Мировому океану прибавят здоровья - Морские вести России

Мировому океану прибавят здоровья

14.06.2021

Транспортная политика

Об участии России в Десятилетии ООН, посвященном науке об океане в интересах устойчивого развития

Фото: theepochtimes.com

Генеральная Ассамблея ООН 6 декабря 2017 г. в рамках сводной резолюции по Мировому океану и морскому праву (A/RES/72/73) постановила: «Провозгласить 10-летний период, начинающийся 1 января 2021 года, Десятилетием ООН, посвященном науке об океане в интересах устойчивого развития.

Александр Балыбердин, директор Института комплексных исследований национальной морской политики РТУ МИРЭА, зампредседателя НЭС Морской коллегии при Правительстве РФ, к.э.н.

Сергей Шаповалов, руководитель Научно-координационного океанологического центра Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН, кандидат физико-математических наук

Генеральная Ассамблея ООН поручила Межправительственной океанографической комиссии (МОК) ЮНЕСКО подготовить план мероприятий и дорожную карту с подробным описанием механизмов на этапе подготовки, при консультации с государствами-членами, партнерами ООН и другими заинтересованными сторонами.

Заинтересованные страны – члены ООН призваны поддержать усилия, направленные на то, чтобы предотвратить ухудшение состояния океана и создать условия для достижения 17 целей устойчивого развития человечества, сформулированных в повестке-2030.

Была сформирована группа планирования Десятилетия (ГПД) в составе 19 ведущих специалистов в области океанографии по подготовке в течение двух лет проекта плана его выполнения.

В течение 2019-2020 гг. секретариатом Межправительственной океанографической комиссии (МОК) ЮНЕСКО совместно с ГПД и в консультациях с государствами – членами МОК и многими заинтересованными сторонами проект плана был разработан и представлен на рассмотрение и утверждение ГА ООН. В глобальных, тематических и региональных совещаниях по вопросам планирования Десятилетия приняло участие в общей сложности более 1900 представителей научного сообщества, правительств, организаций системы ООН, НПО, частного сектора и доноров из десяти океанических бассейнов. В этом плане были учтены все предложения, сформулированные по итогам проведенного государствами – членами МОК и членами сети «ООН-океаны» в июне-июле 2020 года всестороннего анализа подготовительных материалов.

Цели устойчивого развития

Главным мотивом провозглашения Десятилетия является содействие усилиям, направленным на то, чтобы предотвратить процесс ухудшения состояния Мирового океана и создать благоприятные условия для устойчивого освоения океанов, морей и прибрежных районов.

Наука об океане в рамках Десятилетия представляет собой широкое направление научной деятельности, а не просто океанографию/океанологию в обычном понимании этих терминов. Она охватывает естественно-научные и социально-гуманитарные дисциплины, знания местного и коренного населения, научно-политическое и научно-инновационное взаимодействие, а также технологии и инфраструктуру.

Десятилетие необходимо для того, чтобы государства-члены и иные заинтересованные стороны смогли предложить и реализовать на практике стратегии и политику адаптации к новым климатическим условиям.

Взаимодействие ученых разных стран должно, по мнению ЮНЕСКО, способствовать ослаблению критических факторов напряженности в мировом сообществе, в связи с чем данное Десятилетие должно стать важным инструментом поощрения мирного характера разработки ресурсов Мирового океана и укрепления сотрудничества между странами в вопросах, касающихся океана.

Наращивание потенциала для принятия мер глобального характера является одной из важнейших задач Десятилетия и нацелено на выработку согласованных регионами приоритетов для совершенствования базы научных знаний. При этом цели Десятилетия касаются не только развития научного потенциала: речь идет о формировании на уровне как директивных органов, так и гражданского общества нового понимания этой проблематики с помощью повышения уровня знаний о Мировом океане.

Основная идея состоит в том, что Десятилетие будет посвящено одновременно углублению научного понимания происходящих в океане процессов и проведению проблемно-ориентированных исследований, нацеленных на получение новых научных знаний. Эти знания призваны помочь общественным силам снизить масштабы воздействия, оказываемого сегодня на океан человеком, обеспечить сохранение и восстановление состояния морских экосистем, а также благополучие будущих поколений в связанных с океаном областях. Проведение Десятилетия поможет преобразовать научные знания и научное понимание происходящих в нем процессов в эффективные меры, которые будут способствовать более рациональному использованию ресурсов океана, улучшению его состояния и устойчивому развитию в целом.

