Ключевые цели будут достигнуты - Морские вести России

Ключевые цели будут достигнуты

30.10.2022

Транспортная политика

Итоги работы водного транспорта и задачи на среднесрочную перспективу обсуждены на Коллегии Росморречфлота

Фото: «Морские вести России»

Накануне профессионального праздника – Дня работников морского и речного флота – в Федеральном агентстве морского и речного транспорта (Росморречфлот) состоялось расширенное совместное заседание Коллегии и Общественного совета при Росморречфлоте, на котором были подведены итоги работы отрасли водного транспорта за 2021 год и первую половину 2022 года, намечены планы на будущее в условиях санкционной политики Запада в отношении России, лучшие работники отрасли были награждены ведомственными наградами.

В мероприятии, прошедшем под председательством руководителя Федерального агентства морского и реч-ного транспорта Андрея Лаврищева (с 30.08.2022 г. освобожден от должности в связи с выходом на пенсию. – Прим. ред.) приняли участие заместитель начальника Управления Администрации президента РФ по обеспечению деятельности Госсовета Александр Юрчик, заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по транспорту и строительству Виктор Дерябкин, председатель Комитета Госдумы РФ по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов, руководители отраслевых служб, подразделений, предприятий и частных компаний, представители ассоциаций и союзов, эксперты и общественные деятели.

Выступившие с приветственным словом Александр Юрчик, Александр Пошивай и Виктор Дерябкин акцентировали внимание присутствующих на новых задачах, поставленных перед водным транспортом страны в условиях экономической войны, объявленной коллективным Западом.

Перед началом обсуждения повестки дня состоялось традиционное награждение отличившихся работников подведомственных и отраслевых предприятий за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу. Награды вручил А. Пошивай, он же зачитал поздравления по случаю Дня работников морского и речного флота от председателя Правительства РФ Михаила Мишустина и Министра транспорта РФ Виталия Савельева.

Церемонию завершило награждение дипломами и вымпелами победителей конкурса «Лидер отрасли» в номинациях: «Администрация морских портов» – ФГБУ «Администрация морских портов Азовского моря»; «Лучшее учебное заведение высшего образования» – ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова»; «Субъект транспортной инфраструктуры в сфере транспортной безопасности и организация, оказывающая услуги в области обеспечения судоходства» – ФГУП «Росморпорт»; «Подведомственная организация в сфере транспортной безопасности» – ФБУ «Служба морской безопасности»; «Судоходная компания, осуществляющая морские грузовые перевозки» – ПАО «Дальневосточное морское пароходство»; «Стивидорная морская компания» – ПАО «Дальневосточный морской торговый порт».

Показатели сохранились на прежнем уровне

С основным докладом выступил замес-титель руководителя Росморречфлота Захарий Джиоев (с 30.08.2022 г. назначен руководителем Федерального агентства морского и речного транспорта. – Прим. ред.), который подчеркнул, что совместная работа Агентства с Минтрансом России, общественными организациями – Российской палатой судоходства, Ассоциацией морских торговых портов, Ассоциацией портов и судовладельцев речного транспорта, бизнес-сообществом – дает возможность эффективно реализовывать стоящие перед отраслью задачи.

Он напомнил, что в прошлом году была принята обновленная Транспортная стратегия РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года (распоряжение Правительства РФ от 27.11.2021 г. №3363-р). В соответствии с ней определены основные вызовы для морского и внутреннего водного транспорта:

– обеспечение стратегической безопасности экспорта морским транспортом;

– дефицит глубоководных морских портов для обработки крупнотоннажных судов;

– ограниченная пропускная способность подъездной инфраструктуры на подходах к портам;

– создание и развитие Единой опорной сети внутренних водных путей.

«Инструменты известны – национальные проекты и государственные программы. Росморречфлот – участник 11 государственных программ. Вместе с Росатомом и Ространсмодернизацией реализуем федеральные проекты «Развитие морских портов» и «Северный морской путь», – сказал З.Джиоев.

