Учиться у Норвегии, производить в России - Морские вести России

Учиться у Норвегии, производить в России

14.03.2021

Учиться у Норвегии, производить в России

В середине сентября 2017 года Кронштадтский морской завод и компания Bjordal AS подписали меморандум о создании совместного предприятия по выпуску технологического оборудования для рыбной промышленности. Совместное предприятие должно выпускать филейные фабрики для траулеров, оборудование для траулеров-свежьевиков, краболовов, морозильные фабрики, различные конвейеры, мойки сетей и другие виды оборудования как для судовых, так и для береговых рыбоперерабатывающих предприятий.

В октябре того же года Bjordal приступил к обучению персонала будущего предприятия, сам КМЗ начал готовить производственные площади и закупать оборудование.

В начале 2021 года совместное предприятие должно выдать первую продукцию.

О том, как проходят последние приготовления к производству, «Морскому флоту» рассказал руководитель проекта Андрей Маслов.

«МФ»: Расскажите, пожалуйста, немного о компании Bjordal. Как развивалась ее история, работала ли компания с Советским Союзом ранее?

– Bjordal – это семейное предприятие, которое было основано в 1907 году. До 30-х годов XX века основной работой Bjordal был ремонт рыбацких лодок и баркасов, а также обработка металла. С 50-х годов XX века Bjordal начал выпуск оборудования для переработки рыбы.

Пик развития компании пришелся на середину 80-х годов, когда Bjordal совместно с норвежскими рыбаками и фермерами разработал и внедрил линейку автоматизированных фабрик для переработки сельди, пелагической рыбы, креветок, крабов и других морепродуктов. Примерно с того же времени Bjordal начал работать с Советским Союзом и странами СЭВ, оснащал оборудованием траулеры, которые строились в Польше, ГДР.

В мире в целом не так много компаний, которые занимаются производством подобного оборудования. И Bjordal входит в тройку самых передовых с точки зрения компетенций, технологий и инноваций. К тому же последние два года на площадке в Норвегии проходила серьезная модернизация технологических мощностей.

В 2020 году на Bjordal запустили роботизированную линию для резки, гибки, сварки металла, заработало новое проектное бюро. В 2020-м открыт новый современный производственный цех площадью 5000 м2. За счет комплекса данных мероприятий удалось существенно нарастить производственные мощности компании.

Для повышения конкурентоспособности Bjordal сделал ставку на роботизацию и автоматизацию производственных процессов, в отличие от ряда конкурентов, которые предпочли перенос мощностей в страны Восточной Европы и Китай. Кто оказался прав, покажет время, но уже сегодня по ряду качественных показателей Bjordal обошел своих прямых конкурентов.

«МФ»: С чего началось ваше взаимодействие с Bjordal?

– С 2015 года в России стартовала программа инвестиционных квот, которая простимулировала рыбопромысловые компании размещать заказы на отечественных верфях. Быстрыми темпами началось обновление рыболовного флота.

Затем правительство приняло ряд законопроектов по импортозамещению и локализации судового оборудования, постановление № 719. Таким образом, к 2022 году до 70% состава оборудования фабрик по переработке рыбы должны быть произведены в России. Подчеркну, это именно производство в России, не сборка из готовых комплектов.

Чтобы выполнить все поручения, мы договорились с компанией Bjordal об организации совместного проекта в России, который был бы выгоден всем сторонам соглашения.

На Рыболовецком рыбопромышленном форуме – 2017 в Санкт-Петербурге был подписан соответствующий меморандум между PE Bjordal AS, АО «ОСК» и АО «КМЗ».

«МФ»: Какие функции каждого из участников совместного предприятия?

– Норвежская сторона занимается проектированием, выпускает чертежи, предоставляет компьютерное обеспечение, обучает персонал, поставляет сложное оборудование, которое закупается на стороне. Также за ними остается монтаж и пусконаладка.

Российская сторона, соответственно, делает металлообработку, производит конвейеры, всевозможные принимающие емкости, переходные элементы.

Кроме того, за российской стороной закреплен маркетинг в форме взаимодействия с крупнейшими рыбодобывающими компаниями.

Нахождение АО «КМЗ» в составе АО «ОСК» оказывает очень серьезную репутационную поддержку для совместного проекта на всех этапах взаимодействия с заказчиками.

АО «ОСК», в лице руководителей департамента развития поставщиков и координации ОКР, предоставляет много важной информации по последним изменениям законодательной базы по локализации. Совместные усилия АО «ОСК», АО «КМЗ» и PE Bjordal AS дают синергетический эффект для успешного развития проекта.

«МФ»: То есть интеллектуальная составляющая остается за норвежской стороной?

– Пока да. Но с 2021 года планируется производить в России до 70% того оборудования, что выпускает сам Bjordal. В 2022 году по планам развития совместного предприятия на базе КМЗ будет организовано самостоятельное конструкторское бюро. И постепенно компетенция будет передаваться в Россию.

