Прозрачные инвестиции - Морские вести России

Прозрачные инвестиции

28.06.2021

Газпромбанк делает видимыми финансовые потоки при реализации крупнейших инвестпроектов

На протяжении уже нескольких лет Газпромбанк предлагает рынку механизм контроля за денежными потоками при реализации инвестиционных проектов. Такой подход позволяет существенно снизить риск возникновения ситуации, когда стройка не завершена в срок, а выделенные деньги уже потрачены совсем не так, как было предусмотрено проектом. Речь идет о банковском сопровождении контрактов – инструменте, эффективность которого уже успели оценить крупнейшие корпоративные клиенты Газпромбанка и который год от года становится более востребованным.

Как банковское сопровождение контрактов помогает экономить время и деньги, каким компаниям этот инструмент может пригодиться в работе и почему услуга бесплатна для клиентов Газпромбанка, в интервью журналу «Морские порты» рассказал исполнительный вице-президент Газпромбанка, начальник Департамента банковского сопровождения контрактов Олег Мельников.

«МП»: Олег Васильевич, Газпромбанк применяет банковское сопровождение контрактов при реализации крупных инвестиционных проектов. Расскажите, чем полезен этот инструмент и как он работает?

– Этот механизм полезен при реализации инвестиционных проектов, поскольку он обеспечивает прозрачность движения денежных средств между всеми участниками проекта, позволяет осуществить целевое использование средств, выделенных на проект, и довести деньги до конечных исполнителей работ. В процессе банковского сопровождения происходит оптимизация ценообразования, авансовой политики по цепочке исполнителей, снижение рисков налогового характера.

За последние годы сервис стал высокотехнологичным, и сегодня он завоевывает все большую популярность у наших заказчиков – компаний, которые реализуют крупные инфраструктурные проекты практически по всей территории страны. В настоящее время Газпромбанк использует банковское сопровождение контрактов при реализации всех проектов государственно-частного партнерства с участием банка.

Как работает этот механизм? Генеральному подрядчику проекта открывается отдельный банковский счет, используемый исключительно для расчетов по конкретному инвес-тиционному проекту или контракту. Такие же отдельные счета открываются субподрядчикам и поставщикам, субсубподрядчикам и их поставщикам и так далее до конечного производителя работ, оборудования или материалов.

Так банк формирует полную картину реализации проекта, инвестиционный поток проекта обособляется от текущей хозяйственной деятельности юридических лиц, участвующих в его реализации, и становится невозможной работа «в котел»: подрядчики не смогут направить средства, полученные в ходе реализации данного контракта, на покрытие ранее возникших убытков или затрат по другим контрактам. Банк акцептует каждое платежное поручение по цепочке отдельных счетов, проводя банковскую экспертизу обосновывающих документов: договоров, актов, счетов-фактур, форм КС-2, КС-3, транспортных накладных и т.д.

В дальнейшем отчет о результатах такого контроля банк предоставляет заказчику услуги. При этом отчет предоставляется в режиме онлайн, заказчик может ознакомиться с ним на своем рабочем месте через специально созданный интерактивный сервис. Сервис отражает в реальном времени остатки на счетах генерального подрядчика и всей его кооперации – всех исполнителей и соисполнителей проекта, операции, которые исполнители проекта проводят прямо сейчас или проводили в ретроспективе. Можно зайти в каждую операцию и посмотреть документы, которые были переданы в банк в обоснование платежа.

Если в систему введены необходимые данные для контроля – к примеру, бюджет проекта или договора, ведомость объемов и стоимости работ, сводный сметный расчет, – мы кодируем платежку на привязку к статьям этого бюджета, и заказчик услуги – генеральный подрядчик или субподрядчик в своей части – получает полный доступ к информации о фактическом денежном исполнении контракта или проекта, который он завел на сопровождение в банк.

Отдельный счет имеет специальный режим работы, по нему невозможно проведение операций, не связанных с реализацией проекта или контракта. Таким образом обеспечивается прозрачность движения денег на всех уровнях исполнения контракта либо инвестиционного соглашения.

«МП»: Первоначально банковское сопровождение было создано для того, чтобы сопровождать госконтракты. Сейчас большая доля портфеля Газпромбанка – это контракты предприятий коммерческой сферы. Почему так произошло?

– Действительно, банковское сопровождение контрактов начало развиваться с запроса государства – необходимо было обеспечить контроль за целевым использованием бюджетных средств при реализации госконтрактов. Впервые слова «банковское сопровождение контрактов» мы услышали в 2009 году, когда в порядке государственного эксперимента трем ведущим банкам было поручено осуществить банковское сопровождение нескольких крупных федеральных строек.

