Госпортконтроль в порту Владивосток в условиях быстрого роста грузооборота - Морские вести России

Госпортконтроль в порту Владивосток в условиях быстрого роста грузооборота

29.01.2023

Госпортконтроль в порту Владивосток в условиях быстрого роста грузооборота

Разворот многих внешнеторговых грузопотоков России на Дальний Восток, вызванный санкционной политикой Запада, формирует новые условия работы Владивостокского порта: меняются объемы перевалки и виды грузов, количество, принадлежность и направления следования судов. Однако неизменной остается система портового контроля, сохраняющая в своей деятельности национальные и международные морские стандарты. О работе в складывающейся ситуации рассказал начальник инспекции государственного портового контроля Службы капитана морского порта Владивосток ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики» Игорь Ковура.

«МП»: Игорь Игоревич, насколько вырос грузооборот порта Владивосток за 9 месяцев текущего года? И как в этой связи изменился объем работы инспекции госпортконтроля (ИГПК)?

– За 9 месяцев 2022 года грузооборот порта увеличился на 8,5%, до 24 млн тонн. Причем выросли показатели как по сухим, так и по наливным грузам, как по экспорту, так и по импорту и каботажу, а по транзиту наблюдается падение почти на 40%.

Рост перевалки сухих грузов произошел в основном за счет увеличения переработки угля на 14,9%, до 7,79 млн тонн, грузов в контейнерах – на 7,2%, до 9,33 млн тонн, генеральных грузов – на 32,2%, до 1,1 млн тонн. В то же время снизились объемы перевалки удобрений почти на 60%, до 26,2 тыс. тонн, зерна – на 22,2%, до 196 тыс. тонн, черных металлов – на 6,1%, до 1,43 млн тонн, цветных металлов – на 21,2%, до 175,7 тыс. тонн, металлолома – на 37,8%, до 161,7 тыс. тонн, лесных грузов – на 34,5%, до 34,3 тыс. тонн, рефрижераторных грузов (включая рыбопродукцию) – на 7,7%, до 538,9 тыс. тонн. Перевалка наливных грузов увеличилась на 20,8%, до более 2,5 млн тонн.

При общем росте объема грузооборота наблюдается увеличение количества судозаходов. Если за 9 месяцев 2021 года количество оформленных ИГПК заходов судов в порт составляло 5370, а выходов – 5374, то за аналогичный период текущего года оформлено 5641 заход и 5688 выходов судов. Это суда различных типов, осуществляющие как международные, так и каботажные перевозки.

Возрастание деловой активности в порту напрямую сказывается на работе ИГПК, основными задачами которой являются обеспечение безопасности мореплавания в акватории и на подходах, а также безусловное предотвращение загрязнений и контроль за соблюдением морского законодательства. Наши непосредственные функции – оформление приходов и отходов судов, их осмот-ры на соответствие международным и национальным требованиям, мониторинг обстановки, согласование различного рода работ в акватории порта.

И если раньше ИГПК, в штате которой работают 40 специалистов, ежесуточно производилось от 30 до 40 операций по оформлению приходов/отходов судов, то на сегодняшний день среднее количество оформлений уже перевалило за 40.

«МП»: Как в этом году проходят осмотры судов? Сколько проверок проведено, выявлено несоответствий, задержано судов за 9 месяцев?

– В среднем в порту проводится порядка 8 осмотров и контрольных ос-мотров судов в день. Осмотру подвергаются суда, стоящие как у причала, так и на якорных стоянках. В основном это плановые проверки на соответствие международным конвенциям и национальным нормативам.

Сроки очередного осмотра рассчитываются автоматически на основании степени и фактора риска каждого конкретного судна.

Также мы проводим внеочередные осмотры. Основанием для таких осмотров может быть, например, жалоба экипажа на невыплату зарплаты или поступление информации о существующих на судне несоответствиях требованиям применимых норм, которые могут создать угрозу безопасности мореплавания, жизни или здоровью находящихся на судне людей либо угрозу причинения ущерба морской среде.

