Евгений Амбросов: «У моря своя гравитация» - Морские вести России

Евгений Амбросов: «У моря своя гравитация»

19.08.2014

Евгений Амбросов: «У моря своя гравитация»

В декабре прошлого года в Кремле Президент России Владимир Путин вручил первому заместителю генерального директора ОАО «Современный коммерческий флот» Евгению Амбросову орден «За морские заслуги». Евгений Николаевич встретился с корреспондентом «Морского флота» и поделился впечатлениями, а также рассказал о работе, морской династии Амбросовых, занятиях музыкой и своих мечтах.

«МФ»: Евгений Николаевич, позвольте поздравить Вас! Получить орден из рук Президента России почетно и приятно. Какие чувства Вы сейчас испытываете?

– Для человека, посвятившего всю свою жизнь развитию морских транспортных технологий, потомственного продолжателя династии моряков-дальневосточников получить из рук Президента России орден «За морские заслуги» – высшая профессиональная награда. Это действительно очень приятно. Не скрою: ожидаемо, но, как всегда, внезапно.

Несмотря на то, что награда имеет своего владельца, чаще всего она является оценкой труда коллектива, команды, экипажа. Основа моей команды была заложена моим отцом, деревенским парнем из приморского села Федосьевка. Он работал палубным юнгой во время Великой Отечественной войны на грузовых судах ДВМП, перевозивших из портов США на Дальний Восток взрывчатку и военную технику, в 26 лет стал капитаном дальнего плавания. Отец всегда был и остаётся для меня эталоном профессионализма, образцом отношения к работе, к стране, к окружающим людям, к семье.

Я всегда гордился своим дядькой – капитаном дальнего плавания, который был удостоен звания Героя Социалистического Труда и награждён орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Мой старший брат, мои двоюродные братья, я сам – мы все, так же как и наши отцы, «родились» в Дальневосточном пароходстве (сейчас это группа ФЕСКО), выросли и состоялись там как специалисты.

На самом деле, эта награда не только за реализованные проекты последних лет. Она, надеюсь, – промежуточный итог всей моей профессиональной деятельности.

После окончания в 1979 году Дальневосточного высшего инженерного морского училища имени адмирала Г.И. Невельского я поступил на работу в ДВМП, где прошёл самостоятельный путь от грузового помощника капитана до Генерального директора пароходства. У меня вообще необычно складывается судьба: из ДВМП в «Совкомфлот» и обратно я переходил дважды. В начале 2000 года, более 20 лет проработав в Дальневосточном пароходстве, я перешёл в «Совкомфлот» в должности первого заместителя генерального директора. В конце 2002 года, проработав в «Совкомфлоте» почти три года, возвратился в ДВМП уже генеральным директором этого предприятия. В середине 2009 года, по окончании контракта с ДВМП, я снова вернулся в «Совкомфлот».

«МФ»: Период вашей работы Генеральным директором ДВМП называют одним из самых успешных в его современной истории. И сегодня можно утверждать, что одной из главных ваших заслуг в развитии отечественного флота стала организация устойчивой, высокоэффективной и сбалансированной деятельности Дальневосточного морского пароходства. Вы были признаны лучшим руководителем высшего звена в транспортной отрасли. Оценивая свою деятельность того периода, как и чем можете объяснить свои успехи?

– Слагаемых успеха было много. Дальневосточное пароходство со своей более, чем 120-летней историей, накопленной поколениями моряков культурой, морскими традициями обладало огромным потенциалом и, самое главное, людским ресурсом. Всему этому просто нужно было придать правильный вектор ускорения, освободившись от всего непрозрачного, наносного, лишнего… Компания была выгодно позиционирована на российском транспортном рынке, имела свои уникальные особенности, специализируясь на работе в суровых климатических условиях Дальнего Востока и в линейных контейнерных перевозках. Нам, безусловно, помог восходящий фондовый рынок, рост спроса на перевозки контейнеризированных грузов, развитие товарооборота со странами Юго-Восточной Азии.

