Порт Антверпен укрепляет связи с Россией - Морские вести России

Порт Антверпен укрепляет связи с Россией

08.08.2021

В России впервые назначен официальный представитель порта Антверпен

Порт Антверпен (Бельгия) занимает второе место в Европе по величине грузооборота. Он ежегодно обрабатывает около 238 млн тонн международных морских грузов, обслуживая более 300 морских направлений в более чем 1000 пунктов назначения. Объем товарооборота порта с Россией в 2020 году превысил 13 млн тонн. Это ставит нашу страну на четвертое место среди всех партнеров порта по морским перевозкам.

Чтобы расширить присутствие и известность порта в России, было принято решение открыть в нашей стране международное представительство. С 1 января 2021 года его возглавил Андрей Дасковский, высокопрофессиональный управленец, имеющий большой опыт работы в крупных международных компаниях. О целях работы представительства, перспективах российско-бельгийского сотрудничества в сфере морских перевозок и инвестировании в портовую инфраструктуру, об обмене опытом по развитию портовых услуг Андрей Дасковский рассказал корреспонденту «МП» Надежде Толстоуховой в эксклюзивном интервью.

«МП»: Андрей Борисович, порт Антверпен – один из немногих зарубежных портов, который открыл свое представительство в России. Зачем это было нужно и какие задачи перед Вами поставило руководство порта?

– Во-первых, я хотел бы поприветствовать читателей журнала «Морские порты» и поблагодарить редакцию за возможность дать это интервью. Справедливости ради хочу отметить, что наши добрые соседи-конкуренты – порты Роттердам и Гамбург – уже в течение долгого времени имеют свои представительства в России. Порт Антверпен, можно сказать, в этом плане немного запоздал. Все эти годы мы работали дистанционно, сотрудники различных подразделений порта регулярно приезжали в Россию, даже устраивали то, что называется роуд-шоу, так что порт Антверпен не чужой на российском рынке и для российских клиентов.

Поворотным пунктом в нашем отношении к российскому рынку стал визит делегации города Антверпена в Россию в 2018 году. Ее принимали на самом высоком правительственном уровне. Делегация посетила Москву и Санкт-Петербург, представители порта Антверпен играли одну из ключевых ролей во время этого визита. Именно тогда на уровне руководства и было принято решение о том, что в России должен появиться официальный представитель порта.

Задачи передо мной стоят разнообразные: прежде всего быть своеобразным послом порта Антверпен в Российской Федерации и представлять его интересы в нашей стране. И, конечно, способствовать привлечению морского трафика в порт, привлекать российский бизнес для ведения совместных проектов, активно работать с экспортерами, транспортными и терминальными операторами, государственными структурами, продвигать сервисные услуги порта, такие как обучение передовым методам ведения портового хозяйства, и консалтинг в различных областях портового управления.

«МП»: У Вас богатая трудовая биография, но раньше она не была связана с портовой деятельностью. Расскажите, каким образом выбор пал на Вашу кандидатуру и почему Вы согласились на эту работу?

– Отбор кандидатов происходил на самом высоком профессиональном уровне. Я уже 28 лет работаю в сфере международного бизнеса и до сотрудничества с портом работал в семи транснациональных компаниях, поэтому хорошо знаю бизнес-процессы, которые лежат в основе их деятельности. Серьезность подхода к поиску представителя послужила для меня индикатором привлекательности этого проекта. Насколько я знаю, было порядка 35 соискателей, и весь процесс отбора кандидата занял более шести месяцев.

Действительно, я не профессиональный менеджер из сферы логистики или портового хозяйства. Наверное, для порта был важнее уровень стратегического мышления кандидата и широта взгляда на бизнес. Нужен был человек с определенным кругом и уровнем контактов в российском бизнесе и государственных структурах, обладающий «менеджерской зрелостью», ведь сейчас за моей спиной стоит огромный бизнес-конгломерат, который генерирует более 20 млрд евро добавочной стоимости, что составляет почти 5% ВВП всей Бельгии.

«МП»: В каких государствах, помимо России, есть представительства порта Антверпен?

– Международная сеть порта Антверпен раскинулась по всему миру, от Бразилии и США до ключевых европейских стран, а дальше – Китай и Юго-Восточная Азия. Я стал уже пятнадцатым международным представителем порта.

Интерес порта Антверпен к России вполне понятен и объясняется ролью нашей страны в международной торговле. Не случайно Россия занимает четвертое место по объемам грузо-оборота в структуре международной торговли порта. В прошлом году этот показатель превысил 13 миллионов тонн. Это уже говорит о большой сов-местно проделанной работе.

