Вторая концессия в портовой отрасли состоялась на Сахалине - Морские вести России

Вторая концессия в портовой отрасли состоялась на Сахалине

26.09.2021

Вторая концессия в портовой отрасли состоялась на Сахалине

Морской транспорт на Сахалине, Курилах и Камчатке продолжает активное развитие: пополняется флот, строятся и проектируются новые портовые мощности в рамках значимых федеральных проектов. В то же время усиливается и совершенствуется работа органов государственного регулирования и контроля в морских портах. Об актуальных тенденциях, наблюдаемых в портах Дальневосточного бассейна, дальнейших планах и перспективах развития в эксклюзивном интервью «МП» рассказал руководитель ФГБУ «Администрация морских портов Сахалина, Курил и Камчатки» Владимир Шутько.

«МП»: Владимир Анатольевич, насколько напряженным был 2020 «ковидный» год для Администрации, как учреждение справилось с поставленными задачами? Как обстоят дела в этом году, насколько успешными были принятые меры?

– В 2020 году мы, как и вся планета, научились работать в условиях пандемии коронавируса. Несмотря на ограничения, выполнили государственное задание на 100%. Уверен, что и по итогам 2021 года все поставленные перед нами задачи будут решены в полном объеме.

COVID-19 не оказал существенного влияния на исполнение специалистами Администрации и служб капитанов морских портов своих служебных обязанностей, потому что мы прежде всего приучили людей соблюдать меры безопасности в условиях пандемии. Обеспечение сотрудников защитными медицинскими средствами было организовано сразу же и во всех портовых филиалах, применение средств защиты и санобработки отработано до мелочей. В наиболее сложные периоды пандемии достаточно большая часть сотрудников исполняла свои функции дистанционно, отдел информационных технологий обеспечил им удаленный доступ к рабочей сети.

Тем, кто находился на самоизоляции, была организована социальная помощь, причем мы смогли параллельно оказывать такую же помощь местным жителям, сотрудничая с волонтерским движением.

Также в период санэпидограничений Администрацией были отработаны методы проведения аттестации моряков с помощью технологий видеосвязи. Принятые меры вкупе с индивидуальной и коллективной ответственностью позволили учреждению функционировать без сбоев.

«МП»: Что предпринимает Администрация для совершенствования работы филиалов?

– В первую очередь это меры по улучшению условий работы филиалов, которые реализуются постоянно. Речь идет об обеспеченности служебными помещениями и необходимым оснащением рабочих мест, применении передовых средств связи. Например, для Невельского филиала было приобретено здание, сейчас идет его модернизация.

В связи с пандемией большое внимание уделяется поддержанию корпоративной культуры использования средств индивидуальной защиты и спецодежды.

Одним из важных событий 2020 года стало строительство двух служебных катеров, проходившее под нашим контролем. В начале 2021 года эти суда были переданы в инспекции государственного портового контроля портов Корсаков и Петропавловск-Камчатский, которые теперь имеют возможность использовать собственные катера для проведения осмотров судов и исполнения иных функций службы капитана порта.

«МП»: Как сработали порты АМП в прошлом году, какие тенденции наблюдались по основным показателям? Как обстоят дела с грузооборотом и судозаходами в текущем году? В чем причина изменений?

– По итогам 2020 года порты Администрации продемонстрировали общий рост грузооборота на 6%, до 35,3 млн тонн, и судозаходов – на 4,4%, до 27571 единицы, при тенденции увеличения заходов каботажных судов и снижения – судов загранплавания.

Влияние на грузопотоки оказали кризисные явления, связанные с распространением COVID-19. На 3%, до 4,8 млн тонн, снизились отгрузки экспортной сырой нефти. В связи с ограничениями по приему свежемороженой рыбопродукции, введенными странами АТР, на 30% снизился экспорт рефрижераторных грузов.

В то же время выросли показатели по наливным грузам на 3,5%, до 17,2 млн тонн, экспортному углю – на 11,7%, до 13,2 млн тонн, и сжиженному природному газу (СПГ) – на 4,8%, до 11,6 млн тонн.

