Западная Арктика обустраивает Севморпуть - Морские вести России

Западная Арктика обустраивает Севморпуть

16.01.2023

Западная Арктика обустраивает Севморпуть

Главные порты АМП Западной Арктики – Мурманск и Архангельск – в связи с фактическим закрытием европейского направления перевозок грузов из-за введенных ЕС санкций переориентировались на восточное направление и на работу по ускоренному развитию Северного морского пути (СМП) и арктических проектов, которые располагаются в пределах СМП. Между тем если за 9 месяцев текущего года грузооборот Мурманска остался примерно на прошлогоднем уровне, то грузооборот Архангельска снизился почти на четверть, но при этом в последнем значительно увеличилось число судозаходов – более чем на 50%. О развитии портов АМП, восточном векторе их работы, о готовности к работе в зимних условиях и к ледокольным проводкам рассказал руководитель ФГБУ «АМП Западной Арктики» Сергей Диденко.

«МП»: Сергей Константинович, какие изменения в работе портов АМП Западной Арктики произошли после реакции западных стран на начало Россией СВО? Как это отразилось на грузообороте портов и судозаходах?

– Изменения произошли в первую очередь в тех портах, которые ориентированы на европейский рынок, – это Мурманск и Архангельск. Помимо того, что потенциальные покупатели грузов уменьшили объемы закупок или отказались полностью от действующих контрактов, был запрещен заход судов под флагом РФ в порты тех европейских стран, которые поддержали санкции. В результате в их портах наблюдалось скопление большого количества судов, готовых к работе.

На данный момент ситуация в сфере морских перевозок показывает пусть небольшую, но положительную динамику прироста грузооборота. Произошла переориентация грузопотоков на рынки стран Азии и Латинской Америки, что позволило восстановить грузопоток без больших финансовых потерь для отрасли.

Объем грузооборота в порту Мурманск за январь-сентябрь текущего года увеличился на 0,9% по сравнению с аналогичным периодом прош-лого года и составил 41,7 млн тонн, в том числе сухих грузов – 16,1 млн тонн (-8%), наливных – 25,6 млн тонн (+7,4%).

Уменьшение объема перевалки произошло в основном по сухим грузам – углю и коксу (-11%), минеральным удобрениям (-21,9%), руде (-6,2%). Увеличение грузоперевалки произош-ло за счет наращивания объемов по наливным грузам, в частности нефти (+6%), нефтепродуктам (+8,6%) и сжиженному газу (+65,3%).

Количество судозаходов (вход+выход) за январь-сентябрь по порту Мурманск составило 6459, что меньше на 123 судозахода (-1,9%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Объем грузооборота в порту Архангельск за 9 месяцев текущего года снизился на 25,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 1,78 млн тонн, в том числе сухих грузов – 1,23 млн тонн (-24,7%), наливных – 555 тыс. тонн (-28%). Количество судозаходов (вход+выход) за 9 месяцев в Архангельском порту составило 4946, что больше на 1696 судозаходов (+52,2%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

«МП»: Как развиваются портовые проекты в Мурманской и Архангельской областях, связанные с инфраструктурой Севморпути?

– Правительство РФ 4 августа утвердило стратегический документ – План развития Северного морского пути на период до 2035 года. Мероприятия плана разбиты по пяти ключевым направлениям: грузовая база, транспортная инфраструктура, грузовой и ледокольный флот, безопасность, управление и развитие судоходства. Стоимость работ в рамках этого плана – почти 1,8 трлн рублей. Стоимость развития портовой инфраструктуры в 2022-2026 гг. оценивается в 221,6 млрд рублей.

На 2022-2024 гг. запланировано строительство железной дороги по направлению Лавна – Выходной с мос-том через реку Тулому в Мурманской области. Строительство порта «Лавна» идет в соответствии с графиком. На стройплощадке завершены работы по вертикальной планировке территории, введена в эксплуатацию подстанция для электроснабжения объектов, выполнен монтаж временных зданий и сооружений и практически завершены буровзрывные работы. Усиленными темпами выполняются работы по гидротехническим сооружениям и строительству основных объектов складской зоны и железнодорожного фронта, а также ведется устройство подпорных стен на территории объекта.

В рамках развития Мурманского транспортного узла также будут реконструированы объекты третьего грузового района порта Мурманск. В 2024-2025 гг. в Мурманске, на Западном берегу Кольского залива, намечено построить терминал по перевалке минудобрений и апатитового концентрата.

