Грузы прирастут логистикой - Морские вести России

Грузы прирастут логистикой

30.11.2015

Грузы прирастут логистикой

В настоящее время ОАО «РЖД» реализует концепцию создания терминально-логистических центров на железнодорожной сети. В компании считают, что мероприятия концепции позволят привлечь дополнительные грузы, увеличить пропускную способность железной дороги, улучшить взаимодействие между железнодорожниками и портовиками и в целом усовершенствовать технологии информационно-логистического управления перевозочным процессом.

О механизмах достижения этих целей, основных элементах создаваемой логистической инфраструктуры, а также о мировых тенденциях развития логистики журналу «МП» рассказал начальник Департамента по управлению транспортно-логистическим бизнес-блоком ОАО «РЖД» Иван Беседин.

«МП»: Иван Сергеевич, в каком направлении сегодня развивается транспортно-логистическая инфраструктура железнодорожных, в том числе внешнеторговых, перевозок в России и как это соотносится с мировыми тенденциями в сфере логистики?

– Мировым трендом в логистике в последние десятилетия является концепция just-in-time («точно в срок»). Согласно данной концепции товары от производителя к покупателю должны доставляться в идеальном случае без промежуточного хранения или же должен поддерживаться их минимальный запас на складе.

Переводя эту концепцию на участок логистической цепи, в котором участвуют железная дорога, порт и морской транспорт, это означает следование грузов по железным дорогам по определенному расписанию, прибытие в порт и немедленная погрузка на судно после накопления судовой партии.

Благодаря сегодняшним современным технологиям перевозок железнодорожным транспортом у нас есть возможность перевозить грузы наших клиентов с использованием услуги по перевозке грузов в составе грузового поезда по графику с согласованным временем отправления и прибытия.

Конечно, железная дорога не является единственным участником логистической цепочки. На эффективность перевозки влияет также качественная работа порта, своевременная подача судна под погрузку, время оформления документов в порту и т.д.

Объединить и скоординировать усилия всех участников перевозки должен экспедитор, от профессионализма которого и зависит в конечном итоге транспортная составляющая в цене товаров для заказчика перевозки.

В рамках холдинга ОАО «РЖД» работает компания «РЖД Логистика», которая имеет возможность эффективно управлять логистической цепочкой грузовладельца на стыке различных видов транспорта. На сегодняшний день она сотрудничает с такими крупнейшими стивидорными компаниями, как ОАО «Новороссийский морской торговый порт», ОАО «Владивостокский морской торговый порт», ОАО «Владморрыбпорт», ОАО «Ванинский морской торговый порт», ОАО «Евраз НМТП», СП «РасонКонТранс» (порт Раджин, КНДР) и другими.

«МП»: В 2012 году ОАО «РЖД» взяло на себя роль консолидирующего центра по развитию терминально-логистической инфраструктуры страны, приняв «Концепцию создания терминально-логистических центров (ТЛЦ) на сети ОАО «РЖД» (далее – Концепция). Какова судьба Концепции и Плана первоочередных мероприятий по ее реализации на 2013-2015 годы, какие проекты были реализованы? Пришлось ли корректировать ранее намеченные планы?

– Концепция предусматривает создание многоуровневой функциональной структуры, которая будет включать в себя так называемые железнодорожные порты, транспортно-логистические центры, сателлиты и другие производственные участки.

Компанией определен План первоочередных мероприятий по реализации Концепции.

Среди первоочередных проектов развития сети ТЛЦ – строительство железнодорожных портов: «Приморский» – в районе станции Уссурийск-2 на Дальневосточной железной дороге, «Балтийский» – в Шушарах на Октябрьской дороге и «Таманский» – на Разъезде 9 км Северо-Кавказской дороги. Также продолжается создание крупных транспортно-логистических центров на станциях Белый Раст, Доскино, Клещиха, Вахитово, Дзержинская-Новая, Косулино, им. Максима Горького. Проводится реконструкция и строительство грузовых дворов (сателлитов) на станциях Кунцево-II, Москва-Товарная-Ярославская, Новосибирск-Южный, Новосибирск-Главный, Забайкальск, Гродеково, Гродеково-2, Артем-Приморский-1, Находка.

Реализация проекта по строительству железнодорожного порта «Балтийский» ведется в рамках соглашения с инвестором – ООО «Восход», однако в настоящее время вследствие изменения макроэкономической ситуации объем его инвестиционного участия, а также состав и конфигурация объектов терминально-складского комплекса не определены.