По итогам пяти месяцев 2021 года грузооборот портов составил 12,5 млн тонн, оставаясь на уровне того же периода прошлого года (12,6 млн тонн). Большую часть грузопотока представляют наливные грузы, идущие через порт Пригородное, – 7,1 млн тонн (из них СПГ – 4,8 млн тонн), навалочные – 3,8 млн тонн, контейнерные – 766 тыс. тонн и генеральные – 461 тыс. тонн. Количество судозаходов за пять месяцев также практически осталось на прошлогоднем уровне – 8383 единицы.

«МП»: Какова ситуация с пассажирскими перевозками – круизными и внутренними? Повсеместно в пандемию они пострадали больше всего. Чего ожидаете в ближайшей перспективе?

– В 2020 году из-за пандемии поток пассажиров сократился на 24%, до 53736 тыс. человек. Морские круизы были повсеместно отменены, поэтому круизные лайнеры в прошлом году к нам не заходили.

Однако пассажирское судоходство на внутренних линиях остается таким же интенсивным. Основные направления, по которым распределены потоки пассажиров, – это Холмск (более 20 тыс. человек в 2020 году), Курильские острова (более 17,5 тыс.), Корсаков, помимо обычных пассажиров, принимающий членов экипажей и ученых (около 12 тыс.), и Петропавловск-Камчатский (более 4 тыс.).

На данных линиях в 2020 году работало 8 судов. В первую очередь это паромы «Сахалин-8» и «Сахалин-9», теплоход «Игорь Фархутдинов» и другие. Отмечу, что за пять месяцев текущего года количество перевезенных в каботаже пассажиров увеличилось на 13%, до 17 тыс. человек, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

«МП»: В текущем году пассажирский флот региона пополняется новыми судами: сдан «Адмирал Невельской», на подходе «Павел Леонов». Как изменится обстановка с вводом их в эксплуатацию?

– Грузо-пассажирский теплоход «Адмирал Невельской» прибыл в порт Корсаков в апреле и уже приступил к выполнению регулярных рейсов. Для проверки его готовности к безопасной эксплуатации сначала был отработан технический рейс без пассажиров. Прибытие однотипного теплохода «Павел Леонов» ожидается во второй половине года.

С вводом в строй обоих судов будет снята напряженность с доступностью мест на линии между Сахалином и Курильскими островами, возникавшая в прежние годы, особенно в летний сезон. Теперь между островами будут курсировать три пассажирских судна, что позволит оператору моделировать различные варианты сообщения, а также заменить небольшие возрастные суда, использующиеся сегодня для обеспечения связи между островами Кунашир и Шикотан.

Безусловно, обновление пассажирского флота повысит туристическую привлекательность островной Сахалинской области.

«МП»: В настоящее время в регионе инициировано и реализуется несколько крупных транспортных проектов, один из последних – проект грузового комплекса в порту Поронайск на основе концессионного соглашения. Как, на Ваш взгляд, он изменит ситуацию с грузооборотом, с экономикой региона? Как повлияет на работу соответствующего филиала АМП в перспективе?

– Действительно, в 30 км к югу от Поронайска, в районе поселка Новое, запланировано масштабное строительство нового портового комплекса, который будет создан на основе концессионного соглашения, подписанного инвестором с Правительством РФ на Петербургском международном экономическом форуме в июне этого года. Еще два года назад нами была рассмотрена декларация о намерениях, был высказан ряд замечаний и предложений. Проект рассчитан на перспективу и привязан к общему развитию Дальневосточного федерального округа в целом и Сахалинской области в частности, что говорит о повышенном внимании федерального центра к региону.

Появление нового грузового комплекса, несомненно, вызовет расширение грузопотоков и увеличение грузооборота портов АМП Сахалина, Курил и Камчатки. Новый комплекс будет переваливать уголь в объеме до 5 млн тонн, нефть – до 5,5 млн тонн, газовый конденсат – до 2,8 млн тонн, сможет принимать суда грузоподъемностью до 80 тыс. тонн. Помимо этого, в порту будет обустроена база снабжения компаний, добывающих полезные ископаемые на территории о.Сахалина и на его шельфе, построен бункеровочный комплекс.

Инициаторы проекта запланировали приступить к геолого-изыскательским работам текущим летом, строительство должно начаться в 2023 году. Концессия позволит инвестору пользоваться объектом в течение 49 лет.

Инвестором было заявлено применение современных технологических решений, которые призваны обеспечить высокий уровень экологической безопасности в формате «нулевого воздействия» на окружающую среду. Более предметно о будущем комплексе можно будет поговорить по окончании его проектирования.