В 2022-2026 гг. в Архангельской области будет реализован инвестиционный проект создания портово-индустриального парка «Онега», который предусматривает строительство специализированного портового комплекса на территории города Онеги для обеспечения грузоперевозок по СМП. Предполагаемый грузооборот – 5 млн тонн в год с возможностью расширения до 10 млн тонн.

«МП»: Что происходит на стройках терминалов крупнейших энергетичес-ких проектов СМП?

– На участке №2 морского порта Сабетта в настоящее время ведутся работы по строительству нового терминала «Утренний» в рамках проекта «Арктик СПГ-2», предполагающего разработку на полуострове Гыдан месторождения Утреннее и строительство СПГ-завода общей производительностью 19,8 млн тонн СПГ и 1,6 млн тонн СГК в год.

Строительство терминала, включая объекты федеральной собственности (подводные гидротехнические сооружения, ледозащитные сооружения, объекты безопасности мореплавания), а также реконструкция морского канала включены в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

Терминал состоит из двух частей: универсального причала, совмещенного с административной зоной, где осуществляется прием наливных грузов и грузов, необходимых для организации строительно-монтажных работ по проекту (причал обеспечивает круглогодичный прием судов), и причальной набережной с искусственным земельным участком, предназначенной для размещения береговых объектов СПГ-завода (на первом этапе также служит для приема строительных грузов). Подходной канал к терминалу длиной 5,6 км и шириной 510 м обеспечит судоходство в условиях припайного и дрейфующего льда.

По состоянию на конец 2021 года «Арктик СПГ-2» был профинансирован на 57%.

В морском порту Диксон на побережье Енисейского залива возводится угольный терминал «Енисей» в рамках реализации проекта ООО «Северная звезда» по освоению Сырадасайского месторождения угля на Таймыре. Порт будет использоваться для отгрузки угольного концентрата на суда и отправки его потребителям, а также для доставки грузов и техники для функционирования промышленного кластера. Производственная мощность терминала составит 7 млн тонн в год с развитием до 15 млн тонн в год.

Наряду с терминалом проект предусматривает строительство обогатительной фабрики, автодороги, электростанции, аэродрома, вахтового поселка и других объектов. На 2023 год уже запланирован выход терминала на объем грузооборота 12 млн тонн и 325 судозаходов в год.

Компания «Роснефть» приступила к строительству приемо-сдаточного пункта нефти и основного грузового причала для морских судов в порту «Бухта Север» вблизи г. Диксона в рамках проекта «Восток Ойл». На первом этапе строительства возводятся 3 грузовых и 2 нефтеналивных причала, приемо-сдаточный пункт на 27 резервуаров объемом 30 тыс. кубометров каждый, технологические объекты и сооружения вспомогательной инфраструктуры.

Нефтеналивной терминал в порту «Бухта Север» обеспечит перевалку нефти с месторождений «Восток Ойл» и ее транспортировку по СМП. Окончание строительства терминала запланировано на октябрь 2024 года, расчетный грузооборот терминала – 25 млн тонн, количество судозаходов – 230 в год.

«МП»: Высказывается идея увеличения строительства ледоколов для СМП. Как обстоят сегодня дела с наличием ледоколов в портах АМП и готовностью к обеспечению ледокольных проводок этой зимой?

– Одним из ключевых факторов развития перевозок по СМП является ледокольное обеспечение судоходства. Западная часть СМП от Мурманска до Енисея характеризуется более легкой ледовой обстановкой и хорошо освоена еще во времена СССР. Сейчас трафик там вполне сопоставим с европейским. Восточная же часть пути проходима всего несколько месяцев в конце лета и начале осени, а в остальное время мореходство здесь напрямую зависит от развития ледокольного флота, по крайней мере пока таяние арктических льдов не внесет существенные изменения в карту СМП.

Пока же судоходство через восточную часть СМП возможно 5-6 месяцев в году, а имеющиеся ледоколы могут работать с толщиной льда до 3 метров. Потребность в новых ледоколах объясняется необходимостью круглогодичного транзита грузов из Арктики в восточном направлении.

Согласно Плану развития СМП, общий объем финансирования строительства ледокольного флота на 2022-2030 гг. оценивается в 539 млрд рублей. До 2030 года в эксплуатацию будет сдано 5 универсальных атомных ледоколов проекта 22220, которые должны заменить советские ледоколы «Вайгач», «Таймыр», «Ямал» и «50 лет Победы». Головной ледокол «Арктика» проекта 22220 сдан в октябре 2020-го, второй серийный ледокол «Урал» будет сдан в 2022-м.