Для порта Антверпен очень важно устанавливать партнерские связи с другими портами в разных частях мира. Со многими из них мы подписываем так называемые меморандумы о намерениях. Это не пустой документ, он предусматривает широкий спектр совместной работы, обмен лучшими практиками, взаимное продвижение портов на международном уровне и тем самым увеличение грузооборота. Так, мы работаем с десятками портов мира. Для меня один из приоритетов – найти российский порт, сотрудничество с которым можно было бы вывести на такой высокий уровень.

«МП»: Какие услуги, предоставляемые портом Антверпен, на Ваш взгляд, могут быть интересны российскому бизнесу?

– Перечень услуг, которые предоставляет порт, очень велик. Функции порта можно разделить на три ипостаси. Первая – это традиционная функция пункта обработки грузов, вторая – это логистический центр, и третья – это индустриальный кластер.

Порт Антверпен – это ворота для доступа российских грузов на европейские рынки и отправная точка для европейского экспорта в Россию, а также старт для отправки российских грузов в страны Северной и Южной Америки, Африки и Юго-Восточной Азии.

Локация порта уникальна: он расположен в 80 км вглубь европейского континента и протянулся на 30 км вдоль русла реки Шельды. Если мы возьмем окружность радиусом в 500 км с центром в порту, то в ее границы попадет почти половина Великобритании и Франции, существенная часть Германии и других европейских стран. В этом радиусе сконцентрировано 60% европейской покупательной способности.

Именно поэтому роль порта как логистического центра исключительно привлекательна для всех существующих и потенциальных клиентов. Порт обеспечивает логистические услуги по доставке грузов железнодорожным и автомобильным транспортом, баржами, организует так называемые shortsea-перевозки. Крупные аэропорты тоже находятся рядом. Существует и трубопроводный транспорт.

Протяженность причального фронта в порту составляет 100 км, то есть одновременно он может принимать 400 крупнотоннажных морских судов. На 12 тыс. га, которые занимает порт, расположено более 6 млн м2 крытых складов, складских помещений для наливных грузов – более 8 млн м3, силосов для полимерных грузов – 680 тыс. м3.

Практически все они являются таможенными складами: завозя свой товар в Антверпен как на перевалочный пункт, не обязательно платить таможенные пошлины и НДС, пока вы не решите, куда дальше отправится ваш товар. Также прямо в порту груз можно подвергнуть дополнительной переработке, таким образом увеличив его добавочную стоимость. И только после того, как товар достигнет конечного пункта назначения, грузовладелец должен будет заплатить таможенные платежи, предусмотренные законодательством Евросоюза.

«МП»: Расскажите подробнее о переработке сырья в порту и о производствах, которые можно организовать на его территории.

– В порту Антверпен находятся около 1000 компаний, которые арендуют территорию и размещают на ней не только складские терминалы, но и промышленные производства. Антверпен – второй по величине в мире нефтехимический кластер после Хьюстона. Несколько компаний, таких как Total, Exxon Mobil, Gunvor, имеют там перерабатывающие нефтехимические предприятия.

Этот ряд, на наш взгляд, могли бы дополнить и российские компании, ведь больше половины российского экспорта составляют продукты нефтехимии. В этом направлении мы видим колоссальный объем существующих, но еще нереализованных возмож-ностей для сотрудничества с российским бизнесом.

Кроме того, порт Антверпен – это крупнейший хаб по первичной переработке металлопроката. Семь сервисных центров по работе с металлом находятся на территории порта. Любая компания, которая нуждается в такого рода переработке своей продукции, может прибегнуть к их услугам. Если же компания хочет что-то сама делать в порту, то можно арендовать там территорию сроком на 20-30 лет и построить свои производственные мощности. Могу сказать, что такие российские предприятия, которые арендуют территорию порта и осуществляют там не только типично портовую, но и индустриальную деятельность, уже есть.

«МП»: Какие еще проекты порта могут быть потенциально интересны российским инвесторам?

– Сейчас мы реализуем передовой проект Next Gen District. Так называется район порта, занимающий 88 га, на которых раньше находился автомобильный завод General Motors, где производили автомобили Opel. Сейчас на эту территорию мы привлекаем новых инвесторов, работающих в инновационных отраслях экономики: безотходные производства, технологии, направленные на улавливание углекислого газа и преобразование его в другие источники энергии, переработка пластика и создание хранилищ энергии и т.д.

На этом участке порт предоставляет много интересных условий для арендаторов, как для чистых стартапов, которые еще не начали коммерциализировать свои проекты, так и для компаний, уже готовых разворачивать промышленное производство своей продукции.

