В поисках судостроения нового облика - Морские вести России

В поисках судостроения нового облика

21.09.2021

Транспортная политика

В поисках судостроения нового облика

Фото:ПАО «СЗ «Северная верфь»

На заседании Морской коллегии при Правительстве РФ, проведенном в режиме видео-конференц-связи под председательством заместителя председателя правительства Ю.И. Борисова 18 мая 2021 г., рассматривались:
– выполнение Плана мероприятий по реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 года, утвержденной распоряжением правительства от 5 ноября 2020 г. 2868-р;
– проект ежегодного доклада президенту страны «О комплексной оценке состояния национальной безопасности РФ в области морской деятельности в 2020 году и предложения по ее обеспечению»;
– состояние и развитие водолазного дела;
– меры по сохранению объектов национального морского культурного наследия России и совершенствованию законодательства.

Александр Балыбердин, директор Института комплексных исследований национальной морской политики РТУ МИРЭА, зампредседателя НЭС Морской коллегии при Правительстве РФ, к.э.н.

Михаил Котенев, заместитель директора ИКИ НМП РТУ МИРЭА, ответственный секретарь НЭС Морской коллегии при Правительстве РФ

В целях подготовки к заседанию вопросы повестки дня предварительно рассматривались на заседании Научно-экспертного совета (НЭС) Морской коллегии (протокол № 1 (51).

Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2035 года направлена на создание нового конкурентоспособного облика судостроительной промышленности на основе развития научно-технического и кадрового потенциала, оптимизации производственных мощностей, их модернизации и технического перевооружения, а также совершенствования нормативно-правовой базы для удовлетворения потребностей государства и иных заказчиков в современной продукции судостроительной отрасли.

Этапы движения инвестпроектов

В настоящее время План мероприятий по реализации Стратегии судостроения реализуется по всем намеченным направлениям. На различных этапах реализации находятся крупные инвестиционные проекты по созданию новых и техническому перевооружению действующих мощностей:

– строительство комплекса крупнотоннажного судостроения ООО «ССК «Звезда»;

– модернизация ПАО «СЗ «Северная верфь»;

– создание современного судостроительно-судоремонтного завода в пгт. Жатай и современной «цифровой верфи» на базе АО «Онежский ССРЗ»;

– комплексная реконструкция АО «ДВЗ «Звезда»;

– выход на завершающую стадию строительства самого большого в стране сухого дока (48511414 м) на «ССК «Звезда».

Наиболее значительное влияние на развитие диверсификации на предприятиях ОПК оказывает реализация программы строительства промысловых судов с использованием принципа распределения «квот под киль» и субсидий российским организациям на строительство судов рыбопромыслового флота на верфях Дальневосточного федерального округа.

В целях содействия развитию производства высокотехнологичной и высокомаржинальной продукции судостроительной отрасли, а также обеспечения импортозамещения судового комплектующего оборудования и локализации его производства на территории Российской Федерации Минпромторгом России разработан ряд проектов нормативных правовых актов.

Для обеспечения импортозамещения электронной компонентной базы, используемой при производстве морской техники, в рамках госпрограммы «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности» планируется предоставлять субсидию на финансовое обеспечение части затрат на создание научно-технического задела и электронной компонентной базы и модулей.

Также Минпромторгом совместно с АО «Корпорация морского приборостроения» осуществляется формирование комплексных проектов в области судового приборостроения на 2021-2035 годы в обеспечение безусловного внедрения отечественных разработок.

В рамках госпрограммы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений» на базе АО «ЦНИИ «Курс» реализуется ОКР «Центр СКО-2», в рамках которого в текущем году должна быть создана «единая централизованная система, обеспечивающая повышение конкурентоспособности и качества судовых комплектующих изделий».

