Окно в Европу - Морские вести России

Окно в Европу

03.08.2021

Транспортная политика

Окно в Европу

Фото: Морские вети России / Кирилл Воловик

В Пассажирском порту Санкт-Петербург «Морской фасад» 3 июня состоялась торжественная церемония открытия постоянного морского многостороннего пункта пропуска через госграницу России в рамках программы приграничного сотрудничества «Россия – Юго-Восточная Финляндия 2014-2020». Проект, который носит название Multipass Port, начал свою жизнь 1 марта 2019 года. Согласно планам, реконструкция пункта пропуска уже полностью завершена, а финал всего проекта, продолжительностью в 30 месяцев, намечен на 31 августа 2021 года. Специальный корреспондент группы изданий «Морские вести России» Кирилл Воловик сообщил подробности реализации Multipass Port.

Из истории «Морского фасада» и проекта Multipass Port. Строительство пассажирского порта началось в 2005 году, а уже три года спустя порт принял первое судно с пассажирами на борту. 27 мая 2011 года, после полного завершения строительства и ввода объекта в эксплуатацию, 100% акций АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» были переданы городу.

Современный специализированный пассажирский порт «Морской фасад» обслуживает более 250 судозаходов и принимает более полумиллиона пассажиров в год. До ситуации с пандемией COVID-19 пассажиропоток ежегодно стабильно увеличивался – за 12 лет было принято более 2600 судозаходов и более 5 300 000 пассажиров.

В рамках программы приграничного сотрудничества «Россия – Юго-Восточная Финляндия» на период 2014-2020 годов между управляющим органом программы и АО «ПП СПб МФ» 21 февраля 2019 года был заключен договор о предоставлении гранта на реализацию проекта «Реконструкция постоянного морского многостороннего пункта пропуска через государственную границу РФ в морском порту «Пассажирский порт Санкт-Петербург» Multipass Port.

30 апреля 2021 года состоялась Межведомственная комиссия по проверке морского пункта пропуска, по итогам которой государственными контрольными органами подписан соответствующий акт о готовности пункта пропуска.

27 мая 2021 года Правительством России дано поручение государственным контрольным органам организовать работу по осуществлению пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через государственную границу РФ в морском порту «Пассажирский порт Санкт-Петербург» с 1 июня 2021 года, до издания приказа Минтранса России об открытии указанного пункта пропуска.
Таким образом, порт может полноценно принимать любые пассажирские суда и паромы длиной до 340 метров.

Таким образом, порт может полноценно принимать любые пассажирские суда и паромы длиной до 340 метров.

Финансирование работ по реконструкции пункта пропуска осуществлялось за счет собственных средств и средств гранта программы в размере 2 560 000 евро. В рамках проекта Multipass Port общая сумма затрат составила 3 296 743 евро. Всего же в реконструкцию пункта пропуска было инвестировано 514 млн. руб.

Партнером Пассажирского порта СПб выступает ХаминаКотка Сатама Оу / порт ХаминаКотка (Финляндия).

Цель и задачи Multipass Port. Основной целью проекта пассажирский порт считает обеспечение безопасного, надежного и эффективного пересечения границы России для пассажиров и транспорта. Проект преследует решение трех задач:

– создание в м орском порту ПП СПб условий для осуществления круглогодичного грузопассажирского паромного сообщения с возможностью приема и оформления грузовых автотранспортных средств, перемещаемых паромами;

– повышение уровня качества оказываемых услуг в пунктах пересечения границы, обеспечение контроля и безопасности пассажиров, транспорта и товаров за счет внедрения новых технологий контроля, мониторинга и высококвалифицированного персонала;

– развитие профессионального и делового сотрудничества между морским портом Санкт-Петербурга и портом ХаминаКотка для поддержки и активизации регулярного международного паромного сообщения в Балтийском море.