К достижениям нашей команды можно отнести тот факт, что из региональной судоходной компании ДВМП переросло в крупнейшую в России частную транспортную группу, рыночная капитализация которой за 5 лет выросла более, чем в 40 раз, достигнув оценки в 3 млрд. долларов. Группа ФЕСКО впервые в России, став обладателем всех мультимодальных звеньев сквозной перевозки контейнеризированных грузов, приступила к сквозной ускоренной доставке крупных партий грузов по заранее объявленному маршруту и расписанию. Для реализации этой концепции недостаточно было иметь только флот – необходимы были маршрутные поезда, сформированные из собственных современных железнодорожных контейнерных платформ, необходимы были собственные портовые контейнерные терминалы. Мы нашли поддержку в ОАО «РЖД» и создали первое совместное предприятие «Русская тройка», ставшее заказчиком строительства новых 80-футовых платформ и оператором маршрутных поездов. Вскоре в состав группы вошёл Владивостокский контейнерный терминал, что обеспечило нам «бесшовность» и предсказуемость сквозной транспортировки. Это позволило нам привлечь на российскую транспортную систему те грузы, которые раньше перевозились исключительно морем и сократить время доставки грузов почти вдвое.

После более чем 10-летнего перерыва мы возобновили строительство новых сухогрузных и рефрижераторных контейнеров, нового флота в Китае, Польше, Германии, Японии.

Большим успехом команды стала победа в тендере, проводимом компанией «Эксон Нефтегаз», на строительство и дальнейшую эксплуатацию ледокольного судна-снабженца для обслуживания буровой платформы «Орлан» проекта «Сахалин-1». В 2005 году был построен теплоход «ФЕСКО Сахалин» – первый в России уникальный ледокол-снабженец с электрической азимутальной пропульсивной установкой, что обеспечило ДВМП выход на обслуживание сахалинских проектов и помогло получить контракт на ледокольное обеспечение работы танкеров в Татарском проливе.

ФЕСКО позиционировала себя достаточно мощной тихоокеанской компанией. Это был прорыв. И у моряков пароходства появилась надежда на дальнейшее успешное развитие.

«МФ»: Какие из проектов СКФ последних лет вы считаете лично для себя особенно значимыми, интересными и плодотворными?

– Проектов, реализованных в «Совкомфлоте», было достаточно много. В основном они связаны с развитием новых морских транспортных, инженерных и информационных технологий, со строительством нового флота для решения различных по сложности производственных и технологических задач нефте- и газодобывающих компаний. Особый интерес для меня представляет всё, что связано с нестандартными решениями, работой на континентальном шельфе, в сложных климатических условиях, во льдах, – этот интерес определился в мою бытность в ДВМП. Север Охотского моря, Камчатка, Восточная и Северная Чукотка, восточный сектор Арктики – это краткое описание географии регулярных круглогодичных перевозок народно-хозяйственных грузов, которые флот Дальневосточного пароходства осуществлял на регулярной основе... В «Совкомфлоте» мы продолжили строительство ледокольных судов-снабженцев, которые обеспечивают работу добывающих платформ на Сахалине, и сейчас в «Совкомфлоте» я занимаюсь этим направлением.

Другая интересная и важная для меня тема – одно из стратегических направлений СКФ – связана с долгосрочной перспективой и развитием континентального шельфа. Очень востребованный сервис, который сейчас необходим и на Дальнем Востоке, и в арктических морях – везде, где происходит освоение нефтегазовых проектов на континентальном шельфе при участии российских компаний.

«МФ»: О каких интересных проектах сегодняшнего дня вы можете рассказать нашим читателям?

– Мы сейчас занимаемся очень интересным с профессиональной точки зрения проектом организации круглогодичной перевозки сжиженного газа с ямальских месторождений. Я бы сказал, это суперзадача, когда ты занимаешься тем, что ещё до тебя никто никогда не делал в мире. С уверенностью могу сказать, что такие уникальные танкеры ещё никто не строил. Причём мало их построить – нужно будет научиться их эксплуатировать и взрастить то поколение моряков, которое бы работало на этих судах. Вместе с желанием работать в непростых погодных условиях у моряка должны быть знания, которые позволят ему обслуживать самое современное во всех отношениях судно по перевозке природного газа в количестве 170 тысяч кубометров во льдах толщиной более двух метров. Повторяю, это непростая задача, мы над ней работаем, обсуждаем технические нюансы, решаем коммерческие вопросы. Думаю, у нас все получится.