В плане проведения Десятилетия сформулированы семь социально значимых ожидаемых конечных результатов:

– чистый океан с выявляемыми, купируемыми или устраняемыми источниками загрязнения;

– экологически благополучный и жизнеспособный океан с изученными, восстановленными, охраняемыми и разумно используемыми морскими экосистемами;

– продуктивный океан, способствующий устойчивому обеспечению продовольствием и стабильному развитию морского хозяйства;

– предсказуемый океан, когда человеческое общество осведомлено о происходящих в его состоянии изменениях и способно на них реагировать;

– безопасный океан, рядом с которым жизнь людей и источники их дохода защищены от связанных с морской стихией бедствий;

– доступный океан, предполагающий открытый и равный доступ к данным, информации, технологиям и инновационным разработкам;

– вдохновляющий и влекущий к себе океан, понимаемый и ценимый обществом в качестве источника благосостояния человека и фактора устойчивого развития.

План реализации Десятилетия наук об океане в интересах устойчивого развития предусматривает несколько уровней задач, которые необходимо решить для достижения ожидаемых результатов. Наивысший уровень предусмотренных задач представляют десять приоритетных задач Десятилетия, причем они могут меняться и корректироваться в процессе реализации по мере решения. В случае возникновения новых проблем, требующих неотложного решения, могут формулироваться новые приоритетные задачи. В настоящее время к приоритетным задачам относятся следующие.

Приоритетные задачи

Задачи, связанные с накоплением знаний и поиском практических решений

1. Понимание характера и учет наземных и морских источников вредных выбросов и загрязнения, их потенциального воздействия на здоровье человека и состояние морских экосистем, а также выработка практических решений по их устранению или купированию.

2. Понимание множественных факторов стрессогенного воздействия на морские экосистемы и выработка практических решений, которые обеспечат мониторинг состояния, сохранение, рациональное использование и восстановление экосистем и их биологического разнообразия в контексте изменения экологических, социальных и климатических условий.

3. Накопление знаний, поощрение инноваций и выработка практических решений в целях максимально эффективного использования океана в качестве источника устойчивого продовольственного обеспечения населения планеты в контексте изменения экологических, социальных и климатических условий.

4. Накопление знаний, поощрение инноваций и выработка практических решений в целях содействия сбалансированному и устойчивому развитию экономики Мирового океана в контексте изменения экологических, социальных и климатических условий.

5. Углубление понимания взаимосвязи между океаном и климатом, накопление знаний и выработка практических решений в целях смягчения последствий изменения климата, адаптации и повышения устойчивости к ним во всех регионах и на всех уровнях, а также совершенствование океанографического обслуживания, в том числе прогнозов в отношении состояния океана, климата и погоды.

Задачи создания базовой инфраструктуры

6. Повышение эффективности служб раннего оповещения о множественных угрозах в отношении всех опасных явлений геофизического, экологического, биологического, погодного, климатического и антропогенного характера в океане и прибрежных районах и уделение первостепенного внимания обеспечению готовности населения и повышению устойчивости его жизнедеятельности.

7. Обеспечение устойчивого функционирования во всех бассейнах Мирового океана системы океанографических наблюдений, способной генерировать общедоступную, актуальную и пригодную для принятия практических мер информацию и данные.

8. Создание на основе многостороннего сотрудничества полноценной цифровой модели Мирового океана, в том числе динамической карты океана, обеспечивающей возможность свободного и беспрепятственного изучения, выяснения и визуализации прежнего, нынешнего и будущего состояний океана в интересующем заинтересованные стороны формате.

Фундаментальные задачи

9. Обеспечение комплексного развития потенциала и равного доступа всех заинтересованных сторон к данным, информации, знаниям и технологиям по всем аспектам морской науки.

10. Обеспечение понимания широкими слоями общества важных с точки зрения его благополучия, культуры и устойчивого развития многочисленных достоинств и функций океана, а также выявление и решение проблем, препятствующих изменению стереотипов поведения, необходимого для последовательного изменения отношения человека к океану.

Общие задачи

В плане сформулированы также три общие задачи Десятилетия, решение которых должно обеспечить высокий уровень заинтересованности в провозглашении Десятилетия, посвященного науке об океане в интересах устойчивого развития:

1. Определение знаний, необходимых для устойчивого развития, и укрепление потенциала морской науки по предоставлению требуемых данных и информации о морской среде.

2. Наращивание потенциала, накопление исчерпывающих знании и формирование всеобъемлющего представления о Мировом океане, в том числе о взаимовлиянии человек – океан, океан – атмосфера, океан – криосфера, суша – море.

3. Расширение применения полученных знаний и представлений об океане, а также повышение способности морской науки содействовать реализации решений в области устойчивого развития.