Подведение итогов. В рамках мероприятия состоялось заседание координационной группы проекта Multipass Port, которая была представлена замдиректора Департамента общеевропейского сотрудничества Министерства иностранных дел Российской Федерации Игорем Капыриным, заместителем председателя Комитета по транспорту Санкт-Петербурга Алексеем Львовым, заместителем директора по развитию АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» Андреем Петровым и коллегами из Финляндии, подключившимися к заседанию по видеосвязи.

Открывая заседание, И. Капырин отметил, что взаимодействие России с финскими партнерами при поддержке Еврокомиссии особо важно в общей совместной ответственности за результаты работы: «Насколько я уже могу судить, в проекте реализованы самые современные инженерные и электронные технологии вместе с правильными законодательными мыслями, и для меня как сотрудника МИДа очень важно, что в Multipass Port применяются электронные визы».

Директор по транспортным операциям порта ХаминаКотка Вилле Куйтунен подчеркнул, что Санкт-Петербург – фантастический город, который привлекателен не только в рамках российского масштаба, но и является фактором благополучия в том числе для многих регионов Финляндии: «Наши граждане часто забывают, что численность населения Санкт-Петербурга превышает численность населения Финляндии. Я всегда говорю всем своим друзьям, чтобы они просто съездили в Петербург, ощутили его атмосферу, посмотрели, что из себя представляет этот город. Это действительно один из ведущих мегаполисов Европы. Санкт-Петербург – важнейшая туристическая точка морских маршрутов, и в связи с этим развитие порта «Морской фасад» очень важно!»

По словам Куйтунена, пока пассажирское сообщение в порту ХаминаКотка не особо развито, поэтому сотрудничество с «Морским фасадом» привлекательно для Финляндии: «В будущем мы рассчитываем за счет партнерства развивать пассажирское направление и видим в этом большие перспективы».

Финалом заседания стало подведение итогов реализации проекта на сегодняшний день, которые представил заместитель директора по развитию АО «ПП СПб МФ» Андрей Петров. По его словам, в рамках Multipass Port построены объекты для приема и оформления автобусов, легковых автомобилей и трейлеров. Для этого была увеличена площадь автомобильного терминала порта на 1,5 гектара.

Петров подчеркнул, что с использованием средств гранта профинансировано строительство 15 инфраструктурных объектов пункта пропуска, в том числе здание досмотра и оформления товаров, весовой для грузовых автомобилей, точек пограничного контроля и т.д.

– Реализация проекта создаст условия для достижения следующих показателей пропускной способности порта, – пояснил А. Петров. – 416 судозаходов паромов в год, обработка и оформление до 45 000 автотранспортных средств в год, в том числе грузовых автомобилей до 8000, автобусов – 5000, а также легкового автотранспорта до 31 000.

По его словам, реализация Mulitpass Port имеет общественный, социальный и экономический эффект. «Завершение проекта позволит вывести на новый уровень развитие инфраструктуры для водного транспорта в историческом центре Санкт-Петербурга, создаст современные и комфортные условия для роста туристического потока и развития международного сотрудничества», – подчеркнул А. Петров.

Официально: зеленый цвет паромам. После заседания акцент события перешел на причалы порта, где пришвартован парусник. Именно там состоялась торжественная церемония открытия пункта пропуска через госграницу.

В церемонии приняли участие министр транспорта России Виталий Савельев, замминистра экономического развития России Дмитрий Вольвач, руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Андрей Лаврищев, вице-губернатор Санкт-Петербурга Максим Соколов, генконсул Финляндии в Санкт-Петербурге Саннамаариа Ванамо и и.о. генерального директора АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» Вадим Каширин.

