Частная морская охранная деятельность - Морские вести России

Частная морская охранная деятельность

09.08.2022

Транспортная политика

Частная морская охранная деятельность

Фото: commons.wikimedia.org

В результате роста масштабов пиратства в западной части Индийского океана и Аденском заливе, особенно в период с 2005 по 2009 год, для охраны торговых судов в этом регионе стали активно привлекаться частные морские охранные компании (ЧМОК) и частный наемный персонал вооруженной охраны (ЧНПВО).

В настоящее время использование охранных компаний является достаточно распространенной практикой не только в Аденском заливе, но и в других пиратоопасных районах Мирового океана. Несмотря на то что российским законодательством деятельность ЧМОК не предусмотрена и не регулируется, отечественные судоходные компании также прибегают к услугам таких организаций, зарегистрированных за рубежом.

Сергей Семенов, начальник ФБУ «Служба морской безопасности»

ИМО согласилась молча

Позиция Международной морской организации (ИМО), являющейся специализированным учреждением ООН, по этому вопросу сильно менялась с течением времени и развитием угроз судоходству. Так она эволюционировала от «ношение и применение огнестрельного оружия для личной защиты или защиты судна настоятельно не рекомендуется» в 1993 г. и «государствам флага следует решительно препятствовать ношению и применению огнестрельного оружия моряками для личной защиты или для защиты судна» в 2009 г. до нынешней позиции молчаливого признания того, что размещение вооруженного персонала службы безопасности на борту судов стало общепринятой практикой отрасли и государств флага при определенных обстоятельствах.

Принимая во внимание вновь сложившуюся объективную реальность, ИМО разработала руководства и рекомендации относительно деятельности ЧМОК и ЧНПВО. В настоящее время вопросы их пребывания и работы на борту судов рассмотрены достаточно подробно (см. табл. 1).

Табл. 1. Основные документы ИМО

Номер и дата документа ИМО

Название документа на русском языке

Циркуляр Комитета по безопасности на море ИМО (КБМ) MSC.1/Circ.1443 (от 25 мая 2012 г.)

Временное руководство для частных морских охранных компаний, предоставляющих частный наемный персонал вооруженной охраны на суда в районе высокого риска.

Циркуляр КБМ MSC.1/Circ.1405/Rev.2 (от 25 мая 2012 г.)

Пересмотренное временное руководство для судовладельцев, операторов и капитанов судов по использованию частного наемного персонала вооруженной охраны на судах в районе высокого риска.

Циркуляр КБМ MSC.1/Circ.1406/Rev.3 (от 12 июня 2015 г.)

Пересмотренные временные рекомендации для государств флага в отношении использования частного наемного персонала вооруженной охраны на судах в районе высокого риска.

Циркуляр КБМ MSC.1/Circ.1408/Rev.1 (от 16 сентября 2011 г.)

Пересмотренные временные рекомендации для государств порта и прибрежных государств в отношении использования частного наемного персонала вооруженной охраны на судах в районе высокого риска.

Циркуляр КБМ-ФАЛ MSC-FAL.1/Circ.2 (от 22 сентября 2011 г.)

Вопросник по информации о требованиях государства порта и прибрежного государства относительно частного наемного персонала вооруженной охраны на судах..

Циркулярное письмо № 3366/Add.1 (от 17 июля 2014 г.)

Напоминание о предоставлении информации в связи с циркуляром MSC-FAL.1/Circ.2 о вопроснике по информации о требованиях государства порта и прибрежного государства относительно частного наемного персонала вооруженной охраны на судах.

Временное руководство для частных морских охранных компаний, предоставляющих частный наемный персонал вооруженной охраны на суда в районе высокого риска, является базовым документом ИМО по вопросу использования ЧНПВО. При этом необходимо учитывать, что его следует рассматривать вместе с указанными в таблице циркулярами ИМО.

Необходимость специализированного руководства именно для частных морских охранных компаний ИМО обосновывает тем, что документ Монтре о соответствующих международно-правовых обязательствах и передовой практике для государств, имеющих отношение к операциям частных военных и охранных компаний во время вооруженного конфликта, и Международный кодекс поведения частных поставщиков охранных услуг являются полезными ориентирами для ЧМОК, но не имеют непосредственного отношения к ситуации с пиратством и вооруженным разбоем в морской сфере и не обеспечивают достаточного руководства для ЧМОК.

