Научный флот России. Задачи есть – есть ли суда? - Морские вести России

Научный флот России. Задачи есть – есть ли суда?

11.07.2021

Научный флот России. Задачи есть – есть ли суда?

Журнал «Морской флот» продолжает цикл материалов о состоянии научного флота России. В первом номере этого года (№ 1. 2021) вышло интервью с руководителем направления модернизации флота Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН, к.т.н. Константином Рогинским, где затрагивались вопросы не только списка работ, но и перспектив развития специализированного флота. Сегодня с северной части мира переместимся на самый южный континент Земли, где у России тоже есть свои приоритетные задачи. В августе 2020 года Правительство России утвердило Стратегию развития деятельности Российской Федерации в Антарктике до 2030 года. В документе расставлены четкие и, самое главное, правильные приоритетные задачи, касающиеся расширения существующей антарктической инфраструктуры с ее постепенной модернизацией, развития комплексных научных исследований, обновления приборного парка, охраны окружающей среды и т.д. По словам премьер-министра РФ Михаила Мишустина, реализация стратегии позволит провести современные комплексные научные исследования и природоохранные мероприятия на уровне ведущих антарктических держав и укрепит позиции России в системе Договора об Антарктике.

О том, каково место специального флота в реализации этой стратегии, как идет модернизация судов и каковы перспективы работы по исследованию сульфидов в Атлантическом океане, «Морскому флоту» рассказал управляющий директор Полярной морской геологоразведочной экспедиции Дмитрий Каминский.

«МФ»: Какими работами сейчас занимается Полярная морская геологоразведочная экспедиция (ПМГРЭ)? Какие достижения последних лет вы отметили бы особо?

– Полярная морская геологоразведочная экспедиция была основана еще в 1962 году. Сейчас экспедиция – это единственная в России специализированная компания, которая выполняет комплексные геолого-геофизические исследования, предоставляет широкий спектр услуг по изучению геологического строения недр и поиску полезных ископаемых в наиболее труднодоступных регионах Земли: Арктике, Антарктике и Мировом океане.

В активе деятельности организации – открытие крупного Павловского месторождения полиметаллов на архипелаге Новая Земля, Томторского месторождения редкоземельных металлов в Якутии, Северо-Ляховского оловоносного рассыпного узла на архипелаге Новосибирские острова, золотоносного района и россыпей на острове Большевик архипелага Северная Земля, обнаружение месторождений сульфидных руд в океанах.

Ресурсы открытых месторождений на суше в долларовом эквиваленте составляют десятки миллиардов и многократно превышают затраты на содержание ПМГРЭ.

Из достижений последних лет можно отметить открытие новых сульфидных месторождений в Центральной Атлантике в 2020 году, которым присвоены названия «Молодежное» и «Коралловое».

Сейчас ПМГРЭ – это единственный исполнитель работ по 15-летнему контракту России с Международным органом по морскому дну (МОМД), направленному на поиск и разведку месторождений глубоководных полиметаллических сульфидов в центральной части Атлантического океана.

«МФ»: Каким флотом сейчас располагает ПМГРЭ? Какие основные проблемы существуют с эксплуатацией судов?

– В советское время отечественный научный флот был одним из самых внушительных и современных в мире. К 1990 году численность всех НИС достигла 375 единиц, что составляло практически 1/3 от общего количества судов этого типа в мире.

После распада СССР России отошло около 300 различных научно-исследовательских судов, львиная доля которых была списана, утилизирована или переоборудована в суда другого назначения. И сейчас из 29 НИС неограниченного района плавания для поиска и исследования твердых полезных ископаемых в глубоководных районах пригодны только четыре судна пр. 12883 и 12883М, два из которых – НИС «Академик Александр Карпинский» и «Профессор Логачев» – находятся в ведении ПМГРЭ.

Оба наших судна – представители так называемых «Морских геологов», судов проекта 12883/12883М, серия которых строилась на Черноморском заводе (г. Николаев, Украина) с начала 80-х до начала 90-х годов. Проекты имели небольшое отличие, в основном касающееся специального оборудования на борту.

В основу «Морских геологов» был положен отработанный на Николаевском заводе БМРТ типа «Пулковский меридиан». По своим техническим характеристикам (водоизмещение – около 5700 тонн, мощность ДРА на базе двух дизелей – 7000 л.с., скорость хода – около 16 узлов, дальность плавания – около 20 тысяч миль) он мог работать практически в любой точке мира.

НИС «Академик А. Карпинский» постройки 1984 года сейчас единственное судно в России, которое проводит геолого-геофизические исследования на шельфе Антарктиды. По распоряжению правительства РФ оно было включено в состав судов обеспечения деятельности Российской Антарктической экспедиции (РАЭ).