«МФ»: Какие трудности были в реализации этого проекта?

– На месте цеха по производству фабрик были руины. Мы сделали здесь современное производство, даже по норвежским меркам. Особенно если учесть то, что здание еще царской постройки.

Оказывала влияние и конкуренция, поэтому, пока создавался этот совместный проект, основные заказы по инвестиционным квотам уже пошли в работу. Тем не менее, благодаря маркетингу и работе с судовладельцами, постепенно отвоевываем себе рынок.

Сейчас у нас есть заказ на оснащение пяти краболовов, которые строятся на «Красном Сормово». Часть оборудования уже начали производить. Поставка запланирована на 2021–2023 годы.

Участвуем в тендере на оснащение краболовов-процессоров Русской рыбопромышленной компании и для НОРЕБО, которые планируют строить четыре 86-метровых траулера для работы на Дальнем Востоке. Сейчас компания ждет распоряжения правительства о выделении дополнительных квот, чтобы разместить заказ.

Также участвуем в конкурсе на оснащение фабриками двух новых 64-метровых траулеров для Колхоза им. Ленина на Камчатке.

В процессе оснащения цеха технологическим оборудованием пришлось столкнуться с трудностями по приобретению станков, которые в лучшем случае приходилось заказывать в Беларуси, в худшем – ввозить из Германия, Чехии, даже из Бразилии. Это вылилось в длинные сроки и немаленькие деньги. Но эта проблема уже решена. Сегодня наш станочный парк оснащен на 80%. В феврале 2021 года должен поступить фрезерный станок с ЧПУ и машина лазерной резки. И тогда у нас здесь будет производство, зеркальное с головным Bjordal.

«МФ»: На первом этапе производства сколько фабрик в год вы сможете производить?

– Около пяти средних фабрик в год.

«МФ»: Какие финансовые вложения в проект у вас были?

– Суммарные вложения составили 1 млн евро. Причем все вложения шли из прибыли завода.

«МФ»: Какие фабрики будут выпускаться на совместном предприятии?

– Судовые фабрики по переработке краба для производства как вареного краба, так и мороженого полуфабриката. Судовые фабрики по производству филе трески и минтая, БГ трески и минтая, атлантической сельди и лосося. Береговые фабрики для производства филе минтая, трески, горбуши.

«МФ»: Сколько времени занимает производство одной фабрики, с того момента как заказчик пришел к вам с техническим заданием?

– Около 10 месяцев. Если для специалистов, то выпуск одной средней фабрики занимает примерно 8000 нормо-часов – все аналогично головному Bjordal.

«МФ»: Какова потребность в количестве таких фабрик на российском рынке?

– По стратегии развития судостроительной промышленности до 2030 года, необходимо построить порядка 300 средних и крупных промысловых судов. Соответственно, столько же фабрик различной степени сложности понадобится.

Производственные мощности самого Bjordal ограничиваются десятью большими фабриками в год. То есть, даже если к программе подключатся конкуренты, все равно возникнет дефицит.

«МФ»: Как вы готовили кадры для производства?

– К вопросу подбора кадров мы отнеслись очень серьезно. После завершения строительства Крымского моста подобрали бригаду высококлассных сварщиков шестого разряда с международными сертификатами. Опытных, толковых ребят средним возрастом 35 лет.

Затем отправили их на обучение и стажировку на площадку Bjordal. И могу сказать, что норвежцы были под впечатлением от качества работ наших специалистов.

«МФ»: Конкуренция, если брать Россию, на этом рынке существенная?

– Конкуренция есть, но у нас имеется небольшое преимущество. Наша цель в 2021 году – локализация оборудования в 70%. Но когда организуется собственное производство субподрядчиков здесь, неизбежно начнут подтягиваться конкуренты, открываться площадки. Тогда будет сложнее.

«МФ»: А на Дальнем Востоке не оказывают давления китайские производители?

– Оказывают, но такого качества они обеспечить не смогут. Поэтому рассматривать их как серьезных конкурентов пока не стоит.

«МФ»: У вас будет свой сервисный центр?

– Да, у нас будет все как у норвежского производства. Свой сервис, ОТК, в котором будут участвовать норвежские специалисты. Соответственно, гарантийные сроки будут аналогичные норвежскому Bjordal.

«МФ»: А есть вероятность поставки фабрик совместного предприятия на экспорт?

– В перспективе, конечно, рассчитываем на экспорт.

На сегодняшнем этапе, когда КМЗ свои металлоконструкции должен отправить в Норвегию, заплатить ввозные пошлины, потратить деньги на логистику и уже там на площадке все составные части должны скомпоновать и отправить потребителю, это экономически нецелесообразно.

Только после того, как мы полностью локализуем производство, откроются перспективы экспорта. Думаю, что случится это не раньше 2023–2024 годов.

Морской флот №6 (2020)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