Одной из целей руководства было оказание содействия в разработке международного стандарта для частных морских охранных компаний. Международная организация по стандартизации по поручению ИМО в 2015 г. разработала требования ISO 28007-1:2015 (Суда и морские технологии – Руководство для частных морских охранных компаний, предоставляющих частный наемный персонал вооруженной охраны на суда), которым должна соответствовать ЧМОК.

Главная роль государства флага

ИМО определяет главную роль государства флага в регулировании использования ЧНПВО на борту судов. Статья 16.7 части В Международного кодекса по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС) определяет, что «если Договаривающееся правительство разрешает применять огнестрельное оружие, то оно должно выпустить специальное руководство по безопасному применению этого оружия». В циркуляре КБМ MSC.1/Circ.1406/Rev.3 отмечается, что именно государство флага определяет целесообразность и законность использования ЧНПВО. Ему предписывается требовать от заинтересованных сторон соблюдения всех соответствующих требований не только со стороны государства флага, но и порта, и прибрежных государств.

Государства флага должны разработать политику в отношении использования ЧНПВО, при этом желательно рассмотреть вопрос о том, будет ли использование ЧНПВО:

– разрешено в соответствии с национальным законодательством государства флага;

– необходимой мерой на судах, плавающих под их флагом в районе высокого риска, в некоторых обстоятельствах для усиления мер охраны, принятых в соответствии с рекомендациями и руководствами, разработанными и распространенными ИМО, включая «Наиболее эффективные методы защиты» (BMP5), разработанные в отрасли.

Если использование ЧНПВО будет государством флага определено как надлежащая и законная мера, ему необходимо установить политику, которая может включать, в частности:

– минимальные критерии или требования, которым должен соответствовать ЧНПВО, с учетом соответствующих аспектов, изложенных в пересмотренном временном руководстве для судовладельцев, операторов и капитанов судов по использованию частного наемного персонала вооруженной охраны на судах в районе высокого риска (циркуляр MSC.1/Circ.1405/Rev.2);

– гарантии того, что ЧМОК, использующая ЧНПВО на судах, имеет действующую аккредитацию по сертификации ИСО 28007-1:2015 или отвечает соответствующим национальным требованиям;

– порядок выдачи разрешений на использование ЧНПВО, который, как было определено, отвечает минимальным требованиям для судов, плавающих под его флагом;

– порядок получения разрешения судовладельцами, судовыми операторами и судоходными компаниями на использование ЧНПВО;

– сроки и условия выдачи такого разрешения, а также ответственность за выполнение его положений.

Перевозка ЧНПВО, огнестрельного оружия и соответствующего охранного оборудования регулируется законодательством и политикой государства флага, которое определяет, следует ли выдавать на это разрешение и на каких условиях. Перевозка, использование и применение ЧМОК и ЧНПВО оружия и силы также находятся в фокусе внимания Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН).

Плавучие арсеналы

Управлением в 2020 г. было выпущено руководство «Преступления на море: Руководство для практикующих специалистов в области уголовного правосудия», имеющее два приложения, непосредственно затрагивающих деятельность ЧМОК и ЧНПВО: «Приложение А: Краткое изложение законов, регулирующих плавучие склады оружия и их эксплуатацию» и «Приложение В: Руководство по применению силы частными охранными компаниями».

В Приложении А изложены результаты анализа правового статуса плавучих арсеналов (ПА), который был проведен с учетом замечаний различных секций УНП ООН, ИМО и отдела по вопросам океана и морскому праву Управления ООН по правовым вопросам, а также комментариев участников совещания экспертов по праву глобальной программы УНП ООН по борьбе с морской преступностью, состоявшегося в Коломбо в июне 2018 г.

УНП ООН констатирует, что для ПА не существует отдельного правового статуса или особой правовой классификации, кроме случаев, когда они определяются на межгосударственной основе в рамках реестров государств флага. Никакой централизованной системы регистрации оружия и регистрации самих ПА (помимо регистраций государств флага) не существует. Деятельность ПА напрямую не регулируется никакими международными документами. Тем не менее целый ряд международных законов, а также некоторые национальные системы регулирования в той или иной степени распространяются на деятельность ПА.

Хотя термин «плавучий арсенал» предполагает, что ПА прежде всего арсеналы, и их статус плавучего средства вторичен по отношению к статусу арсенала, но это не совсем так. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву (ЮНКЛОС) ПА в первую очередь являются торговыми судами, поэтому морское право имеет для них первостепенное значение. Следовательно, рассмотрение правового статуса ПА и, в свою очередь, оружия на нем проводится в контексте морского права.

