20 лет вместе! - Морские вести России

20 лет вместе!

17.04.2017

20 лет вместе!

В этом году отраслевой журнал «Морские порты» отмечает 20 лет со дня основания. Начавшись в 1997 году, творческий путь журнала стал живой историей страны, портовой отрасли, стивидорных компаний, портовиков, представителей смежных профессий: для всех нашлось место на его страницах. О том, в какое время и как рождался журнал, какие вехи пройдены вместе с читателями, бизнесом и властью, о планах развития и специальных проектах редакции рассказывает главный редактор «МП» Анатолий Кузнецов.

«МП»: Анатолий Иванович, 20 лет для СМИ в современных условиях – это серьезный возраст и достойный рубеж для подведения итогов. Поделитесь секретом долголетия журнала. Как Вам удается столько лет не просто держаться на плаву, но и быть ведущим отраслевым журналом федерального уровня? Как собираетесь отмечать юбилей?

– Действительно, не все СМИ, с которыми в середине 90-х в новых экономических условиях начинал журнал «Морские порты», сегодня с нами. Но это жизнь.

Думаю, секрет нашего долголетия в том, что в начале пути мы сумели правильно ответить на два вопроса: о чем и для кого собираемся выпускать журнал. Есть ряд и других важных моментов в нашем деле – это и понимание среды, в которой работаешь, содержания бизнеса, интересов потенциальных партнеров, профессионализм коллектива и мотивация каждого работника и много чего другого.

Замечу, что «Морские порты» – это коммерческий проект: мы никогда и ни от кого не получали содержания, и все эти 20 лет журнал сам зарабатывает на свое издание. Это нормально, но очень непросто, особенно в нынешней информационной среде. Однако без поддержки делового сообщества, руководства отрасли все было бы иначе, и за это, пользуясь случаем, прошу принять слова глубокой и искренней благодарности.

Мы и впредь намерены держать открытыми полосы журнала для размещения рекламных и информационных материалов о деятельности стивидорных компаний, мерах по обеспечению безопасного мореплавания в акваториях морских портов, услугах сервисного бизнеса, продвигать бренды всех, кто ведет или намерен открыть свое дело в портовом комплексе.

Всегда ждем выступлений руководителей отрасли, специалистов, экспертов и ученых. Ведь каждая такая публикация – это первоисточник, точность цифры и ситуации, маяк для делового сообщества. Работая на стыке интересов власти и бизнеса, предоставляя им свои страницы как информационную площадку для обсуждения взаимодействия в делах тактических и стратегических, журнал становится носителем эксклюзивной информации нередко прикладного характера, что повышает его востребованность, авторитет, привлекает рекламодателей и подписчиков.

Скажу больше, отраслевой журнал жив до тех пор, пока на его страницах бьется пульс отрасли, пока власть и бизнес видят в нем связующее звено и между собой, и с обществом, перед которым они несут ответственность за свою деятельность.

Вместе с тем, редакция не ограничивается только журналистикой. Чтобы выжить на рынке информационных услуг, приходится искать дополнительные заработки. Для нас это специальные проекты журнала, о которых расскажу ниже.

Мы начинали выходить с периодичностью шесть номеров в год, а уже 11 лет, как перешли на выпуск 10 номеров в год. Бывали времена и «толстых», ста и более полосных номеров, тогда это было возможно и, видимо, востребовано.

В последние кризисные годы мы, как и многие другие СМИ, ужали объем номеров, в том числе и по финансовым соображениям, но при этом сохраняем наш фирменный принцип – каждый читатель должен найти для себя в каждом номере хотя бы одну интересующую его публикацию. Тогда мы не зря работаем именно для вас, наши уважаемые и дорогие читатели и друзья.

Юбилейные мероприятия – это, конечно, приятная часть события, но, как и полагается в нашем деле, они пройдут прежде всего на страницах журнала. Редакция уже получает юбилейные поздравления и пожелания. Благодарю всех, кто не забывает журнал, поздравил нас с юбилейной датой и прислал искренние пожелания и кто еще собирается это сделать. Поздравления в адрес журнала мы будем принимать весь юбилейный год и публиковать в каждом номере, так что ждем ваших писем.

«МП»: Журнал почти ровесник новой России, как и страна, он постоянно развивается, вызывая интерес у читателей и сохраняя востребованность у бизнеса и власти. Сегодня интересно, конечно, узнать и что тогда волновало деловое сообщество, и какими были первые выпуски «Морских портов», и как удается редакции так долго держать свою планку?

