Частная морская охранная деятельность
09.08.2022
Транспортная политика
Фото: commons.wikimedia.org
В результате роста масштабов пиратства в западной части Индийского океана и Аденском заливе, особенно в период с 2005 по 2009 год, для охраны торговых судов в этом регионе стали активно привлекаться частные морские охранные компании (ЧМОК) и частный наемный персонал вооруженной охраны (ЧНПВО).
В настоящее время использование охранных компаний является достаточно распространенной практикой не только в Аденском заливе, но и в других пиратоопасных районах Мирового океана. Несмотря на то что российским законодательством деятельность ЧМОК не предусмотрена и не регулируется, отечественные судоходные компании также прибегают к услугам таких организаций, зарегистрированных за рубежом.
Сергей Семенов, начальник ФБУ «Служба морской безопасности»
ИМО согласилась молча
Позиция Международной морской организации (ИМО), являющейся специализированным учреждением ООН, по этому вопросу сильно менялась с течением времени и развитием угроз судоходству. Так она эволюционировала от «ношение и применение огнестрельного оружия для личной защиты или защиты судна настоятельно не рекомендуется» в 1993 г. и «государствам флага следует решительно препятствовать ношению и применению огнестрельного оружия моряками для личной защиты или для защиты судна» в 2009 г. до нынешней позиции молчаливого признания того, что размещение вооруженного персонала службы безопасности на борту судов стало общепринятой практикой отрасли и государств флага при определенных обстоятельствах.
Принимая во внимание вновь сложившуюся объективную реальность, ИМО разработала руководства и рекомендации относительно деятельности ЧМОК и ЧНПВО. В настоящее время вопросы их пребывания и работы на борту судов рассмотрены достаточно подробно (см. табл. 1).
Табл. 1. Основные документы ИМО
Номер и дата документа ИМО |
Название документа на русском языке |
---|---|
Циркуляр Комитета по безопасности на море ИМО (КБМ) MSC.1/Circ.1443 (от 25 мая 2012 г.) |
Временное руководство для частных морских охранных компаний, предоставляющих частный наемный персонал вооруженной охраны на суда в районе высокого риска. |
Циркуляр КБМ MSC.1/Circ.1405/Rev.2 (от 25 мая 2012 г.) |
Пересмотренное временное руководство для судовладельцев, операторов и капитанов судов по использованию частного наемного персонала вооруженной охраны на судах в районе высокого риска. |
Циркуляр КБМ MSC.1/Circ.1406/Rev.3 (от 12 июня 2015 г.) |
Пересмотренные временные рекомендации для государств флага в отношении использования частного наемного персонала вооруженной охраны на судах в районе высокого риска. |
Циркуляр КБМ MSC.1/Circ.1408/Rev.1 (от 16 сентября 2011 г.) |
Пересмотренные временные рекомендации для государств порта и прибрежных государств в отношении использования частного наемного персонала вооруженной охраны на судах в районе высокого риска. |
Циркуляр КБМ-ФАЛ MSC-FAL.1/Circ.2 (от 22 сентября 2011 г.) |
Вопросник по информации о требованиях государства порта и прибрежного государства относительно частного наемного персонала вооруженной охраны на судах.. |
Циркулярное письмо № 3366/Add.1 (от 17 июля 2014 г.) |
Напоминание о предоставлении информации в связи с циркуляром MSC-FAL.1/Circ.2 о вопроснике по информации о требованиях государства порта и прибрежного государства относительно частного наемного персонала вооруженной охраны на судах. |
Временное руководство для частных морских охранных компаний, предоставляющих частный наемный персонал вооруженной охраны на суда в районе высокого риска, является базовым документом ИМО по вопросу использования ЧНПВО. При этом необходимо учитывать, что его следует рассматривать вместе с указанными в таблице циркулярами ИМО.
Необходимость специализированного руководства именно для частных морских охранных компаний ИМО обосновывает тем, что документ Монтре о соответствующих международно-правовых обязательствах и передовой практике для государств, имеющих отношение к операциям частных военных и охранных компаний во время вооруженного конфликта, и Международный кодекс поведения частных поставщиков охранных услуг являются полезными ориентирами для ЧМОК, но не имеют непосредственного отношения к ситуации с пиратством и вооруженным разбоем в морской сфере и не обеспечивают достаточного руководства для ЧМОК.
