«Полярный экспресс» обустроит Российскую Арктику - Морские вести России

«Полярный экспресс» обустроит Российскую Арктику

12.10.2021

Транспортная политика

«Полярный экспресс» обустроит Российскую Арктику

Фото: Кирилл Воловик

В Мурманске 5 августа стартовал «Полярный экспресс» – проект по строительству подводной трансарктической волоконно-оптической линии связи (ВОЛС). Он свяжет Европу и Азию через арктическую зону России по трассе Севморпути.

Тематический пресс-тур и торжественную церемонию старта прокладки кабеля от Териберки до Амдермы посетил наш специальный корреспондент.

Кирилл Воловик

В 2020 году Минтранс России, Росморречфлот и Росморпорт приступили к реализации проекта по строительству подводной трансарктической ВОЛС по маршруту Мурманск – Владивосток с точками выхода по трассе Севморпути. «Полярный экспресс» позволит подключить к новой подводной ВОЛС районы арктического побережья России и Дальнего Востока.

На Росморречфлот и Росморпорт возлагаются стратегические задачи, которые связаны с сопутствующим развитием инфраструктуры и портовых мощностей Арктического региона.

Оператором ВОЛС назначено ФГУП «Морсвязьспутник», оно же обеспечит взаимодействие с потенциальными международными партнерами. За производство самих кабелей и их развертывание (генеральный подрядчик) отвечает «Управление перспективных технологий».

Проект «Полярный экспресс» можно по праву считать уникальным за счет своего маршрута. Он обеспечит возможность включения в существующие магистральные ВОЛС с маршрутами на Европу, Азию и Америку.

Линию характеризует:

• географически кратчайший маршрут между Европой, Азией и Америкой, не имеющий на данный момент аналогов и обеспечивающий минимальный уровень задержки сигнала по сравнению с традиционными южными маршрутами;

• высокотехнологическая магистральная линия связи с возможностью дальнейшего наращивания пропускной способности за счет как наземного (берегового) оборудования, так и применения новейших решений в области волоконно-оптической связи;

• логичное и существенное продолжение развития мировой инфраструктуры магистральных сетей в условиях высокой потребности в дополнительных мощностях вследствие экспоненциального роста международного IP-трафика на маршрутах Европа – Россия / Европа – Азия / Америка – Азия.

Стоимость проекта оценивается в 65 млрд рублей.

Что проект дает конкретно Мурманску? Во-первых, рабочие места. Уже сейчас на заводе УПТ трудоустроены мурманчане, обученные узкой специальности. На флоте, который участвует в прокладке, задействованы порядка 150 человек, преимущественно тоже местные жители.

Помимо прочего, для региона складывается благодатная почва для подключения высокоскоростной связи и доступа к высокоскоростному интернету.

Техническая сторона проекта

Пресс-тур начался с пресс-конференции, в которой приняли участие генеральный директор ФГУП «Морсвязьспутник» Андрей Куропятников и генеральный директор АО «Управление перспективных технологий» Алексей Стрельченко. Обсуждались ближайшие перспективы строительства и реализация с технической точки зрения.

Основная суть этапа Мурманск – Владивосток в рамках «Полярного экспресса» – это развертывание ВОЛС на 12 600 километров с заходами во все порты арктического побережья. Первая точка на маршруте – Териберка, где уже расположена береговая станция завода УПТ. Оттуда кабелеукладчик проследует в Амдерму (Ненецкий АО), порты Диксон, Тикси, Певек, Анадырь, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Находка (там находится станция космической связи «Морсвязьспутника») и Владивосток.

Подводно-волоконный кабель содержит 12 оптических волокон (ОВ). Они распределяются так: две пары ОВ для организации прямой связи на магистральном участке Мурманск (Териберка) – Владивосток протяженностью 12 650 км; две пары ОВ для организации четырех независимых ответвлений к промежуточным объектам в пунктах Амдерма, Диксон, Тикси, Певек, Анадырь, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск; две пары ОВ для организации магистрального резерва на перспективу развития всей сети связи. Пропускная способность волокон варьируется от 52 до 104 тб/сек.

