Высокая динамика развития порта Владивосток - Морские вести России

Высокая динамика развития порта Владивосток

10.10.2021

Высокая динамика развития порта Владивосток

В последнее время морской порт Владивосток работает ударными темпами, повышая объемы перевалки грузов, скопившихся в регионе из-за ограничений вследствие пандемии. это служит наглядным примером восстановления мировой экономики и транспортной интеграции морских стран. Стоит отметить, что исключением остаются пассажирские круизные перевозки, объем которых близок к нулю, поскольку пандемия, по заявлению ВОЗ, еще не прошла и многие страны закрыты для туристических посещений.

О том, как работает порт в условиях эпидемиологических ограничений, какова динамика грузооборота и судооборота, чем живет порт и какие направления развивает, как обеспечивает повышение привлекательности и конкурентоспособности, рассказывает капитан морского порта Владивосток Александр Ванюков.

«МП»: Александр Викторович, каковы итоги работы порта в прошлом году и какова динамика грузооборота в первом полугодии текущего года?

– По итогам 7 месяцев текущего года морской порт Владивосток вышел на первое место в России по перевалке контейнеров. Общий грузооборот порта вырос на 25,3%, до 17 млн тонн, продемонстрировав одну из самых интенсивных динамик роста среди российских портов.

Среди причин такого резкого повышения грузооборота можно назвать предшествовавшее скопление грузов в странах АТР из-за сбоев, вызванных пандемией.

Традиционно порт Владивосток перерабатывает навалочные, насыпные, лесные, накатные, наливные, контейнерные и рефрижераторные грузы. Основную массу составляют генеральные и навалочные грузы – в 2020 году их было переработано 21,8 млн тонн, а наливных грузов, представленных неф-

тепродуктами, – 2,9 млн тонн.

Рост общего грузооборота по сравнению с предыдущим годом составил 3,4%. При этом за два года объем перевалки вырос на 17%.

«МП»: Насколько увеличился судооборот в порту на фоне роста грузооборота? Сколько и какие суда посетили порт в прошлом году и в этом в сравнении с предыдущими периодами? И каковы показатели проверок судов инспекцией госпортконтроля?

– В 2020 году в порт Владивосток зашли 6147 судов, из них 3972 под российским флагом и 2175 под иностранными флагами. За 6 месяцев 2021 года порт принял 3092 судна (за тот же период 2020 года – 3038), из них 1917 под российским флагом и 1175 судов под иностранными флагами. В целом можно сделать вывод о незначительном увеличении числа судозаходов.

К сожалению, в настоящее время в связи с эпидемиологической обстановкой круизное и международное пассажирское судоходство в порту не осуществляется. Действуют только пассажирские каботажные перевозки на местных прибрежных линиях.

Отмечу, что по итогам работы инспекции государственного портового контроля за 2020 год произведено 2120 осмотров судов под российским флагом и 1176 под иностранными флагами. В результате задержано 21 судно под российским и иностранными флагами.

«МП»: Как отразились на работе отделов Службы капитана порта эпидемиологические ограничения? И как повлияли на работу порта такие ограничения со стороны соседних государств АТР?

– В 2020 году дипломным отделом Службы капитана порта было оформлено 7628 квалификационных документов, из них 4735 дипломов и 2893 квалификационных свидетельства. По сравнению с предыдущим годом количество оформленных документов уменьшилось на 800.

Это связано с работой морских учебных заведений и тренажерных центров во время карантинных мероприятий. В условиях пандемии мы перешли на прием граждан по электронной очереди (такой раздел создан на сайте ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»), обеспечив одновременный прием трех человек с учетом социальной дистанции и соблюдением необходимых мер по использованию медицинских масок и дезинфекционных растворов.

Использование средств индивидуальной защиты обязательно для работников и посетителей. Все это позволило нам избежать остановки работы дипломного отдела и отдела регистрации судов.