На заседании НЭС отмечалось: несмотря на то что с момента принятия Стратегии судостроения прошло чуть более года, изменение экономической ситуации в стране и мире ставит под угрозу реализацию инновационного сценария развития, который был принят в ней как базовый. Так, предполагалось развитие судостроения стабильными темпами на фоне устойчивого роста экономики, сопровождающегося плавным ростом курса доллара США по отношению к рублю с 58,3 руб. в 2017 году до 74,7 руб. в 2035 году. Реальные экономические условия не соответствуют сценарным и требуют внесения в Стратегию судостроения соответствующих корректив.

НЭС рекомендовал Морской коллегии поручить Минпромторгу России доработать План мероприятий по реализации Стратегии судостроения, включив в него меры, направленные на снижение рисков перехода отрасли на консервативный сценарий развития, а также меры по реализации направлений Стратегии, не охваченных действующим Планом (развитие кадрового потенциала, научно-техническое развитие, развитие экспортного потенциала, совершенствование нормативно-правовой базы в части планирования и обоснования заданий государственного оборонного заказа, создание производственных мощностей на базе государственно-частного партнерства по отдельным направлениям судового машиностроения, финансирование фундаментальных и поисковых исследований в обеспечение создания опережающего научного задела в интересах судостроения и т.д.).

НЭС рассмотрел предложения АО «ОСК» о необходимости внесения в федзакон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» изменений, предусматривающих:

– право юрлиц, указанных в пунктах 1, 2 и 3 части 2 статьи 1 закона 223-ФЗ, использовать при проведении закупочных процедур результаты аудита потенциальных поставщиков, проведенного юрлицом, указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 закона 223-ФЗ;

– право заказчика проводить квалификационный отбор возможных участников конкурентных закупочных процедур, планируемых для проведения в рамках всего периода строительства заказа;

– рассмотреть предложения АО «ОСК» об ужесточении требований к локализации судового комплектующего оборудования для морских судов, установленных постановлением правительства от 17 июля 2015 г. № 719, а также провести поэтапное увеличение таможенных пошлин на импорт судового комплектующего оборудования, и рекомендовал их к рассмотрению на заседании Морской коллегии.

Поручения Морской коллегии

Заслушав доклад директора Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Б.А. Кабакова по первому вопросу повестки дня, Морская коллегия дала ряд поручений, в частности:

Минпромторгу до 1 августа 2021 г. проработать вопрос о внесении необходимых изменений в План мероприятий по реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 года, предусмотрев меры по снижению рисков перехода отрасли на консервативный сценарий развития, а также меры по реализации направлений Стратегии, не охваченных действующим Планом.

С участием заинтересованных федорганов исполнительной власти и организаций продолжить работу по повышению уровня локализации производства судового комплектующего оборудования на территории РФ, в том числе за счет изменения таможенных пошлин на его импорт, а также внесения изменений в Перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в РФ, ввоз которого на территорию Федерации не подлежит обложению НДС, утвержденный постановлением правительства от 30 апреля 2009 г. № 372, в части исключения из указанного Перечня производимого в России судового комплектующего оборудования.

Морская коллегия поддержала вышеуказанные предложения АО «ОСК» и поручила Минфину, Минпромторгу, ФАС, Минэкономразвития их рассмотреть. Также в рамках этого вопроса был дан еще ряд поручений.

Минфину, Минпромторгу с участием заинтересованных федорганов исполнительной власти рассмотреть предложения о внесении изменений в НК РФ (пункт 23 части 2 статьи 149), предусматривающих установление нулевой ставки НДС в отношении работ (услуг) по ремонту судов, выполняемых российскими организациями, независимо от местонахождения этих организаций.

Минпромторгу совместно с Минфином рассмотреть возможность выделения в 2021 году дополнительных ассигнований из средств федбюджета на цели предоставления субсидий российским организациям на финобеспечение части затрат, связанных со строительством крупнотоннажных судов.

Минпромторгу, Минтрансу, Росморречфлоту с участием заинтересованных федорганов исполнительной власти и организаций подготовить предложения о внесении необходимых изменений в федзакон от 7 ноября 2011 г. № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с реализацией мер господдержки судостроения и судоходства», направленных на дальнейшее стимулирование гражданского судостроения.

