Порт Тамань: проторенными маршрутами к новым результатам - Морские вести России

Порт Тамань: проторенными маршрутами к новым результатам

18.12.2023

Порт Тамань: проторенными маршрутами к новым результатам

По итогам работы в 2022 году порт Тамань перевалил 42,8 млн тонн грузов, что позволило ему занять 6-е место по грузообороту среди морских портов России и 2-е среди портов Азово-Черноморского бассейна. Благодаря расположению порта – в северо-восточной части черноморского побережья, южнее Керченского пролива, – маршруты доставки грузов не подверглись значительным изменениям в возникших условиях кризисной логистики. Основные трудности были обусловлены сезонной загруженностью РЖД пассажирскими перевозками, что повлекло снижение объемов доставки грузов на склады портовых терминалов в летний период. Об особенностях работы порта, повышении его конкурентоспособности и обеспечении безопасности мореплавания рассказывает капитан морского порта Тамань ФГБУ «АМП Черного моря» Сергей Лебедев.

«МП»: Сергей Анатольевич, каковы показатели грузооборота порта за 9 месяцев года? Изменилась ли номенклатура грузов? Какие грузопотоки выросли, а какие снизились? Ваш прогноз грузооборота по итогам года?

– Грузооборот порта Тамань по итогам работы за 9 месяцев 2023 года в сравнении с показателями за 9 месяцев 2022 года увеличился на 4,8%, с 31,2 млн тонн до 32,7 млн тонн. Через порт переваливаются нефтепродукты, сжиженные углеводородные газы (СУГ), пищевые наливные грузы, каменный уголь и сера техническая навалом, зерно и шрот подсолнечника насыпью.

Номенклатура грузов осталась прежней ввиду того, что грузовые терминалы, складские площади для навалочных грузов, цистерны накопления наливных грузов, элеваторные емкости для зерновых спроектированы и построены именно под эти виды грузов.

За указанный период увеличилась перевалка нефтепродуктов – на 19,9%, до 6,5 млн тонн, СУГ – на 1,3%, до 229,4 тыс. тонн, серы технической – на 67,7%, до 457,6 тыс. тонн, зерна – на 54,3%, до 3,8 млн тонн, растительных масел – на 26,9%, до 1,2 млн тонн. В то же время произошло снижение показателей по двум видам груза: угля перевалено на 8,5% меньше – 20,4 млн тонн, шрота подсолнечника – на 33,4% – 29,4 тыс. тонн.

По анализу работы в предыдущие годы можно предположить, что грузооборот порта в 2023 году превысит итоговые показатели 2022 года.

«МП»: Каковы показатели судозаходов в порт? Что можете сказать о судоходных компаниях, работающих в порту, какие типы судов и флаги преобладают?

– Рост грузооборота, как правило, влечет за собой и увеличение количества судозаходов. Так, за 9 месяцев года по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом число заходов судов выросло на 31,8%, до 957.

По анализу заходов грузовых судов в 2022 году, на долю иностранных судоходных компаний пришлось 98,9%, из 663 зашедших грузовых судов только 7 судов принадлежали российским компаниям. За 9 месяцев текущего года на иностранные компании так же пришлось 98,9%, из 555 зашедших грузовых судов только 6 судов принадлежали российским компаниям.

По типу обработанных судов преимущество приходится на сухогрузные суда: в 2022 году – 57,6% (из 663 судов 382 сухогрузы, из них 306 балкеры), за 9 месяцев 2023 года – 56,3% (из 555 судов 313 сухогрузы, из них 222 балкеры).

В прошлом году в порт заходили грузовые суда преимущественно под флагом Мальты – 24% от общего количества заходов грузовых судов, в этом году – преимущественно под флагом Либерии – 33,5%.

«МП»: Какие направления (линии) обслуживает порт? В какие страны отправляются экспортные грузы, с какими торгуем по импорту?

– Основная часть грузооборота порта приходится на экспортируемые грузы. И в 2022 году, и в 2023-м их доля составила 98,6% от общего грузооборота. Грузы отправлялись в порты более 50 стран мира в прошлом году и в более 40 стран в текущем.

Большинство судов проследовало в порты Турции: в 2022 году из 663 вышедших из порта грузовых судов в Турцию отправилось 150, что составило 22,6%; за 9 месяцев 2023 года количество вышедших из порта грузовых судов в направлении портов Турции составило уже 30,3%, или 168 судов из 555 вышедших.

Второй страной, в порты которой отправились вышедшие из Тамани суда с грузом, стал Китай (77 судов), на третьем месте – Индия (36 судов). В 2022 году второй была Италия (63 судна), а третье место занимал Алжир (47 судов).

Традиционно через порт импортируются тропические масла из Индонезии, что в этом году составило 1,4% от общего грузооборота.

«МП»: Как организован контроль судов, что изменилось за последнее время? Какова статистика проверок, задержаний, нарушений, их характер?

– Контроль судов инспекцией государственного портового контроля Службы капитана порта производится в соответствии с процедурами контроля судов государством порта и государством флага.

