Тот, кто родился у моря - Морские вести России

Тот, кто родился у моря

14.11.2021

Тот, кто родился у моря

Одному из знатных дальневосточников и отраслевых руководителей, экс-первому заместителю министра транспорта РФ и руководителю Службы морского флота Александру Анатольевичу Луговцу исполняется 75 лет.

Герман Поплавский, почетный работник морского флота, профессор

Александр Анатольевич – коренной дальневосточник. Он родился во Владивостоке, и вся его жизнь связана с Дальним Востоком. А. Луговец – действительный государственный советник РФ 1-го класса, штурман дальнего плавания, почетный работник морского флота СССР, почетный работник транспорта, академик Российской академии транспорта, профессор, ведущий научный сотрудник МГУ им. адм. Г.И. Невельского, доктор экономических наук, кандидат технических наук.

За плечами большой и уникальный жизненный опыт. После окончания судоводительского факультета Дальневосточного высшего инженерного морского училища имени адм. Г.И. Невельского работал штурманом на судах Дальневосточного морского пароходства, а затем занимал ряд руководящих должностей в ДВМП.

С отличием окончил Академию народного хозяйства СССР. Вся его жизнь связана с морем и работой с людьми. Его человеческие качества лучше всего характеризует выдержка из характеристики в 90-е годы, подписанная начальником ДВМП и председателем Тихоокеанского госкомфлота: «Общителен, жизнерадостен, обладает большим чувством юмора, контактен с людьми. Надежный товарищ, бескорыстен в поступках, справедлив, способен организовать любую группу людей на выполнение заданий в сжатые сроки».

В период с 1997 по 2000 год А.А. Луговец работал первым заместителем министра транспорта РФ и руководителем Службы морского флота, а в 2002 году был избран генеральным директором ОАО «ДВМП». В настоящее время – один из ведущих профессоров МГУ им. адм. Г.И. Невельского.

И я благодарен Александру Анатольевичу, что он согласился на мое предложение поговорить о жизни, вспомнить, с чего начиналось строительство отрасли в постсоветский период, какими у него были тогда главные задачи и какими первые шаги на посту первого замминистра.

– В 1997 году Вы возглавили Службу морского флота в ранге первого заместителя министра транспорта в один из сложных этапов структуризации отрасли и ее реорганизации в Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот). Какие главные задачи приходилось решать в тот период?

– Перечислю основные вопросы, над которыми приходилось работать.

Во-первых, решение целого комплекса вопросов, связанных с разработкой новой редакции Кодекса торгового мореплавания РФ, анализом и согласованием 860 поправок, высказанных Госдумой.

Также неотложных решений требовали: разработка ряда необходимых документов с целью принятия решения о Втором международном реестре судов; разработка программы возрождения российского флота; комплекс вопросов, связанных с разработкой и утверждением важного юридического акта – Закона о морских портах РФ; формирование системы и логистики евроазиатских транспортных коридоров; постоянный комплекс вопросов, связанных с деятельностью учебных заведений отрасли.

Большой объем работы пришлось проделать и на местах – например, рассмотрение проекта подводного коридора, связывающего Сахалин с материком, улучшение состояния паромной переправы Кавказ – Керчь. Эти решения были весьма трудоемкими и требовали больших затрат времени. Случалось, что неделями не бывал дома.

– Как сложился Ваш жизненный путь?

– Мне кажется так, как я и хотел. Тот, кто родился во Владивостоке на берегу Великого Тихого океана, глядя на эту безбрежную морскую равнину, наверное, и думает, что море – это и есть его судьба. Так и я, наверное, думал, верил в свою судьбу. Но никогда не плыл по течению, понимая судьбу как слагаемое внешних и собственных сил, как герой любимого романа моей юности «Граф Монте-Кристо». Но я всего добивался сам, наперекор обстоятельствам.

Окончил школу с серебряной медалью, поступил в мореходку, после окончания которой ходил штурманом на судах ДВМП. Надеялся на продолжение судоводительской деятельности, но был переведен в ведение парткома пароходства, работал секретарем парткома, заместителем начальника ДВМП, а с изменением структуры пароходства возглавил службу интермодальных перевозок, оставаясь членом правления компании.