Минпромторгу, Росморречфлоту совместно с АО «ОСК» сформировать рабочую группу по подготовке законопроекта о внесении изменений в федзакон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике», определяющих случаи, в которых необходимо проведение экспертизы и обоснование стоимости строительства судов.

Минпромторгу проанализировать ход реализации программы судостроения для Арктической зоны, в том числе в части ледокольного флота, и о результатах проинформировать Морскую коллегию.

Минпромторгу, ГК «Росатом» представить предложения по созданию в составе ФГУП «Крыловский государственный научный центр» полномасштабного стенда для проверки и настройки элементов системы электродвижения судов и сопровождения эксплуатации атомных ледоколов проекта 22220 и проекта 10510 с учетом ранее данного поручения заместителя председателя правительства Ю.И. Борисова.

Минпромторгу рассмотреть предложения АО «ОСК» о возможности предоставления доли судостроительного госзаказа гражданской продукции предприятиям судостроительного комплекса социально значимых регионов Крыма, Дальнего Востока и Севастополя.

Минпромторгу рассмотреть предложения правительства Астраханской области о строительстве судов для Каспийского бассейна, а также проработать вопрос квотирования привлекаемых и строящихся в рамках выделенных средств федбюджета и средств ПАО «ГТЛК» специализированных судов в целях использования на Каспийском бассейне, в том числе для международного плавания.

Минпромторгу проработать вопрос о целесообразности внесения изменений в порядок получения субсидий на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга на приобретение гражданских судов в течение года.

Минтрансу совместно с Минпромторгом, Минэкономразвития, Минфином и другими заинтересованными федорганами исполнительной власти с целью обеспечения условий для сохранения темпов строительства нового флота рассмотреть вопрос по внесению изменений в законодательные акты РФ, обеспечивающие продление правового режима Российского международного реестра судов на период до 2027 года.

Морская коллегия рекомендовала ЦБ РФ и заинтересованным федорганам исполнительной власти рассмотреть вопрос о необходимости увеличения возможностей АО «Российская национальная перестраховочная компания» по перестрахованию морских и речных судов, работающих на рынках, находящихся под санкциями иностранных государств.

По второму вопросу повестки дня заседания Морская коллегия с учетом состоявшегося обсуждения одобрила представленный главкомом ВМФ, заместителем председателя Морской коллегии адмиралом Н.А. Евменовым подготовленный Минобороны проект ежегодного доклада правительства президенту о состоянии национальной безопасности в области морской деятельности в 2020 году.

В документе состояние нацбезопасности в области морской деятельности в 2020 году в целом оценивается как удовлетворительное. Несмотря на сохранение негативных тенденций и угроз, оценка прогнозных показателей позволяет сделать вывод о том, что в 2021 году состояние нацбезопасности в области морской деятельности сохранится в основном на уровне предыдущего года при росте ее отдельных показателей.

Функциональные направления

Морская коллегия рассмотрела положение дел на функциональных направлениях национальной морской политики, где состояние оценивается как неудовлетворительное, и дала ряд поручений.

Наиболее сложное положение наблюдается в области геологического изучения Мирового океана, сложившаяся ситуация угрожает потерей позиций страны в этой области. В 2020 году общий объем финансирования геолого-разведочных работ (ГРР) в рамках госпрограммы «Воспроизводство и использование природных ресурсов» составил 37% от минимальной суммы финансовых контрактных обязательств. Регламентированные показатели финансирования работ за счет средств федбюджета демонстрируют «катастрофическое» состояние проведения морских геолого-разведочных работ в Международном районе морского дна как в целом, так и по направлениям. В 2021 году ожидается дальнейшее уменьшение объемов финансирования из федбюджета и, как следствие, уменьшение объемов работ с отставанием от графика, предусмотренного контрактами с Международным органом по морскому дну (МОМД).