По пути следования расположено 150 регенераторов, которые используют усиленный оптический сигнал. Кабель имеет в том числе и одну питающую жилу, которая должна запитывать все усилители. Конечное напряжение, подаваемое по линиям, составляет 12,5 киловольта.

Как будет проходить укладка? Во всех точках маршрута будет происходить горизонтально-направленное бурение. То есть будет буриться береговая черта, и на расстоянии 300-400 метров выводиться труба из-под земли. Это необходимо для того, чтобы дать возможность подойти к берегу судам с большой осадкой и начать работать. А также для защиты кабеля при переходе через береговую черту от прибоя, промерзания, торошения и других природных катаклизмов.

После того как пробурят выходы, туда заведут кабель, который протащат к береговым станциям, где подключается все оборудование и подается питание. Судно же проследует до следующей точки маршрута.

Все работы по прокладке кабеля проводятся под круглосуточным контролем, причем контролируется как целостность волокон, так и целостность электропитательного оборудования.

«Важный момент: кабель укладывается с углублением в морское дно на глубину до полутора метров, – говорит Алексей Стрельченко. – Это делается для защиты от различных факторов. Например, в Баренцевом море необходима защита от человеческого фактора, защита от траления, защита от постановки судов на якорь. В Карском море или на Балтике – от экзарации».

Какие будут использованы кабели

Теперь о самих подводных кабелях. Они имеют определенную специфику, которая связана, во-первых, с механической прочностью. Кабели должны выдерживать нагрузку на разрыв до 60 тонн. Это связано с поперечными нагрузками (те же самые риски, связанные с постановкой судов на якорь и т.д.). И наконец, важна герметизация кабелей.

В подобных проектах задействуют кабели различных типов. При глубинах около 500 метров используются легкие кабели, у которых нет брони, а есть только оптические жилы. Также используются компоненты с броней – одинарной и двойной. Двойная, как правило, используется при прокладке до глубин 350 метров. Есть и тяжелые, трехбронные, для участков, где их нельзя зарыть – возле скал и камней.

«В силу особенностей нашего проекта используем только кабель с двойной броней, – поясняет А. Стрельченко. – Вес такого кабеля достигает двух с половиной – трех тонн. Поэтому у производства подобной продукции есть определенная специфика».

Подводные кабели УПТ производит из отечественных материалов, за исключением волокна – его пока везут из-за рубежа. Однако есть предпосылки к тому, что в ближайшей перспективе перейдут на отечественный вариант – предприятие в Саранске изготовило первые образцы.

Срок эксплуатации подобных кабелей – 25 лет. Следует отметить, что кабели ремонтопригодны, и эксплуатанты видят, что происходит с ними на трассе с точностью до метра – от изгибов до затухания.

Немного о береговых станциях

Что представляют собой береговые станции, расположенные на всех точках маршрута прокладки кабеля? Это модули контейнерного типа в специальном арктическом исполнении. Их производят в Пскове, на одном из заводов УПТ.

В модулях размещают все необходимое для работы оборудование: приемопередающие устройства, оборудование электропитания, контроля направления и устройства аварийного питания (дизель-генераторы). Подобные станции можно эксплуатировать в необслуживаемом режиме, однако за работой все-таки следят диспетчеры.

«В Амдерме мы попытаемся развернуть для работы ветрогенераторы, – пояснил глава УПТ. – Не знаю, получится ли, но было бы отлично иметь альтернативные решения в качестве источников питания».

В чем особенность тех станций, которые будут располагаться на маршруте? Вместо привычных станций с горизонтальной осью вращения будут произведены и установлены станции с вертикальной осью вращения, с гораздо более меньшим диаметром, с меньшим воздействием на экологию и низким шумом. Диаметр лопастей составит 6 метров, мощность – 30-40 кВт.

О флоте «Полярного экспресса»

В развертывании линии будет задействована группа специализированных судов АО «Управление перспективных технологий», выполняющих морские изыскания, гидрографические и гидрологические исследования, а также подводно-технические работы, включая расчистку маршрута и прокладку волоконно-оптической линии связи с заглублением в грунт.

