Оля – универсальный морской торговый порт на Каспии - Морские вести России

Оля – универсальный морской торговый порт на Каспии

30.07.2018

Оля – универсальный морской торговый порт на Каспии

Строительство морского торгового порта Оля началось в 90-х годах ХХ века в Астраханской области в целях обеспечения закрепления позиций России на Каспийском море, развития транспортных связей с государствами Кавказа, Средней Азии, Ираном, создания необходимой инфраструктуры для функционирования подразделений ВМФ, пограничной, таможенной и других служб. О состоянии дел в порту, об обеспечении безопасности мореплавания в его акватории корреспонденту «МП» Наталье Мироновой рассказал исполняющий обязанности капитана морского порта Оля ФГБУ «Администрация морских портов Каспийского моря» Александр Пряхин.

«МП»: Александр Александрович, расскажите об особенностях инфраструктуры порта Оля и планах его развития.

– Порт Оля расположен южнее города Астрахани на 67-м километре Волго-Каспийского судоходного канала (ВКМСК) в районе села Оля. Решение о его строительстве вне границ города было принято согласно современным теориям, которые рекомендуют выводить транспортные мощности за пределы крупных населенных пунктов.

Морской порт Оля изначально при проектировании рассматривался как универсальный порт для перевалки генеральных, навалочных, автопаромных грузов, зерновых, штучно-тарных, нефтяных и опасных грузов. Универсальность порта позволяет перерабатывать широкую номенклатуру грузов без потерь в качестве и скорости, так как его причалы поделены на узкоспециализированные комплексы, наиболее эффективно обслуживающие отдельные категории грузов.

В морском порту Оля имеются 14 причалов общей протяженностью причального фронта более 2 км, из которых причалы 10, 10А и 10Б, 5 и 5А были внесены в границы морского порта распоряжением Правительства РФ в феврале 2017 года. В настоящее время эксплуатируются 9 причалов, остальные находятся в процессе документального оформления: постановки на баланс, оформления аренды и т.д. В 2012 году введен в эксплуатацию зерновой терминал общей мощностью 500 тыс. тонн грузов в год, а с 2015 года действует контейнерный терминал, его заявленная мощность составляет 400 тыс. тонн или 45 тыс. штук 20-40-футовых контейнеров в год.

В рамках развития первого грузового района планируется построить терминал навалочных грузов с двумя причалами №11 и №12 проектной мощностью по 500 тыс. тонн грузов в год каждый. Предполагается строительство двух причалов №13 и №14 нефтеналивного терминала, их проектная мощность составит 1,26 млн и 744 тыс. тонн в год соответственно.

В порту имеется морской пункт пропуска через государственную границу РФ и вся соответствующая инфраструктура для реализации полного комплекса услуг по таможенному оформлению грузов непосредственно на территории порта. Выгодное географическое положение порта Оля создает условия для круглогодичных перевалок грузов, обеспечивает выход на речные, морские, автомобильные и железнодорожные магистрали.

«МП»: Каковы результаты работы порта Оля в 2017 году и перспективы на ближайшие годы?

– В настоящее время главной специализацией порта Оля является перевалка сухих грузов. В 2017 году порт переработал 267,9 тыс. тонн, в том числе экспортные грузы составили 90,6%, импортные – 9,4%. Номенклатура грузов такова: основной объем приходится на зерно – 67,7%, лесные – 14%, прочие грузы составляют 18,3%.

В 2015 году в порту зарегистрировано 380 заходов судов различного класса, в 2016-м – 456, в 2017-м – 325.

На мой взгляд, на динамику грузооборота заметнее всего влияет некая политическая составляющая, в частности санкции по Ирану. Но порт работает и с другими прикаспийскими странами. Привлечение дополнительных потоков груза затруднено в связи с тем, что при всех потенциальных возможностях развитие перевозок в регионе ограничено Каспийским морем, ведь у судов, выходящих из российских каспийских портов, есть лишь пять основных точек назначения: Баку (Азербайджан), Туркменбаши (Туркменистан), Актау (Казахстан), Анзали (Иран), Амирабад (Иран).

Порт Оля готов к работе по увеличению грузооборота по всем параметрам, для этого есть все условия и составляющие.

«МП»: Порт Оля в числе других перерабатывает опасные грузы. Приходится ли Службе капитана порта решать какие-либо специфические вопросы по обеспечению экологического законодательства?