Эксперимент был признан удачным, и в законе о госзакупках появилась статья под номером 35, которая так и называется: «Банковское сопровож-дение контрактов». В развитие этой законодательной нормы вышло постановление Правительства РФ №963, которое определило порядок и случаи банковского сопровождения контрактов, заключаемых государственными заказчиками по закону о контрактной системе. В нем также содержались рекомендации регионам и муниципалитетам выпустить свои нормативные акты для внедрения банковского сопровождения, что и было сделано почти всеми регионами и большинством муниципалитетов. Это придало первый импульс развитию технологий для контроля за целевым использованием средств в проектах в коммер-ческих банках.

В 2015 году вышли очередные изменения в ряд нормативно-правовых актов, после чего банковское сопровождение контрактов появилось в новых сферах деятельности государства. Так, в большинстве ведущих банков появилась технология, позволяющая государству контролировать использование средств по госконтрактам. Сегодня уровень развития банковского сопровождения в разных банках отличается, а Газпромбанк по развитию технологий банковского сопровож-дения контрактов опережает других игроков на этом рынке.

Когда мы внедряли банковское сопровождение, то с удивлением обнаружили, что технологии оказались востребованными и у корпоративных клиентов банка, которые заинтересованы в контроле за целевым использованием средств по своим инвестпрограммам. Сегодня крупнейшие компании переводят свои инвестиционные программы на банковское сопровождение. Инструмент вышел на новый уровень по развитию сервисов и технологий.

За шесть лет этот инструмент доказал свою эффективность. И если в 2017 году в нашем портфеле государственный заказ занимал 80%, то сейчас – лишь около 20%, а весь остальной портфель приходится на контракты корпоративных клиентов.

«МП»: Почему банковское сопровождение контрактов в Газпромбанке предоставляется клиентам бесплатно? На чем в таком случае зарабатывает банк?

– Все просто: банк получает на обслуживание счета генерального подрядчика и всей кооперации – привлекаемых к работам исполнителей и поставщиков. Это означает, что в банк заходят новые клиенты, открываются счета, на них формируются остатки, которые в большинстве случаев для банка являются бесплатными. Банк на них зарабатывает, что позволяет не брать с клиента плату за саму услугу.

Не все банки придерживаются такой тактики, но наша позиция принципиальная: пока у нас формируются бесплатные пассивы, мы не берем денег за банковское сопровождение контрактов и считаем, что этого не нужно делать.

Правда, у нас в портфеле есть нес-колько исключений из этого правила. Мы ведем несколько проектов, за банковское сопровождение которых берем деньги, но таких проектов единицы. Это происходит тогда, когда заказчику необходимо, чтобы мы привлекли на аутсорсинге строительный контроль или компанию, которая делает технологический ценовой аудит, или в случаях, когда остатки на счетах генподрядчика становятся для банка платными.

Только в таких ситуациях мы берем деньги за банковское сопровождение. Но, повторюсь, случаи единичные: 99,9% наших проектов мы сопровож-даем бесплатно.

«МП»: Какие проекты сейчас находятся на банковском сопровождении у Газпромбанка? Есть ли среди них проекты из сферы морского транспорта?

– Газпромбанк сопровождает инвестиционные проекты по всей стране от Калининграда до Камчатки. В нашем портфеле есть проекты всех отраслей экономики: это и транспортная инфраструктура, и электроэнергетика, и нефтегазовая отрасль, и нефтехимия. Ведем государственные контракты. Это самые разные проекты, реализуемые в большинстве российских регионов, начиная от строительства детского сада и заканчивая судостроительной верфью.

В сфере морского транспорта самый главный наш проект, который мы реализуем совместно с «Роснефтью», – это судостроительная верфь «Звезда» в Большом Камне Приморского края. Мы сопровождаем этот проект с самого начала уже на протяжении пяти лет. Мы планируем и дальше участвовать в реализации этого знакового для страны проекта.

Сейчас мои коллеги активно обсуждают концессионное соглашение по проекту угольного терминала «Лавна» в Мурманском порту, у нас на сопровождении находится строительство нескольких судов для компании «Газпромфлот», несколько частных судостроительных проектов по строительству краболовных судов.

В каждом случае строительство судна – это комплексный, дорогостоящий и непростой проект. Внутри него всегда есть большое число исполнителей и поставщиков – глубокая кооперация, охватывающая иногда всю страну, и здесь, конечно, банковское сопровождение помогает заказчику строительства судна видеть, как расходуются денежные средства, которые он выделил на проект.

«МП»: Главным организатором реализации проекта развития инфраструктуры Северного морского пути (СМП) является Госкорпорация «Росатом». Есть ли у Газпромбанка планы по сов-местной работе с госкорпорацией по этому проекту? С кем еще планируете сотрудничать по СМП?

