Порт Сабетта растет вширь и вглубь - Морские вести России

Порт Сабетта растет вширь и вглубь

14.02.2021

Порт Сабетта растет вширь и вглубь

Морской порт Сабетта уникален по ряду причин. Первая – это масштаб: по завершении строительства терминала СПГ и СГК «Утренний» (участок №2 морского порта) он займет лидирующую позицию в рейтинге портов в Арктическом бассейне РФ. Вторая – строительство осуществляется за полярным кругом, в сложных геологических, климатических и гидрологических условиях, причем «с нуля», а период навигации, позволяющий проводить дноуглубительные работы и доставлять тяжеловесные грузы по воде, очень короткий – с конца июля по октябрь. Третья – техническая сложность работ, не имеющая аналогов.

О развитии порта и реализации функций портовых властей по обеспечению безопасности мореплавания рассказывает исполняющий обязанности капитана морского порта Сабетта ФГБУ «Администрация морских портов Западной Арктики» Юрий Гриценко.

«МП»: Юрий Глебович, какова роль порта Сабетта в системе транспортного коридора Северный морской путь? Чем характеризуются условия навигации в морском порту и на подходах к нему?

–Морской порт Сабетта является ключевым объектом для развития транспортной системы Ямала и соседних регионов. Он имеет огромное значение для развития Северного морского пути (СМП) и внутренних водных путей Обь-Иртышского бассейна – речники сыграли большую роль в начальный период строительства порта, используя свой богатый опыт в доставке грузов на необорудованный берег.

Порт включает в себя три участка. Первый – это участок, расположенный на западном берегу Обской губы в районе поселка Сабетта в устье реки Сабетта-Яха, где построен завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) и стабильного газового конденсата (СГК). Второй – это участок, расположенный на восточном берегу Обской губы, где начинается строительство завода СПГ и СГК. Третий – это участок, расположенный на западном берегу Обской губы в районе мыса Каменный, где находится Арктический терминал круглогодичной отгрузки нефти Новопортовского месторождения.

Большую часть времени года в морском порту занимает так называемая зимняя навигация. Как правило, свободный ото льда период небольшой – со второй половины июля до середины октября. С конца ноября начинается период ледокольных проводок, который заканчивается в июне. С открытием зимней навигации в порт Сабетта могут осуществлять заходы только суда, соответствующие критериям допуска судов в акваторию СМП в соответствии с категорией их ледовых усилений, установленных правилами плавания в акватории СМП.

Ледокольную проводку судов в Карском море и Обской губе осуществляют атомные ледоколы ФГУП «Атомфлот». На данный момент в проводке судов в акваторию порта заняты два ледокола «Атомфлота»: «Арктика» и «Ямал». На участке №2 работают ледокол «Санкт-Петербург» и ледокольный буксир «Толбухин», принадлежащие «Росморпорту». На участке №1 работает ледокол «Обь», ледокольные буксиры «Юрибей», «Тамбей» и «Надым». На мысе Каменный помощь в постановке судов оказывают ледоколы «Андрей Вилькицкий» и «Александр Санников» (ООО «Газпромнефть Шиппинг»).

С начала периода ледокольных проводок 2020/21 года ледокольные проводки не производились в связи с погодными условиями, в период ледокольных проводок 2019/20 года было произведено 552 проводки.

«МП»: Расскажите о производственных характеристиках порта и его возможностях. Как они связаны с планами государства по развитию Северного морского пути?

–Как уже отмечалось, на участке №1 морского порта функционирует терминал отгрузки СПГ и СГК. У двух технологических причалов могут одновременно грузиться газовоз и танкер-химовоз. С причала №1 осуществляется отгрузка СПГ, с причала №2 может осуществляться отгрузка СПГ и СГК. К причалам терминала подходят суда-газовозы длиной 299 метров и грузятся на осадку 12 метров. Один газовоз берет на борт около 75 тыс. тонн СПГ.