Что касается карантинных ограничений со стороны соседних стран, как известно, с конца прошлого года произошла остановка поставок российской рыбы в КНР. Из-за закрытия некоторых портов Китая в связи с эпидемиологической обстановкой увеличилось количество судов-рефрижераторов, выгружающих мороженую рыбную продукцию в порту Владивосток для дальнейшей загрузки в рефрижераторные контейнеры и отправки в КНР по железной дороге и на судах-контейнеровозах.

Все это существенно увеличило объемы перевалки мороженой рыбопродукции. Вероятно, ситуация послужит еще большим стимулом для развития данного направления. Недавно глава Росрыболовства рассказал о планах по наращиванию холодильных мощностей в порту Владивосток. А одна из российских компаний заявила о намерениях строительства нового морского терминала в границах порта для приемки мороженой рыбопродукции с судов-рефрижераторов и загрузки в рефрижераторные контейнеры. Мощность терминала составит 4,5 млн тонн в год. На нем рыбопродукция будет приниматься, перерабатываться и затем транспортироваться в центральную часть страны, заменив тем самым выпавший экспорт в Китай.

«МП»: В последнее время в порт Владивосток приходят новые международные контейнерные маршруты, реализуются проекты по расширению и строительству новых терминалов. Как, с Вашей точки зрения, развивается контейнерное направление в порту и какие наиболее значимые проекты по развитию портовой инфраструктуры были реализованы в прошлом году и планируются в ближайшем будущем?

– В 2020 году в порт зашло 707 контейнеровозов под флагом РФ и 994 под иностранными флагами, что немногим меньше показателей 2019 года: соответственно 745 и 1144 судна. В целом направление развивается достаточно интенсивно. За 6 месяцев 2021 года оборот контейнеров в порту вырос на 16%, до 592 тыс. TEU.

В сфере развития портовой инфраструктуры в настоящее время завершаются проектные работы по объекту строительства причала №2 угольного терминала ООО «Порт Вера» в рамках Федерального проекта «Развитие морских портов» Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. В результате строительства терминал будет иметь возможность обработки судов типа Panamax.

Также ведется строительство нового угольного терминала ООО «Морской порт Суходол» в бухте Суходол в Уссурийском заливе в 80 км от Владивос-тока. Как было заявлено на Восточном экономическом форуме (ВЭФ), прошедшем у нас в начале сентября, инвестор – АО «Центр развития портовой инфраструктуры» (ЦРПИ) – планирует создать на базе этого порта многофункциональный хаб, где будет переваливаться не только уголь, но и контейнеры, и зерновые грузы. Под них будут построены специализированные терминалы. Проект планируется реализовать к 2030 году. Соответствующее соглашение было подписано на форуме ЦРПИ, ВЭБ.РФ, правительством Приморского края, Минвостокразвития и КРДВ. В перспективе возможно расширение мощностей хаба за счет строительства и других терминалов, например минудобрений.

В сфере логистики транспортная группа Fesco и «Росатом» намерены создать на территории «Владивос-токского морского торгового порта» (ВМТП, входит в FESCO) Восточный транспортно-логистический узел для перегрузки контейнеров между судами арктического класса и обычными средними грузовыми судами в рамках проекта по организации евро-азиатского транзита контейнерных грузов с использованием Северного морского пути (СМП). Цель проекта – усилить мощности ВМТП для привлечения дополнительного грузопотока. Соответствующее соглашение так же было подписано на полях ВЭФ.

ООО «Производственно-логисти-ческий комплекс «Владивосток» заключило соглашение с ВЭБ.РФ и «Сбербанком» на финансирование строительства производственно-логистического комплекса, ориентированного на перевалку нефтепродуктов и генеральных грузов, перевозимых по СМП. В рамках проекта предполагается создание резервуарного парка для хранения ГСМ, складского комплекса, универсального причального комплекса, позволяющего принимать суда дедвейтом до 25 тыс. тонн и производить перевалку нефтепродуктов до 1 млн тонн в год. Годовой грузооборот генеральных грузов комплекса планируется в объеме 1,6 млн тонн.

