Наращивать мощность, повышать безопасность морских портов - Морские вести России

Наращивать мощность, повышать безопасность морских портов

24.10.2021

Наращивать мощность, повышать безопасность морских портов

ФГБУ «Администрация морских портов Западной Арктики» включает 12 морских портов: Архангельск, Варандей, Витино, Диксон, Дудинка, Кандалакша, Мезень, Мурманск, Нарьян-Мар, Онега, Сабетта и Хатанга. Сегодня в границах АМП ведется создание новых инфраструктурных объектов, наиболее крупными из которых являются угольный терминал «Лавна» и Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) в Мурманске, расширяются границы портов, проводятся мероприятия, направленные на повышение надежности и экологической безопасности перевалки грузов.

О том, как в 2021 году изменился грузооборот портов АМП и с какими факторами это связано, о ходе реализации крупных инфраструктурных проектов и их значении для развития портовой отрасли, о соблюдении экологических требований и способах повышения конкурентоспособности портов в интервью «МП» рассказал руководитель ФГБУ «АМП Западной Арктики» Сергей Диденко.

«МП»: Сергей Константинович, как изменился грузооборот морских портов «АМП Западной Арктики» в 2021 году в целом и по отдельным категориям грузов, и какими факторами обусловлены эти изменения?

– В январе-июле 2021 года грузооборот портов, входящих в состав Администрации, составил более 54,3 млн тонн, что примерно соответствует уровню аналогичного периода прош-лого года. Перевалка сухих грузов за указанный период выросла на 2%, до 387,4 тыс. тонн. Рост был достигнут за счет увеличения объема переработки навалочных грузов, в том числе угля, кокса и минеральных удобрений.

В то же время в портах Кандалакша и Архангельск было зафиксировано снижение переработки угля из-за падения мировых цен на энергетический уголь, а в портах Мурманск и Дудинка – руды и цветных металлов по причине общего замедления экономики под воздействием пандемии. Также за указанный период произошел небольшой (на 1%) рост перевалки лесных грузов, переработка черных металлов выросла на 18,4%, металлолома – на 39,6%, рыбы и рыбопродукции – на 15,4%.

Грузооборот по наливным грузам за январь-июль 2021 года снизился на 0,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил порядка 38,6 млн тонн. В том числе перевалка нефти снизилась на 4,5%, нефтепродуктов – на 23,4%. Снижение по этим грузам напрямую связано с ухудшением конъюнктуры рынка, а также со снижением уровня производства нефтепродуктов. Например, заметное снижение поставок нефти с Варандейского терминала в направлении порта Мурманск было связано с уменьшением добычи и отгрузки нефти в адрес ЛК «Волга» из-за падения спроса на энергоносители и мирового кризиса на фоне пандемии.

Что касается объемов перевалки сжиженного природного газа (СПГ), то в январе-июле 2021 года показатель составил более 1 млн тонн, что на 9,3% больше аналогичного периода прош-лого года. Положительная динамика показателя связана в первую очередь с началом перевалки на временном рейдовом перегрузочном комплексе (ВРПК) СПГ порта Мурманск, который был введен в эксплуатацию после проведенных ранее тестовых испытаний.

«МП»: Как изменилось количество судозаходов в порты АМП в 2021 году по сравнению с предыдущим годом?

– За январь-июль 2021 года количество судозаходов в целом по учреждению составило 9984 единицы, что на 1328 больше, чем за аналогичный период 2020 года.

Наибольший прирост судозаходов произошел в портах Мурманск (+686) и Онега (+799). Увеличение судозаходов в Мурманске произошло по рыболовным судам в загранплавании и в каботаже, а также наливных – в загранплавании. В порту Онега количество судозаходов увеличилось с началом пассажирских перевозок в действующих морских терминалах Беломорск, Соловки и во вновь открытом морском терминале Кемь морского порта Онега.

В то же время в морских портах Сабетта, Архангельск, Кандалакша, Дудинка, Нарьян-Мар и Варандей в январе-июле текущего года было отмечено сокращение количества судозаходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

«МП»: За последнее время в границах АМП активизировалось строительство инфраструктурных объектов, наиболее масштабным из которых является угольный терминал «Лавна». Расскажите о ходе реализации этого проекта и его особенностях.

– Решение о строительстве угольного терминала «Лавна» было принято еще в 2012 году. Изначально планировалось, что проект мощностью 18 млн тонн будет реализован силами двух компаний – «Кузбассразрезуголь» и «СДС-Уголь». Однако в 2016 году первая компания отказалась от участия в проекте по причине возможного удорожания и отсутствия понятной грузовой базы, и его приобрела «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК).

Строительство терминала «Лавна» началось весной 2018 года, а в октябре того же года было принято решение о концессии по проекту – соответствующее соглашение распорядился заключить премьер-министр России Дмитрий Медведев, концедентом стал Росморречфлот. В настоящее время проводится корректировка финансовой модели, бизнес-плана проекта и сроков реализации концессии.