«МП»: В этом году утверждены изменения границ морского порта Корсаков, в них включены территории морских портов Александровск-Сахалинский, Поронайск и Москальво. С чем связано такое объединение, останутся ли за присоединенными портами их названия? В чем плюсы и минусы такого объединения? Какую работу в этих портах необходимо провести АМП в связи с изменением их статуса?

– Объединение перечисленных портов происходит в соответствии с «дорожной картой» Минтранса России в рамках непрерывно проводимой государством оптимизации управленческих расходов. Порты перейдут в разряд морских терминалов, их имена собственные сохранятся.

Исполнение «дорожной карты» предусматривает внесение изменений в Реестр морских портов РФ, переработку Обязательных постановлений в морском порту Корсаков, ряд приказов Минтранса. Помимо этого, готовятся изменения в устав и план финансово-хозяйственной деятельности учреждения, пределы пунктов пропуска. Подготовлены предложения для Федеральной антимонопольной службы по корректировке приказов, касающихся ставок портовых сборов и правил их применения.

Есть все основания полагать, что работа будет завершена в сроки, предус-мотренные «дорожной картой».

«МП»: Насколько остро в регионе стоит проблема брошенных судов и что делается в этом направлении?

– На побережьях Сахалинской области и Камчатского края брошены десятки судов, превратившихся, по сути, в объекты металлического лома. Важность проблемы утилизации таких судов подтверждается тем, что Правительством РФ утвержден отдельный план мероприятий («дорожная карта») по устранению негативного влияния брошенных судов на экологию и обеспечению безопасного судоходства в акваториях портов Дальнего Востока.

В реализации этого плана принимают участие федеральные органы исполнительной власти и субъекты федерации. Первичные мероприятия «дорожной карты» капитанами морских портов исполнены, сейчас важно не ослаблять внимания к дальнейшей реализации плана.

С нашей стороны мы постарались получить и предоставить максимально полную информацию как о самих судах, так и об их бывших либо существующих собственниках. О необходимос-ти подъема затонувшего имущества капитаны портов издали соответствующие распоряжения, которые доведены до известных собственников судов и размещены в открытом доступе на сайте Администрации.

В ближайшее время ожидаются изменения в Кодекс торгового мореплавания, призванные облегчить процедуру подъема и утилизации затонувшего имущества.

«МП»: Одним из современных трендов в морской отрасли является «зеленое судоходство». Компании-грузовладельцы фрахтуют суда, работающие на СПГ, Минвостокразвития и «Росатом» планируют создать на Сахалине водородный кластер, судостроители проектируют суда на альтернативных видах топлива. Как АМП вовлечена в данный процесс?

– Вопрос многогранный. Морской транспорт покрывает до 80% мирового торгового оборота. При этом океан остается одним из важнейших факторов формирования климата на планете и значимым ресурсом, который необходимо защищать и поддерживать. Переход на новые стандарты и технологии в судостроении и судоходстве – одна из актуальных задач как на международном, так и национальном уровне.

Что касается работы Администрации, то сегодня нашей первоочередной задачей является контроль за выбросами углекислого газа. Как известно, 1 января 2020 года вступили в силу поправки к приложению VI Конвенции МАРПОЛ, регламентирующие содержание серы в судовом топливе в пределах 0,5%. В целях контроля осуществляется ряд процедур, в которые вовлечены как государственные инспекторы сектора оформления приходов и отходов судов, так и инспекторы государственного портового контроля, чьей задачей является проведение осмотров судов.

При появлении сомнений в качес-тве судового топлива отбираются его пробы, которые затем анализируются в аккредитованных лабораториях. Для этого Администрацией заключены несколько договоров с такими лабораториями, например с учебно-научной испытательной лабораторией МГУ им. Г.И. Невельского.

Думаю, стимулом к развитию экологически ориентированных технологий служит госрегулирование в области судостроения и судоходства. Так, в мае 2021 года прошло общественное обсуждение проекта федерального закона, который в виде поправок к действующему законодательству предполагает присвоение судам экологических категорий и систему льгот при их строительстве и эксплуатации, например установление зависимости величины портовых сборов от уровня экологичности судна.

Введение в действие экологических поправок запланировано на январь 2023 года. Это, безусловно, позитивная тенденция, в которой заинтересованы все ответственные участники процесса.

Морские порты №5 (2021)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