В 1997 году министр транспорта Н.П. Цах пригласил меня возглавить Службу морского флота в ранге первого заместителя министра, а в 2000 году я был избран генеральным директором ОАО «Дальневосточное морское пароходство».

Моя семья: жена Галина Михайловна, педагог, с которой мы уже отметили золотой юбилей, две дочери – Екатерина, идущая по стопам матери, и Анна, которая окончила нашу мореходку, уже морской университет. Две внучки – Дарья и Александра.

– Одним из актуальных вопросов стратегического развития нашей экономики является освоение Арктики и Северного морского пути. Каково Ваше отношение к этой проблеме?

– Конечно, мы все горячие сторонники развития и освоения Дальнего Востока и Арктики, их береговой инфраструктуры. Но нельзя забывать, что это исключительно сложная проблема, несмотря на то что ледоколы иной раз уже доходят до Северного полюса. Многие думают так: построили мощные ледоколы, и вперед… Но проблема сложна не только этим. Она требует колоссальных инвестиций, привлечения человеческих ресурсов и очень эффективной и строгой организации, не говоря уже об обустройстве береговой инфраструктуры на очень большом протяжении. Вот здесь-то и возникают большие трудности. Не секрет, что человеческие ресурсы имеют тенденцию к оттоку на запад, в центр. Люди переезжают целыми семьями, и это не простая проблема. Не случайно в правительстве существует должность министра по развитию Дальнего Востока.

Конечно, с точки зрения расстояния СМП значительно короче, чем через Суэцкий канал. Но по времени все представляется несколько иначе. Бытует мнение: если ледокол взломал лед, – путь свободен. Но даже не четырехметровый, а двухметровый острый ломаный лед представляет неменьшую опасность. Он совсем не такой, как в стакане виски, – он требует усиленной ледовой арктической защиты при строительстве судов для проводки по Северному морскому пути.

Вызывает настороженность и озвученная цифра рабочего грузооборота по СМП в 130 млн тонн. Кроме атомных ледоколов, контейнеровозов, судов повышенных ледовых классов осуществление перевозки требует и больших затрат времени на ожидание, формирование каравана, функционирование системы обслуживания, вообще эффективной системы организации и управления движением судов, ведь главное в судоходстве – это его регулярность. Согласны ли будут иностранные судовладельцы нести затраты на неизбежное удорожание флота, нести потери времени и возможные срывы сроков доставки грузов, связанные с изменениями ледовой обстановки. Все эти вполне реальные риски не нивелируются только постоянно афишируемой разницей в расстоянии в сравнении с южными путями.

– В связи с президентским указом о введении института региональных кураторов в ранге вице-премьеров, как Вам видится дальнейшая перспектива развития Дальнего Востока и деятельности вице-премьера Ю.П. Трутнева.

– Полпреда президента на Дальнем Востоке Юрия Петровича Трутнева хорошо знают в нашем крае. Ему достался, пожалуй, самый сложный регион России, во всяком случае с точки зрения развития транспорта. Он прекрасно знает наш контингент с его проблемами – оттоком кадров, недостаточно развитой и не всегда скоординированной инфраструктурой. За последние годы насчитал около семнадцати принятых федеральных, целевых, президентских программ развития Сибири и Дальнего Востока. Но все они, как оказалось, недостаточно скоординированы, слабо увязаны, и Юрию Петровичу это приходится учитывать. А ведь у нас есть еще и губернатор, и единственный в правительстве региональный министр по развитию Дальневосточного региона и Арктики. Но будет ли полезной добавленная функция к такому количеству управленцев в связи с возможностью размывания ответственности за выполнение конкретных программ.

– Сейчас активно обсуждается турецкий проект строительства канала «Стамбул» по территории Турции параллельно проливу Босфор из Мраморного моря, соединяющего Средиземное и Черное моря. Каково Ваше отношение к этому проекту?

– Любые проекты, связанные с расширением судоходства, – нужная и полезная инициатива, а в данном случае полезная и для Турции, и для международного судоходства. Однако здесь не все так просто. Не случайно было открытое письмо отставных турецких адмиралов президенту Эрдогану, высказавших свое негативное отношение к проекту в связи с открывающейся возможностью иностранного вмешательства в это, на первый взгляд, «чисто хозяйственное дело», по словам президента Турецкой Республики Р.Т. Эрдогана.