«МФ»: Что для вас в профессиональном плане дала работа в «Совкомфлоте»?

– Жизнь – это не только процесс созидания. В первую очередь, это процесс познания и обучения. В этом смысле мой первоначальный 20-летний период работы в ДВМП был хорошей морской школой. Всё было впервые: работа в море, начало береговой карьеры в управлении пароходства по коммерческой эксплуатации и управлению флотом, стажировка в Японии, организация новых линейных регулярных направлений перевозок грузов в Тихоокеанском бассейне, приватизация ДВМП, борьба за выживание компании после распада Советского Союза.

«Совкомфлот» был и остаётся для меня университетом. Работа в этой компании в начале 2000-х дала мне возможность перейти на гораздо более высокую ступень в профессиональном развитии. Новые люди, новые задачи, новые концепции и решения. Работа бок о бок с лучшими специалистами судоходной отрасли России: коммерсантами, эксплуатационниками, инженерами, финансистами. Более тесное знакомство со спецификой танкерного флота, новые, более масштабные задачи в судостроении... Помните строки из «Письма к женщине» Сергея Есенина: «…Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстояньи...»? Когда в сентябре 2002-го я вернулся в ДВМП в качестве генерального директора, по сути, я был уже другим человеком. С другими подходами, взглядами, с другой оценкой плюсов и минусов, перспектив Дальневосточного пароходства. И, безусловно, работая в Совкомфлоте, я приобрёл ценный опыт.

«МФ»: Вы из семьи потомственного моряка. Романтика морской профессии сыграла роль при выборе жизненного пути?

– Романтика – это не совсем моя история. Среди моих однокашников по морскому училищу имени адмирала Невельского были ребята, которые приехали из таких дальних городов, которых и на карте-то не найдёшь, и моря из своего окна они никогда не видели. У них была романтика. А передо мной даже вопроса не стояло, кем быть. Я рос в морской семье и впервые вступил на борт судна в возрасте четырёх лет. Часто выходил в море с отцом, который и заложил во мне эту любовь. Отец после непродолжительной работы капитаном танкера волею судьбы стал капитаном пассажирского лайнера. Сначала это был теплоход «Смольный», построенный на Северной верфи в Ленинграде в 1929 году (судно было ровесником моего отца). Именно на этом судне я совершил свой первый морской рейс из порта Далянь (КНР), где судно проходило трёхгодичный капитальный ремонт, в порт Владивосток. Мне тогда было 4 года. Вскоре отец стал капитаном новенького пассажирского теплохода «Моисей Урицкий», построенного в ГДР в 1959 году. Суда этой серии работали на регулярных перевозках пассажиров между Владивостоком и Камчаткой, Сахалином, Курильскими островами, в летние сезоны осуществляли круизные туристические рейсы между заповедными местами, которыми богат российский Дальний Восток.

«МФ»: Наверняка Вы являетесь хранителем семейных историй и традиций, связанных с морем…

– Историй, связанных с морем, немало. Во время школьных каникул отец часто брал меня с собой. В памяти сохранился такой забавный случай. Мне было лет 7-8, и я вместе со старпомом лайнера участвовал в обходе судна. Старпом разговаривал с моряками, делал какие-то замечания, давал указания, а в конце обхода обязательно заводил меня в очень большую провизионную камеру. Там я получал угощение – мне давали шоколадку или ещё чего-нибудь вкусное. Когда потом с моряками общался, они спрашивали: «Жень, ну а кем ты хочешь быть?». Я говорил, что моряком. Они обязательно уточняли: «Штурманом? Механиком?». И я всегда отвечал: «Старпомом». Так что, переходя на серьёзную ноту, другого пути, как не в моряки, не было.