Одной из целей руководства было оказание содействия в разработке международного стандарта для частных морских охранных компаний. Международная организация по стандартизации по поручению ИМО в 2015 г. разработала требования ISO 28007-1:2015 (Суда и морские технологии – Руководство для частных морских охранных компаний, предоставляющих частный наемный персонал вооруженной охраны на суда), которым должна соответствовать ЧМОК.
Главная роль государства флага
ИМО определяет главную роль государства флага в регулировании использования ЧНПВО на борту судов. Статья 16.7 части В Международного кодекса по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС) определяет, что «если Договаривающееся правительство разрешает применять огнестрельное оружие, то оно должно выпустить специальное руководство по безопасному применению этого оружия». В циркуляре КБМ MSC.1/Circ.1406/Rev.3 отмечается, что именно государство флага определяет целесообразность и законность использования ЧНПВО. Ему предписывается требовать от заинтересованных сторон соблюдения всех соответствующих требований не только со стороны государства флага, но и порта, и прибрежных государств.
Государства флага должны разработать политику в отношении использования ЧНПВО, при этом желательно рассмотреть вопрос о том, будет ли использование ЧНПВО:
– разрешено в соответствии с национальным законодательством государства флага;
– необходимой мерой на судах, плавающих под их флагом в районе высокого риска, в некоторых обстоятельствах для усиления мер охраны, принятых в соответствии с рекомендациями и руководствами, разработанными и распространенными ИМО, включая «Наиболее эффективные методы защиты» (BMP5), разработанные в отрасли.
Если использование ЧНПВО будет государством флага определено как надлежащая и законная мера, ему необходимо установить политику, которая может включать, в частности:
– минимальные критерии или требования, которым должен соответствовать ЧНПВО, с учетом соответствующих аспектов, изложенных в пересмотренном временном руководстве для судовладельцев, операторов и капитанов судов по использованию частного наемного персонала вооруженной охраны на судах в районе высокого риска (циркуляр MSC.1/Circ.1405/Rev.2);
– гарантии того, что ЧМОК, использующая ЧНПВО на судах, имеет действующую аккредитацию по сертификации ИСО 28007-1:2015 или отвечает соответствующим национальным требованиям;
– порядок выдачи разрешений на использование ЧНПВО, который, как было определено, отвечает минимальным требованиям для судов, плавающих под его флагом;
– порядок получения разрешения судовладельцами, судовыми операторами и судоходными компаниями на использование ЧНПВО;
– сроки и условия выдачи такого разрешения, а также ответственность за выполнение его положений.
Перевозка ЧНПВО, огнестрельного оружия и соответствующего охранного оборудования регулируется законодательством и политикой государства флага, которое определяет, следует ли выдавать на это разрешение и на каких условиях. Перевозка, использование и применение ЧМОК и ЧНПВО оружия и силы также находятся в фокусе внимания Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН).
Плавучие арсеналы
Управлением в 2020 г. было выпущено руководство «Преступления на море: Руководство для практикующих специалистов в области уголовного правосудия», имеющее два приложения, непосредственно затрагивающих деятельность ЧМОК и ЧНПВО: «Приложение А: Краткое изложение законов, регулирующих плавучие склады оружия и их эксплуатацию» и «Приложение В: Руководство по применению силы частными охранными компаниями».
В Приложении А изложены результаты анализа правового статуса плавучих арсеналов (ПА), который был проведен с учетом замечаний различных секций УНП ООН, ИМО и отдела по вопросам океана и морскому праву Управления ООН по правовым вопросам, а также комментариев участников совещания экспертов по праву глобальной программы УНП ООН по борьбе с морской преступностью, состоявшегося в Коломбо в июне 2018 г.
УНП ООН констатирует, что для ПА не существует отдельного правового статуса или особой правовой классификации, кроме случаев, когда они определяются на межгосударственной основе в рамках реестров государств флага. Никакой централизованной системы регистрации оружия и регистрации самих ПА (помимо регистраций государств флага) не существует. Деятельность ПА напрямую не регулируется никакими международными документами. Тем не менее целый ряд международных законов, а также некоторые национальные системы регулирования в той или иной степени распространяются на деятельность ПА.
Хотя термин «плавучий арсенал» предполагает, что ПА прежде всего арсеналы, и их статус плавучего средства вторичен по отношению к статусу арсенала, но это не совсем так. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву (ЮНКЛОС) ПА в первую очередь являются торговыми судами, поэтому морское право имеет для них первостепенное значение. Следовательно, рассмотрение правового статуса ПА и, в свою очередь, оружия на нем проводится в контексте морского права.
