Порт Охотск – индикатор развития Дальнего Востока - Морские вести России

Порт Охотск – индикатор развития Дальнего Востока

04.12.2022

Порт Охотск – индикатор развития Дальнего Востока

Одним из индикаторов развития дальневосточного региона в условиях санкций можно считать постоянное усиление портового комплекса, обеспечивающего заданные объемы перевозки грузов. В том числе не остаются в стороне и малые порты, наращивая мощности. Так, в порту Охотск активно ведется реконструкция причального комплекса с акцентом на специализацию причалов, меняется структура флота на фоне ухода из России недружественных морских перевозчиков. За счет перевалки стратегических грузов – угля, золото-серебросодержащей руды, рыбопродукции – остается стабильным грузооборот. О работе порта в условиях новой реальности, а также об особенностях обеспечения безопасности мореплавания в акватории и на подходах рассказал капитан морского порта Охотск ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» Александр Водянов.

«МП»: Александр Борисович, как отработал порт в прошлом году и каковы показатели в текущем – объемы грузооборота, судозаходов, как они изменились в сравнении с предыдущими периодами, по каким видам грузов и судов?

– По итогам 2021 года через порт было перевалено 257,3 тыс. тонн грузов, что почти в 2 раза больше, чем в 2020-м (125,7 тыс. тонн). Увеличение произошло за счет перевозок золото-серебросодержащей полиметалличес-кой руды Хаканджинского горно-обогатительного комбината. Для перевозок были задействованы суда АО «Амурское пароходство»: т/х «Анатолий Сухов» дедвейтом 17 тыс. тонн, т/х «Капитан Климин» дедвейтом 9,6 тыс. тонн, 2 судна типа т/х «Омский» дедвейтом 3,2 тыс. тонн каждый и 2 барже-буксирных состава. В навигацию 2021 года было перевезено 237,8 тыс. тонн руды – это 92% от общего грузооборота порта.

По состоянию на 1 августа в порт зашло такое же количество судов, как и в навигацию прошлого года – 44, но статистика по типам судов отличается. Так, почти на четверть больше (27%) в этом году зашло/вышло транспортных рефрижераторов для отгрузки мороженной рыбопродукции и на треть больше (33%) – танкеров с ГСМ (арктическое и летнее дизельное топ-ливо, бензин). В то же время число сухогрузов, перевозящих генеральные грузы, снизилось. Мы связываем это с изменением конъюнктуры рынка и успешно начатой путиной.

Хотелось бы отметить изменение состава флота, перевозящего золото-серебросодержащую руду: произошло увеличение судозаходов барже-буксирных составов, участвующих в распаузке крупнотоннажных судов, и теперь группировка судов АО «Амурское пароходство» на этих перевозках стала более весомой по представительству своего флота в нашей акватории.

Грузооборот за 7 месяцев этого года снизился на 17,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в том числе за счет сокращения трафика золото-серебросодержащей руды (-20,5%), а вывоз мороженной рыбопродукции увеличился в 5 раз и составил 9,7 тыс. тонн.

В текущую навигацию в порт Охотск из иностранных портов пришли 4 судна, в прошлом году было 2 судозахода. В свою очередь, мы отправили в Японию на 2 судах мороженную рыбопродукцию (1,09 тыс. тонн), и одно судно с этим же грузом на борту ушло в КНР (3,3 тыс. тонн).

«МП»: Каким был прошедший зимний период? Повлияла ли погода на условия зимовки и открытие навигации? Как проходит навигация-2022?

– Охотск – это один из двух замерзающих морских портов ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива». Зимний период 2021-2022 годов в порту прошел в штатном режиме, навигация с декабря по апрель была закрыта. Судов, стоящих на отстое, в этот период у причалов порта не было. Погодные условия на начало навигации существенного влияния не оказали.

Распоряжением капитана порта навигация в 2022 году открылась 2 мая. Однако, учитывая неполное вскрытие ото льда верховья реки Кухтуй, отсутствие текущих промеров глубин акватории порта и подходов к причалам, навигация открылась с ограничениями. К самостоятельному плаванию в акватории порта были допущены суда осадкой не более 2 метров и валовой вместимостью не более 78 рег. тонн. В целях обеспечения безопасного мореплавания капитанам судов было рекомендовано соблюдать повышенную готовность и осуществлять движение судов в светлое время суток в связи с возможным выносом льда из устья реки. И только с 4 июня, после полного освобождения ото льда лагуны устья реки, была разрешена постановка судов к причалам порта.

Следует отметить, что с первых дней навигации в порту наблюдается оживленное судоходство, в акватории и на подходах к порту обеспечивается безопасность мореплавания и стоянки судов. И все это благодаря слаженной работе специалистов портовой инфраструктуры, буксирного флота, успешной работе лоцманской и навигационно-гидрографической служб Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт», своевременно предоставивших актуализированные промеры глубин на баре устья реки Кухтуй. И еще хотелось бы отметить, что в эту навигацию для обеспечения работы порта, безопасной швартовки, проводки судов и доставки лоцманов на суда филиал выделил буксир МБ-381.

«МП»: Какие проблемы приходится решать во время навигации?

– Наша основная проблема – это участок главного подходного фарватера к причалам порта. Дело в том, что под действием штормов, приливных течений и половодий в устье реки Кухтуй подходной фарватер смещается к западу – юго-западу. В связи с этим направление фарватера, глубина, а также конфигурация береговой линии устья реки подвержены частым и существенным изменениям.

Кроме того, к югу от входа в лагуну устья реки расположен песчаный бар с глубинами 0,8-1,5 метра по малой воде, что само по себе является серьезным препятствием для флота, и само местоположение бара также подвержено изменениям. Заход и выход судов здесь разрешены только во время прилива, что называется по полной воде, и обязательно в светлое время, обычно один раз в сутки, а в период белых ночей – два раза в сутки. Время прохождения судов через бар составляет 1,5 часа, иногда получается провести до 5 судов (выход – вход) за одну «большую воду».

Вот почему нам очень важно вовремя обнаружить эти изменения, оперативно произвести промеры и внести необходимые корректуры в плоттеры, установить порядок лоцманской проводки. Другими словами, обеспечить безопасность мореплавания в акватории порта и стоянки судов у причалов, в чем, собственно, и заключается работа Службы капитана порта.

«МП»: Как в порту ведется контроль за судоходством, каковы особенности проверок ИГПК, о чем говорит статистика нарушений и задержаний?

– Контроль за судоходством осуществляется путем выдачи разрешений на плавание в акватории порта, проведения осмотров и контрольных осмотров судов под флагом РФ, ведением учета осмотров судов в системе FSC.

Среди обязательных мероприятий Служба капитана порта проводит регулярные осмотры гидротехнических сооружений, включая кранцевую оснастку причалов перед заходом судов в порт, занимается составлением, утверждением и внесением изменений в график движения и расстановки судов в порту, оформлением заходов/выходов судов в/из порта, выдачей судам разрешений на выход из порта с внесением информации в информационную систему ГПК.

Также в целях безопасного мореплавания перед каждым судозаходом и после него проводятся брифинги с лоцманами (оцениваются выполненные работы, обсуждаются предстоящие лоцманские проводки) и т.д.

К началу августа инспекторами гос-портконтроля произведено 5 осмот-ров судов и 2 контрольных осмотра. Характерные выявляемые недостатки касаются документации судов и членов экипажа. Задержаний судов не было.

«МП»: Насколько изменилась система обеспечения транспортной безопаснос-ти в порту с началом спецоперации по защите Донбасса? Предпринимались ли дополнительные меры?

– С началом СВО в порту Охотск были предприняты дополнительные антитеррористические меры: особое внимание обращено на обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов, проведены рабочие встречи с субъектами транспортной инфраструктуры с разъяснениями мер по повышению бдительности и усилению личной ответственности.

В том числе проверена работа систем физической охраны и технических средств ТБ, пожаротушения и освещения, усилена деятельность по выявлению предметов и веществ, запрещенных в зоне ТБ, обновлен порядок взаимодействия с субъектами транспортной инфраструктуры и федеральными органами исполнительной власти.

Что касается акватории порта, то здесь транспортную безопасность обеспечиваем, предотвращая незаконные нахождения и передвижения судов, а также неукоснительно выполняя мероприятия, предусмотренные планами и паспортами обеспечения транспортной безопасности.

«МП»: Как проходит реконструкция порта, не изменились ли планы у инвесторов? Каковы перспективы увеличения грузооборота после проведения ремонта причалов? На какие перспективные грузопотоки рассчитывает порт?

– С лета прошлого года и весь зимний период проводился ремонт причала №3, арендуемого ООО «Охотский торговый порт» у ФГУП «Нацрыбресурс». В ходе ремонтных работ, завершившихся 7 июля 2022 года, восстановлена грунтонепроницаемость причальной стенки. Теперь устройство спрямленной экранирующей шпунтовой стенки причала позволит обеспечить более безопасную и надежную стоянку ошвартованных судов в порту. Ремонт производился силами ЗАО «Владивостокская морская строительная компания» в рамках реализации инвестиционного проекта «Глубокая модернизация Охотского торгового порта с расширенной специализацией причалов». Предполагается, что порт войдет в состав ТОР «Николаевск».

Кроме реконструкции причалов, будет сооружена площадка для приема и переработки грузов, планируется замена и модернизация кранового оборудования, поставка новых погрузчиков. Все это позволит, во-первых, повысить пропускную способность причального фронта до 300 тыс. тонн при увеличении количества одновременно обрабатываемых судов; во-вторых, освоить грузооборот социально значимых грузов для обеспечения жизнедеятельности Охотского района; в-третьих, расширить виды деятельности порта, прибавив хранение скоропортящейся продукции.

Нужно отметить, что в Охотске в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы» и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры начаты работы по реконструкции самого северного аэропорта Хабаровского края. В середине июля первый барже-буксирный состав (морской буксир «Восток» с баржей БПМ-106, судовладелец АО «Хабаровский речной торговый порт») прошел транзитом через акваторию Охотского порта и разгрузился у причала №1 колхоза им. Ленина.

Компания «УК «Киран-Уголь» доставила строительную автотехнику (экскаваторы, бульдозеры, краны, катки), контейнеры с оборудованием и самый главный груз – первые 76 железобетонных плит весом 4,2 тонны каждая для укладки на реконструируемой взлетно-посадочной полосе аэропорта Охотск. Общий вес доставленного груза составил 600 тонн.

Реконструкция аэропорта проходит по госзаказу. Всего для реализации проекта необходимо будет доставить 2000 железобетонных плит. Реконструкция взлетно-посадочного полотна аэропорта позволит принимать современные скоростные авиалайнеры большего размера. Это сэкономит для пассажиров время полета, улучшит комфорт перелетов, сделает поездки менее зависимыми от суровых погодных условий и «приблизит» Охотск к краевому центру – Хабаровску.

«МП»: Летом на одной из АЭС в Японии произошел очередной выброс радиационной воды в море. Может ли это отразиться на экологии Охотского моря? Какова экологическая обстановка в порту и какие меры профилактики принимаются со стороны портовых властей?

– Экологическая обстановка в порту соответствует всем необходимым нормативам, и для беспокойства нет причин.

В то же время хотелось бы отметить, что вопросы экологии сегодня очень актуальны. В одних случаях это обусловлено ужесточением требований контролирующих органов, в других – опытом чужих ошибок и желанием избежать потенциальных рисков.

На сегодняшний день ООО «Охотский торговый порт» реализует решения по минимизации воздействия на окружающую среду. Так, например, в этом году компанией планируется приобретение ветрозащитных ограждений и устройство оросительных систем, за счет чего будет обеспечена экологически безопасная технология на всех этапах перевалки угля, что позволит минимизировать воздействие угольной пыли на окружающую среду.

На территории порта проводится мониторинг атмосферного воздуха, что позволяет избежать превышений концентрации загрязняющих веществ. В соответствии с требованиями природоохранного законодательства разрабатывается необходимая проектная документация по обеспечению должной охраны окружающей среды.

Морские порты №7 (2022)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