Одним из наиболее актуальных для ПА правовых вопросов является право мирного прохода через территориальное море. Статьи 17-26 ЮНКЛОС содержат руководящие указания по мирному проходу, однако в настоящее время нет единства мнений государств относительно мирного прохода судов с оружием на борту в случаях, когда это оружие не является частью опечатанного груза судна.

ПА обычно действуют за пределами территориального моря и прилежащей зоны и, следовательно, в рамках исключительной юрисдикции своего государства флага. Поэтому право государства флага имеет первостепенное значение для регулирования деятельности ПА.

Любое нарушение ПА применимых международных или национальных законов, происходящее в территориальном море государства порта, любое продолжающееся нарушение, происходящее в открытом море, любое экстерриториальное действие, в отношении которого существует двустороннее соглашение о помощи, или любое загрязнение, рассматриваемое в статье 218 ЮНКЛОС, может рассматриваться властями государства порта.

В соответствии с Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС) все суда под флагом свыше 500 брутто-тонн должны соответствовать Международному кодексу управления безопасностью (МКУБ). Помимо прочего, МКУБ требует, чтобы суда имели процедурное руководство по действиям на борту судна в различных ситуациях. Учитывая характер деятельности ПA, такое руководство будет отличаться от руководства для обычного торгового судна. Однако решение о соответствии руководства МКУБ остается за администрацией государства флага, и в настоящее время между государствами флага не существует признанных единых требований или стандартов.

Также в соответствии с СОЛАС все суда под флагом свыше 500 брутто-тонн должны соответствовать Кодексу ОСПС. Контроль, применяемый к ПА при оценке соблюдения требований Кодекса ОСПС, теоретически должен отличаться от контроля, применяемого к обычным торговым судам, однако ответственность за такой контроль лежит на государстве флага, и его критерии могут сильно варьироваться.

Кроме норм морского права необходимо иметь в виду основные международные документы, применимые к оружию и арсеналам на борту ПА:

• Программа действий по предотвращению и искоренению незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями во всех ее аспектах и борьбе с ней.

• Эмбарго и санкции.

• Договор о торговле оружием ООН.

• Протокол об огнестрельном оружии, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности.

Кроме того, услуги, оказываемые ПА, могут подпадать под регулирование международных актов, направленных против:

• отмывания денег и финансирования терроризма – государство регистрации компаний, владеющих и/или эксплуатирующих ПА, несет ответственность за возможную причастность ПА к такой деятельности;

• незаконных актов на море – ПА и их деятельность подпадает под действие Конвенции 1988 г. о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, и протокола к ней 2005 г.

Деятельность лиц, участвующих в деятельности ПА, охватывается тремя основными правовыми аспектами, регулируемыми трудовым законодательством, законами о торговле оружием и законами о неотвратимости правосудия.

Экипаж ПА как моряки должен быть защищен в соответствии с Конвенцией о труде в морском судоходстве. Персонал ЧНПВО на ПА считается либо пассажирами, либо «промышленным персоналом» – категорией ИМО для судов специального назначения, означающей, что Конвенция о труде в морском судоходстве к ним не применяется. Таким образом, применимость этой конвенции к ПА ограничивается экипажем ПА.

Операции с оружием, которые происходят на ПА, могут рассматриваться как посредничество в соответствии с законами о торговле оружием и поэтому могут регулироваться национальными законами либо законами государства флага.

Законы о неотвратимости правосудия (законы «о длинной руке») и нормативные акты, касающиеся преступной деятельности, торговли оружием и других вопросов, могут применяться к определенным лицам на ПА только в силу их гражданства.

Таким образом, судно, арсенал, услуги, которые он оказывает, и вовлеченный персонал – все это в той или иной степени регулируется сочетанием международных, национальных и мягких правовых инструментов.

Специальные принципы

Приложение В в основном рассматривает универсальные принципы применения силы, касающиеся ЧМОК и ЧНПВО. Но часть V «Частные охранные компании, защищающие коммерческие морские суда и их экипажи» руководства посвящена специальным принципам, касающимся деятельности ЧМОК. В этих принципах акцентируется внимание на различных правовых условиях национальных и международных вод, а также обязанностях и обязательствах, применимых к морякам в соответствии с различными международными договорами и соглашениями и обычным морским правом.