Используемое в настоящее время технико-технологическое оборудование геологоразведки, а также научно-исследовательские суда (НИС) сильно изношены и не соответствуют современным международным требованиям. При этом следует отметить отсутствие в госпрограммах мероприятий по разработке и созданию технико-технологических средств разведки, добычи и переработки минерального сырья.

Основными организациями по экспедиционному геологическому изучению недр в Мировом океане являются АО «Южморгеология» и АО «ПМГРЭ», вошедшие в состав АО «Росгеология» в 2015 году вместе с пятью НИС. В соответствии с утвержденной Программой реализации непрофильных активов АО «Росгеология» предполагается осуществить перевод АО «ПМГРЭ» и уникальных судов: НИС «Академик Александр Карпинский», НИС «Южморгеология» и НИС «Аквамарин» в непрофильные активы и провести их продажу в 2021 году, что нанесет непоправимый вред и полную потерю ключевых компетенций.

Морская коллегия и ее НЭС поддержали позицию Минприроды о нецелесообразности отчуждения в 2021 году активов АО «Росгеология», в том числе НИС «Южморгеология», «Академик Александр Карпинский» и «Геленджик».

Минпромторгу, Минприроды, МИД, Минэкономразвития, Минфину, Минобрнауки, Роснедрам, Росгидромету, РАН совместно с заинтересованными федорганами исполнительной власти поручено проработать в установленном порядке и представить в декабре 2021 г. на заседании Морской коллегии проект программы «Освоение минеральных ресурсов Мирового океана, изучение Арктики, Антарктики», предусмотрев мероприятия по координации действий при выполнении геолого-разведочных исследований и освоении минеральных ресурсов Мирового океана.

Рекомендовано судовладельцам

С целью улучшения гидрометеорологического обеспечения морской деятельности Морская коллегия поручила:

Минприроды совместно с Минтрансом, Росрыболовством и с участием Российской палаты судоходства завершить согласование разработанного Росгидрометом порядка организации добровольных судовых гидрометеорологических наблюдений и рекомендовать всем судовладельцам возобновить или организовать добровольные судовые наблюдения с целью повышения гидрометеорологической безопасности мореплавания;

Минпромторгу, Минприроды, Росгидромету в целях замены достигших предельных сроков эксплуатации научно-экспедиционных судов включить в Стратегию развития судостроительной промышленности до 2035 года, утвержденной распоряжением правительства от 5 ноября 2020 г. № 2868-р, мероприятия по проектированию и строительству научно-экспедиционного судна для Росгидромета;

Минприроды, Минобрнауки, Минвостокразвития, Росгидромету, РАН представить согласованное научно-техническое обоснование необходимости проведения на ежегодной основе начиная с 2022 года комплексной морской научной экспедиции «Трансарктика».

Также Морская коллегия поручила Минобрнауки совместно с федорганами исполнительной власти, организациями и Межведомственной национальной океанографической комиссией РФ подготовить Национальный план действий по реализации объявленного ООН Десятилетия наук о Мировом океане, посвященного науке об океане в интересах устойчивого развития (2021-2030 гг.).

Морская коллегия поддержала разработку ФГБОУВО «МИРЭА – Российский технологический университет» концепции образовательной программы «Государственное управление морской деятельностью РФ». Председателю НЭС Морской коллегии Л.М. Клячко поручено направить концепцию образовательной программы в заинтересованные федорганы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации и предприятия для предложений.

Морская коллегия поддержала работу Минобороны по развитию нормативной правовой базы и документов стратегического планирования морской деятельности и дала поручение подготовить предложения по разработке Стратегии развития морской деятельности РФ на период до 2035 года.

С информацией о состоянии и развитии водолазного дела выступил заместитель министра ЧС В.Н. Яцуценко. Морская коллегия одобрила положение о Межведомственной комиссии по водолазному делу Морской коллегии и ее состав.