Церемонию открытия пункта пропуска провел министр транспорта РФ Виталий Савельев. Он напомнил, что в ведении министерства находится 388 пунктов пропуска, которые ведомство поддерживает и обеспечивает их работу с 2016 года: «С этого времени было построено и реконструировано 65 пунктов пропуска. Конечно, мы уделяем большое внимание развитию пассажирского порта Санкт-Петербурга, и надеемся, что сегодняшнее открытие пункта пропуска обеспечит дальнейшее укрепление и сотрудничество торгово-экономических отношений с нашим соседом – Финляндией. Пункт пропуска позволит обслуживать 726 судов, в том числе 416 паромов. Мы считаем, что это знаковые цифры, которые позволят городу получить экономическую выгоду и обеспечат искомое взаимодействие и торгово-экономическое сотрудничество с другими странами».

Замминистра экономического развития России Дмитрий Вольвач подчеркнул, что пункт пропуска – это уникальный объект, один из девяти инфраструктурных объектов, включенных в программу приграничного сотрудничества «Россия – Юго-Восточная Финляндия»: «Несмотря на пандемию и ограничения, проект реализуется качественно и точно в срок. Министерство экономического развития РФ является национальным органом по координации программ приграничного сотрудничества. Мы в этом году закрываем пул программ, которые действовали с 2017 по 2021 год. Уже сейчас готовим нормативную базу для следующего набора программ и проектов до 2027 года».

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Максим Соколов отметил, что в период мировой пандемии ни рубля средств не было сокращено при реализации проекта Multipass Port.

На церемонии также выступила генконсул Финляндии в Санкт-Петербурге Саннамаариа Ванамо, причем впервые с официальным поздравлением на русском языке: «Данный проект очень важен для развития туризма между Россией и Финляндией. Туризм – это важнейшая область сотрудничества между нашими странами, он характеризуется своей высокой активностью. Пандемия показала, какую значимую роль играет туризм и общение между нашими гражданами, а также на то, как сильно мы ожидаем возобновления поездок особенно сейчас, когда это невозможно. Очень важную роль играют хорошие отношения, активное транспортное сообщение, налаженная инфраструктура и эффективное приграничное сотрудничество. Мы надеемся, что после пандемии будет более активно развиваться так называемый ближний туризм, и открытие пункта пропуска должно этому способствовать. Данный проект – это прекрасный пример взаимодействия между ЕС и Россией, приносящий конкретные результаты. Очень важно продолжать наше тесное сотрудничество».

Завершил церемонию и.о. генерального директора АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» Вадим Каширин. По его словам, хоть порт и молодой, но много внимания уделяет развитию и совершенствованию. Так, совместно с правительством Санкт-Петербурга на базе АО создан единый оператор круизно-паромных терминалов в городе.

В 2018 году порту передали дополнительно в оперирование комплекс «Морской вокзал» с шестью причалами, а в 2020 году – причальные комплексы на Английской набережной и набережной Лейтенанта Шмидта: «С учетом роста размерений круизных судов для обеспечения приемов судов 330 и более метров разработан и реализуется проект по строительству в пассажирском порту выносных палов, которые уже сейчас позволили увеличить длину причального фронта до 2212 метров. В целях создания условий для осуществления круглогодичного паромного сообщения пассажирским портом был реализован проект реконструкции пункта пропуска. В рамках проекта создана дополнительная инфраструктура для служб пограничного и таможенного контроля, которая позволяет оформлять все виды автотранспорта, перевозимого паромами. Наш проект является наиболее успешным в программе приграничного сотрудничества по качеству и степени его реализации. С возобновлением международного пассажирского сообщения паромы смогут самостоятельно опробовать функциональность и удобство нового пункта пропуска. Мы уже сейчас прорабатываем возможные варианты загрузки открываемого пункта пропуска, в том числе совместно с нашими партнерами из числа логистических компаний. Совместно с управляющим органом программы приграничного сотрудничества мы находимся на стадии реализации еще одного проекта в рамках данной программы, благодаря которому будет проведена реновация причального комплекса на набережной Лейтенанта Шмидта».

Символическое открытие реконструированного пункта пропуска было представлено перерезанием красной ленты. В этом торжественном моменте приняли участие все выступающие на церемонии.

Морские вести России №8 (2021)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