Изначально выход терминала на проектную мощность был запланирован на 2022 год, затем график строительства был скорректирован и ввод в эксплуатацию перенесен на 2023 год. Строительство объектов федеральной собственности в рамках развития терминала сегодня ведется согласно графику, предусмотренному госконтрактом. Компанией-оператором «Морской торговый порт Лавна» законтрактованы первоначальные мощности угольного терминала до 2043 года по принципу «бери или плати» (take-or-pay).

Угольный терминал «Лавна» станет одним из самых высокотехнологичных морских терминалов в стране. Он призван усилить конкурентную позицию России в Арктическом и Балтийском бассейнах. Проект предусматривает использование специализированной технологии, позволяющей минимизировать экологическое воздействие на окружающую среду. В порту будет построена закрытая конвейерная система транспортировки угля, аспирационная система и система пылеподавления на всех узлах пересыпки, а также система орошения на складе угля.

«МП»: Будет ли в перспективе сохранена угольная специализация терминала «Лавна» или рассматриваются запасные варианты перевалки других грузов, ведь конъюнктура угля изменчива, спрос на уголь в Европе уже падал?

– В среднесрочной перспективе рассматривается возможность дополнения перевалки угля другими видами грузов, в том числе минеральными удобрениями и железной рудой.

Хотел бы отметить, что проект «Лавна» включен в госпрограмму «Развитие транспортной системы России», «Стратегию развития железнодорожного транспорта», «Транспортную стратегию РФ» и «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», что открывает ему широкие перспективы для дальнейшего развития.

Кроме того, терминал «Лавна» выступает одним из якорных проектов Мурманского транспортного узла, цель которого заключается в создании действующего круглогодично глубоководного морского хаба-центра по переработке грузов, интегрированного в международный транспортный коридор «Север – Юг».

Глубоководный причал длиной 660 метров будет способен принимать одновременно два крупнотоннажных балкера дедвейтом от 20 тыс. до 150 тыс.

тонн. Терминал «Лавна» будет работать круглогодично без привлечения ледоколов, так как Кольский залив не замерзает благодаря теплому течению Гольфстрим.

«МП»: Также в границах АМП ведется создание Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС), в том числе линий сжижения природного газа на основаниях гравитационного типа (ОГТ). На какой стадии строительства находится объект и все ли работы ведутся согласно графику?

– Проект создания ЦСКМС в поселке Белокаменка Мурманской облас-ти реализуется в соответствии с распоряжением Правительства РФ, и ему присвоен статус стратегического инвестиционного проекта, а также масштабного инвестиционного проекта Мурманской области.

Центр станет ключевым объектом для создаваемой в России отрасли по производству СПГ-оборудования: на его площадке будет осуществляться производство ОГТ, интеграция СПГ-оборудования, строительство крупногабаритных модулей и производство линий сжижения на ОГТ. К строительству ЦСКМС привлечено более 100 российских предприятий. Часть их высокотехнологичной продукции создана специально для проекта и не имеет аналогов в России.

Центр уже приступил к строительству линий сжижения газа для проекта «Арктик СПГ-2». Предусмотрено дальнейшее серийное производство подобных линий в рамках перспективных СПГ-проектов ПАО «Новатэк».

ЦСКМС состоит из пяти основных секторов: площадка ОГТ, включая два сухих дока; площадка верхних строений; объекты морской инфраструктуры; объекты инженерного обеспечения; жилой комплекс, административные объекты. Все работы ведутся согласно графику, в настоящее время заработали цеха, начато производство модулей.

В дальнейшем производимые здесь объемы СПГ изменят мировой энергетический баланс и будут способствовать повышению экологичности мировой энергетической системы.

«МП»: В 2021 году границы порта Диксон были расширены за счет угольного терминала «Северная звезда». В будущем в границы порта планируется включить и нефтяной терминал «Порт Бухта Север». Расскажите подробнее о реализации этих проектов.

– Действительно, в соответствии с распоряжением Правительства РФ в пределы границ морского порта Диксон был включен участок №2, на котором создается угольный терминал «Северная звезда».

Проект реализуется ООО «Северная звезда» (входит в Группу AEON) в рамках КИП «Енисейская Сибирь» и предполагает строительство на базе Сырадасайского каменноугольного месторождения, которое расположено в 105 км от Диксона, аэропорта, автодороги, глубоководного морского порта, угольного разреза мощностью 5 млн тонн в год, обогатительной фабрики, морского угольного терминала, жилого городка, а также угольно-пылевой станции с системой очистки выбросов, отвечающей всем экологическим требованиям и работающей на отходах обогатительной фабрики. Продукция будет поставляться на экспорт в страны Юго-Восточной Азии по Северному морскому пути (СМП).