Всего 9 судов: 2 – специального назначения (кабельные суда), 2 – обеспечения, 2 – научно-исследовательских, многоцелевое, буксир и катер для обеспечения водолазных работ. Важно отметить, что все работы по проекту могут вестись только по «чистой» воде, а значит – только в условиях достаточно ограниченного окна навигации в Арктике. Например, в Карском море с июля по октябрь. Все суда ходят под флагом РФ, экипажи полностью российские.

Два кабелеукладчика отличаются водоизмещением: одно имеет 11 тыс. тонн, другое – 6,5 тыс. тонн. В рамках проекта они будут работать параллельно.

Перед этим в работу вступают НИС, которые будут производить научно-исследовательские изыскания, изучать геологию и глубины, «рисовать» профиль дна. В настоящее время научно-исследовательские суда УПТ ведут изыскательские работы в районе Диксона.

Суда снабжения будут заниматься транспортировкой всего необходимого для работы, обеспечивать смену экипажей.

Водолазы будут следить за горизонтально-направленным бурением.

О кабелеукладчике, который открыл прокладку, пойдет речь чуть позже.

«Цифровой хребет Арктики»

Проект был анонсирован в ноябре 2020 года и реализуется по заказу Минтранса РФ. С этого момента, как отметил гендиректор «Морсвязьспутника» Андрей Куропятников, проведен ряд встреч как с российскими компаниями, так и с зарубежными.

«Алексей Алексеевич (Стрельченко, гендиректор УПТ. – Прим. ред.) говорил, что будет формироваться «цифровой хребет Арктики», – пояснил А. Куропятников. – Действительно, он позволит обеспечить цифровое развитие регионов арктического побережья России».

По его словам, в настоящий момент переговоры продолжаются. Среди партнеров уже числятся такие гиганты, как «Росатом» и ПАО «Мобильные телесистемы». Оно и понятно, ведь первый выступает структурным оператором Севморпути, и таких возможностей для работы на трассе больше нет ни у кого. А МТС позиционируется «социальным вектором» в сотрудничестве, потому что регионы заинтересованы в развития всех технологий, услуг связи и интернета.

Что касается зарубежных компаний, то пока никакой конкретики по этой теме нет. Переговоры ведутся, стороны присматриваются к «Полярному экспрессу», и как только будет какая-то ясность, участники обязательно обо всем расскажут. Проект открыт и уже вызывает интерес, особенно у иностранных компаний, которые рассматривают возможность транзита по СМП. Например, географически компании, интересующиеся «Полярным экспрессом», находятся в Европе, Скандинавии и США.

Аналога проекту нет

Пресс-конференция и выступления спикеров вызвали бурное обсуждение среди присутствующих представителей СМИ. Вопросов по реализации проекта было хоть отбавляй. Оно и ясно, потому что проект, во-первых, действительно прорывной, и не только для Арктики и России, но и для мира, во-вторых, буквально год назад мы провожали НИС «Профессор Логачев» Росгеологии для начала исследований дна в рамках проекта Arctic Connect, которым занимались «МегаФон» и финская компания Cinia. Но уже в мае 2021 года «МегаФон» заморозил развитие проекта из-за «пассивного поведения партнеров», хотя в целом и «Полярный экспресс», и Arctic Connect должны были провести ВОЛС по Севморпути с дальнейшими перспективами в использовании линий.

Один из первых вопросов, который прозвучал в адрес докладчиков, заключался в темпах реализации проекта: указанные сроки – это много или мало? А. Стрельченко заметил, что шесть лет для такого проекта – это невероятно ударные темпы реализации, потому что в мире ничего подобного никто не делал.

А. Куропятников присоединился к замечанию и подчеркнул, что по очевидным причинам компаниям придется столкнуться с серьезными проблемами и трудностями, которые предстоит преодолевать: «Мы посмотрели на зарубежный опыт. Существуют похожие проекты, например, на Аляске, но там широта залегания кабеля южнее и протяженность меньше. Аналога нашему проекту нет, спросить не у кого, будем сами нарабатывать».