– У нас есть контракты с предприятиями Росатома. Недавно был подписан меморандум о сотрудничестве с Ассоциацией организаций строительного комплекса атомной отрасли (АСКАО), мы планируем реализовать с ней несколько крупных совместных проектов. Обсуждаем банковское сопровождение ряда зарубежных проектов Росатома.

С самой компанией «Росатом» мы сейчас находимся в процессе переговоров, и у нас большие планы по развитию сотрудничества. Мы надеемся, что в следующем году сможем приступить к реализации нескольких наших совместных идей.

«МП»: Спрос на услугу банковского сопровождения контрактов в 2020 году, во время пандемии Covid-19, вырос. Почему, на ваш взгляд, это произошло?

– Пандемия заставила по-новому посмотреть на многие привычные вещи. Денег стало меньше, руководители компаний понимают, что эффективность их использования должна быть выше.

Банковское сопровождение контрактов – это один из драйверов повышения эффективности использования имеющихся денежных ресурсов. Поэтому спрос на услугу существенно вырос.

За прошлый год мы увеличили наш портфель почти в два раза. Мы успешно справились с задачей по дальнейшему развитию технологий и сейчас рассчитываем, что спрос на банковское сопровождение контрактов будет расти пропорционально развитию наших сервисов.

«МП»: Помимо того, что компания получает доступ к полной информации о движении средств на счетах подрядчиков, на какие еще выгоды она может рассчитывать при использовании услуги банковского сопровождения контрактов?

– Пользователи сервиса видят не только денежные потоки, но и все документы, связанные с реализацией проекта. Благодаря этому можно анализировать ценообразование, смотреть, кто, почем, какие материально-технические ресурсы для реализации проекта приобретает и насколько это соответствует сметной стоимости и экономике контракта генподрядчика. Исходя из этих данных в дальнейшем можно формировать начальную и максимальную цену закупки.

Когда заказчик видит, какой объем денежных средств находится на счетах подрядчика и кооперации, у него возникает понимание, когда и какие авансы надо платить, стоит ли их платить в том объеме, в котором было запланировано первоначально. То есть происходит оптимизация авансовой политики.

Благодаря тому, что ни генеральный подрядчик, ни субподрядчики не могут забрать деньги со счетов, пока они не исполнят своих обязательств внизу цепочки кооперации, обеспечивается доведение денежных средств до конечных исполнителей работ.

Это выгодно и соисполнителям, потому что они понимают, что свои заработанные деньги точно получат. А пока этого не произойдет, генпод-рядчик не сможет вывести деньги, не рассчитавшись полностью по своим обязательствам. Это значит, что снижаются риски налогового характера, для заказчиков в том числе.

Наши клиенты активно используют еще один инструмент внутри банковского сопровождения контрактов – отчет о динамике цены. Он показывает стоимость позиции в номенклатуре поставки у того, кто поставляет материально-технические ресурсы для заказчика, включая всех посредников, вплоть до производителя.

Таким образом заказчик видит, кто сколько заработал на конкретной позиции в номенклатуре поставки, и может регулировать внутри наценку поставщика и более эффективно формировать начальную максимальную стоимость последующих закупок. Эффект, который наши клиенты получают от этого инструмента, измеряется десятками миллиардов рублей.

«МП»: Расскажите о функционале сервиса «Интерактивная отчетность». Что он дает заказчикам услуги банковского сопровождения контрактов?

– Наглядную информацию о финансовом исполнении проекта в формате интерактивных графиков. Когда мы начинали предоставлять услугу банковского сопровождения контрактов, все отчеты для наших заказчиков печатались на бумаге. И когда я подписывал очередной отчет толщиной в 1200 страниц, то понимал, что его точно никто не будет читать. У нас даже шутка такая была: «Толщина отчета защищает его от прочтения». Было абсолютно невозможно что-либо в нем найти.

Тогда мы поставили перед собой задачу сделать современный цифровой сервис, который позволит заказчику на его рабочем месте отслеживать движение денежных средств по счетам генподрядчика и кооперации, предоставит аналитические инструменты, позволяющие анализировать ход реализации контракта, сформировать библиотеку договоров и дополнительных соглашений, библиотеку обосновывающих документов, где можно было бы следить за тем же ценообразованием, и чтобы все это было видно в режиме онлайн.

Мы интегрировали все эти инструменты с внутренними системами банка для того, чтобы повысить уровень аналитики. Например, система интег-рирована с нашими стоп-листами.