«МП»: Позволяет ли сегодня физическое расположение порта модернизировать его инфраструктуру? Участвуют ли в этом процессе сторонние инвесторы?

– Порт является неотъемлемой частью города Антверпена и всей Фландрии. Поэтому, уделяя внимание развитию терминальной инфраструктуры, мы не забываем и о развитии так называ-емой припортовой инфраструктуры, поскольку порт должен быть вписан в экономическое пространство города и всей страны.

На территории порта расположено порядка 1000 км железнодорожных путей. Это треть всей железнодорожной сети Бельгии. И еще порядка 1000 км трубопроводов. То есть инфраструктура уже исключительно развита. На что мы здесь обращаем внимание? На то, чтобы переводить железнодорожный транспорт на электрическую тягу, чтобы минимизировать выбросы СО2 и других вредных веществ, максимально снижать участие человека в операционных процессах.

Припортовую инфраструктуру мы модернизируем как сами, так и в сотрудничестве с городом и правительством Фландрии. Здесь можно назвать такие проекты, как завершение строительства окружной дороги вокруг порта – Oosterweel Link. Это комплексный проект, рассчитанный на 10 лет и предусматривающий многомиллиардные инвестиции. Его реализация поможет разгрузить транспортную инфраструктуру вокруг порта, поскольку более 50% континентальных перево-зок из порта и в порт осуществляется именно автомобильным транспортом.

Другим технически очень сложным проектом стало строительство тоннеля, соединяющего правый и левый берега Шельды, который существенно облегчает переброску товаров с одного терминала на другой.

Некоторые проекты по модернизации терминальной инфраструктуры мы проводим совместно с нашими партнерами, которые арендуют площади у порта. Так, например, есть терминал «Европа», с его владельцами мы сегодня приступили к проекту по строительству совершенно нового причала длиной 1200 метров. Дно у этого причала будет углублено до 16 метров, так что он одновременно сможет принять два судна типа Megamax.

«МП»: Два месяца назад было объявлено об объединении двух портов – Антверпена и Брюгге. В чем смысл такого слияния и как оно отразится на будущем объединенного порта?

– Действительно, такое событие имело место. Порт Антверпен является вторым по величине европейским портом, Брюгге – девятым. После долгих переговоров руководство двух портов приняло решение о целесообразности объединения. Сейчас мы ждем одобрения регулирующих органов Фландрии и Евросоюза. Подготовка к объединению уже идет, и мы надеемся, что если будет принято положительное заключение, то уже к 2022 году появится новая единица – порт Антверпен-Брюгге. И это уникальная ситуация. Других таких примеров объединения портов история еще не знала. Это интереснейшая задача на ближайшие 10 лет, в течение которых будет объединяться инфраструктура двух портов.

Речь идет не только о техническом объединении объемов перемещаемых грузов, но и о существенном синергетическом эффекте: два порта очень хорошо дополняют друг друга. Конечно, увеличится и товарооборот: совместно мы сможем обрабатывать около 280 млн тонн грузов. Объем контейнерных перевозок через оба порта приблизится к 160 млн тонн. Через объединенный порт будет проходить порядка 15% всего европейского транзита сжиженного газа. Позиции объединенного порта как химического кластера тоже существенно усилятся. Порт Брюгге известен как один из крупнейших европейских портов для транзита автомобилей. Объединенный порт таким образом оставит далеко позади другие порты по перевалке транспорта.

И вишенка на торте: порт Антверпен является крупнейшим европейским портом по складированию и перевалке кофе, хмеля и фруктов. Но одного фрукта нам не хватало: всеми любимый киви из Новой Зеландии испокон веку переваливался только через порт Брюгге. Теперь полный ассортимент фруктов будет представлен в нашем объединенном порту.

«МП»: Как сегодня устроена контейнерная перевалка грузов в порту?

– Уже сегодня порт Антверпен является вторым по величине контейнерным терминалом Европы. Мы переваливаем порядка 139 млн тонн контейнерных грузов – это почти 12 млн TEU. В 2020 году во всех крупнейших портах мира было зафиксировано снижение грузооборота по объективным причинам, однако объем контейнерных перевозок через Антверпен увеличился на 1,3%. Всего в порту 200 контейнерных терминалов, из них пять – глубоководных морских.

Сегодня мы занимаемся расширением емкости контейнерных терминалов. Пока она не превышает 15 млн TEU. Это много, но недостаточно для будущего развития порта. Поэтому у нас уже стартовал проект по ее увеличению до 22 млн TEU, то есть рост составит плюс 50%. В основном новые контейнерные мощности будут расположены на левом берегу Шельды, но будут развиваться и терминалы на историческом правом берегу.