В результате проверок нашими инспекторами ежегодно выставляется несколько тысяч замечаний, относящихся к различным нормативным требованиям. Бывают случаи, когда выявленные несоответствия относятся к существенным, и судну выдается извещение об отказе в выдаче разрешения на выход из порта до устранения нарушений.

Так, за 9 месяцев 2022 года инспекторами группы по осмотру судов ИГПК было проведено порядка 1300 осмотров и контрольных осмотров судов под флагом РФ и более 850 – под иностранными флагами, выявлено более 3400 и 1600 недостатков соответственно. В результате проведенных осмотров 5 судам под флагом РФ и 18 судам под иностранными флагами было отказано в выдаче разрешения на выход из порта.

«МП»: Изменился ли объем и охват работ ИГПК в связи с реализацией в порту инвестиционных проектов по перевалке угля и контейнерных грузов?

– Зона ответственности Службы капитана порта Владивосток охватывает акваторию, состоящую из 4 участков: №1 – бухта Золотой Рог, пролив Босфор Восточный с прилегающими бухтами, часть бухты Новик и участки акваторий в Амурском и Уссурийском заливах; №2 – бухта Большой Камень; №3 – район мыса Открытый и бухта Беззащитная (ООО «Порт Вера») и №4 – район бухты Теляковского в Уссурийском заливе (ООО «Морской порт Суходол»).

Для эффективного исполнения своих обязанностей ИГПК располагает 4 постами: в районе «Владивостокского морского торгового порта», на территории «Владивостокского морского рыбного порта», на территории нефтебазы «Первая речка» и на причале №30 в районе вокзала прибрежных сообщений, и один пост находится в Большом Камне.

В настоящее время оформление балкеров, загружающихся углем на терминале ООО «Порт Вера», осуществляется одним из постов ИГПК, расположенных на участке акватории №1. С вводом в действие причалов терминала ООО «Морской порт Суходол» и планируемым увеличением количества судозаходов ожидается и увеличение объема работы наших инспекторов.

То же справедливо и в отношении новых проектов. По имеющейся информации, сегодня рассматривается несколько проектов строительства удаленных морских терминалов в порту Владивосток.

«МП»: Насколько сократилось количес-тво судов под иностранными флагами после ввода санкций и ухода западных судовладельцев?

– Напротив, несмотря на политичес-кую нестабильность, количество заходов иностранных судов в порт увеличилось. Так, ушедшие из России суда компаний Maersk и MCS были быстро замещены судами китайских судовладельцев, а также флотом Fesco. Более того, могу сказать, что суда ранее официально ушедшей MSC продолжают заходить в порт.

«МП»: Как изменилось международное сотрудничество в области портового контроля? Возникают ли сложности юридического характера? Как влияет политико-экономическая ситуация на программу сотрудничества, совместные проекты?

– Ввиду понимания администрациями флагов важности вопроса обеспечения безопасности мореплавания в глобальном масштабе сотрудничество стран в рамках Токийского меморандума продолжается. Да, ситуация с COVID-19 внесла коррективы в характер встреч и перемещений инспекторов в целях обмена опытом и информацией. Больше мероприятий стало проводиться в очно-заочном формате – участие происходит путем видеоконференций.

В период с 10 по 17 ноября этого года тоже в очно-заочном формате прошло заседание 16-й Технической рабочей группы и 33-го Комитета Токийского меморандума. Кроме того, с 1 сентяб-ря по 30 ноября проводится совместная международная концентрированная инспекционная компания (КИК) по выполнению требований ПДНВ.

В целом сотрудничество с зарубежными коллегами проходит в рабочем порядке. В ходе осмотров судов в рамках международных меморандумов при выявлении инспекторами ИГПК существенных недостатков информация доводится до администраций соответствующих флагов.

Морские порты №9 (2022)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