РАЭ проводит в Антарктике комплексные межведомственные натурные исследования по проектам в рамках Федеральной целевой программы «Мировой океан» и ведомственных аналитических и целевых программ Росгидромета, Роснедр, Росрыболовства, Минобрнауки России, Роскосмоса и Российской академии наук.

Так, на континентальном шельфе Антарктиды и в примыкающих к нему районах материкового склона и абиссальных котловин с борта «Академика Карпинского» были выполнены десятки тысяч погонных километров сейсмических профилей, открыты обширные осадочные бассейны с прогнозными ресурсами углеводородов, оцениваемыми в 70 млрд тонн условного топлива.

«Профессор Логачев» постройки 1991 года – последний «Морской геолог», сошедший со стапелей Черноморского завода. Судно было оснащено специальным оборудованием для поиска месторождений глубоководных полиметаллических сульфидов на дне океана. Главные полезные компоненты сульфидных руд океана – медь и цинк, попутно – золото, серебро и другие элементы.

В последние годы «Профессор Логачев» использовался для выполнения большого объема исследований в центральной части Атлантического океана. Суда перешли в ведение Росгеологии, которая является контрактором для Минприроды для выполнения работ на ГПС.

За период с 1995 по 2020 год специалисты ПМГРЭ с борта НИС «Профессор Логачев» открыли тринадцать крупных рудных узлов с высокими содержаниями цветных, редких и благородных металлов. Суммарный прогнозный рудный материал там превышает 100 млн тонн.

В 2010 году ПМГРЭ совместно с ФГУП «ВНИИОкеангеология» подготовили проект заявки Российской Федерации на утверждение плана работы по разведке полиметаллических сульфидов. В июле 2011 года заявка Российской Федерации была утверждена на 17-й сессии Международного органа по морскому дну, и в конце 2011 года подписан 15-летний контракт с МОМД на разведку полиметаллических сульфидов в заявочном районе. Заявочный район включает 100 блоков размером приблизительно 10Ч10 км, общей площадью 10 000 кв. км.

В пределы заявочного района входят открытые отечественными геологами рудные узлы «Логачев», «Ашадзе» и «Семенов», рудные поля «Краснов», «Зенит-Виктория», «Петербургское», «Ириновское» и др., а также французское рудное поле «Пюи де Фолль». Суммарные прогнозные ресурсы раздельно по металлам составляют: медь – 3636 тысяч тонн, цинк – 626 тысяч тонн, золото – 110 тонн, серебро – 1517 тонн.

По условиям контракта с МОМД Россия обязуется в течение 15 лет выполнить работу на своем заявочном участке по выделению 25 наиболее перспективных блоков из 100. Эта работа целиком ложится на НИС «Профессор Логачев», как на единственное судно отрасли по проблеме ГПС.

Что касается проблем, то основная из них – это старение судов и, как следствие, существенное увеличение расходов на их ремонты и содержание.

«МФ»: Когда проводили модернизацию своего флота? Что было сделано в рамках этих модернизаций?

– Модернизация обоих судов проходила с 2013 по 2016 год.

После многочисленных обращений ПМГРЭ в Роснедра о старении судов и назревшей необходимости реконструкции и с учетом важности решаемых государственных задач вышестоящая организация добилась выделения из госбюджета ресурсов для проведения реконструкции судов.

В 2013–2014 годах для нужд НИС «Академик А. Карпинский» было выделено 495 млн рублей. В конце 2013 года ПМГРЭ заключила государственный контракт с судоверфью BLRT Grupp на выполнение работ по реконструкции судна. Работы велись по двум основным направлениям – реконструкция отдельных судовых систем и полная замена научного оборудования.

При этом учитывалось то обстоятельство, что судно будет работать еще не менее 5–7 лет и в дальнейшем должно быть заменено на новое. Поэтому в проекте был заложен минимально необходимый на этот срок эксплуатации объем реконструкции только тех судовых систем и механизмов, которые наиболее изношены и напрямую влияют на безопасность и экологичность мореплавания.

Затем, в период с 2014 по 2016 год правительство выделило 989,5 млн рублей для НИС «Профессор Логачев», из них на проектирование – 55 млн рублей. В ноябре 2013 года был заключен контракт с Крыловским государственным научным центром на разработку проекта реконструкции судна, спустя год заключен контракт с Канонерским судоремонтным заводом. С учетом меньшего возраста судна реконструкция была более глубокой, чем на «Академике А. Карпинском», и дополнительно включала существенное улучшение бытовых условий для моряков.