Важно отметить, что для каждой общей задачи в плане обозначен перечень задач второго уровня. Эти перечни далеко не исчерпывающи и в процессе реализации Десятилетия будут регулярно анализироваться и обновляться, чтобы сохранять их актуальность и отражать вновь возникающие проблемы или корректировки приоритетных задач Десятилетия.

Три всеобъемлющие и десять приоритетных задач направлены на то, чтобы добиться реальных изменений: обеспечить переход от состояния, уровня востребованности и воздействия науки об океане в 2020 г. к положению дел в этих вопросах, которое предполагается иметь в 2030 г. Намеченные цели должны быть реалистичными, поддающимися измерению и достижимыми, с тем чтобы их достижение приводило к осязаемым и значимым результатам и воздействию. Они должны носить преобразующий характер, быть реально значимыми для заинтересованных сторон и усиливать взаимосвязь между наукой и политикой. В ходе подготовки плана проведения Десятилетия эти задачи, меры и ожидаемое воздействие предполагается доработать и уточнить применительно к конкретным условиям. При этом мерам, которые, как ожидается, окажут наибольшее воздействие, в плане будет уделено приоритетное внимание.

31 декабря 2020 г. 75-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН был принят план проведения Десятилетия, в котором сформулированы приоритетные задачи и ожидаемые социально значимые результаты их выполнения.

Десятилетие в России

В РФ функции Национального комитета по Десятилетию были возложены на Межведомственную национальную океанографическую комиссию (МНОК).

Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2008 г. № 49 «О взаимодействии с Межправительственной океанографической комиссией ЮНЕСКО» на МНОК возложена координация участия заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и других организаций в деятельности МОК ЮНЕСКО по вопросам международного научно-технического сотрудничества в области изучения Мирового океана и его ресурсов и представление РФ в МОК ЮНЕСКО.

В 2019 году в целях повышения эффективности деятельности МНОК постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2019 г. № 488 «О внесении изменения в постановление Правительства РФ от 5 февраля 2008 г. № 49» полномочия МНОК расширены. К ведению МНОК отнесены вопросы межведомственной координации планирования и проведения морских научных исследований, а также вопросы повышения эффективности использования научно-исследовательских судов и развития научного флота. Приказом Министерства науки и образования РФ от 26 июня 2019 г. № 426 утверждено Положение о Межведомственной национальной океанографической комиссии РФ, учитывающее расширение полномочий и современные задачи МНОК.

Казалось бы, организуя работу по аналогии со структурной иерархией ООН, Россия создает действенный механизм реализации международных инициатив, позволяющий нашей стране участвовать в Десятилетии на равных с другими государствами – членами ООН.

Вместе с тем уровень представительства федеральных органов исполнительной власти в структуре МНОК представляется недостаточным для оперативного решения возникающих вопросов, их межведомственного согласования и вынесения при необходимости на рассмотрение правительства страны.

Это связано с тем, что цели и задачи Десятилетия, хотя и были инициированы океанографическим сообществом, по своему содержанию носят межведомственный характер и не ограничиваются только морскими научными исследованиями.

Информация и предложения МНОК о мероприятиях Десятилетия в РФ были доложены на заседании НЭС Морской коллегии 16 октября 2020 г. С.М. Шаповаловым, членом международной исполнительной планирующей группы по подготовке программы Десятилетия ООН Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО, руководителем рабочей группы Межведомственной национальной океанографической комиссии РФ (МНОК).

По итогам заседания было принято решение об информировании по данному вопросу Морской коллегии, на заседании которой 19 февраля 2020 года выступил заместитель министра науки и высшего образования, член Морской коллегии А.М. Медведев.

Морской коллегией было поручено Минприроды, Минсельхозу, ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Газпром», ПАО «ЛУКОЙЛ», АО «ОСК» направить предложения в Минобрнауки по включению в план мероприятий по участию РФ в Десятилетии. Однако на практике данное поручение до настоящего времени не выполнено и указанный план мероприятий по-прежнему находится в стадии формирования.

На состоявшемся 7 апреля 2021 г. заседании Научно-экспертного совета Морской коллегии, посвященного подготовке к предстоящему очередному заседанию коллегии, был повторно заслушан вопрос о мероприятиях по реализации Десятилетия ООН, посвященного наукам об океане в интересах устойчивого развития (2021-2030 гг.) в РФ. В докладе использовалась презентация, подготовленная С.М. Шаповаловым, дополненная рядом предложений, разработанных Институтом комплексных исследований национальной морской политики РТУ МИРЭА.

В докладе было акцентировано внимание членов НЭСа Морской коллегии на содержании работы, проделанной МНОК в рамках первого призыва к действиям в рамках Десятилетия, объявленного 15 октября 2020 г. с окончанием приема заявок 15 января 2021 г.