Одним из наиболее актуальных для ПА правовых вопросов является право мирного прохода через территориальное море. Статьи 17-26 ЮНКЛОС содержат руководящие указания по мирному проходу, однако в настоящее время нет единства мнений государств относительно мирного прохода судов с оружием на борту в случаях, когда это оружие не является частью опечатанного груза судна.
ПА обычно действуют за пределами территориального моря и прилежащей зоны и, следовательно, в рамках исключительной юрисдикции своего государства флага. Поэтому право государства флага имеет первостепенное значение для регулирования деятельности ПА.
Любое нарушение ПА применимых международных или национальных законов, происходящее в территориальном море государства порта, любое продолжающееся нарушение, происходящее в открытом море, любое экстерриториальное действие, в отношении которого существует двустороннее соглашение о помощи, или любое загрязнение, рассматриваемое в статье 218 ЮНКЛОС, может рассматриваться властями государства порта.
В соответствии с Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС) все суда под флагом свыше 500 брутто-тонн должны соответствовать Международному кодексу управления безопасностью (МКУБ). Помимо прочего, МКУБ требует, чтобы суда имели процедурное руководство по действиям на борту судна в различных ситуациях. Учитывая характер деятельности ПA, такое руководство будет отличаться от руководства для обычного торгового судна. Однако решение о соответствии руководства МКУБ остается за администрацией государства флага, и в настоящее время между государствами флага не существует признанных единых требований или стандартов.
Также в соответствии с СОЛАС все суда под флагом свыше 500 брутто-тонн должны соответствовать Кодексу ОСПС. Контроль, применяемый к ПА при оценке соблюдения требований Кодекса ОСПС, теоретически должен отличаться от контроля, применяемого к обычным торговым судам, однако ответственность за такой контроль лежит на государстве флага, и его критерии могут сильно варьироваться.
Кроме норм морского права необходимо иметь в виду основные международные документы, применимые к оружию и арсеналам на борту ПА:
• Программа действий по предотвращению и искоренению незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями во всех ее аспектах и борьбе с ней.
• Эмбарго и санкции.
• Договор о торговле оружием ООН.
• Протокол об огнестрельном оружии, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности.
Кроме того, услуги, оказываемые ПА, могут подпадать под регулирование международных актов, направленных против:
• отмывания денег и финансирования терроризма – государство регистрации компаний, владеющих и/или эксплуатирующих ПА, несет ответственность за возможную причастность ПА к такой деятельности;
• незаконных актов на море – ПА и их деятельность подпадает под действие Конвенции 1988 г. о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, и протокола к ней 2005 г.
Деятельность лиц, участвующих в деятельности ПА, охватывается тремя основными правовыми аспектами, регулируемыми трудовым законодательством, законами о торговле оружием и законами о неотвратимости правосудия.
Экипаж ПА как моряки должен быть защищен в соответствии с Конвенцией о труде в морском судоходстве. Персонал ЧНПВО на ПА считается либо пассажирами, либо «промышленным персоналом» – категорией ИМО для судов специального назначения, означающей, что Конвенция о труде в морском судоходстве к ним не применяется. Таким образом, применимость этой конвенции к ПА ограничивается экипажем ПА.
Операции с оружием, которые происходят на ПА, могут рассматриваться как посредничество в соответствии с законами о торговле оружием и поэтому могут регулироваться национальными законами либо законами государства флага.
Законы о неотвратимости правосудия (законы «о длинной руке») и нормативные акты, касающиеся преступной деятельности, торговли оружием и других вопросов, могут применяться к определенным лицам на ПА только в силу их гражданства.
Таким образом, судно, арсенал, услуги, которые он оказывает, и вовлеченный персонал – все это в той или иной степени регулируется сочетанием международных, национальных и мягких правовых инструментов.
Специальные принципы
Приложение В в основном рассматривает универсальные принципы применения силы, касающиеся ЧМОК и ЧНПВО. Но часть V «Частные охранные компании, защищающие коммерческие морские суда и их экипажи» руководства посвящена специальным принципам, касающимся деятельности ЧМОК. В этих принципах акцентируется внимание на различных правовых условиях национальных и международных вод, а также обязанностях и обязательствах, применимых к морякам в соответствии с различными международными договорами и соглашениями и обычным морским правом.
На судах всегда действует закон государства флага. Но в дополнение к ним существуют и другие законы, применяющиеся как к судну, так и к лицам на борту, которые меняются по мере того, как судно входит в различные морские зоны прибрежных государств и покидает их (см. табл. 2).