В марте-мае 2021 года на Таймыр было завезено более 250 единиц различной техники и оборудования – самосвалов, бульдозеров, катков, грейдеров, экскаваторов и т.п. Вместе с техникой пришли модульные сооружения для проживания работников и обеспечения их быта. Это позволило организовать на месте временный вахтовый поселок, где разместились более 300 работников, задействованных в реализации проекта, и, соответственно, нарастить темпы отсыпки автомобильной дороги, которая в дальнейшем свяжет все ключевые объекты проекта: угольный разрез, обогатительную фабрику и морской терминал.

«Северная звезда» планирует начать добычу угля на Сырадасайском месторождении, запасы которого составляют 5,7 млрд тонн, в 2021 году. Проектная мощность разреза на участке первоочередной отработки составит 5 млн тонн в год, плановый срок отработки запасов – 28 лет.

Что касается нефтяного терминала «Порт Бухта Север», то декларацию о намерениях инвестирования в его строительство ФГБУ «АМП Западной Арктики» рассмотрело еще в 2019 году. Поскольку документ предполагает круглосуточный и круглогодичный режим работы терминала, необходимо было предусмотреть обеспечение проживания, горячее питание для инспекторов ГПК – сотрудников АМП численностью до семи человек в вахтовом поселке, в административно-служебном здании для работы сотрудников обеспечить помещения для рабочих мест, оборудованные доступом в сеть Интернет, телефонной связью и возможностью установки антенн для радиосвязи АИС.

«МП»: Давайте немного поговорим об экологической безопасности, которая крайне актуальна в хрупкой природе Арктики. Как строится работа по ее обеспечению в портах АМП?

– Прежде всего, в портах АМП налажена работа по контролю ресурсного обеспечения работоспособности технических средств ликвидации разливов нефти (ЛРН) и проверке профессиональных и нештатных аварийно-спасательных формирований, ведется строгий учет за движением судовых отходов и работой портовых приемных сооружений.

Также большое внимание уделяется соблюдению экологических требований при переработке навалочных и наливных грузов, проведении бункеровочных операций, созданы реестры затонувших плавсредств и организованы мероприятия по их ликвидации, осуществляется мониторинг несанкционированных сбросов загрязняющих веществ с судов.

Подчеркну, что организация всех технологических процессов в порту должна соответствовать лучшим международным стандартам, включая вопросы экологии и транспортной безопасности. Большая ответственность лежит на экологических подразделениях портов, которые обязаны обеспечивать чистоту территории и акватории, выполнять все без исключения конвенционные требования по обслуживанию судов.

«МП»: Сергей Константинович, назовите основные факторы, которые, на Ваш взгляд, способствуют повышению привлекательности морских портов, в том числе портов АМП Западной Арктики?

– Начнем с того, что в большей степени на привлекательность морского порта с точки зрения бизнеса влияют технические характеристики, тарифы, оснащенность навигационными средствами, качественное буксирное обслуживание и предоставление других услуг.

Согласно «Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года» для увеличения привлекательности морских портов необходима реализация мероприятий по следующим направлениям:

– развитие портовых мощностей и портовой инфраструктуры;

– обеспечение безопасного функционирования морской портовой инфраструктуры и морского транспорта;

– создание условий, повышающих конкурентоспособность морских портов;

– совершенствование государственного управления в сфере морского портового хозяйства.

Кроме того, необходимо дальнейшее увеличение мощностей причалов, причальных глубин, совершенствование механизации и автоматизации погрузо-разгрузочных работ, развитие портовой сети железнодорожного транспорта, автодорог, конвейерного и трубопроводного транспорта, обес-печивающих наиболее рациональное взаимодействие видов транспорта в транспортных узлах, а также прямых грузовых операций.

Для повышения привлекательности морских портов необходимо повышать уровень безопасности и надежности их функционирования, сформировать систему охраны и антитеррористической защищенности в соответствии с требованиями Международной морской организации. Реализация данного направления предполагает создание, развитие и поддержание на высоком уровне навигационно-гидрографического обеспечения подходов к акваториям морских портов, оптимизацию путей движения судов, а также дальнейшее развитие международного сотрудни-чества в сфере глобального наблюдения за судоходством.

Наиболее значимым пунктом в определении привлекательности порта является тарифная политика государства и частных компаний, оказывающих услуги по перевалке грузов и иные виды портовых услуг. Тарифы на перевозки должны быть экономичес-ки обоснованы. Нужно рационально использовать тарифы, которые будут сопоставимы с тарифами, применяемыми соседними иностранными портами-конкурентами.

Претворение в жизнь этих мероприятий позволит не только нарастить мощность российских морских портов в 2,2 раза к 2030 году согласно указанной Стратегии, но и повысить их привлекательность и конкурентоспособность.

Морские порты №6 (2021)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