– Время было лихое, в стране формировался олигархат. 20 лет назад все мы как-то вдруг оказались в новых рыночных условиях и в новой стране. Крупные морские порты страны со всей инфраструктурой и логистикой достались маленьким республикам, а большой России, за редким исключением, – порты второго ряда. СССР вкладывался в развитие национальных окраин в ущерб коренным территориям.

В 1992 году с подачи бывшего тогда премьером Е.Т. Гайдара во власти царствовал девиз: зачем нам флот и так все привезут, соответственно, зачем тратиться на свои порты, когда бывшие республики успешно переваливают российские грузы.

Трудно поверить сегодня, но тогда России своих портовых мощностей едва хватало для перевалки не более чем трети экспортно-импортных грузов, остальные продолжали уходить к соседям в бывшие советские порты, что приносило им очень хорошие прибыли. Даже такая история ходила в информационных кругах, что западные министры транспорта на международных площадках окружали с вопросами коллег из маленьких республик, но не российского министра. С развалом Союза Россия стала транспортно-зависимой страной.

В этих условиях деловое сообщество, преодолевая несовершенство устаревших законов, а то и прямое отсутствие необходимых новых, занялось активным развитием своих портов, наращиванием грузооборота экспортно-импортных грузов и доходов, а государству возвращая транспортную независимость. Насколько своевременно успели это сделать, можно судить по нынешней политической ситуации вокруг России.

Вот с того, как, где и кто это делал, как выстраивался диалог власти и бизнеса, журнал «Морские порты» и начал вести летопись славных дел буквально с первого номера. Так что поздравляю тех, кто сохранил все выпуски журнала, – вы владеете эксклюзивными цифрами и фактами истории развития отрасли.

Не могу не сказать, что в атмосфере тех лет ощущалась и романтика первых шагов российских морских портов в качестве самостоятельных предприятий. Только-только прошла нелегкая приватизация, порты стали акционерными обществами, и каждый из бывших советских директоров начинал свой самостоятельный рыночный путь.

Горизонтальный сектор экономики объединялся для защиты своих интересов, создавая союзы и ассоциации. В нашей отрасли по инициативе крупнейших отраслевых предприятий были созданы Ассоциация морских торговых портов (АСОП, 1988 г.) и Союз российских судовладельцев (СОРОСС, 1995 г.).

В числе достижений АСОП, которой в будущем году исполнится 30 лет, множество основополагающих для отрасли вех. Так, вспоминая первые успехи, президент АСОП О.А.Терехов называет отмену завизированного Минморфлотом СССР постановления Совета Министров СССР, обязывавшего портовиков вешать пломбу на железнодорожные вагоны с импортным грузом и нести материальную ответственность за его сохранность на всем пути следования. А в те лихие времена грузы в дороге частенько «худели» либо вовсе пропадали…

На решение вопроса потребовалось полтора года, но зато добились своего на самом высоком уровне – на Президиуме Совета Министров СССР было принято решение о совместной ответственности портов и железной дороги!

Два года Ассоциация добивалась и отмены НДС на погрузо-разгрузочные работы, что с тех пор ежегодно сохраняет российским стивидорам огромные деньги. В числе достижений первых лет и установление понижающих внутренних железнодорожных тарифов на перевозку экспортно-импортных грузов в адрес отечественных морских портов, повысивших конкурентоспособность стивидорных компаний по сравнению с соседями, и принуждение Госкомимущества РФ ко второму варианту акционирования морских портов, и освобождение от таможенных пошлин импортного оборудования, и даже разработка альтернативного КТМ РФ и определение базового предприятия для производства отечественного кранового оборудования.

Словом, с первых дней Ассоциация проявила себя действенной организацией с широким профессиональным кругозором и вела активнейшую работу на всех уровнях по созданию благоприятных условий для деятельности и развития морских портов. Но при этом испытывала большой дефицит информационной поддержки, не имея своего издания.

И созданный в 1997 году журнал «Морские порты» стал для Ассоциации надежным проводником идеологии авангардного развития морских портов в экономике страны, защиты и отстаивания интересов компаний – членов АСОП.

«МП»: Каким был творческий путь журнала? С чего и как все начиналось? Что стало главной темой и целью журнала, когда он задумывался?