В докладе «Об итогах работы морского и внутреннего водного транспорта в 2021 году, первом полугодии 2022 года и задачах на среднесрочную перспективу» он в том числе охарактеризовал ситуацию в отрасли, складывающуюся в первом полугодии. По его словам, несмотря на то что санкционные меры, введенные против России в марте, обострили вызовы и сформировали новые проблемы в области морской логистики, отрасль уже начинает адаптироваться к ним, а объем перевалки в морских портах РФ в первом полугодии сохранился на уровне показателей аналогичного периода прошлого года и прогнозно составит около 412 млн тонн.

Сокращение объемов перевалки по некоторым видам грузов, а именно контейнерным – на 17,2%, углю – на 6,8%, зерну – на 9,8%, было практически компенсировано увеличением объемов перевалки нефти на 14,5%, а также за счет налаживания новых схем экспорта российской нефти.

Как отметил З.Джиоев, полученные данные позволяют прогнозировать годовой объем перевалки на уровне прошлого года – порядка 830-840 млн тонн (2021 г. – 835,5 млн тонн, 2020 г. – 820,9 млн тонн, 2019 г. – 840,3 млн тонн).

Достижение прогнозных производственных показателей неразрывно связано с состоянием портовых мощностей. В настоящее время морские порты располагают мощностями по перевалке 1,245 млрд тонн грузов в год.

Инвестиционные проекты в 2021 году в морских портах Усть-Луга, Новороссийск, Темрюк обеспечили прирост портовых мощностей в 19 млн тонн. В этом году планируется получить прирост мощности морских портов РФ в объеме 65 млн тонн за счет реализации инвестиционных проектов Комплексного плана в портах Балтийского, Азово-Черноморского, Дальневосточного бассейнов (Мурманск, Высоцк, Усть-Луга, Темрюк, Тамань, Владивосток, Петропавловск-Камчатский).

Итоги и планы по направлениям

Говоря о сложившейся ситуации в отрасли, З. Джиоев подчеркнул, что санкции привели к изменению структуры грузооборота в бассейнах.

В этой связи на дальневосточном направлении, помимо уже реализуемых инвестиционных проектов, связанных с увеличением объемов перевалки угля, планируется расширение и создание новых мощностей для обработки грузов в контейнерах.

«Ведем работу с ОАО «РЖД» и стивидорными компаниями Дальневосточного бассейна по возможному перепрофилированию терминалов с целью увеличения доли так называемых высокодоходных грузов в общей структуре перевалки, в том числе за счет расширения или модернизации, или изменения специализации терминалов, – сказал З. Джиоев и добавил, – На Петербургском международном экономическом форуме в июне уже обсуждались перспективы развития, мы понимаем, что предстоит кропотливая работа».

В Арктическом бассейне в плановом режиме ведутся работы по созданию условий эффективной хозяйственной деятельности. Реализуются проекты по развитию инфраструктуры в порту Мурманск. В рамках мероприятий федерального проекта «Северный морской путь» проводятся работы по созданию станций службы передачи навигационной информации НАВТЕКС в морских портах Диксон и Певек.

По итогам навигации 2021 года в акватории Северного морского пути (СМП) перевезено 34,9 млн тонн грузов (в 2020 г. – 33 млн тонн), из них транзитных грузов 2,5 млн тонн (в 2020 г. – 1,28 млн тонн, +60%). В этом году положительная динамика роста объема перевозок в акватории СМП сохраняется – за I полугодие перевезено 15,5 млн тонн (+6,2%).

В Южном направлении Росморречфлот рассчитывает на развитие Международного транспортного коридора «Север – Юг». Согласно разрабатываемому комплексу мер по развитию транзитного потенциала МТК, планируется осуществить улучшение параметров Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК). В морском порту Оля в рамках создания портовой особой экономической зоны «Лотос» осуществляется реализация проекта по строительству портового логистического комплекса «Каспий», предназначенного для перевалки широкой номенклатуры грузов в контейнерах, генеральных и наливных пищевых грузов, а также зерна.