Что касается семейных традиций, то я не помню чего-то особенного. Отец уходил в море – мы его провожали, ждали, конечно, из рейса. Его возвращение всегда было праздником, он делился впечатлениями, нам было интересно услышать его рассказы, а потом дождаться подходящего момента и отправиться вместе на рыбалку. Я бы очень хотел, чтобы и мой сын связал свою жизнь с морем. Он окончил Высшую школу экономики, и пока я не знаю, пойдёт ли он по моим стопам. Ему нравится работа, связанная с развитием проектов на континентальном шельфе.

«МФ»: Большая часть Вашей жизни прошла на Дальнем Востоке. Часто бываете на родине?

– На Дальнем Востоке сейчас бываю в основном по делам «Совкомфлота», связанным с проектами Сахалинского континентального шельфа, судостроением, развитием завода «Звезда». Во Владивостоке у меня мама и брат. Очень тянет в родной город. Хотелось бы чаще там бывать: в кругу семьи, на море. Владивосток я обожаю. Это – другой мир для меня. Даже зимой там много солнца. А какое там звёздное небо! Ни одного облачка. Всю ночь вы можете любоваться звёздами.

«МФ»: …а когда последний раз были в море?

– Последний визит мой был на один из танкеров, работающих между терминалом Варандей (Баренцево море) и Мурманском. А в классическом понимании слова «в море», на судне я не был уже давно. Очень скучаю по тому периоду, когда работал на судах ДВМП, скучаю по морю. Море обладает магией притяжения, своей собственной гравитацией.

«МФ»: Какой отдых Вы предпочитаете?

– Конечно, на море (смеётся). Люблю не пляж, а уединённые места. И рыбалку. Я рыбачил во всех океанах, во всех полушариях. Ловил и акул, и рыбу-парус, и других самых разных рыб. Это такой рыбацкий азарт!

Люблю в свободное время что-нибудь делать своими руками: деревья сажать, строить, возиться с железками и деревяшками, строгать, сверлить – творить, одним словом.

Музыку люблю. Я ведь, когда учился в морском училище, был руководителем вокально-инструментального ансамбля «Каравелла», играл на гитаре и пел. Дискотек тогда не было, и мы играли на вечерах, на танцах, много выступали. Наш ансамбль был известным среди городского студенчества и даже занял первое место среди вокально-инструментальных групп и музыкальных коллективов учебных заведений Владивостока. Я играл не только на гитаре, но и на фортепиано, аккордеоне и ещё в духовом оркестре в музыкальном взводе училища на теноре. Тогда единственный раз в жизни я заколебался в своём профессиональном выборе. Но когда на втором курсе учёба пошла под уклон, выбрал учёбу и работу моряка. А с ребятами из ансамбля до сих пор встречаюсь, бывая во Владивостоке.

«МФ»: Кстати, о друзьях. Их у вас много? Вы вообще легко сходитесь с людьми?

– Друг, которому я могу доверить все, у меня один. Когда-то нас свела работа. А товарищей у меня много, с людьми схожусь легко. Моя позиция – верить людям, видеть в них прежде всего положительное. Считаю это правильным и считаю это своим преимуществом.

«МФ»: Поделитесь, какие строите планы, о чем мечтаете, к каким целям стремитесь?

– Если о работе, то реализовать шельфовые проекты. Вообще, хотелось бы видеть СКФ, может быть, не самой большой по количеству судов танкерной компанией мира, но при этом самой великой и мощной, обладающей уникальными технологиями работы в тяжёлых и ледовых условиях, имеющей для осуществления этих непростых задач обученных и преданных компании моряков. Хочу, чтобы «Совкомфлот» процветал, а я ещё долго оставался в форме, и если не изнутри компании, то извне наблюдал его триумфальное развитие. Хотя на пенсию я не собираюсь!

 

Орденом «За морские заслуги» награждаются граждане за заслуги в области изучения, освоения и использования Мирового океана в интересах обороноспособности страны, обеспечения её национальной безопасности, социально-экономического и культурного развития, а также за большой вклад в укрепление морского потенциала России.

Евгений Амбросов – второй в истории «Совкомфлота» человек, получивший этот орден. Первым награждённым в 2010 году стал генеральный директор СКФ Сергей Франк.

 

Морской флот №1 (2014)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