Морская коллегия поручила:

МЧС, Минтрансу совместно с заинтересованными федорганами исполнительной власти, РАН и Межведомственной комиссией по водолазному делу Морской коллегии поручено организовать разработку проекта Концепции развития водолазного дела в РФ на период до 2035 года;

Минздраву, Минтруду, ФМБА с участием заинтересованных федорганов исполнительной власти и организаций рассмотреть предложения МЧС по вопросам охраны здоровья лиц, занятых на водолазных работах, включая организацию их медицинского обеспечения. По вопросам, требующим законодательного и нормативно-правового регулирования, внести предложения в правительство;

ФМБА поручено рассмотреть предложения МЧС по созданию в структуре многопрофильных медицинских организаций центров (отделений) баротерапии и водолазной медицины, а также по их использованию для лечения COVID-19;

Минпромторгу совместно с МЧС, Минобороны и другими заинтересованными федорганами исполнительной власти подготовить предложения по развитию производства водолазного снаряжения и оборудования, а также подготовить и реализовать в 2022-2025 гг. комплекс НИОКР по созданию техсредств для проведения водолазных работ.

Морское культурное наследие

С информацией о мерах по сохранению объектов национального морского культурного наследия РФ и совершенствованию законодательства выступил первый заместитель министра культуры С.Г. Обрывалин.

В настоящее время в законодательстве отсутствуют нормы, определяющие порядок выявления, государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия в пределах акваторий внутренних морских вод и территориального моря. В соответствии с Конституцией эти акватории не входят в территорию прилежащего субъекта Федерации. В то же время федзаконом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ» практически все полномочия по госохране и сохранению объектов культурного наследия (ОКН) отнесены к ведению органов госвласти субъектов РФ. И они не вправе осуществлять полномочия за пределами своей территории.

В соответствии с пунктом 3 статьи 20 федзакона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» полномочия органов субъектов Федерации в части ОКН в данных акваториях должны быть определены «федеральными законами». Такой законопроект был внесен Заксобранием Санкт-Петербурга, принят в первом чтении Госдумой в феврале 2020 года. Законопроект предполагает распространить в части ОКН на указанные акватории юрисдикцию органов госвласти прилежащих субъектов Федерации.

Участники заседания отмечали, что отсутствие законодательного закрепления правового статуса «музейного судна» препятствует сохранению уникальных объектов морского наследия (исторических судов и кораблей) в стране. Связано это с тем, что к музейным судам, которые не эксплуатируются в море по прямому назначению, сегодня предъявляются те же нормы и требования, что и к обычным, что делает содержание музейных судов крайне затруднительным и экономически невыгодным.

Морская коллегия поручила Минкультуры, Минфину, Минобороны, Минтрансу, госкорпорации «Росатом» совместно с заинтересованными федорганами исполнительной власти и организациями создать рабочую группу по подготовке проекта нормативного правового акта, устанавливающего статус «музейное судно» с учетом особенностей содержания и эксплуатации судов такого рода.

Межведомственная комиссия по морскому культурному и историческому наследию Морской коллегии считает целесообразным возродить традицию называть ледокольные суда именами былинных героев и назвать один из строящихся атомных ледоколов «Святогором», тем самым будет передана символическая эстафета поколений и продолжены славные традиции освоения Арктики. Морская коллегия поручила Минпромторгу рассмотреть предложения о присвоении имени «Святогор» одному из строящихся ледоколов.

По инициативе Музея Мирового океана в России 9 мая 2020 года состоялась акция «Гудок Победы» – ровно в 12 часов 00 минут после сообщения о безоговорочной капитуляции Германии прозвучали победные гудки на всех судах музея и ОСК, а также на кораблях Северного, Черноморского и Балтийского флотов. В целях сохранения памяти о беспримерном подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. предлагается с 2021 года акцию «Гудок Победы» сделать ежегодной и общероссийской и пригласить к участию экипажи судов и кораблей под российским флагом.

Морская коллегия предложила Минкультуры рассмотреть предложения ФГБУК «Музей Мирового океана» о целесообразности включения акции «Гудок Победы» в перечень ежегодных и общероссийских мероприятий, проводимых в День Победы в Великой Отечественной войне.

Морские вести России №10 (2021)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