Следующий момент – углубление дна. Порт находится в устье реки, а не на морском берегу, поэтому существуют определенные проблемы захода в порт крупнотоннажных контейнеровозов. Тем не менее, прошлым летом в порту побывал самый крупный контейнеровоз, рассчитанный на 24 тыс. TEU. Работы по углублению дна в западной Шельде – это еще один из крупных инфраструктурных проектов, которые мы ведем. Дно углубляется на 50 см, и таким образом максимальная осадка судна, заходящего в порт, будет достигать 16 метров, что позволит грузить на контейнеровозы дополнительно еще 1000 TEU.

Из 12 млн тонн общего контейнеро-оборота порта 410 тыс. тонн приходится на контейнерные грузы из России. В 2020 году рост грузооборота с Россией составил 10%. Но, несмотря на эту позитивную тенденцию, мы отмечаем серьезный дисбаланс между цифрами экспорта и импорта российских контейнеров. Экспорт из России через порт Антверпен в три раза превышает импорт. Это означает, что образуется колоссальное коли-чество порожняка, который отправляется в Россию из Антверпена.

«МП»: В общих чертах расскажите, на какие грузы из России рассчитывает порт?

– Понятно, что специфика распределения по типам грузов будет отвечать специфике российского экспорта: это нефтехимия, сталь, зерновые, уголь, удобрения. В плане импорта это фрукты, кофе, продукты питания, машины и оборудование.

Порт Антверпен имеет традиционно высокую репутацию в обработке максимально широкого спектра грузов, но на первое место, наверное, выходят все-таки контейнерные грузы, о которых я уже подробно рассказал.

Кроме того, визитной карточкой порта является перевалка крупногабаритных грузов. К этой категории относится сталь, лес, автомобили и прочая подобная продукция. Дальше идут сыпучие грузы – удобрения, уголь, руда, цемент, зерно, металлолом и т.д.

Очень интересное направление – рефрижераторные грузы, которые требуют определенного температурного режима при перевозке и хранении. Прежде всего это продукты питания, фрукты, фармацевтическая продукция. Сегодня количество палето-мест на складах, где поддерживается специальный температурный режим, превышает 160 тыс. Температура варь-ируется от комнатной до глубокой заморозки.

По итогам 2020 года порт переработал более 1 млн TEU рефрижераторных грузов. Рост по сравнению с 2019 годом составил более 10%. На сегодняшний день рефрижераторные грузы составляют 8% всего контейнерного оборота в порту.

Еще один приоритет – это так называемый Project Cargo, перевалка крупногабаритных грузов, предназначенных для крупных промышленных объектов. На этом порт Антверпен специализируется и занимает первое место в Европе. Поскольку Россия является крупным импортером различного оборудования, в том числе для масштабных промышленных объектов, то Антверпен, как пункт отправки таких грузов, может играть в будущем гораздо большую роль, чем сегодня.

«МП»: Имеются ли какие-то ограничения или запрет к перевалке отдельных видов грузов?

– Порт работает практически со всеми видами грузов. Наши партнеры, например, отмечают очень благоприятные условия для работы с различными категориями опасных грузов. При этом мы четко следуем всем директивам Евросоюза.

В качестве примера достаточно жесткого регулирования можно привести перевозку живых животных. Жесткого запрета нет, но весь процесс будет контролироваться максимально строго.

«МП»: По какому кругу вопросов Вы готовы консультировать потенциальных партнеров?

– По самому широкому: от доставки грузов в порт или транзита до аренды складских или производственных площадей, от реализации инвестиционных проектов до обучения российских специалистов портовой и логистической индустрии. Я являюсь своеобразным связующим звеном, которое поможет заинтересованным российским клиентам связаться с соответствующими подразделениями порта Антверпен.

У порта есть две дочерние компании – тренинговый центр и подразделение, оказывающее консалтинговые услуги.

За 40 лет существования тренингового центра уже более 40 тыс. человек со всего мира прошли там обучение, в том числе многие из России. Базовый курс длится две недели и проходит на территории порта; сегодня активно развиваются онлайн-курсы. Также мы делаем нестандартные курсы, специально разработанные под заказ и нужды клиента.

Консалтинговые услуги специалис-тов порта распространяются на различные аспекты управления терминалами и общепортового менеджмента. В этой сфере я тоже помогаю заинтересованным российским клиентам связаться с соответствующими подразделениями нашего порта.