Всего за 9 месяцев 2023 года было произведено 316 осмотров судов под иностранными флагами, из них 75 повторных осмотров. Выявлено 995 несоответствий, процент осмотров с замечаниями составил 82,7%. За такой же период прошлого года было осмотрено 243 судна, из них повторно – 40. Всего было выявлено 727 несоответствий, процент осмотров с замечаниями составил 79,3%.

В связи с серьезными недостатками по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды за 9 месяцев этого года было отказано в выдаче разрешения на выход в море 7 иностранным судам (с кодом 30), что составило 2,9%, за аналогичный период прошлого года – 5 судам, или 2,46% от количества осмотренных судов.

Анализ недостатков, выявленных при инспектировании судов, показал, что наибольшее количество замечаний в текущем году приходится на несоответствия: Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве (17,1%), грузовой марки (15,6%), по конструкции судна (27,3%), противопожарного оборудования (12,4%), аварийного оборудования и сигнализации (21,4%), судовых документов (14,7%); а за 9 месяцев 2022 года – Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве (14,9%), спасательных средств (17,2%), грузовой марки (11,6%), по конструкции судна (22,9%), противопожарного оборудования (11,8%).

На всех судах под иностранными флагами, где в ходе инспектирования были выявлены серьезные несоответствия судового оборудования, устройств и механизмов, выставлялись требования освидетельствования судна классификационным обществом до выхода судна в море.

За 9 месяцев 2023 года было проведено 36 осмотров судов под флагом РФ – 35 судов в объеме первичного осмотра, 1 судну произведен повторный осмотр. Всего выявлено 93 несоответствия с процентом замечаний 61,1%. В связи с серьезными недостатками по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды было отказано в разрешении на выход 1 судну (с кодом 30). За этот же период 2022 года было произведено 25 осмотров, из них 3 повторных осмотра. Выявлено 78 несоответствий, процент осмотров с замечаниями составил 51,9%. В связи с серьезными недостатками по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды было отказано в разрешении на выход 1 судну (с кодом 30).

Анализ недостатков, выявленных при инспектировании судов под флагом РФ, показал, что наибольший процент замечаний за 9 месяцев 2023 года приходится на несоответствия грузовой марки (2,6%), по конструкции судна (27,3%), противопожарного оборудования (10,4%), аварийного оборудования и сигнализации (21,4%), судовых документов (8,7%); а за аналогичный период 2022 года – по конструкции судна (24,9%), противопожарного оборудования (8,4%), аварийного оборудования и сигнализации (18,5%). На всех судах под флагом РФ, где были выявлены серьезные несоответствия, выставлялись требования освидетельствования судна классификационным обществом до выхода судна в море.

В настоящее время в рамках Черноморского меморандума о взаимопонимании с 1 сентября по 30 ноября 2023 года проводится концентрированная инспекционная кампания (КИК) по пожарной безопасности.

«МП»: Каковы особенности обеспечения безопасности судоходства в порту Тамань в настоящее время? Как обеспечивается транспортная безопасность судов и объектов портовой инфраструктуры?

– В акватории порта и на подходах к нему действует система управления движением судов (СУДС), которая обеспечивает безопасность судоходства.

В рамках реализации требований по обеспечению транспортной безопасности капитаном порта разработаны и введены в действие внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на обеспечение транспортной безопасности акватории, в том числе принятие мер по предотвращению и прекращению незаконного нахождения и передвижения морских и иных судов в акватории порта, а также на информирование уполномоченных в области транспортной безопасности федеральных органов исполнительной власти об угрозе совершения или о совершении актов незаконного вмешательства в порту.

Службой капитана порта проведена дополнительная оценка уязвимости акватории морского порта, на основании которой во взаимодействии с Таманским управлением АЧБФ ФГУП «Росморпорт» разработан План обеспечения транспортной безопасности акватории морского порта Тамань. Кроме того, сформировано подразделение транспортной безопасности, проведено оснащение объекта транспортной инфраструктуры «Акватория морского порта Тамань» техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.

На сегодняшний день на данном объекте установлен уровень безопасности (охраны) №2. Специалистами Службы капитана порта проводится ежедневный мониторинг выполнения требований транспортной безопаснос-ти, МК ОСПС, внутриобъектового и пропускного режимов, антитеррористической защищенности в морском порту.

«МП»: Сергей Анатольевич, реализация планов развития инфраструктуры не замедлилась? Что сейчас происходит в этой сфере, какие объекты готовятся к вводу, какие работы ведутся?

– В настоящее время в порту силами группы компаний «ОТЭКО» продолжается реализация проекта «Строительство терминала навалочных грузов в морском порту Тамань» пропускной способностью 35 млн тонн грузов в год: угля — 25 млн тонн, минеральных удобрений – 5 млн тонн, cepы – 5 млн тонн.

Также силами группы компаний «Уралхим» реализуется I этап проекта «Строительство перевалочного комплекса аммиака и минеральных удобрений мощностью 5 млн тонн в год в морском порту Тамань» пропускной способностью 5 млн тонн грузов в год: аммиака – 3,5 млн тонн, минеральных удобрений – 1,5 млн тонн. Проекты реализуются за счет средств частных инвесторов.

Морские порты №8 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