Осуществление проекта может быть чревато весьма непредсказуемыми последствиями. Ведь Турция – член НАТО со всеми вытекающими отсюда проблемами. А главное, лежащая на поверхности возможность расширения НАТО на Восток, усиление влияния НАТО на Черноморском бассейне. Не случайно Петр I говаривал: «Не верь бабе, не верь турку, не верь непьющему человеку»… И возникает предощущение, а не оставляет ли выполнение этого проекта возможностей его использования для ослабления позиций Турции по исполнению договора Монтре?..

– Вы более 20 лет являетесь президентом Приморской региональной общественной организации «Общество дружбы с Японией». В 2020 году награждены правительством Японии орденом Восходящего солнца с золотыми лучами за вклад в развитие дружественных отношений и углубление взаимопонимания между Японией и Россией. Этим орденом власти Японии награждают зарубежных деятелей, внесших значительный вклад в развитие культурных и гуманитарных связей между странами. Среди награжденных орденом выдающиеся люди России: бывший командир легендарного крейсера «Варяг» контр-адмирал Всеволод Руднев, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, Майя Плисецкая и Владимир Васильев, Мстислав Ростропович, Валерий Гергиев…

– Всегда чувствовал, насколько несущественно расстояние, разделяющее наши страны, радует, что за эти годы тенденция нормализации отношений с Японией несомненна. И мы со своей стороны делаем все от нас зависящее. Налажен обмен между школьниками и студенчеством Приморья и вузов Японии, традиционными стали выставки и гастроли творческих коллективов, обмен спортивными делегациями, обмен опытом в различных областях деятельности.

Что касается награждения, то оно состоялось в загородной резиденции генерального консула Японии во Владивостоке г-на Коитиро Накамура, который вручил орден в присутствии моих коллег, сотрудников дипломатической миссии и представителей СМИ.

– Вы всегда активно участвовали в совершенствовании учебного процесса нашего дальневосточного вуза, в развитии его связей с производством, в преобразовании его в первый в отрасли морской университет. Все это и многое другое нашло отражение в награждении Вас почетным знаком «Золотой фонд МГУ имени адм. Г.И. Невельского» с занесением в Книгу почета. Каков сейчас Ваш статус?

– Мой преподавательский стаж более сорока лет. В настоящее время я профессор кафедры «Управление морским транспортом», член диссертационного технического совета университета, ведущий научный сотрудник, руководитель научной школы по разработке и развитию логистических систем транспорта. Читаю дисциплины «Организационно-производственные структуры морского транспорта», «Управление работой морского порта».

– Есть ли у Вас какие-либо увлечения помимо основной деятельности?

– Я бы назвал свое, наше увлечение «Путешествие и туризм». В молодые годы мы с женой в течение шестнадцати лет проводили отпуск, путешествуя по родному краю обычными туристами, жили в палатке. Остались прекрасные воспоминания о природе Дальнего Востока. Когда открылись новые возможности, любил ездить по России, посетил, наверное, треть наших областей и городов.

«Жизнь других» тоже мне интересна. Довелось побывать в 43 странах мира. Но лучше России для нас нет, и сейчас с женой много путешествую. Прошли по Волге до Каспия, посмотрели Мариинскую систему, Волго-Балт, Волго-Дон, канал имени Москвы, Ладогу, посетили Валаам, Соловки, Кижи, Петрозаводск, Псков, Новгород, Санкт-Петербург. Часто бываем в старинных русских городах Золотого кольца. В свободное время работаю на даче разнорабочим – очень люблю природу, нашу дальневосточную особенно, давно увлекаюсь художественной резьбой по дереву.

Люблю театр музыкальный и драматический, ленинградскую-петербургскую культуру. Часто посещаем наш владивостокский Мариинский, ну и конечно, театры Москвы и Петербурга.

Все то, как отношусь к людям и к жизни, что умею делать и в чем разбираюсь, воспитали во мне моя мама и отец Георгий. Добрые, мудрые – они были и остаются для меня примером.

– Спасибо, Александр Анатольевич, за интересную беседу. Примите искренние поздравления с юбилеем, пожелания плодотворной деятельности, здоровья и благополучия!

Морские вести России №14 (2021)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