ПМГРЭ со своей стороны неоднократно поднимала вопрос о необходимости проектирования и строительства новых судов на замену, но эти планы не реализованы. В 2012 году с привлечением специалистов Балтсудопроекта удалось разработать только Технико-экономическое обоснование (ТЭО) для нового судна для Арктики и Антарктики на замену «Академику А. Карпинскому».

Последний раз ПМГРЭ направляла свои предложения в вышестоящие организации по составу и конфигурации новых судов в 2019 году, где указывали все параметры, характеристики, прилагали ТЭО. Но эта заявка осталась без движения, к большому сожалению.

«МФ»: Судя по сообщениям из СМИ, в последние годы Россия активизировала свою работу в Антарктиде. Насколько эта активность коснулась вас, в том числе и в части выделения бюджета на исследования? На ваш взгляд, Россия по-прежнему в лидерах по освоению Южного континента?

– Нынешняя активизация деятельности РФ в Антарктиде связана в первую очередь со строительством нового комплекса станции «Восток». Пока это сугубо инфраструктурный проект, который требует привлечения весьма значительных сил и средств. Но к исследовательской работе в Антарктике эта активность сейчас не имеет никакого отношения. Напротив, большинство сезонных научных программ были свернуты, для того чтобы обеспечить работы по строительству новой станции. Также негативно отразилась на активности в Антарктиде и пандемия, но это общемировая проблема.

Какого-либо увеличения финансирования, по крайней мере геологических исследований, нет. Напротив, в последние годы наблюдается тенденция к его сокращению.

В то же время строительство новой станции – это большой прогресс. В дальнейшем, после введения в эксплуатацию, планируется проведение в этом районе весьма масштабных исследований, главным образом гляциологической направленности.

«МФ»:В Антарктиде сейчас работает целый ряд государств. Кто сейчас лидер по работе в этом регионе? Каковы позиции России, в том числе и по оснащению, технологиям, кадрам и научной мысли?

– Лидирующие позиции в изучении Антарктиды, на мой взгляд, занимает Китай. Большую активность традиционно проявляет и Австралия. Россия длительное время лидировала в области геолого-геофизических исследований в окраинных морях Антарктиды.

В советский период была создана мощная инфраструктура, обеспечивавшая проведение комплексных геолого-геофизических исследований на большой площади Антарктики. С опорой на нее, в результате многолетней экспедиционной деятельности накоплен обширный геолого-геофизический материал по континентальной части Антарктиды и Южному океану.

В морях Антарктики получено около 140 000 пог. км многоканальных сейсмических и гравимагнитных наблюдений. Выполнена предварительная оценка перспектив нефтегазоносности Антарктики, базирующаяся на оконтуривании главных осадочных бассейнов региона и разработке основ концепции их развития в сравнении с другими нефтегазоносными провинциями мира. Общие перспективы нефтегазоносности окраинных морей Антарктиды составляют 70 млрд тонн условного топлива.

Сейчас, в связи с хроническим недостатком средств, специализированное научно-исследовательское судно «Академик А. Карпинский», предназначенное для геолого-геофизических исследований, выводится из эксплуатации, ведутся переговоры о продаже его на лом.

Российская Федерация из недавних лидеров вскоре может перейти во второй дивизион. При современном уровне финансирования у отечественных геолого-геофизических исследований в Антарктике нет никакой перспективы развития. Их морская составляющая будет свернута, что позволит в случае сохранения общего объема выделенных средств некоторое время поддерживать исследования геологической направленности на материке.

Для того чтобы Россия снова, как в советский период, стала лидером в освоении Антарктики, необходимо в первую очередь увеличение финансирования Российской Антарктической экспедиции (РАЭ). РАЭ в соответствии с так называемым «Законом об Антарктике» (ФЗ «О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике») – государственный оператор РФ в Антарктике. В первую очередь от ее логистических возможностей зависит проведение любых исследований на материке Антарктиды. В настоящее время РАЭ испытывает огромные проблемы, связанные с ремонтом и эксплуатацией экспедиционных судов, износом инфраструктуры в Антарктиде, и многие другие сложности.

Сохраняет свою актуальность и необходимость постройки нового специализированного геолого-геофизического НИС ледового класса для Арктики и Антарктики на замену НИС «Академик А. Карпинский». Отрадно, что в последние годы Правительством РФ приняты решения о строительстве 2-х НИС для Академии наук и гидрографического НИС для Севморпути. На очереди – геологическое судно России для полярных областей.

Также требуется банальное увеличение финансовой поддержки организаций, проводящих в Антарктике научные исследования. Тогда к этим работам могут быть привлечены новые технологии, кадры, расширен состав исследовательских работ.

Морской флот №2 (2021)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