«МП»: Поговорим о факторах привлекательности, которыми в частности являются портовые услуги. Два года назад Вы говорили о проблеме износа портового флота. Как развивается данное направление сегодня? Как развивается бункерный сервис и другие виды портовых услуг?

– Ситуация с портовым флотом меняется в лучшую сторону. Так, в 2020 году для работы в акватории морского порта прибыли современные мощные буксиры усиленного ледового класса, построенные для ФГУП «Росморпорт». Они предназначены как для морской буксировки судов, так и для выполнения буксирно-кантовочных и швартовных операций крупнотоннажных судов в акватории порта и непосредственно у причалов круглый год.

Азимутальные кормовые винторулевые колонки обеспечивают буксирам высокую маневренность, в том числе на низких скоростях, что особенно эффективно при работе в условиях стесненных акваторий.

В 2019 году в морском порту была проведена 3801 операция по бункеровке судов нефтепродуктами в объеме 1,7 млн тонн. В 2020 году показатели снизились до 3398 операций в объеме 980,8 тыс. тонн. За 6 месяцев 2021 года осуществлено 2055 операций в объеме 517,2 тыс. тонн. Исходя из приведенных данных видно, что количество операций и объемы бункеровки имеют тенденцию к снижению.

«МП»: Александр Викторович, как развивается сектор маломерного судоходства и частных перевозок на маломерных судах?

– На мой взгляд, Минтранс и Росморречфлот сделали все необходимое для развития маломерного судоходства. В первую очередь подготовлена соответствующая законодательная база, это приказы Минтранса России от 15.03.2012 г. №62 и от 19.05.2017 г. №191. Процедура получения соответствующих квалификационных документов на право управления маломерными средствами (маломерными считаются суда, длина которых не превышает 20 метров, а общее количество пассажиров – не более 12) и регистрационных документов стала максимально проста и прозрачна.

Это привело к тому, что за два с половиной года количество зарегистрированных Службой капитана порта судов выросло на 23% – с 235 в 2018 году до 307 единиц на данный момент. Такой прирост с учетом пандемии, длящейся уже более полутора лет и оказавшей серьезное влияние на мировое судоходство, считаю очень хорошим показателем.

Что касается развития рынка частных перевозок на маломерных судах, то его как нельзя лучше характеризуют такие факты, как создание во Владивостоке Центра морского туризма на 36-м причале, а также строительство нового Вокзала прибрежных сообщений. Эти события показывают востребованность маломерного флота и в обеспечении островных территорий Владивостока, и в развитии морского туризма.

«МП»: В этом году правительство инициировало план действий по подъему и утилизации затонувших судов в акваториях портов Дальнего Востока. Насколько остра данная проблема в порту Владивосток и как она решается? В целом какие меры принимаются для экологической безопасности акватории порта?

– В течение года Росморречфлотом проведен ряд совещаний с участием руководителей АМП и капитанов морских портов по исполнению раздела III Плана мероприятий по подъему и удалению затонувших в акватории Дальневосточного федерального округа судов, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 06.02.2021 г. №264-р.

Во исполнение протоколов этих совещаний была проведена работа по обнаружению затонувших судов, собраны сведения о характеристиках, текущем состоянии, визуализации судов на поверхности акватории, о наличии собственников. Значительное коли-

чество затонувших судов приходится на акваторию бухты Труда острова Русский, которая находится за границей морского порта Владивосток. В результате правительством Приморского края определен перечень затонувших судов, подлежащих в период с 2022 по 2024 год подъему и утилизации на территории Приморского края.

Для обеспечения экологической безопасности Службой капитана порта осуществляются рейдовые осмотры акватории морского порта, при выявлении мусора об этом сообщается оператору причала для принятия мер по его уборке, также информация о нарушениях природоохранного законодательства направляется в надзорные органы власти.

Дополнительно для проведения контрольных осмотров ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арк-тики» заключило договор с МГУ им. адмирала Г.И. Невельского на мониторинг акватории беспилотными летательными аппаратами.

Морские порты №6 (2021)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