Также на участке №1 есть причалы для нефтеналивных и сухогрузных судов. Причал №1 длиной 210 метров предназначен для выгрузки светлых нефтепродуктов, доставляемых для нужд поселка и аэропорта Сабетта. Причал №2 длиной 224 метра и причал №3 длиной 250 метров предназначены для обработки генеральных и навалочных грузов. Причалы №5 и №6 длиной 230 метров каждый предназначены для приема судов-модулевозов.

Для обработки генеральных и навалочных грузов в порту есть три мобильных портовых крана грузоподъемностью до 144 тонн. Глубины у причалов №1, 2, 3, 5, 6 позволяют принимать суда с осадкой 10-11 метров. Причал №4 предназначен для стоянки буксирных судов.

На участке № 3 (мыс Каменный) функционирует Арктический терминал круглогодичной отгрузки нефти Новопортовского месторождения. Загрузка танкеров осуществляется на выносном причальном устройстве. Система отгрузки обеспечивает прием и загрузку танкеров дедвейтом до 40 тыс. тонн с осадкой до 9,5 метра. Производительность грузового оборудования терминала – 6500 кубометров в час.

Северный морской путь как национальная транспортная коммуникация России в Арктике имеет исключительное значение для обеспечения дальнейшего развития экономики северных регионов и государства в целом. Перспективы СМП зависят от реализации еще одного транспортного проекта, железнодорожного – Северного широтного хода, магистрали Обская – Коротчаево, призванной соединить Свердловскую и Северную железные дороги.

При выводе магистрали до порта Сабетта откроется кратчайший выход на СМП для более чем 50 млн тонн потенциальных грузов из Поволжья, Урала, Сибири и всей России. Так что порт Сабетта имеет все шансы превратиться в порт, способный изменить мировые транспортные потоки.

«МП»: Несколько слов о показателях работы порта за последние годы. Каковы показатели порта за 10 месяцев текущего года? Насколько они изменились под влиянием экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса?

–Грузооборот порта Сабетта в 2019 году вырос до 27,67 млн тонн, что на 59% больше, чем в 2018 году (17,44 млн тонн). В том числе было перегружено СПГ – 18,2 млн тонн, СГК – 1,23 млн тонн, сырой нефти – 7,76 млн тонн, генеральных грузов – 328 тыс. тонн.

Объем перевалки грузов за 10 месяцев 2020 года составил 23,13 млн тонн, что на 197,9 тыс. тонн (+0,9%) больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Рост произошел за счет увеличения объема перевалки наливных грузов на 124,1 тыс. тонн (+0,5%). При этом если перевалка СПГ увеличилась на 338,6 тыс. тонн, то отгрузка нефти на мысе Каменный с Новопортовского месторождения уменьшилась на 54,1 тыс. тонн, а отгрузка газового конденсата сократилась на 153,8 тыс. тонн.

Экономический кризис, связанный с пандемией, не оказал влияния на отгрузки в порту Сабетта. В компании «Новатэк» уменьшение отгрузок объясняют тем, что пуск четвертой технологической линии завода «Ямал СПГ» мощностью 0,9 млн тонн требует подключения основного оборудования линии к факельной системе, которое было запланировано на конец 2020 года.

«МП»: Расскажите о работе инспекции ГПК филиала. Каковы показатели ее работы по сравнению с прошлыми годами? Много ли регистрируется замечаний, какого они характера? Что изменилось за последнее время в инспектировании судов?

–На участках порта №1 и №3 безопасность мореплавания как в акватории, так и на подходах к порту, оформление судозаходов, контроль за порядком в порту обеспечиваются Службой капитана морского порта Сабетта. Всего за 2019 год в морском порту было зарегистрировано 911 судозаходов, за 10 месяцев 2020 года – 954 судозахода.  

Порт работает в круглосуточном режиме. Ежедневно проводится контроль за вахтенной службой судов, стоящих в порту. Регулярно инспекторами госпортконтроля проводятся осмотры судов как под российским, так и под иностранными флагами.