На судах всегда действует закон государства флага. Но в дополнение к ним существуют и другие законы, применяющиеся как к судну, так и к лицам на борту, которые меняются по мере того, как судно входит в различные морские зоны прибрежных государств и покидает их (см. табл. 2).

Табл. 2. Применимое национальное законодательство в зависимости от географического положения.

Местоположение

В иностранном порту

Территориальное море (до 12 морских миль от базовой линии)

Смежная зона (до 24 морских миль от базовой линии)

Исключительная экономическая зона (до 200 морских миль от базовой линии)

Открытое море

Применимое законодательство

Законы государства флага

Законы государства флага

Законы государства флага

Законы государства флага

Законы государства флага

Законы государства порта

Законы прибрежного государства

Законы прибрежного государства (касающиеся только налоговых, иммиграционных, таможенных и таможенных вопросов)

Законы прибрежного государства (касающиеся рыболовства и ресурсов)

Законы родного государства, которые применяются экстерриториально

Законы родного государства, которые применяются экстерриториально

Законы родного государства, которые применяются экстерриториально

Законы родного государства, которые применяются экстерриториально

Законы родного государства, которые применяются экстерриториально

Приложение В акцентирует внимание на субординации между капитаном судна и персоналом ЧМОК. Капитан судна имеет власть над всеми лицами, находящимися на борту судна, включая ЧНПВО. Руководитель группы ЧМОК отвечает перед капитаном за все поставленные задачи по охране и безопасности. Руководитель группы ЧМОК и отдельные охранники на борту судна должны подчиняться всем законным командам капитана.

В случае любого акта пиратства, насилия или захвата судна третьими лицами или их угрозы руководитель группы ЧМОК должен сообщить капитану судна или вахтенному офицеру, что он намеревается применить политику применения силы и что ЧНПВО примет разумные и необходимые меры, чтобы защитить судно и экипаж от угрозы. Каждый охранник несет ответственность за любое принятое им решение о применении силы.

Капитан судна может приказать ЧНПВО прекратить огонь или применение силы. Такие приказы не должны нарушать или иным образом ущемлять право охранника на индивидуальную самооборону.

В исключительных обстоятельствах капитан может приказать охраннику задержать лицо в соответствии с применимым законодательством. Такие действия следует рассматривать как возможность в рамках политики применения силы. Капитан несет ответственность за обеспечение надлежащего размещения временно задержанного лица. Любое такое временное задержание является обязанностью капитана и экипажа и не должно быть связано с ЧНПВО.

Как упоминал в начале статьи, российские судоходные компании и операторы морских судов под флагом РФ прибегают к услугам иностранных ЧМОК. При этом ими высказываются пожелания о работе с ЧМОК в рамках российского законодательства. В числе прочего такая позиция связана с возможностью посадки/высадки ЧНПВО в российских портах.

В 2014 г. состоялась попытка легализовать деятельность частных военных компаний, включая ЧМОК, в рамках российского законодательства. Депутатом Госдумы Г. Носовко был внесен проект федерального закона «О частных военно-охранных компаниях». Статья 4 законопроекта к видам деятельности частных военно-охранных компаний относила вооруженное сопровождение морских судов в случае нападения; охрану коммерческих судов; безоружное сопровождение торговых и гражданских судов. Вместе с тем анализ законопроекта показал, что в указанной либо схожей редакции предлагаемый Г. Носовко федеральный закон не создаст достаточных правовых оснований для применения ЧНПВО на судах, плавающих под флагом РФ. Мной в газете «Морские вести России» предлагался для обсуждения вариант легализации деятельности ЧМОК и ЧНПВО в России через законодательство о транспортной безопасности. Однако до настоящего времени российским законодательством деятельность ЧМОК так и не была урегулирована.

Складывающаяся международная ситуация актуализирует вопрос защиты морских судов под флагом России от незаконного вмешательства. Кроме собственно защиты от морского пиратства вызывает опасения и политика антироссийских санкций стран Запада, в рамках которой возможны задержания российских судов. Прецеденты уже имеют место. Например, 15 апреля с.г. шедший под российским флагом с грузом нефти на борту танкер Lana был задержан в районе греческого острова Каристос, нефть конфискована.

Проведенный в статье анализ не претендует на охват всех аспектов использования ЧМОК и ЧНПВО для защиты морских судов и имеет цель проиллюстрировать на отдельных примерах то внимание, которое уделяет ООН регулированию их деятельности, а также привлечь внимание исследователей и специалистов к теме и дать им ориентиры для изучения.

Морские вести России №8 (2022)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика