Александр Давыденко: «Успешной навигации и гарантированных глубин!» - Морские вести России

Александр Давыденко: «Успешной навигации и гарантированных глубин!»

19.05.2014

Александр Давыденко: «Успешной навигации и гарантированных глубин!»

Природа в нашей стране столь непредсказуема, что крайне редко обходится без сюрпризов. Вот и в этом году не обошлось. Судя по гидрологическим условиям начала навигации, можно выразить тревогу по случаю крайней маловодности рек, особенно в бассейнах европейской части страны. Не от нас зависят погодные условия, но лето может оказаться засушливым, и тогда непросто придется речникам.

О том, каковы прогнозы по водности на ВВП страны и что будет делать в этих условиях штаб отрасли, какой планируется общий грузооборот, какие грузы в этом сезоне наиболее востребованы и как зарекомендовал себя введенный в 2012 году институт портконтроля, в интервью газете «Морские вести России» рассказал руководитель Росморречфлота Александр Давыденко.

«МВР»: Александр Александрович, навигация уже идет полным ходом, по рекам и каналам пошли суда с грузами и пассажирами. Насколько может отличаться по прогнозам навигация-2014 по сравнению с навигацией прошлого года, каковы ее особенности и какие места на ВВП наиболее узкие по водности уже сегодня?

– В 2013 г. внутренним водным транспортом перевезено 136,9 млн тонн грузов и 13 млн пассажиров. Планировалось, что и в навигацию 2014 года показатели сохранятся на этом же уровне. Но малая водность в начале навигации из-за рекордно малоснежной зимы и отсутствия весеннего половодья на реках европейской части страны, особенно на Волге в районе Городца, затрудняют выполнение задачи. Однако мы отмечаем, что в этом году количество шлюзований уже на 30% выше аналогичного периода навигации прошлого года.

Что касается номенклатуры грузоперевозок, то по нашим расчетам сохранится востребованность в таких грузах, как нефтепродукты и строительные материалы, при этом возможен рост перевозок на судах смешанного «река-море» плавания в заграничном сообщении.

В отношении гидрологических условий навигации следует отметить, что вскрытие рек юга, запада и центра европейской части страны произошло раньше обычных сроков на 5-15 суток. Средняя расчетная продолжительность навигации на основной части внутренних водных путей в европейской части  205 суток.

Исходя из прогноза температурного режима и количества осадков, в период навигации 2014 года (по данным Росгидромета) на отдельных участках внутренних водных путей можно ожидать маловодье. На 14 участках прогнозируется снижение расходов и уровней воды, которые могут создать неблагоприятные для судоходства условия. Из них в связи с ограниченными ресурсами водохранилищ:

-         участок Городецкие шлюзы  Нижний Новгород на р. Волге;

-         участок Нижнего Дона от Кочетовского гидроузла до Аксая;

-         на реке Каме от Пермского шлюза до Камбарки.

Нами предусматриваются оперативные меры по обеспечению условий судоходства: по Волжско-Камскому каскаду водохранилищ и Цимлянскому водохранилищу это регулирование расходов воды по согласованному с Росморречфлотом графику; по остальным участкам рек  оперативное управление администрациями бассейнов проведения дноуглубительных работ.

Как я уже говорил, на верхнем участке реки Волги сложилась крайне неблагоприятная для судоходства гидрологическая обстановка. Приток воды во втором квартале к створам Рыбинского и Горьковского гидроузлов в период паводка был меньше, чем в самом маловодном 1922 году. В этих условиях в нижнем бьефе Городецкого гидроузла установились низкие уровни воды, не позволяющие обеспечить глубины для прохода большегрузных судов на участке Городец Балахна.

С целью снижения рисков судоходных компаний по обращению Росморречфлота Росводресурсами было принято решение об увеличении расходов воды через Горьковский гидроузел 25 и 26 апреля для организации специального пропуска судов через Городецкие шлюзы. В первую очередь это касалось пассажирских и грузовых судов, которые к этому сроку были введены в эксплуатацию и должны работать на севере Московского, Волго-Балтийского и Беломорско-Онежского бассейнов. В это время было передислоцировано 94 судна. Возможность проведения таких попусков в дальнейшем будет зависеть от наполнения Горьковского водохранилища и согласовываться с Союзом «Национальная палата судоходства».

«МВР»: Какие мероприятия можно реализовать для того, чтобы стимулировать грузоотправителей переводить свои грузовые потоки с наземного транспорта на водный, который является наиболее экологичным и экономичным? Какие мероприятия в этом отношении запланировал Росморречфлот?

– Возможные меры по переключению с автомобильного на внутренний водный транспорт приведены в проекте Стратегии развития внутреннего водного транспорта до 2030 г. Это комплекс работ. Если говорить о составляющей Росморречфлота, то мы видим основную свою работу в устранении лимитирующих участков на ВВП России, тем самым повышая рентабельность перевозок внутренним водным транспортом.

В настоящее время в рамках подпрограммы «Внутренний водный транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» реализуются мероприятия, связанные с устранением лимитирующих участков на Единой глубоководной системе европейской части России. Это такие проекты, как «Строительство второй нитки Нижне-Свирского гидроузла», «Строительство Нижегородского низконапорного гидроузла», «Реконструкция Саралевского водного узла на Нижней Волге».

Кроме того, Росморречфлотом прорабатывается вопрос о строительстве Багаевского низконапорного гидроузла на р. Дон. В рамках развития Московского транспортного узла прорабатывается вопрос переключения ряда грузопотоков на водный транспорт.

«МВР»: Продолжает действовать учрежденный в 2012 году для повышения безопасности судоходства государственный портовый контроль. Как бы вы оценили результаты деятельности этого института? Как строится функциональное взаимодействие с Госморречнадзором? Расскажите про аттестацию капитанов судов внутреннего плавания.

– Эта навигация уже третья, когда начал функционировать государственный портовый контроль на внутренних водных путях. На сегодняшний день можно сказать, что механизм работает. Если говорить о прошлом годе, то инспекторами было проверено порядка 15 тыс. судов, выявлено более 45 тыс. нарушений обязательных требований, около 1,5 тыс. судов были временно задержаны до устранения выявленных нарушений.

В этом году инспекторы портового контроля уже проводят проверки судов внутреннего плавания во всех бассейнах внутренних водных путей.

В отношении взаимодействия с Госморречнадзором можно отметить, что созданная Росморречфлотом информационная система государственного портового контроля позволяет обеспечивать доступ для обмена информацией между инспекциями государственного портового контроля и инспекторами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Результаты осмотров судов доступны для инспекторов Госморречнадзора, а инспекторы государственного портового контроля имеют возможность ознакомиться с результатами проверок юридических лиц, на суда которых они идут с осмотром.

С 1 января этого года на Росморречфлот возложена функция проведения аттестации капитанов пассажирских и наливных судов, осуществляющих перевозки опасных грузов, включая суда, буксирующие либо толкающие другие наливные несамоходные суда, осуществляющие перевозки опасных грузов, с главными двигателями мощностью более чем 550 киловатт.

Для выполнения этой задачи Росморречфлотом создана аттестационная комиссия, которая в соответствии с утвержденным планом осуществляет выездные аттестации капитанов в городах нашей страны. На сегодняшний день основная масса капитанов судов успешно прошла эту аттестацию.

«МВР»: Какие и где гидротехнические сооружения планируется ввести в эксплуатацию в 2014 году, какие объемы работ там будут выполнены?

– В навигацию 2014 г. для прохода судов будут введены в эксплуатацию все основные судоходные гидротехнические сооружения. Основная их работа обеспечение безопасного пропуска судов.

Независимо от навигации Росморречфлот продолжает реконструкцию судоходных гидротехнических сооружений в составе 9 комплексных проектов. На их реализацию по подпрограмме «Внутренний водный транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» в 2014 году выделено около 6,3 млрд рублей.

В 2014 году после реконструкции пять объектов судоходных гидротехнических сооружений будет введено в эксплуатацию в Камском, Волжском бассейнах и на Волго-Балтийском водном пути. Кроме того, на многих сооружениях в межнавигационный период проведен капитальный ремонт.

«МВР»: Нехватка каких и где гидротехнических сооружений сказывается особенно остро на речном судоходстве? Где вопрос уже решается (ведутся проектные работы, зарезервированы деньги из госбюджета), а где  дело зависло (нет либо согласования, либо финансирования)?

– Устранение основных «узких мест» на внутренних водных путях сегодня можно решить только строительством новых судоходных гидротехнических сооружений.

Сейчас ситуация в районе Городца, в маловодный период, остановила транзитное судоходство большегрузных судов и больших пассажирских судов по Волге и разделила Волгу на две части. Нынешнее состояние великой русской реки  это кризис для функционирования такого транспортного коридора, как Единая глубоководная система европейской части России. Этот вопрос решится со строительством Нижегородского низконапорного гидроузла, проектирование которого мы начинаем в этом году. Данное мероприятие заложено в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.)» с соответствующим финансированием.

Похожая ситуация ожидается и на Волго-Донском водном пути на участке Кочетовский гидроузел г. Аксай. Дальнейшее затягивание с решением вопроса о строительстве Багаевского гидроузла может привести к отказу от перевозок грузов крупнотоннажным флотом по р. Дон. Нами проведены предварительные проектно-изыскательские работы по строительству Багаевского гидроузла, определено место строительства. Сегодня Росморречфлот и Минтранс России ведут работу по включению этого мероприятия в федеральную целевую программу.

 «МВР»: Известно, что Росморречфлот разработал подобно автодорожникам нормативы содержания внутренних водных путей. Расскажите, какие факторы учитывают эти нормативы и на основе чего вычисляется необходимая сумма вложений в ремонт и содержание?

– Как уже неоднократно говорилось, основной причиной параметров габаритов внутренних водных путей, влияющих на безопасность судоходства, является недостаточное финансирование их текущего содержания.

По результатам обсуждения на совещании в Правительстве Российской Федерации 17 октября 2013 года был признан целесообразным поэтапный переход на 100%-ное финансирование содержания внутренних водных путей из федерального бюджета. В соответствии с этим доработан и направлен в Правительство РФ проект постановления «Об утверждении нормативов финансовых затрат на текущее содержание внутренних водных путей и гидротехнических сооружений» с учетом трехлетнего поэтапного перехода на 100%-ное финансирование из федерального бюджета.

Данные нормативы сформированы исходя из необходимого состава и объема путевых работ, содержания судоходных гидротехнических сооружений и проведения ремонта объектов инфраструктуры внутренних водных путей.

«МВР»: Недавно вы заявили, что пассажирский круизный флот восстановил свои объемы перевозок пассажиров после трагического крушения «Булгарии», но проблема старого флота остается. Какие меры Агентство предпринимает для того, чтобы способствовать обновлению флота?

– Механизм финансовой поддержки судостроения содержится в разработанном Минтрансом России Федеральном законе от 7 ноября 2011 г. № 305 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер по поддержке российского судостроения и судоходства».

Для судов, построенных на российских судоверфях и регистрируемых в Российском международном реестре судов, предусматривается предоставление налоговых льгот. Указанные меры государственной поддержки позволили создать наиболее благоприятные условия для развития отечественного судостроения и судоходства.

Кроме того, в рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы» по заказу Федерального агентства морского и речного транспорта выполнялись научно-исследовательские работы с целью разработки ряда концептуальных и технических проектов грузопассажирских и пассажирских судов. Результаты научно-исследовательских работ используются в судостроительной промышленности при строительстве новых судов.

«МВР»: Ранее речники жаловались, что начало навигации жестко привязано к определенной дате, которая никак не была связана с фактической погодой. Бывали ситуации, что лед уже сошел, а плавать еще нельзя. Как обстоит дело сейчас? По каким критериям назначается время начала навигации в каждом из регионов?

– Эти даты мы вынуждены устанавливать, потому как нам необходимо в межнавигационный период провести большой объем ремонтных работ на гидротехнических сооружениях, подготовить путевое хозяйство. Эту работу мы планируем, а планировать без установленных сроков невозможно.

При этом конкретные даты начала работы средств навигационного оборудования и судоходных гидротехнических сооружений зависят от сроков очищения судовых ходов ото льда, проведения капитального ремонта судоходных гидротехнических сооружений и минимальных навигационных уровней воды. В этом году в связи с благоприятными гидрометеорологическими условиями и обращениями судоходных компаний практически во всех бассейнах навигация начата ранее установленных сроков.

«МВР»: Не повторится ли ситуация с северным завозом 2013 года в Якутии? Ведь республиканские власти вновь затягивают с подачей заявок на грузоперевозки в нынешнюю навигацию. Есть ли возможности у Росморречфлота каким-то образом влиять на ситуацию и более твердо отслеживать исполнение графика предъявления грузов речникам.

– 24 апреля мы провели Экспертный совет Росморречфлота в Ленском бассейне по подготовке к навигации 2014 года, в котором принимали участие представители Республики Саха (Якутия), Иркутской области, судовладельцы и грузовладельцы. На совете руководство указанных субъектов и судовладельцы сообщили, что портфель заказов на доставку грузов почти сформирован, и эта работа завершится в ближайшее время.

Следить за графиком предъявления грузов к перевозке необходимо прежде всего субъекту, который заинтересован в обеспечении завоза грузов в отдаленные районы. Конечно же, мы будем отслеживать эту ситуацию и своевременно давать рекомендации  как перевозчику, так и субъекту.

Задача Росморречфлота и подведомственной администрации Ленского бассейна внутренних водных путей  обеспечить гарантированные габариты водного пути, и для этих целей мы прилагаем все усилия.

В том числе мы проводим необходимые мероприятия для передислокации земснаряда «О. Стрельченя» из Обь-Иртышского бассейна для работы на баре реки Яны. В настоящее время в Тобольске ведутся ремонтные и подготовительные работы для перегона.

«МВР»: Навигация-2014 началась. Какой она будет, в итоге покажет время и усилия каждого из ее участников. Суммируя интервью, что бы вы выделили как главное и что пожелали бы судоходному сообществу?

– Залогом успешной работы является своевременная координация действий всех участников транспортного процесса. От судоходных компаний мы ожидаем увеличения объемов перевозок грузов, от администраций бассейнов внутренних водных путей  обеспечения необходимых путевых условий для их перевозки и снижения возможных рисков перевозчиков.

Для всех речников желаю успешной и безопасной навигации и гарантированных глубин!

«МВР»: Спасибо!

 

Морские вести России №7 2014

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