Стратегии станет реализация в полном объеме комплексного подхода к развитию транспортной системы и переход к логике категории услуг, к функциональной структуре вместо разбивки по видам транспорта.

В Стратегии найдут отражение и Цели устойчивого развития ООН. «Российская транспортная отрасль не может не учитывать происходящие фундаментальные сдвиги в мировой парадигме экономического роста», подчеркнул В. Савельев.

Инструментом пространственного развития в Минтрансе видят Единую опорную транспортную сеть. Впервые ей будет дано четкое определение, сформулированы критерии, а также заложены механизмы управления развитием на основе транспортно-экономического баланса и баланса пассажирских перевозок. Основной задачей при формировании опорной сети является поддержание устойчивых связей между экономическими центрами и агломерациями, а также обеспечение развития геостратегических территорий страны. В Единую опорную сеть войдут опорные сети авиации, железной дороги, автомобильных путей, морского и речного транспорта.

В рамках работы над проектом Стратегии ведется анализ долгосрочных трендов, которые могут оказать влияние на развитие транспортного комплекса в средне– и долгосрочной перспективе.

Стратегия ставит новые задачи для повышения конкурентоспособности российской промышленности. Это касается широкого спектра номенклатур товаров, но особо важной является возможность эксплуатации современных отечественных транспортных средств.

Так, перед промышленностью стоят задачи по освоению новых видов топлива, в первую очередь – водородного и газомоторного.

В Минтрансе считают необходимым синхронизировать мероприятия по развитию Единой опорной транспортной сети с мероприятиями по развитию энергетического обеспечения соответствующих территорий. Эти задачи также прописаны в Стратегии пространственного развития.

Впереди работа и с другими отраслями: IT-сектором для ускоренной цифровизации, сельским хозяйством, которое все больше ориентируется на экспорт, – для всех транспорт был и будет связующим звеном.

Забота об экологии

Специальный представитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов заявил, что еще одним правилом для развития транспортной сети должна стать забота об экологии.

По его мнению после прохождения газовозом «Кристоф де Маржери» Северного морского пути в январе, интенсивность судоходства на арктической магистрали гарантированно возрастет. При этом российские компании обязаны придерживаться жесточайших экологических мер при перевозках.

Спецпредставитель президента убежден, что «если нам ученые скажут, что на этих участках допускаются к свободному плаванию суда только с тремя бортами, значит с тремя, и больше никаких исключений. Если мы сами таких правил не будем придерживаться, то и иностранцы будут ходить абы как, создавая риски и угрозы экологической катастрофы».

Он также сообщил о частых жалобах жителей дальневосточных портовых городов на угольную пыль и призвал принять меры по устранению проблемы. По его мнению «надо побуждать (к поддержанию экологии – прим. ред.) и финансовыми, и экономическими, и административными мерами компании, которые осуществляют перевалку угля в так называемых «грязных портах». А их у нас хватает, к сожалению. Понуждать вкладывать в современную перевалку, как это у нас уже есть в Усть-Луге, в порту Восточный, на Тамани. Там никакой пыли, грязи нет при перевалке угля».

По словам С. Иванова, для этого могут изменить тарифную политику РЖД. Так, при перевозках в «грязные» порты, компаниям могут отказать в предоставлении имеющихся сейчас скидок и льгот.

«Законодательный фундамент» заложат в ближайшее время

О том, что несмотря на сложности в 2020 году удалось принять 18 законов в сферах строительства и транспорта сообщил председатель комитета Государственной думы по транспорту и строительству Евгений Москвичев. «Просто скажу, что принятие этих законов, особенно в строительстве, спокойно сделало революцию в вопросе того, чтобы годами, пятилетиями люди не ходили, не согласовывали наши предприятия, где начать стройку, особенно инфраструктурную», – сказал депутат.

Он добавил, что в настоящее время председатель Думы Вячеслав Володин дал Комитету поручение принять до конца весенней сессии еще шесть законов в сфере транспортной инфраструктуры.

По его мнению, в транспортной отрасли должны понимать, что инфраструктуру нужно строить. Но «у нас есть все-таки проблемы с законопроектами, которые поступают в Думу, – бывает сразу, в течение суток или двух появляется 60-80 поправок от законодателей, которые не были услышаны на площадке формирования законопроекта. Вот например, морские порты (законопроект об ответственности портовых инвесторов – прим. ред.). Не успело правительство внести, за два дня получили 45 поправок. Прошу вас, Андрей Рэмович, посмотреть по каждой поправке. Или бизнес не услышал, или бизнесу надо что-то объяснить (…) Но мы по этим законам однозначно должны отработать весеннюю сессию», – подчеркнул Е. Москвичев.

Рынок ждет глобальная энергетическая трансформация

Генеральный директор – председатель правления ПАО «Совкомфлот» Игорь Тонковидов отметил, что прошедший год оказался сложным для всей морской отрасли.

Пандемия COVID-19 вызвала экономический спад и сокращение грузовой базы, а введенные в связи с пандемией санитарно-эпидемиологические ограничения осложнили операционную деятельность всех судоходных компаний.

И. Тонковидов отметил, что в этих условиях «Совкомфлот» в полной мере обеспечил защиту здоровья работников в море и на берегу, а также сохранил непрерывность и эффективность производственных процессов. Добиться этого удалось в том числе за счет высокого уровня цифровизации всех элементов управления предприятием.

«В этом контексте выражаю Министерству транспорта признательность за действенную поддержку в решении вопросов и проблем, возникающих в результате пандемии COVID-19», – сказал И. Тонковидов.

«Совкомфлот» продолжил последовательную реализацию своей стратегии развития на период до 2025 года. Ее ключевыми элементами являются: дальнейшее расширение участия флота компании в обслуживании крупных нефтегазовых проектов с акцентом на работу флота в сложных климатических и ледовых условиях; последовательное внедрение передовых технических решений; снижение углеродного следа от морских операций.

В ушедшем году «Совкомфлот» укрепил свои позиции в наиболее перспективных сегментах рынка морской транспортировки энергоносителей и увеличил свой портфель долгосрочных контрактов более чем вдвое. Флот компании пополнился тремя новыми современными газовозами, которые на долгосрочной основе отфрахтованы концернам Shell и Total.

«В период с 2023 по 2025 год «Совкомфлот» примет в эксплуатацию еще от 19 до 21 единицы новых газовозов для проекта «Арктик СПГ-2» и концерна Total, что создаст свыше тысячи новых высококвалифицированных и высокооплачиваемых рабочих мест для российских моряков», – сообщил гендиректор ПАО «Совкомфлот».

В прошлом году компания начала реализацию масштабной программы подготовки требуемых для этих судов кадров из числа собственных офицеров.

«Считаем необходимым активизировать подготовку таких специалистов в рамках ведомственной системы морского профессионального образования», – отметил И. Тонковидов.

Важным достижением в истории развития компании стал успешный выход на рынок акционерного капитала и проведение первичного публичного размещения акций на

Московской бирже в октябре 2020 года. IPO позволило укрепить финансовое положение компании без увеличения долговой нагрузки, обеспечило доступ к новым источникам рыночного финансирования для реализации долгосрочной стратегии развития предприятия и повысило общую конкурентоспособность «Совкомфлота».

В целом, несмотря на сложный внешний фон, в 2020 году «Совкомфлот» достиг высоких производственных и финансовых результатов. Чистая прибыль увеличилась на 18% и составила $267 млн. Безусловно, это общая заслуга всего коллектива компании в море и на берегу, подчеркнул докладчик.

В рамках реализации национальных планов по увеличению грузопотока в акватории Северного морского пути «Совкомфлот» при поддержке «Атомфлота» успешно выполнил два экспериментальных транзитных рейса через восточный сектор Арктики. Первый из них, уже упомянутый, был осуществлен в мае 2020 года, второй – в январе-феврале 2021 года. При этом традиционно транзитная навигация в восточном секторе Арктики завершалась в ноябре и вновь открывалась только в июле.

«Успешное выполнение упомянутых рейсов позволяет приблизить начало круглогодичной безопасной навигации на всем протяжении СМП, что повысит эффективность использования этого высокоширотного транспортного коридора в интересах национальной экономики в соответствии с целями, поставленными руководством страны», – подчеркнул Игорь Тонковидов.

Переходя от итогов 2020 года к обсуждению планов на будущее, глава судоходной компании выразил мнение, что ключевым фактором развития мирового судоходного рынка в ближайшем будущем станет глобальная энергетическая трансформация, которая связана с расширением использования экологически более чистых видов топлива.

Международные регуляторные органы последовательно ужесточают нормы в области защиты окружающей среды и тем самым стимулируют этот процесс. Нет оснований ожидать, что эта тенденция изменится; учитывать ее в своих планах будут вынуждены все – как судовладельцы, так и грузовладельцы, уверен И. Тонковидов. Прежде всего, это диктует необходимость поиска новых технологических решений.

«Отмечу, что текущие стратегические планы «Совкомфлота» были разработаны именно с учетом энергетической трансформации. Неотъемлемой частью среднесрочной стратегии «Совкомфлота» является «Зеленая хартия». Особое внимание этот документ уделяет внедрению новых видов топлива – в частности, газомоторного, которое сегодня является самым чистым из коммерчески и технически доступных на рынке», – добавил он.

«Совкомфлот» уже многие годы последовательно и системно работает над сокращением углеродного следа от операций флота. За последние восемь лет, с 2012 по 2020 год, это позволило снизить индекс интенсивности выбросов CO2 судами компании на 22%.

В продолжение своего доклада И. Тонковидов отметил, что весьма актуальным для развития российского судоходства остается вопрос замещения импорта морских транспортных услуг во внешней торговле.

