П.-Камчатский порт развивает мощности и очищает акваторию - Морские вести России

П.-Камчатский порт развивает мощности и очищает акваторию

22.01.2023

П.-Камчатский порт развивает мощности и очищает акваторию

На фоне мирового экономического кризиса грузооборот морского порта Петропавловск-Камчатский уверенно прирастает. По итогам 2021 года рост составил 4,1%, а за 9 месяцев текущего года – 2%. Более того, изменение мировой конъюнктуры, смещение грузопотоков с Запада на Восток и реализация инвестиционных проектов в порту позволяют в среднесрочной перспективе надеяться на кратный рост объема грузооборота. Об актуальных моментах развития рассказывает капитан порта Петропавловск-Камчатский ФГБУ «Администрация морских портов Сахалина, Курил и Камчатки» Иван Бунин.

«МП»: Иван Алексеевич, каковы итоги работы порта в прошлом году и за 9 месяцев текущего года? Какие изменения произошли в объемах перевалки грузов, номенклатуре, количестве судозаходов?

– С удовлетворением могу отметить, что в последнее время грузооборот порта заметно прирастает. Так, по итогам минувшего года он прибавил 4,1% и достиг 2,07 млн тонн. В этом году грузооборот тоже растет: за 9 месяцев – на 2,3%, до 1,58 млн тонн. Основу грузооборота с начала года составили нефтепродукты – 505,5 тыс. тонн, контейнеры – 380,7 тыс. тонн, генеральные грузы – 277,7 тыс. тонн, рыбная продукция – 255,1 тыс. тонн, уголь – 146,3 тыс. тонн и металлы – 15,5 тыс. тонн.

Также в этом году наблюдается увеличение судозаходов: за 9 месяцев – на 5,6%, до 15206. При этом объем перевозок сервисом «ФЕСКО линия Петропавловск-Камчатский» увеличился на 41% – до 13,2 тыс. TEU.

Кроме того, Минвостокразвития и Росатом организовали два каботажных рейса атомного лихтеровоза «Севморпуть». В конце июля судно доставило в Петропавловск-Камчатский 149 контейнеров и 48 металлоконструкций. Второй рейс с экспортными грузами в контейнерах и генеральными грузами (оборудование, краны, машины, цемент) стартовал в сентябре по маршруту Мурманск – Санкт-Петербург – Петропавловск-Камчатский – Восточный – Санкт-Петербург. Проект реализуется по льготным тарифам в рамках федерального проекта «Развитие Северного морского пути».

«МП»: С какими показателями отработала инспекция госпортконтроля в 2021 году и как обстоят дела сегодня при почти двукратном сокращении судозаходов по сравнению с доковидными годами?

– Действительно, в 2019 году, например, количество судозаходов в порт составило 25347, тогда как в 2021 году эта цифра равнялась уже 15680 судов различных типов, из них 15655 под флагом РФ. Однако, как ни парадоксально может показаться на первый взгляд, грузооборот при этом в порту не сократился, а, напротив, подрос.

Также надо отметить, что при этом инспекции на судах не потеряли ни в качестве, ни в тщательности проверок. Так, в прошлом году было проинспектировано 637 судов под российским флагом и два – под иностранными. Задержано 21 судно, все – российские.

Основные причины задержаний – неудовлетворительное состояние судна, несоблюдение Конвенции о грузовой марке, неисправности аварийного пожарного насоса, аварийного источника питания, дистанционных средств управления, проблемы со спуско-подъемными устройствами спасательных средств, техобслуживанием судна и прочее.

«МП»: Какой поток пассажиров сегодня обслуживается портом, если иметь в виду, что международные круизные перевозки прекратились? Каковы в целом потребности пассажирского транспорта в регионе?

– В 2021 году пассажирооборот в порту составил 2871 человек, за 9 месяцев этого года – 1794. Основное направление перевозок – Северо-Курильск и Никольское (Командорские острова).

Для улучшения сообщения с Командорскими островами и Северо-Курильском на производственных мощностях АО «Окская судоверфь» завершается строительство грузо-пассажирского 75-метрового судна «Анатолий Чернеев», предназначенного для перевозки 34 пассажиров и порядка 1,1 тыс. тонн грузов.

На мой взгляд, сегодня инфраструктура порта достаточна для приема пассажирских судов. Можно вспомнить, как в 2019 году к причалам порта швартовались лайнеры Celebrity Millennium и Norwegian Jewel, оба длиной 295 метров и осадкой 8,5 метра. В тот год порт посетило 17 круизных судов, все они обрабатывались у причалов порта, а оформление пассажиров производилось в здании Морского вокзала.

«МП»: Если говорить о дальнейшем увеличении мощностей порта, какие проекты в данный момент реализуются?

– Думаю, сразу следует пояснить, что в порту реализуются как государственные, так и частные проекты развития. К первым относится масштабный проект реконструкции причалов №9 и №10, начатый в июне этого года.

В первую очередь будет реконструирован причал №9, предназначенный для генеральных грузов, фронт работ – демонтаж более 146 метров крановых путей, создание новой инфраструктуры, что обеспечит пропускную способность причала более 200 тыс. тонн в год.

Затем будет реконструирован контейнерный причал №10, после чего его пропускная способность удвоится до 650 тыс. тонн. После завершения реконструкции общая длина причальной стенки увеличится на 150 метров, до 700 метров. Оба причала смогут переваливать свыше 800 тыс. тонн грузов, что позволит нарастить грузооборот порта до 4,5 млн тонн.