В районе станции Разъезд 9 км в настоящее время завершается реализация подпроекта строительства новой железнодорожной станции, осуществляемого в рамках Федеральной целевой программы «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла».

После ввода в эксплуатацию всей накопительно-распределительной и сортировочной инфраструктуры станции, планируемого в 2016 году, и проведения анализа маршрутов и объемов грузопотоков в Новороссийском и Таманском железнодорожных узлах с учетом строительства Керченского мостового перехода работа по проекту строительства железнодорожного порта «Таманский» будет продолжена.

Ведутся переговоры с японской компанией «Мицуи» о совместной реализации проекта строительства железнодорожного порта «Приморский».

К настоящему времени в Подмосковье завершено создание пускового комплекса ТЛЦ «Белый Раст» – терминала инертных грузов мощностью свыше 1,2 млн тонн навалочных грузов в год.

Кроме того, выполнен первый этап строительства ТЛЦ «Доскино» в Нижегородской области – сдан в эксплуатацию терминал колесной техники площадью более 13 га.

Ведутся переговоры с потенциальными инвесторами по проектам строительства ТЛЦ «Калининград» (ст. Дзержинская-Новая) и «Екатеринбург» (ст. Гипсовая).

В разных стадиях реализации находятся проекты комплексной реконструкции грузовых дворов на станциях Артем-Приморский-1, Находка, перегрузочного комплекса на станции Гродеково.

Предусмотренные Концепцией мероприятия по созданию сети ТЛЦ актуализированы с учетом приоритетности высокоэффективных проектов.

«МП»: По оценке ОАО «РЖД», сеть ТЛЦ первого этапа реализации Концепции должна привлечь на железнодорожный транспорт дополнительно 100-120 млн тонн грузов. Насколько выполнены эти планы и посредством каких механизмов они реализуются?

– Действительно, согласно Концепции создание сети ТЛЦ первой очереди – а это 3 железнодорожных порта, 7 ТЛЦ и 9 сателлитов – позволит привлечь на железнодорожный транспорт дополнительно 100-120 млн тонн грузов. Но достижение этого целевого ориентира возможно только в условиях комплексного развития терминально-складской и железнодорожной инфраструктуры ОАО «РЖД».

В настоящее время компания по поручению президента и правительства Российской Федерации с целью ликвидации «узких мест» на железных дорогах осуществляет проект по развитию железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей. Подготовлены и реализуются первоочередные мероприятия по развитию железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона, включающие строительство новых объектов, обеспечивающих увеличение пропускной и провозной способности БАМа и Транссиба, мероприятия по развитию подходов к погранпереходам и портам Дальнего Востока и Забайкалья, а также мероприятия по реконструкции железнодорожного пути, строительству и реконструкции искусственных сооружений.

В период до 2018 года планируется построить и реконструировать более 90 станций и 47 разъездов, более 460 км вторых путей, порядка 680 км линий автоблокировки, 19 тяговых подстанций, более 350 км контактной сети.

Эти мероприятия позволят увеличить пропускную способность железных дорог суммарно на 66 млн тонн грузов в год и обеспечить таким образом вывоз продукции с основных месторождений полезных ископаемых Сибири и Дальнего Востока в направлении портов и пограничных переходов Приморского края и Дальнего Востока.

При расчете необходимых мощностей мы основывались на предварительных заявках таких крупнейших российских компаний, как ОАО «Мечел», ОАО «СУЭК», ОАО «ТЭПК», ОАО «ГМК «Норильский никель», ОАО «БГК», ОАО «Евраз», ОАО «УК «Колмар», ОАО «ГМК «Тимир» и других. Это крупные компании, которые сегодня формируют валовой национальный и региональный продукты страны.

По итогам 2014 года на реализацию проекта направлено 61,4 млрд рублей, введено в эксплуатацию порядка 70 км новых путей, реконструировано более 900 км железнодорожного пути.

«МП»: Как соотносятся эти планы с развитием инфраструктуры железнодорожных путей на подходах к портам и самих морских портов?

– Соотносятся самым непосредственным образом. Большое значение для ОАО «РЖД» имеет развитие железнодорожных подходов к портам северо-запада России, и в частности к порту Усть-Луга. В 2014 году в адрес действующих грузовых терминалов порта железнодорожным транспортом было перевезено свыше 40,4 млн тонн грузов, что на 24,4% больше соответствующего уровня 2013 года. Для доставки запланированных к 2020 году 72 млн тонн, а это удвоение объема перевозок, к выполненным работам по строительству вторых главных путей на участке Мга – Гатчина – Веймарн – Усть-Луга необходимо дополнительно полностью ввести в работу новую сортировочную станцию с сортировочным парком из 32 путей, а также выполнить электрификацию подходов.