Данный призыв является первым из серии, которая будет запущена в рамках Десятилетия океана, и в нем особое внимание уделялось:

– крупномасштабным интернациональным преобразующим программам Десятилетия;

– крупномасштабным натуральным или финансовым взносам для обеспечения действий Десятилетия или затрат на координацию.

В итоге от РФ на рассмотрение МОК ООН были поданы исследовательские проекты:

– Комплексные многодисциплинарные исследования и мониторинг экосистем Северного Ледовитого океана и его морей (ААНИИ);

– Основы эффективной транснациональной консолидации в области морских исследований, образования и управления в северо-западной части Тихого океана и азиатских окраинных морях (ТОИ ДВО РАН);

– Геосистемы и минеральные ресурсы в переходных зонах «континент – океан» и открытом океане (ТОИ ДВО РАН);

– Комплексные многодисциплинарные исследования и мониторинг экосистем в стратегически важных районах Южной Атлантики (ААНИИ);

– Экологические предикторы эвтрофикации Балтийского моря в связи с планированием деятельности человека (АО ИО РАН);

– Комплексные многодисциплинарные исследования и мониторинг экосистем Азовского и Черного морей (ЮНЦ РАН);

– Цифровой двойник Каспийского моря (ИО РАН);

– Развитие системы предупреждения об опасных явлениях и угрозах, связанных с Мировым океаном (НПО «Тайфун»);

– Развитие потенциала (МГУ).

Таким образом, необходимо констатировать, что определенная работа в плане участия РФ в Десятилетии организована и осуществляется. Вместе с тем эта работа, по нашему мнению, может получить дополнительный импульс.

Национальный план действий

Во-первых. Генеральная Ассамблея ООН, утвердив план (дорожную карту) Десятилетия в качестве ориентира для государств – членов ООН, к которым относится и РФ, вправе рассчитывать, что именно на государственном уровне будет принят соответствующий документ, определяющий степень участия конкретного государства в общих международных усилиях.

Россия, создавшая и апробировавшая на практике в течение последних двух десятилетий ряд документов стратегического планирования в области морской деятельности, таких как Морская доктрина РФ, Стратегия развития морской деятельности РФ, ряд отраслевых стратегий, государственных и федеральных целевых программ в области морепользования, не может не иметь Национальный план действий по реализации целей и задач Десятилетия (Национальный план действий)! И если разработка исследовательских программ – дело научных организаций, то разработка Национального плана действий – это задача исполнительной власти.

Как представляется, инициатива по разработке Национального плана действий должна принадлежать Минобрнауки и может быть озвучена на заседании Морской коллегии при Правительстве РФ в мае 2021 года. В целях практической реализации данной инициативы необходимо также инициировать ряд поручений Морской коллегии федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти приморских регионов России, а также ряду организаций – крупнейших морепользователей.

Во-вторых. Что касается формы документа, то при разработке Национального плана действий предлагается взять за основу, например, Национальный план действий по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. № 2534-р.

Как представляется, указанная форма документа может быть в течение 4-5 месяцев наполнена содержанием, скомпилированным из существующих стратегий, концепций, программ федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти приморских регионов РФ и организаций – крупнейших морепользователей.

Такой подход позволит избежать необходимости оперативного решения самых «нерешаемых» вопросов, связанных с поисками источников дополнительного финансирования тех или иных конкретных мероприятий. Решить эти, безусловно, важные вопросы, возможно будет в плановом порядке при корректуре «базовых» документов, мероприятия из которых были включены в Национальный план действий.

Особый раздел в Национальном плане действий должны занять вопросы безопасного использования исторических прав России на трассы Северного морского пути и Арктического региона в целом.

Разработка указанного Национального плана действий может по поручению Морской коллегии осуществляться при сопровождении или на площадке НЭС Морской коллегии.

В-третьих. Организационная работа по реализации Национального плана действий может осуществляться МНОК через своих членов – представителей федеральных органов исполнительной власти и организаций, ответственных за реализацию мероприятий, включенных в план. В этих целях состав МНОК может быть соответствующим образом скорректирован.

Кроме того, представляется целесообразным организовать периодическое освещение в федеральных СМИ хода выполнения Национального плана действий.

В условиях продолжающейся политики жесткой конфронтации с США и применения к России дополнительных политических и экономических санкций позитивные шаги РФ в области реализации общечеловеческой инициативы ООН по сохранению и безопасному использованию ресурсов Мирового океана будут, безусловно, способствовать укреплению международного имиджа нашей страны.

Морские вести России №6 (2021)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