Так, за 10 месяцев 2020 года проведено 138 инспекций российских судов, инспекций судов под иностранным флагом в связи с COVID-19 не проводилось. Количество замечаний, выявленных при инспекторских проверках судов под российским флагом, составило 603. Задержаний судов не было.

Особое внимание Службой капитана порта уделяется выполнению требований Полярного кодекса и положений Международного кодекса по управлению безопасностью. Так, по статистике замечаний за 2020 год, 30% составляют замечания, касающиеся выполнения положений МКУБ.

Наши инспекторы регулярно принимают участие в совместных учениях по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, контролируют несение дежурства спасателей –операторов ЛРН ФГБУ «Морспасслужба».

«МП»: В какой мере отвечает требованиям безопасности мореплавания система управления движением судов (СУДС) в порту и на подходах к нему? Полностью ли завершено ее формирование? Как осуществляется обеспечение безопасного судоходства в порту и какие дополнительные средства применяются Службой капитана порта?

–На участке №1 морского порта Сабетта введена в эксплуатацию система управления движением судов (СУДС), которая, безусловно, играет большую роль в обеспечении безопасности захода и выхода судов в порт и из порта, в контроле за передвижением судов в акватории участка.

К сожалению, зона действия СУДС не покрывает участок №2, на котором планируется строительство СУДС, а также участок №3, морской канал, который является наиболее сложным участком для прохода крупнотоннажных судов и где действительно требуется помощь береговых служб для обеспечения безопасности мореплавания. Вопрос стоит на повестке дня, и, надеюсь, в скором времени специалисты ФГУП «Росморпорт» найдут правильное решение.

Также введены в эксплуатацию береговые станции «Сабетта» морских районов А1 и А2 ГМССБ, введена в опытную эксплуатацию береговая станция «Сабетта» службы НАВТЕКС. Все это вместе взятое, несомненно, поднимает обеспечение безопасности мореплавания на уровень, соответствующий высоким стандартам.

В настоящее время в порту закончено строительство ледозащитных сооружений, установлены и успешно функционируют средства навигационного оборудования. Специалистами «Росморпорта» в этом плане проделана огромная работа.

С начала августа по середину октября 2020 года на участке №2 порта были проведены дноуглубительные работы. Несмотря на то что проводился большой объем дноуглубительных работ, в порту на постоянной основе обеспечивался заход и выход судов к причалам для доставки грузов. Также дноуглубительные работы были проведены на морском канале в рамках проекта расширения морского канала, работы проводились ФГУП «Гидрографическое предприятие».

Проведены дноуглубительные работы на подходном канале и на грузовых причалах №1, 2, 3. Выполнено дноуглубление на причалах МРТС, но пока они не введены в эксплуатацию – находятся на стадии оформления документов. Также дноуглубление проведено на технологических причалах №1 и №2 для отгрузи СПГ.

«МП»: Каковы планы инвесторов по наращиванию объемов производства СПГ и, соответственно, грузооборота порта? Связаны ли они со строительством новых производственных мощностей и грузовых терминалов, с расширением мощностей порта?

–Сейчас идут подготовительные работы к строительству четвертой очереди производства СПГ, увеличиваются мощности завода «Ямал СПГ».

В связи с этим будут переоборудованы причалы №5 и №6 и создан технологический причал №3 для отгрузки СПГ. Это на треть увеличит объемы перевалки СПГ и, как следствие, количество судозаходов танкеров. На данный момент у «Ямал СПГ» уже есть проект производственных работ.

Сабетта – порт молодой, уникальный, не имеющий аналогов в мире. За короткое время его название стало своеобразным брендом. Периодически к нам поступают вопросы от судовладельцев о возможности регистрации судов в порту Сабетта, чтобы название порта украшало борта их судов.

Морские порты №9 (2020)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