Кроме того, изменившаяся геополитическая ситуация на юге России диктует необходимость ускоренного развития железнодорожных подходов к портам Таманского полуострова: Новороссийск, Темрюк, Тамань и в первую очередь к порту Кавказ, в районе которого планируется строительство мостового перехода в Крым.

ОАО «РЖД» ведется строительство вторых главных путей как на дальних подходах от станции им. Максима Горького – Котельниково – Тихорецкая с обходом Краснодарского узла, так и непосредственно на Таманском полуострове от станции Разъезд 9 км – Варениковская – Юровский – Красная Стрела – Старотиторовская – Вышестеблиевская.

На втором этапе на данном направлении необходимо провести работы по оборудованию автоблокировкой перегонов и выполнить электрификацию участка. Реализация этих мероприятий позволит увеличить объемы доставки грузов в новый порт Тамань в объеме более 65 млн тонн к 2020 году.

Мы рассчитываем, что с учетом представленного комплексного подхода к реализации инфраструктурных проектов реализация предусмотренных Концепцией мероприятий, включающих создание сети ТЛЦ, позволит привлечь дополнительные объемы генеральных и контейнеризированных грузов на железнодорожный транспорт.

«МП»: Каковы в настоящее время наиболее острые проблемы взаимодействия ОАО «РЖД» и морских портов (стивидорных компаний), возникающие на стыке двух видов транспорта (на припортовых станциях)?

– В текущем году сохраняется устойчивая динамика роста объемов перевозок экспортных грузов через российские порты. За январь-июль погрузка в адрес портов Северо-Кавказской железной дороги увеличилась на 9,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (составила 38,3 млн тонн), портов Дальневосточной дороги – на 1,8% (составила 47,3 млн тонн), портов Октябрьской дороги – на 1,2% (составила почти 63 млн тонн).

Эти объемы могли быть и больше, но, к сожалению, приходится констатировать, что не все порты готовы увеличивать переработку. Более того, ряд морских терминалов не справляется с действующими техническими нормативами по выгрузке вагонов. В связи с этим на припортовых станциях скапливается значительное количество железнодорожного подвижного состава, что негативно влияет на весь перевозочный процесс и в критических случаях приводит к конвенционным ограничениям погрузки в адрес этих терминалов.

Среди основных причин такого положения вещей можно назвать несовершенство погрузо-разгрузочной техники, несвоевременный подвод флота, отсутствие свободных складских емкостей, отсутствие их четкой специализации, невыполнение требований по сохранности грузов и подвижного состава.

В сложившейся ситуации необходимо выработать совместные мероприятия, направленные на улучшение взаимодействия между железнодорожниками и портовиками, совершенствовать технологии информационно-логистического управления перевозочным процессом, что позволит увеличить переработку грузов в портах.

«МП»: Какие меры уже предприняты для улучшения взаимодействия между железной дорогой и морскими портами?

– Для улучшения взаимодействия между железной дорогой и морскими портами в Усть-Лужском и Новороссийском транспортных узлах ОАО «РЖД» внедрены Единые комплексные технологические процессы. Это позволило повысить эффективность перевозочного процесса.

Инновационным направлением развития взаимодействия с государственными контролирующими органами является применение электронного документооборота. В соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации утвержден План мероприятий по улучшению транспортной ситуации в морских портах, которым предусматривается переход на электронный документооборот при осуществлении пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска, с учетом использования одной электронной подписи во взаимодействии со всеми государственными контрольными органами.

Данная технология внедрена при перевозках руды из Костомукши в финский порт Котка. Это позволило сократить время на обработку поезда на пограничном переходе Кивиярви – Вартиус таможенными и пограничными органами с 60 до 7 минут.

Также отрабатывается технология электронного документооборота при перевозках нефтепродуктов со станции Кириши в порт Усть-Луга. Реализуются пилотные проекты по внедрению механизма электронного документооборота в морских портах Новороссийск и Восточный.

«МП»: Параллельно с ОАО «РЖД» созданием сети транспортно-логистических центров занимается ПАО «ТрансКонтейнер». Как соотносятся между собой эти сети и каким образом координируется процесс их создания?

– Основное значение терминалов ПАО «ТрансКонтейнер» – это поддержка перевозочного бизнеса ОАО «РЖД», та синергия, которая позволяет существенно расширить масштаб контейнерных перевозок. В этом и есть суть вертикальной интеграции и основа развития мультимодального сервиса.