Уже известно, что в планах компаний-участников заложено дальнейшее развитие проекта. Существует обозначенный маршрут с главными точками на Севморпути. Именно здесь будут прокладываться магистральные линии, а уже от береговых станций пойдут локальные линии в те места, где присутствует большая потребность в услугах связи. За их работу и обслуживание уже будут отвечать местные организации и компании.

Что касается планов «Морсвязьспутника» вокруг «Полярного экспресса», то вместе с партнерами предприятие обсуждает перспективы развития сервисов и систем, которые могли бы быть реализованы с использованием такого серьезного инфраструктурного проекта. Рассматривается возможность создания центров обработки данных, а также дальнейшего развития 5G- и даже 6G-сетей.

Масса интересных решений, по словам главы «Морсвязьспутника», находится в плоскости беспилотного транспорта. Например, для горнодобывающих компаний, которые добывают полезные ископаемые в Арктике, прорабатываются беспилотные самосвалы, способные добывать руду самостоятельно.

Вместе с этим будет прорабатываться и развитие систем управления движением судов, в котором примут участие как Росморречфлот, так и Росморпорт.

Новый завод на карте Мурманска

После пресс-конференции в рамках тематического пресс-тура всем участникам было предложено посетить совершенно новый завод УПТ, где располагается производство подводных кабелей для трансарктической линии связи.

Предполагается, что новое предприятие создаст 300 высокотехнологичных рабочих мест. Уже сейчас здесь трудоустроены 85 человек, причем все мурманчане. Из них 17 женщин. Следует подчеркнуть, что сотрудники были обучены производству кабеля с нуля, процесс занял от 3 до 6 месяцев.

В настоящее время объем производства составляет 150 километров кабеля в месяц, то есть около 2000 километров в год. На следующий год, по словам гендиректора УПТ, эта планка достигнет 3000 километров в год.

Сейчас на предприятии полноценно функционирует один цех, где расположены китайские и немецкие станки, однако есть и исключительно отечественные решения. Например, линия автоматической сварки на заводе полностью разработана специалистами УПТ из Пскова. Всего на заводе в Мурманске сегодня 25 станков.

Параллельно идет реконструкция второго цеха, где будут расположены мощности по созданию всей линейки продукции для заказчиков под ключ. В том числе и производство береговых станций модульного типа.

По мнению компаний – участников проекта, одного подобного завода и его мощностей вполне достаточно для реализации «Полярного экспресса». И альтернатив с точки зрения других мест или городов для создания нового завода не рассматривалось.

Важная задача «Нортэн Вэйв»

Кульминацией первого дня пресс-тура стало посещение двух кабелеукладчиков компании «УПТ» – «Яуза» и «Нортэн Вэйв».

На плечи второго кабелеукладчика, который имеет водоизмещение поменьше «Яузы», выпала роль первому отправиться в Териберку, откуда он начнет укладывать кабель по направлению в Амдерму.

Первой операцией «Нортэн Вэйва» станет подъем выведенного на расстоянии 4 километров от берега в Териберке конца кабеля для производства монтажа стартовой муфты – соединения конца с кабелем, который находится на судне. К слову, на «Нортэн Вэйв» загружено 450 километров кабеля, в который вмонтировано 15 усилителей и 2 выравнивателя (порядка 800 километров кабеля погружены на «Яузу», которая приступит к работе позже). Скорость прокладки кабеля с заглублением составляет 7-7,5 мили в сутки, без – порядка 25 миль в сутки.

Первичное заглубление «Нортэн Вэйв» займет 25 суток. После этого к работе подключится кабелеукладчик побольше – «Яуза».

Экипаж «Нортэн Вэйва» – это 18-20 человек, которые отвечают за движение судна, и 32 человека – за прокладку, с учетом трех смен, потому что работа идет круглосуточно.

«Нортэн Вэйв» имеет динамическое позиционирование, так как в подобных операциях крайне необходимо «стоять» на месте продолжительное время, чтобы избежать разрыва кабеля во время развертывания.

Звучат фанфары, раздается судовой гудок. «Нортэн Вэйв» отдает швартовы и плавно отдаляется от «Яузы». Судно прощается с Мурманском и соседом, его ждет важная задача в Териберке – открыть «Полярный экспресс».

Морской флот №4 (2021)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