– Первые годы жизни журналу, как и человеку в начале пути, давались нелегко: многому надо было научиться, прежде чем выйти во взрослую жизнь. Но журнал с самого начала и все последующие годы работал, скажем так, не покладая рук. Именно поэтому сегодня его по праву называют профессиональным отраслевым изданием, которое предлагает качественную аналитику, эксклюзивные сведения, влиятельные экспертные заключения, отраслевую статистику. Он также служит авторитетной дискуссионной площадкой. На страницах журнала все годы его издания регулярно выступают руководители отрасли, администраций морских портов, топ-менеджеры стивидорных компаний, сервисных центров, эксперты, специалисты смежных отраслей, ученые, журналисты редакции освещают важнейшие события и мероприятия отрасли.

Когда 20 лет назад президент АСОП Олег Анатольевич Терехов, выполняя волю Совета директоров Ассоциации, доверил мне выпуск журнала «Морские порты», выход первого номера стал отраслевой сенсацией. А в сообществе портовиков поздравляли друг друга телеграммами с таким важным и долгожданным событием. Не скрою, это было приятно, но и ко многому обязывало.

Естественно, мы начали с делового сотрудничества с портами, справедливо рассматривая журнал в качестве публичного инструмента в руках акционерных обществ, МАПов, Ассоциации в достижении заявленных целей. Новация была в том, что одному порту посвящали один номер журнала, где в объеме 20-30 полос публиковалась детальная информация о состоянии порта, его возможностях, техническом оснащении и перспективах развития, деятельности по обеспечению безопасности мореплавания и т.д.

Первый, пилотный номер, разумеется, отдали Санкт-Петербургскому морскому порту, затем были Новороссийский морской торговый порт, Владивостокский морской торговый порт и Вентспилсский свободный порт. В 1997 году выпустили эти четыре номера, а уже с 1998 года журнал стал выходить с периодичностью шесть номеров в год.

В командировки ездил сам, вооружившись диктофоном и фотоаппаратом. Конечно, поездки были интересные: море, причалы, краны, грузы, чайки. Примерно за неделю успевал и с людьми поговорить, и порт поснимать. Таким образом, «с лейкой и блокнотом» мне посчастливилось побывать во многих морских портах страны, ощутить невероятный колорит портовых городов. Какие-то из их самобытных оттенков удавалось перенести и на страницы журнала.

В то время руководители морских портов стремились к публикациям в журнале, справедливо полагая, что они его и создали для информационного обеспечения деятельности своих компаний, что журнал – это их информационный ресурс в отношениях с властью и обществом. Так что генеральные директоры акционерных обществ, начальники МАПов всегда находили время для интервью и бесед, выступали авторами статей, а также поручали руководителям служб и подразделений готовить для публикаций материалы совместно с редакцией, из-за чего выступления получались развернутые и насыщенные фактурой. Материалы иллюстрировались фотографиями, графиками, схемами причалов, таблицами и т.д. В редакцию, бывало, из Минтранса обращались за сведениями, настолько выверенными были публикуемые данные.

С благодарностью за поддержку первых шагов журнала «Морские порты» хотел бы назвать имена руководителей стивидорных компаний и Морских администраций портов (МАП) того периода: А. Биличенко (С.-Петербург), М. Робканов (Владивосток), В. Ковбасюк (Новороссийск), О. Степанов (Вентспилс), А. Шенгелия (Ванино), О. Антонов (Туапсе), Б. Ванцар (Туапсе), А. Киселев (Восточный), Г. Мясников (Находка), Л. Бочков (Восточный), Ю. Погнаев (С.-Петербург), В. Стриж (Мурманск), В. Чубинидзе (Туапсе), И. Русу (С.-Петербург), С. Кравченко (Архангельск), Ю. Яницкий (Корсаков), В. Попов (Восточный).

Да, время сегодня другое, но цели деятельности те же: для стивидорных компаний – обеспечение внешнеторговой перевалки грузов и извлечение прибыли, для администраций морских портов – обеспечение безопасности мореплавания в вверенных акваториях, для штаба отрасли – обеспечение ее функционирования и развития, для журнала – информационное содействие деятельности предприятий и учреждений отрасли, продвижение брендов стивидорных и всевозможных сервисных компаний.

И, конечно, наша задача, как отраслевого журнала, не забывать рассказывать о людях – бесценном капитале нашей отрасли. Редакция журнала принимала участие в том числе в проектах всего издательства «Морские вести России». Специально для чествования заслуженных людей по решению Росморречфлота издательство «Морские вести России» (ИД «Магистраль») выпускает с 2009 года в качестве отраслевой Книги почета книгу «Люди нашей отрасли».