Функциональная стратегия развития терминалов была разработана в 2012 году и является частью общей Стратегии развития ПАО «ТрансКонтейнер». Для обеспечения сбалансированности развития транспортно-логистической инфраструктуры и экономики в каждом регионе, где у компании есть терминалы, учитывались как планы ОАО «РЖД» по развитию собственной сети ТЛЦ, инвестиционные проекты конкурентов, так и, что наиболее важно, программы развития регионов и федеральных округов. В этом направлении ПАО «ТрансКонтейнер» тесно сотрудничает с Министерством регионального развития Российской Федерации.

«ТрансКонтейнер» вкладывает деньги не во все терминалы, а лишь в те, прогноз рынка по которым говорит о превышении со временем загрузки сверх расчетной мощности. И еще в те, которые требуют срочных мер по ремонту оборудования и площадок в целях обеспечения надлежащего уровня безопасности работы. В компании считают, что экономически целесообразно опираться на существующую логистическую сеть компаний холдинга РЖД и модернизировать и развивать действующие терминальные мощности.

Практически все реконструируемые терминалы до 2020 года расположены вдоль Транссиба: Новосибирск, Красноярск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Иркутск и играют роль опорных терминалов при формировании ускоренных контейнерных поездов. Это еще один инструмент повышения эффективности бизнеса ОАО «РЖД», так как технология контейнерных поездов позволяет экономить затраты на услуги инфраструктуры.

На сегодняшний день программа реконструкции выполнена более чем на 50%. Из крупных проектов можно отметить начало комплексной реконструкции терминала на станции Кунцево-II, которую «ТрансКонтейнер» проводит совместно с ОАО «РЖД». Терминал должен стать одним из четырех терминалов-хабов, ориентированных на обслуживание клиентов Московского региона и прежде всего г. Москвы. Завершение работ ожидается к концу 2017 года.

«МП»: Большинство функционирующих логистических центров, созданных логистическими компаниями и нацеленных на дистрибуцию и ретейл, сегодня не имеют инфраструктуры для работы с контейнерами по железной дороге, товары в контейнерах доставляются от портов до мест потребления автотранспортом. Будет ли происходить переключение этих грузопотоков на железнодорожный транспорт по мере реализации Концепции или же эти ниши будут разделены?

– Предусмотренное Концепцией создание сети железнодорожных портов и ТЛЦ предусматривает строительство в составе терминально-складской инфраструктуры современных складских комплексов для всех видов тарно-штучных грузов, в том числе по схеме build-to-suit.

Складские комплексы будут ориентированы на выгрузку, погрузку и хранение тарно-штучных грузов, прибывающих или отправляемых в крытых вагонах или контейнерах, и дистрибуцию.

Железнодорожные порты будут играть роль интерфейса между различными транспортными системами (морской транспорт – железная дорога – автотранспорт), а также роль системного интегратора в логистической системе, создавая инфраструктурные и технологические условия для выстраивания оптимальных цепей поставок.

В то же время важно учитывать, что отдельные виды грузов при терминальной обработке трудносочетаемы. Решению этой проблемы способствует организация на базе грузовых дворов ОАО «РЖД» сателлитов, которые образуют местную сеть поддержки портфеля услуг регионального ТЛЦ.

Сателлит может представлять собой как специализированный терминал, так и универсальный терминально-складской комплекс. Мощность, структура объектов, технологические параметры и принципы взаимодействия с ТЛЦ определяются в каждом конкретном случае в зависимости от специфики местных условий.

«МП»: В заключение расскажите, пожалуйста, о планах ОАО «РЖД» по развитию сети ТЛЦ и логистической инфраструктуры России на ближайшую и среднесрочную перспективу.

– В ближайшей перспективе, в период до 2017 года, в сегменте развития терминально-складской инфраструктуры ОАО «РЖД» предусмотрен ввод в эксплуатацию реконструированных грузовых дворов на станциях Артем-Приморский-1, Находка, Гродеково, терминала инертных грузов на станции Архангельск-Город, ТЛЦ «Кунцево», контейнерно-контрейлерного терминала в составе ТЛЦ «Белый Раст», 2-й этап ТЛЦ «Доскино», железнодорожного порта «Приморский».

В более отдаленной перспективе, в период 2017-2020 годов, предстоит начать реализацию комплексной реконструкции грузовых дворов станций Новосибирск-Главный, Уктус, Черняховск, а также опорных грузовых дворов Московской, Октябрьской, Северной, Куйбышевской, Свердловской, Западно-Сибирской железных дорог, а также всего Восточного полигона.

 

Морские порты №6 (2015)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