Основные коммерческие проекты – это перегрузочный комплекс СПГ в бухте Бечевинской компании «Новатэк» с объемом перевалки до 22 млн тонн в год и рефрижераторный терминал «Сероглазка» мощностью порядка 1 млн тонн в год, где, помимо реконструкции причальной стенки, планируется добавить холодильных мощностей.

«МП»: Расскажите о реализации проекта СПГ-комплекса в бухте Бечевинской? Что там сейчас происходит?

– На данный момент завершены дноуглубительные работы на подходном канале. Выполнены установка 22 плавучих предостерегательных знаков и ввод их в эксплуатацию.

1 сентября руководство Службы капитана порта в составе комиссии приняло участие в осмотре правильности функционирования плавучих предостерегательных знаков, установленных в соответствии с проектом. Проверены местоположение, дальность действия, цвет и характеристика огней. По итогам осмотра подписан акт – замечаний нет.

В рамках проекта компанией «Фертоинг» продолжаются работы по отливке железобетонных якорей для многоточечного раскрепления двух плавучих хранилищ газа вместимос-тью 360 тыс. кубометров каждое и установки швартовных бочек в местах рейдовых перегрузочных комплексов. Судя по новостям от «Новатэка», доставка первого хранилища газа запланирована на конец мая – начало июня следующего года.

«МП»: Насколько строительство терминала «Сероглазка» покроет дефицит холодильных мощностей в порту?

– Развитие рефрижераторных мощностей в регионе – один из самых острых вопросов региональной экономики, где рыбный промысел традиционно занимает одно из основных направлений. По подсчетам Росрыболовства, для организации перевалки продукции на Дальнем Востоке необходимы холодильные мощности не менее чем на 250 тыс. тонн. Дефицит огромный, и одним проектом его не покрыть.

За последние несколько лет на Дальнем Востоке построено всего три холодильника, и один из них – в Петропавловске-Камчатском, первая очередь в рамках инвестиционного проекта ООО «Терминал Сероглазка».

Сегодня мощность терминала составляет 25 тыс. тонн, работает одна каботажная линия и одна иностранная. Ежемесячно осуществляется 5-6 судозаходов, с каждым из которых отправляется порядка 150 контейнеров с рыбной продукцией.

В ноябре 2023 года компания планирует завершить строительство причала длиной 280 метров и глубиной до 14 метров. Как я уже сказал, заявленный объем обработки контейнерных грузов в 1 млн тонн в год планируется воплотить в жизнь к 2027 году. Для этого поэтапно будут введены в эксплуатацию новый современный холодильный комплекс, оборудованный стеллажной системой хранения, с автоматизированным учетом и распределением продукции и площадка для подключения рефрижераторных контейнеров.

«МП»: Каким образом решается в регионе достаточно непростая проблема обновления флота?

– В акватории, приближенной к порту, только рыболовство осуществляет порядка 640 судов, из них 232 крупнотоннажных и среднетоннажных. В целом это более 50% добывающего флота региона.

В государственных судовых реестрах капитаном порта Петропавловск-Камчатский на начало 2022 года зарегистрировано 2946 судов, из них рыбопромыслового флота – 435, торгового флота – 334, маломерных судов – 1950.

Согласно открытым источникам, на сегодня объем услуг по ремонту судов в Камчатском крае достигает примерно 3 млрд рублей с потенциалом роста до 5 млрд. Здесь ремонтируются все малотоннажные суда и 50% среднетоннажных. В этой сфере оказывают услуги более 30 предприятий. В распоряжении судоремонтников имеется 6 доков грузоподъемностью от 0,8 тыс. до 25 тыс. тонн. Помимо ремонта флота, на Камчатке высоко востребовано малое судостроение. На судоверфи камчатского предприятия «Торсиотест» строится 6 малотоннажных рыболовных сейнеров.

Импульс возрождению судоремонта и судостроения, а также пополнению флота дала госпрограмма инвестиционных квот. По ней камчатскими предприятиями уже построено 3 траулера-сейнера, еще 17 промысловых судов, в том числе 5 крупнотоннажных, заказаны судовладельцами на различных верфях.

В данный момент под эгидой Правительства РФ в Камчатском крае идет доработка проекта по развитию судоремонтного и судостроительного кластеров.

«МП»: Какими темпами идет работа по утилизации затонувших судов и как долго она еще продлится?

– В рамках утвержденного правительством Плана мероприятий по подъему и удалению затонувших в акватории Дальневосточного федерального округа судов Службой капитана порта сов-местно с представителями региональной власти проведено обследование акватории порта и прилегающих вод. По результату обследования был определен перечень затонувшего имущес-тва, подлежащего подъему, в который вошло 86 объектов, из них непосредственно в границах акватории порта Петропавловск-Камчатский расположено 4 объекта, в бухте Бечевинской – 1 и вне акватории морского порта – 81.

На сегодняшний день из общего числа затонувшего имущества утилизировано 33 объекта, из них находившихся в границах акватории порта – 3 и вне акватории – 30. По трем объектам сейчас проводятся работы по подъему и утилизации. По ряду объектов организациями, осуществляющими подъем и утилизацию, работы замедлены, что обусловлено снижением цен на металлолом.

Морские порты №8 (2022)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