Сервис «Интерактивная отчетность» стал доступен всем нашим клиентам в прошлом году, и сегодня все больше заказчиков используют его и в режиме онлайн видят все движения денежных средств по всем счетам. Мы с удовольствием принимаем и реализуем предложения по доработке сервиса от наших клиентов, потому что чем лучше работает инструмент, тем он будет более востребованным. Поэтому мы заинтересованы в его развитии.

Следующий шаг – это, разумеется, приложение для мобильных телефонов, планшетов, чтобы руководство и финансовые директора компаний-заказчиков видели эту информацию у себя на устройствах и могли использовать ее в своей деятельности более оперативно для снижения рисков в проекте.

Приложение уже создано и работает в пилотном режиме. После доработки мы выпустим его на рынок. Надеемся, это произойдет в третьем квартале 2021 года. Ожидаем, что это будет первый на рынке случай запуска мобильного приложения по банковскому сопровождению контрактов.

«МП»: А что собой представляет банковский сервис «Риски бизнеса»? Для чего он нужен и что дает клиентам?

– Это один из аналитических инструментов внутри системы «Интерактивная отчетность», который мы запус-тили в прошлом году. Он позволяет видеть благонадежность контрагентов внутри «юбки кооперации», так мы называем всех исполнителей – от генерального подрядчика, его субпод-рядчиков до субсубподрядчиков и так далее.

Мы интегрировали «Интерактивную отчетность» с различными базами данных, включая систему «СПАРК-Интерфакс», внутренние системы банка и другие специализированные сервисы и подсвечиваем контрагентов в режиме «светофора» – красный-желтый-зеленый, определяя благонадежность контрагентов по целому ряду параметров.

Также в системе видны судебные дела и претензии налоговых органов, если они имеются. Мы планируем в этом году провести интеграцию с рядом налоговых инструментов, чтобы в том числе показывать разрывы в уплате НДС на разных уровнях реализации проекта, что тоже позволит заказчику услуги формировать мнение о том, какого качества компании на него работают.

«МП»: Что такое трансграничное банковское сопровождение контрактов? Чем оно может быть выгодно и кому?

– Этот инструмент создан для российских компаний, реализующих инвестиционные проекты за пределами РФ. Сегодня Газпромбанк готов предоставлять банковское сопровож-дение на территории любой страны, где это потребуется. Такую услугу не оказывает больше ни один российский банк.

Вот что интересно: когда мы разрабатывали продукт, то не планировали его использовать за пределами страны. Но с удивлением для себя обнаружили, что это очень удачное решение, которое может быть применимо и в иностранных инвестиционных проектах.

А все началось с того, что один из наших крупных клиентов попросил сопровождать его инвестиционный проект на территории другого государства. Мы задумались: насколько сложно это будет сделать? И мы нашли решение. Отличительная особенность трансграничного банковского сопровождения контрактов – то, что отдельные счета открываются не в Газпромбанке, а в банке-партнере на территории страны реализации проекта. Мы проводим интеграцию с информационной системой банка-партнера, отслеживаем, какие платежные поручения поступили, проверяем, а потом сообщаем, можно их исполнить или нет. Таким образом, мы предоставляем клиенту наш стандартный сервис в том же объеме, как в России.

У нас уже есть проекты в Сербии, Болгарии, Белоруссии. Мы подписали несколько соглашений с банками Азербайджана, в планах у нас Узбекис-тан и Казахстан.

Все остальные наши инструменты – «Интерактивная отчетность», «Риски бизнеса» и другие – адаптируются под страну, где реализуется проект, и предоставляются в том же объеме, как в России.

«МП»: Олег Васильевич, каковы перспективы развития системы банковского сопровождения контрактов Газпромбанка?

– Система имеет большие перспективы. Можно, например, добавить к тем инструментам, которые мы уже реализовали, небанковские сервисы, снабдить их дополнительными аналитическими опциями, добавить возможность анализировать ценообразование, рыночную конъюнктуру.

Можно развиваться и в другом направлении: некоторые наши клиенты просят увязать движение денежных средств по счетам с физическим исполнением работ на объектах и с договорными условиями. Их пожела-

ние – чтобы в интерактивной отчетности отображалось финансирование в привязке к физическому исполнению проекта и к условиям подписанных договоров.

Мы совершенствуем свои сервисы: вместе с электронной торговой площадкой Газпромбанка разрабатываем новые технологии банковского сопровождения контрактов, которые позволят отобразить в интерактивной отчетности фактические объемы выполненных работ. Это будет нашим следующим шагом. Думаю, уже к концу года мы сможем дать технологию рынку как минимум в тестовом режиме.

Применение банковского сопровождения контрактов уже становится новым стандартом при реализации инвестиционных проектов в России. Есть удобный сервис, мы уверены, будет расти и спрос.

Морские порты №4 (2021)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