«В настоящее время наблюдается профицит мощностей морских портов Каспийского бассейна, который составляет порядка 12 млн тонн. По итогам 2021 года порт Оля загружен на 17%, порт Астрахань – на 26%, порт Махачкала – на 52%», – сообщил З. Джиоев.

В текущих условиях стабильная работа морского порта Калининград – крайней западной точки страны, по сути, является важнейшим каналом доставки грузов в российский эксклав – Калининградскую область. Стратегическое значение имеет паромная линия Усть-Луга – Балтийск. Для ее работы построен инновационный двухтопливный паром «Маршал Рокоссовский». В этом году завершается строительство второго парома «Генерал Черняховский». В 2023 году паромы будут «обкатывать» автономный режим судоходства.

Судостроение. Судоходство. Безопасность

В отчетном году подведомственными организациями Росморречфлота построено/приобретено 7 судов обес-печивающего флота. Начато строительство 14 аварийно-спасательных и буксирно-спасательных судов ледового класса различной мощности. В рамках обновления обслуживающего флота на внутренних водных путях (ВВП) продолжается строительство 49 речных судов, сообщил З. Джиоев.

Он также подчеркнул, что по итогам навигации 2021 года перевозки грузов на ВВП составили 110,5 млн тонн (+1,3%). Объем погрузочно-разгрузочных работ в речных портах вырос до 126,3 млн тонн (2020 г. – 123,6 млн тонн, 2019 г. – 126,5 млн тонн). По итогам I полугодия 2022 года работа флота на ВВП показывает положительную динамику. За 6 месяцев объем перевозок грузов расчетно превысит 38 млн тонн (+1,9% к аналогичному периоду 2021 г.).

В целях создания условий для эффективной работы речного флота проводится работа над повышением конкурентных преимуществ внутреннего водного транспорта. Для поддержания установленных гарантированных габаритов судовых ходов в 2021 году проведены дноуглубительные работы объемом 24,4 млн кубометров, завершены строительно-монтажные работы по капитальному ремонту на 12 судоходных гидротехнических сооружениях (СГТС).

Как отметил докладчик, ведется работа по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Осуществляется поэтапное оснащение морского и внутреннего водного транспорта, а также акваторий морских портов и ВВП аппаратурой спутниковой навигации глобальной навигационной спутниковой системы. Дан старт «генеральной уборке» по расчистке акваторий страны от затонувших судов. В текущем году планируется к подъему и утилизации не менее 40 судов.

Заключение

Завершая выступление, З. Джиоев сказал: «Новые реалии изменили подходы к принятию решений. Наша задача – подстроиться. Для некоторых терминалов в морских портах встанет вопрос изменения специализации. Нерешаемых вопросов не бывает. Высокий профессионализм наших работников позволит выполнить все поставленные задачи и обеспечить устойчивое функционирование организаций и отрасли в целом».

Предложения отраслевого сообщества по созданию условий для преодоления негативных эффектов санкционной войны изложил в содокладе президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин. В свою очередь, председатель Общественного совета при Росморречфлоте, председатель Совета организации ветеранов морского и речного флота Юрий Михайлов доложил об итогах работы Общественного совета, высказав готовность от имени ветеранов «подставить плечо» стране и отрасли в трудное время.

С докладом «О подготовке специалистов по программам среднего профессионального образования в области морского и внутреннего водного транспорта» выступил замес-титель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Константин Анисимов. Его отчет дополнило развернутое выступ-ление ректора ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова Сергея Барышникова, осветившего деятельность и планы возглавляемого им Федерального учебно-методического объединения в системе среднего профессионального и высшего образования по отраслевым направлениям подготовки.

Завершая заседание, руководитель Росморречфлота Андрей Лаврищев поблагодарил присутствующих за активную работу на Коллегии и предложил принять за основу проект постановления с последующим включением в него поступивших конструктивных предложений.

Морские порты №6 (2022)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