Оглядываясь на пройденный путь, не могу не сказать, что даже в самые трудные моменты портовое сообщество всегда верило, что придет время, и Россия начнет строить новые порты и терминалы и что дефицит мощностей будет сведен к минимальным значениям, а затем и вовсе ликвидирован и российские грузы будут перегружаться только в своих, отечественных портах. И это время фактически пришло, сегодня в стране свыше 870 портовых комплексов, расположенных в 67 морских портах, общей мощностью около 900 миллионов тонн. Протяженность причального фронта – более 140 тыс погонных метров. А у портов сопредельных стран осталось всего около 7% перевалки российских внешнеторговых грузов.

Такого мощного развития не знает ни одна отрасль в стране. Хочется верить, что в этом есть заслуга и журнала «Морские порты».

В заключении следует бы отметить еще одно направление деятельности издательства – подготовку и проведение отраслевых конференций. В 2017 году состоятся:

• Второй Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строительство, реконструкция, модернизация» (AZIMUT Отель, Санкт-Петербург), 5-7 апреля 2017 года. Организаторы форума – Ассоциация морских торговых портов (АСОП) и журнал «Морские порты», генеральный партнер форума – ФГУП «Росморпорт».

Форум задуман как деловая площадка для обсуждения актуальных вопросов развития морских портов, комплексной модернизации инфраструктуры существующих и строительства новых портовых терминалов; внесения предложений по совершенствованию нормативной базы в области проектирования, строительства, эксплуатации объектов портовой инфраструктуры.

В 2016 году делегатами первого форума стали около 200 представителей портовой отрасли и партнерских организаций. Значительное внимание на форуме будет уделено гидротехнической инфраструктуре портов – проектированию, строительству, мониторингу состояния и безопасной эксплуатации ГТС, комплексным системам безопасности акваторий и портов, совершенствованию нормативно-технической базы.

В завершающеи день форума, 7 апреля, состоится экскурсия на МПК «ЮГ-2» (ОАО «Морской торговый порт Усть-Луга»).

• Пятая конференция «Техника и технологии для портов: эффективные инвестиции», 21 сентября 2017 года, Санкт-Петербург, в рамках выставки «НЕВА-2017».

Основные темы:

– Текущее состояние и перспективы обновления парка перегрузочного оборудования морских портов.

– Мониторинг подъемно-транс-портного оборудования в морских портах.

– Тренажерные технологии в учебном процессе при разработке новой перегрузочной техники и подготовке кадров.

– Инновационные разработки отечественных и зарубежных производителей.

– Экономическое обоснование различных вариантов (обновление/модернизация).

• Третья конференция «Специализированный, портовый и служебно-вспомогательный флот: сделано в России. Новые проекты, технологии и оборудование для строительства и модернизации», 20 сентября 2017 года, Санкт-Петербург, в рамках выставки «НЕВА-2017». Главная тематика конференции – прогнозная оценка потребностей основных заказчиков в судах специализированного и вспомогательного флота и морской технике.

На конференции будут представлены новейшие разработки и последние технологические достижения в области судового оборудования, рассмотрены вопросы проектирования, строительства и модернизации судов, технического перевооружения предприятий судостроительной отрасли. Отдельные темы будут посвящены перспективам локализации производства и импортозамещения, развитию межотраслевой кооперации.

Словом, на проводимых издательством конференциях всегда не только профессионально интересно, но и практически полезно. Приглашаю, заходите к нам на площадку!

Кроме того, мы активно развиваем интернет-ресурс morvesti.ru, все больше внимания уделяя информационному агентству издательства morvesti.ru. Еженедельно ведем рассылку собственного бюллетеня новостей. Заявки на получение бюллетеня принимаем по адресу: morvesti.ru. Предлагаем актуальную, объективную, структурированную информацию. Новостная лента всегда отвечает событиям дня, раздел аналитики ИА morvesti.ru привлекает пользователей эксклюзивными материалами по исследованиям различных аспектов экономики отрасли. Активная посещаемость сайта – около двух тысяч просмотров в сутки. Приглашаем к размещению рекламных баннеров на нашем сайте.

Среди проектов издательства, как уже отмечал, – отраслевая Книга почета «Люди нашей отрасли», которая выходит в режиме один раз в два года. Первый том вышел в 2009 году, второй – в 2012-м, третий – в 2014-м (специальный выпуск к 10-летию Росморречфлота), четвертый – в 2015-м (специальный выпуск к 70-летию Великой Победы в ВОВ 1941-1945 гг.).

В этом году мы планируем выпустить очередной, 5-й том. Приглашаю руководителей компаний принять участие в этом выпуске книге.

Морские порты №1 (2017)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