«МП»: Насколько заинтересован порт Антверпен в установлении сотрудничес-тва с российскими портами?

– На сегодняшний день самым крупным российским портом-партнером Антверпена является Санкт-Петербург: порядка половины грузооборота между двумя странами, а это больше 6 млн тонн, приходится на этот порт.

Развивается сотрудничество с относительно новым портом Усть-Луга, дальше следуют порты Приморск, Высоцк и другие. Хотелось бы, чтобы Антверпен включился и в развитие Северного морского пути; сейчас этот процесс только начинается, поэтому связи с ключевыми портами этого пути мы считаем перспективными для себя. Порты Юга России и Дальнего Востока тоже входят в число перспективных для нашего с ними сотрудничества.

Мы стараемся выстраивать парт-нерские отношения с портами других стран, чтобы расширять сферу нашего влияния, выстраивать и формальные, и неформальные взаимоотношения, координировать подходы портов к вызовам времени: экономическим, финансовым, а иногда и политическим. А главное, конечно, – это увеличение товарооборота, выстраивание транспортных коридоров, сотрудничество в сфере цифровизации, инноваций, устойчивого развития.

Естественно, мы уделяем немало внимания грузовладельцам, судо-владельцам, владельцам терминалов и операторам морских линий, ведь именно они принимают решения, какие порты привлекать в качестве партнеров. Мы постоянно работаем над поддержанием отношений с уже имеющимися клиентами и постоянно ведем поиск новых.

«МП»: Поговорим о кадрах. Где порт Антверпен берет высококлассных специалистов для себя и готов ли он делиться компетенциями в этой сфере с Россией?

– Порт Антверпен является очень привлекательным работодателем и для «белых воротничков», и для «синих». Непосредственно в администрации порта работает более 1600 человек, а прямо или косвенно порт дает работу еще 144 тыс. человек. Это очень надежный работодатель, который постоянно смотрит вперед и развивается. Приходя на работу в порт, человек может быть уверен, что в своей сфере он обязательно будет на острие последних технологий. Уровень подготовки и знаний людей, работающих там, действительно поразителен.

Кроме того, у нас есть партнерская организация CEPA, которая занимается обучением «синих воротничков». Стажеров сегодня мы не принимаем, зато с удовольствием предоставляем свои услуги другим портам. Ежегодно десятки наших сотрудников отправляются на задания в другие страны и в другие порты.

«МП»: И последний вопрос. Какой срок для себя Вы ставите, чтобы в полной мере погрузиться в дела отрасли, и каких целей планируете достичь?

– Первая стоящая передо мной задача – учиться, стать полноценным специалистом в области морской логистики и параллельно включаться в работу, опыт – дело наживное. И смысл здесь не в количестве проектов «любой ценой», а в планомерной работе по продвижению сервисов порта Антверпен среди российского бизнеса, расширении возможностей для сотрудничества, обмене опытом и знаниями.

Надеюсь, ценности и приоритеты, которые ставит перед собой порт, – а это устойчивое развитие, таргетная трансформация, переход на безотходные виды энергии, зеленые технологии и противостояние вызовам сегодняшнего дня – разделяются и большинством наших потенциальных российских партнеров. Хотелось бы в перспективе сделать так, чтобы Россия заняла прочное место среди тройки основных международных партнеров порта Антверпен.

Из досье Андрея Дасковского

Андрей Дасковский родился в Москве в 1963 году. Изучал международное право в Московском государственном институте международных отношений, а затем получил степень магистра по программе «Внешнеэкономическая деятельность» в бизнес-школе лондонского City University. Кроме того, он прошел обучение по ряду учебных программ подготовки руководителей высшего звена и менеджмента, в том числе в Принстонском университете в США. Владеет английским и арабским языками.

С 1985 по 1992 год работал в российских и зарубежных структурах Министерства иностранных дел РФ, где специализировался на странах Ближнего Востока и Северной Африки. В 1993 году перешел в коммерческий сектор и занимал различные должности в российских филиалах таких западных транснациональных корпораций, как Pepsi Сola, Heinz, Clairol. С 2003 года последовательно занимал должность генерального директора в компаниях Ursa, Rautaruukki, Profine.

В 2016-2020 годах работал в транснациональной компании Sibelco на должности регионального директора в России. На этом посту он занимался интеграцией подразделений в новую корпоративную бизнес-модель Sibelco, обеспечивал развитие бизнеса в РФ и управлял стратегичес-кими партнерствами компании.

Назначен на должность международного представителя порта Антверпен в России с 1 января 2021 года.

Морские порты №4 (2021)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