«В 2020 году на долю российского флота пришлось всего около 1,4% экспортно-импортного грузооборота морских портов страны. Полагаем, что подобная ситуация не позволяет обеспечить должное развитие российского флага и флота, поддержание их конкурентоспособности», – заявил гендиректор «Совкомфлота».

В этой связи необходимо пересмотреть и поступательно повышать роль российских судоходных компаний и судостроительных предприятий в транспортном обеспечении национального экспорта, считает докладчик.

Он предположил, что действенной мерой могло бы стать закрепление приоритетного доступа отечественных перевозчиков к национальной грузовой базе вкупе с обязательством судоходных компаний строить суда под эту грузовую базу на российских верфях, насколько позволяют их загрузка и технические возможности. Таким образом, рост спроса на услуги российских перевозчиков создаст источник инвестиций для развития российского судостроения и обеспечит мультипликативный эффект для других смежных секторов национальной экономики.

«Рассчитываем, что вопросы поступательного развития российского флота прочно и надолго войдут в число приоритетных для министерства. С удовлетворением отмечаем, что базовый сценарий Транспортной стратегии РФ предусматривает увеличение доли участия национального флота в перевозках внешнеторговых грузов до 15,7% к 2030 году. Уверены, что последовательная и системная реализация Минтрансом России политики, направленной на повышение конкурентоспособности российского флага, позволит достичь даже более амбициозных результатов и нарастить долю участия отечественного флота в экспортных перевозках углеводородов и других стратегических грузов как минимум до 30% к 2030 году», – подвел итог Игорь Тонковидов.

Реформа разрешительной деятельности

Некоторые подробности законопроектной деятельности Минтранса сообщил статс-секретарь – замминистра Дмитрий Зверев.

Чиновник отметил, что депутатская инициатива разработки федзакона об особенностях регулирования отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и итоговые поправки Правительства РФ позволили обеспечить специальный правовой режим создания объектов в рамках национальных проектов.

Замминистра заметил, что следующим шагом будет принятие федзакона в части устранения избыточных норм и урегулирования отношений с владельцами инженерных коммуникаций. Он заявил: «Уверен, что действительно мы объединим усилия, и данный федеральный закон выйдет в ближайшее время».

Нормотворческая деятельность министерства по изданию подзаконных актов в 2020 году прошла под эгидой исполнения поручения председателя Правительства РФ по ликвидации задолженностей по ранее принятым федзаконам, усиленным парламентским контролем, а также переизданием нормативно-правовых актов в рамках механизма «регуляторной гильотины».

В результате принято 233 акта Правительства РФ, издано 174 ведомственных акта, которые зарегистрированы Минюстом. 73 акта из них направлены на актуализацию обязательных требований.

Д. Зверев сообщил, что в результате реализации «правовой гильотины» президенту РФ было доложено о сокращении обязательных требований на 33%: всего отменено 3003 нормативно-правовых акта и принято 447. Из них Минтранс отменил 815 нормативно-правовых актов и переиздал 73 акта (55 ведомственных актов и 18 актов Правительства РФ). По сути, из общего объема «регуляторной гильотины» в стране одну четверть выполнил Минтранс.

Д. Зверев выразил уверенность, что наработанный опыт послужит залогом продолжения совместной работы уже по реализации следующей реформы, объявленной правительством, 2021 год – это год «реформы разрешительной деятельности.

Говоря о планах на 2021 год, чиновник отметил, что в работе находится 71 законопроект. В плане правительства закреплены 23 инициативы, внесенные Минтрансом. Разработка 19 законопроектов – это прямые поручения президента и председателя правительства.

По его словам, в 2021 году «мы меняем подход, переходим от точечных изменений, которых, действительно, было много, хотя они тоже будут, к новой кодификации и систематизации. В Госдуму вносится законопроект «О прямых и смешанных перевозках», направленный на формирование правовых основ перевозок пассажиров и грузов разными видами транспорта по единому перевозочному документу».

Принятие закона «О транзитных перевозках» позволит максимально использовать потенциал российской транспортной системы и российских компаний на международных транспортных коридорах. Работа над законопроектом начиналась в рамках депутатской инициативы Комитета по транспорту при непосредственном участии правительства, Совета Федерации и Минтранса. В настоящее время работа над поправками правительства завершена и ожидается их направление в Госдуму.

Он пояснил, что «это наши ключевые законотворческие планы». На сегодняшний день в Правительство РФ внесено 15 законопроектов, по которым идет совместная конструктивная работа. В Госдуме рассматривается 28 законопроектов, внесенных правительством в сфере транспорта. И добавил, что «сегодня мы получили новые поручения, это касается в первую очередь проекта федзакона по переносу коммуникаций, далее проект федзакона по зонам с особыми условиями использования территорий».

Морские вести России №6 (2021)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