В 2022-2027 гг. также планируется строительство головного ледокола проекта 10510 «Лидер», а в 2023-2030 гг. – еще 4 дополнительных ледокола.

26 октября Росморречфлот в режиме ВКС провел совещание по подготовке к периоду ледокольных проводок судов 2022-2023 гг. в замерзающих портах РФ, на котором были обсуждены вопросы готовности ледоколов к предстоящему периоду ледокольных проводок, их расстановка в замерзающих портах. Высказанные замечания и предложения по ледокольному обеспечению морских портов будут учтены при подготовке плана расстановки ледоколов этой зимой.

«МП»: Хватает ли кадров сегодня у АМП и других структур по обеспечению безопасного мореплавания, навигации, спасания и т.п. на трассах СМП? Каковы перспективы увеличения числа специалистов и закрепления их в Арктике?

– Во всех портах Администрации укомплектован штат служб капитанов морских портов для качественного выполнения функций, а именно – обес-печения безопасности мореплавания в акватории портов и на подходах к ним.

Вместе с тем, наблюдается тенденция увеличения численности штата сотрудников, это связано с вводом в эксплуатацию новых терминалов. Ранее мы говорили об угольном терминале «Енисей» и нефтеналивном терминале «Бухта Север» морского порта Диксон, также планируется открытие нового СПГ-терминала в губе Ура порта Мурманск – увеличение количества терминалов и, соответственно, акваторий расширяет зону ответственности Администрации, где необходимо обеспечивать безопасность мореплавания. В морском порту Витино планируется возобновление работы нефтяной базы, сейчас там идет подготовка жилых помещений и рабочих мест для инспекторов портового контроля.

Для полноценной работы служб капитанов портов мы обеспечиваем доставку (в случае если работник проживает в другом городе и регионе), размещение и проживание сотрудников на новом месте работы, организацию и снабжение рабочих мест всем необходимым оборудованием и средствами связи, а также средствами передвижения как по суше, так и по воде. Таким образом, за счет расширения зоны ответственности мы создаем новые рабочие места в разных субъектах РФ от Мурманска до Хатанги.

«МП»: Насколько изменилась ситуация с северным завозом после последнего транспортного коллапса, в том числе на СМП, и сделанных выводов? Как сегодня обстоят дела с доставкой грузов в отдаленные районы Севера, с перевозками по северным рекам и пр.?

– Сегодня все мероприятия в рамках северного завоза выполняются в срок и в полном объеме. Северный завоз осуществляется из портов Мурманск и Архангельск на терминалы и рейды, расположенные в районах Крайнего Севера, Дальнего Востока и приравненных к ним местностях. В этом году северный завоз начался в мае. С начала периода через порты Западной Арктики завезено 1,2 млн тонн грузов, из них 960 тыс. тонн – генеральные грузы, также завозятся нефтепродукты и уголь.

От северного завоза зависит благополучие 3 млн жителей 25 субъектов РФ. Это направление деятельности очень важно, оно обсуждается на многих отраслевых мероприятиях. Как показывает практика, до 70% северного завоза составляет топливо, остальное – продукты питания, лекарственные препараты и другие товары первой необходимости. Все грузы – социально важные, но все же их планируется поделить на категории по степени важности.

Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики намерено до конца 2022 года внести в Госдуму РФ проект закона о северном завозе. Согласно документу планируется, что будет создан единый морской оператор для обеспечения доставки грузов морским транспортом в акватории СМП и Тихоокеанском бассейне. Помимо этого, документ должен ввести категоризацию грузов северного завоза: 1-я категория – грузы жизнеобеспечения, 2-я категория – грузы для государственных и муниципальных нужд, 3-я категория – грузы для личных и предпринимательских целей.

На уровне Правительства РФ предлагается сформировать перечень объектов опорной сети транспортно-логистической инфраструктуры для северного завоза и предусмотреть финансирование на ее содержание. Кроме того, предлагается создать федеральную систему мониторинга и контроля, а также единую площадку для закупок необходимых для северного завоза грузов большими партиями.

Морские порты №8 (2022)

ПАО СКФ
НПО Аконит
АПП БОРЕЙ
Подписка 2023
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