Табл. 2. Применимое национальное законодательство в зависимости от географического положения.
Местоположение |
В иностранном порту |
Территориальное море (до 12 морских миль от базовой линии) |
Смежная зона (до 24 морских миль от базовой линии) |
Исключительная экономическая зона (до 200 морских миль от базовой линии) |
Открытое море |
---|---|---|---|---|---|
Применимое законодательство |
Законы государства флага |
Законы государства флага |
Законы государства флага |
Законы государства флага |
Законы государства флага |
Законы государства порта |
Законы прибрежного государства |
Законы прибрежного государства (касающиеся только налоговых, иммиграционных, таможенных и таможенных вопросов) |
Законы прибрежного государства (касающиеся рыболовства и ресурсов) |
|
|
Законы родного государства, которые применяются экстерриториально |
Законы родного государства, которые применяются экстерриториально |
Законы родного государства, которые применяются экстерриториально |
Законы родного государства, которые применяются экстерриториально |
Законы родного государства, которые применяются экстерриториально |
Приложение В акцентирует внимание на субординации между капитаном судна и персоналом ЧМОК. Капитан судна имеет власть над всеми лицами, находящимися на борту судна, включая ЧНПВО. Руководитель группы ЧМОК отвечает перед капитаном за все поставленные задачи по охране и безопасности. Руководитель группы ЧМОК и отдельные охранники на борту судна должны подчиняться всем законным командам капитана.
В случае любого акта пиратства, насилия или захвата судна третьими лицами или их угрозы руководитель группы ЧМОК должен сообщить капитану судна или вахтенному офицеру, что он намеревается применить политику применения силы и что ЧНПВО примет разумные и необходимые меры, чтобы защитить судно и экипаж от угрозы. Каждый охранник несет ответственность за любое принятое им решение о применении силы.
Капитан судна может приказать ЧНПВО прекратить огонь или применение силы. Такие приказы не должны нарушать или иным образом ущемлять право охранника на индивидуальную самооборону.
В исключительных обстоятельствах капитан может приказать охраннику задержать лицо в соответствии с применимым законодательством. Такие действия следует рассматривать как возможность в рамках политики применения силы. Капитан несет ответственность за обеспечение надлежащего размещения временно задержанного лица. Любое такое временное задержание является обязанностью капитана и экипажа и не должно быть связано с ЧНПВО.
Как упоминал в начале статьи, российские судоходные компании и операторы морских судов под флагом РФ прибегают к услугам иностранных ЧМОК. При этом ими высказываются пожелания о работе с ЧМОК в рамках российского законодательства. В числе прочего такая позиция связана с возможностью посадки/высадки ЧНПВО в российских портах.
В 2014 г. состоялась попытка легализовать деятельность частных военных компаний, включая ЧМОК, в рамках российского законодательства. Депутатом Госдумы Г. Носовко был внесен проект федерального закона «О частных военно-охранных компаниях». Статья 4 законопроекта к видам деятельности частных военно-охранных компаний относила вооруженное сопровождение морских судов в случае нападения; охрану коммерческих судов; безоружное сопровождение торговых и гражданских судов. Вместе с тем анализ законопроекта показал, что в указанной либо схожей редакции предлагаемый Г. Носовко федеральный закон не создаст достаточных правовых оснований для применения ЧНПВО на судах, плавающих под флагом РФ. Мной в газете «Морские вести России» предлагался для обсуждения вариант легализации деятельности ЧМОК и ЧНПВО в России через законодательство о транспортной безопасности. Однако до настоящего времени российским законодательством деятельность ЧМОК так и не была урегулирована.
Складывающаяся международная ситуация актуализирует вопрос защиты морских судов под флагом России от незаконного вмешательства. Кроме собственно защиты от морского пиратства вызывает опасения и политика антироссийских санкций стран Запада, в рамках которой возможны задержания российских судов. Прецеденты уже имеют место. Например, 15 апреля с.г. шедший под российским флагом с грузом нефти на борту танкер Lana был задержан в районе греческого острова Каристос, нефть конфискована.
Проведенный в статье анализ не претендует на охват всех аспектов использования ЧМОК и ЧНПВО для защиты морских судов и имеет цель проиллюстрировать на отдельных примерах то внимание, которое уделяет ООН регулированию их деятельности, а также привлечь внимание исследователей и специалистов к теме и дать им ориентиры для изучения.
Морские вести России №8 (2022)