– Оля – один из немногих в Южном федеральном округе портов, лицензированных для перевалки грузов 6-го класса опасности, а именно токсичных веществ. Более того, порты Оля и Астрахань, благодаря внесенным изменениям в Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2003 г. №1491, включены в перечень морских портов РФ, в которые разрешается заход (выход) судов и иных плавсредств, транспортирующих ядерные материалы, радиоактивные вещества и изделия, их содержащие, в транспортных упаковочных комплектах.

Хозяйствующие субъекты порта начали активную работу по подготовке необходимых документов на получение лицензии на переработку/перевалку радиоактивных веществ. Это очень серьезный вопрос, требующий профессионального и ответственного подхода.

Работа по контролю перевозки опасных грузов для нас не новшество, а рядовое явление. Инспекторский состав готов к работе с опасными грузами, наши специалисты частично прошли соответствующее обучение. На протяжении многих лет специалисты Службы капитана морского порта Оля являются сотрудниками Центрального научно-исследовательского института морского флота (ЦНИИМФ), Морского грузового бюро (МГБ) – организаций, признанных авторитетными в области безопасной транспортировки морем опасных грузов. Самое главное в этом вопросе, чтобы суда и экипажи были готовы к перевозкам опасных грузов, чтобы ответственность и подготовка портовых работников соответствовала требуемому уровню.

Контейнерные грузы в порту Оля в основном относятся к грузам 2-го и 3-го классов опасности. Естественно, что инспекторы в этом случае также должны проявлять бдительность, что повышает напряженность их работы. Инспектор должен осмотреть груз, проверить его крепление на судне, оформить документы. Тем не менее, работа портового контроля на всех причалах, в том числе и контейнерном, ведется в штатном режиме.

Инспекторский состав действует четко, тесно взаимодействуя с организациями, участвующими в транспортном процессе и уполномоченными освидетельствовать и классифицировать суда.

Появились новшества со стороны весового контроля. Прохождение каждым контейнером верификации дает возможность инспекторам портового контроля оперативно получать справки о весовых качествах груза, что ускоряет время обработки и облегчает контроль перевозок.

Функции портового контроля определены законодательством и нормативно-правовыми актами РФ, международными договорами в области обеспечения безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов. Инспекторский состав выполняет свои обязанности в соответствии с требованиями, предусмотренными КТМ, Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах РФ, Обязательными постановлениями в морском порту и должностным и инструкциями. Для нас самое главное – это качество нашей работы.

«МП»: Какими инженерно-техни-ческими средствами поддерживается транспортная безопасность в порту Оля, с какими организациями Служба капитана порта тесно взаимодействует в этом вопросе?

– В соответствии с требованиями по обеспечению безопасности мореплавания в целях своевременного выявления признаков и угроз совершения или совершения актов незаконного вмешательства, незаконного нахождения и передвижения судов, выявления возникновения ситуаций, создающих угрозу безопасности деятельности, осуществляемой в морском порту, в 2015 году на территории морского порта Оля введена в эксплуатацию система инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности ИТСОТБ.

Установлены 4 искусственных сооружения (вышки) в порту Оля, на бугре Карантинный, на островах Искусственный (115 км ВКМСК) и Безымянный (145 км ВКМСК). Они позволяют вести с центрального пункта круглосуточное наблюдение за акваторией и территорией порта. В целях своевременного выявления признаков и угроз совершения актов незаконного вмешательства разработан временный регламент взаимодействия отдела технического наблюдения за акваторией морских портов Астрахань и Оля Астраханского филиала (АФ) ФГУП «Росморпорт» и служб капитанов этих портов.

Стоит отметить, что у нас хорошо отлажена работа с системой управления судов АФ «Росморпорта» (СУДС) и с АФ Российского регистра судоходства. Этими организациями всегда четко выполняются требования по обеспечению безопасности мореплавания в текущей деятельности и в случаях, не побоюсь этого выражения, неординарных действий по выводу крупногабаритных объектов для шельфовых проектов: все необходимые документы, все освидетельствования, осмотры проводятся вовремя. Конструктивные отношения налажены также с различными организациями, с которыми мы взаимодействуем в рамках должностных обязанностей.

«МП»: Расскажите, какова ситуация с дноуглублением ВКМСК, ведь это один из важных факторов обеспечения безопасности мореплавания портов Оля и Астрахань.

– Действительно, дноуглубление ВКМСК важно не только с точки зрения развития судоходства и обеспечения безопасности мореплавания. Канал – уникальный объект, он является ключевым элементом инфраструктуры портов Оля и Астрахань. Его состояние влияет на привлекательность и грузооборот портов, сроки реализации шельфовых проектов на Каспии, так как через него выводятся крупногабаритные объекты, строящиеся на астраханских верфях.

Судоходство по каналу осуществляется в сложных гидрометеорологических условиях, связанных с изменением глубин вследствие ветровых сгонно-нагонных и паводковых явлений. Дноуглубление ВКМСК ежегодно проводит АФ ФГУП «Росморпорт», канал находится в его хозяйственном ведении.

В 2017 году со дна канала было поднято 4,5 млн кубометров грунта. Это почти половина объема всех работ, которые предприятие выполнило на подходных каналах и акваториях морских портов страны (9,5 млн кубометров).

На 2018 год АФ ФГУП «Росморпорт» на акватории ВКМСК предусмотрено выполнение работ в объеме около 5 млн кубометров, что позволит обеспечить паспортные глубины канала на уровне 4,2 метра.

Радует, что габариты ранее проблемного одностороннего участка Большой поворот в 2017 году были приведены в соответствие с Обязательными постановлениями. На протяжении десятка лет остается проблемным для порта Оля участок от 127-го км по 130-й км ВКМСК.

Мы стараемся держать вопрос дноуглубления под контролем. Службой капитана морского порта Оля регулярно проводится мониторинг акватории морского порта с выездом рабочих групп на участки проведения дноуглубительных работ.

В 2017 году, как и на протяжении уже многих лет, с началом периода проведения ремонтных дноуглубительных работ в морских портах Астрахань и Оля совместно с АФ ФГУП «Росморпорт» организовывались рабочие совещания по вопросам дноуглубления, в ходе которых проводился анализ материалов съемки рельефа дна, определялись приоритетные направления по передислокации земснарядов и их установки на участках особо подверженных заносимости, вырабатывались рекомендации капитанам морских портов о необходимости введения ограничений по осадке судов, установлению/отмене участков одностороннего движения и т.д.

Ситуация по дноуглублению меняется, но в общем вопрос соблюдения габаритов канала продолжает оставаться сложным. Мы прекрасно понимаем, что посадка судна на мель – это невыполнение государственного задания, поэтому приходится ограничивать осадку на проблемных участках, неоднократно менять ее в течение навигационных периодов. А это приводит к потерям для портов, экономики региона и страны в целом.

По моему мнению, снять окончательно вопрос с повестки дня можно, привлекая науку к его решению. Ранее специалисты были прекрасно осведомлены, в каком конкретном месте появится фактор, препятствующий движению судов в форме наносов, ветровых явлений. Тем не менее, принимая во внимание особое отношение к дноуглублению в настоящее время, количество привлекаемой техники, которая занималась дноуглублением в последние годы, следует отметить улучшение ситуации.

«МП»: Решился ли актуальный вопрос по переносу границ лоцманской проводки в порту Оля?

– Для оптимизации транспортного процесса и исключению простоя судов в ожидании лоцманской проводки в морских портах ФГБУ «АМП Каспийского моря» проведена работа по переносу границ обязательной лоцманской проводки в морских портах Астрахань и Оля.

В результате переноса границ сократилось время ожидания лоцмана, что способствовало ускорению транспортного процесса. ФГБУ «АМП Каспийского моря» были подготовлены изменения в Обязательные постановления по морским портам Астрахань и Оля, утвержденные приказами Минтранса России от 22.11.2016 г. №351 и от 22.11.2016 г. №352.

Место приема лоцманов для судов, заходящих в морской порт с моря, и место высадки лоцманов для судов, выходящих из морского порта в море, для прохождения района обязательной лоцманской проводки перенесено со 170 км ВКМСК на 145,5 км. Таким образом, время ожидания лоцмана в отдельные периоды с неблагоприятными климатическими условиями уменьшилось для судов в среднем в два раза за месяц с 21 часа до 11 часов.

«МП»: Известно, что в порту Оля имеется ряд факторов, не попадающих в сферу деятельности современных СУДС и создающих реальную проблему для судоходства, в частности, это движение маломерного флота — яхт, малых рыболовецких судов, лодок, катеров и других плавательных средств, сосредоточенных в портовых зонах. Как решается этот вопрос?

– Как известно, Астраханская область славится своими рыбными запасами. Руководством региона проводится широкомасштабная работа по привлечению туристического бизнеса, что, несомненно, влечет за собой существенное увеличение количества рыболовных и туристических баз, охотничьих угодий на островах, прилегающих к ВКМСК.

Проблема заключается в том, что при этом увеличивается и количество единиц маломерного флота, предоставляемого туристам. Любители рыбной ловли зачастую твердо убеждены в том, что лучшая рыба находится именно в пределах судового хода. Рыбаки-любители создают препятствия для безопасного прохождения судов. Многие из них не знают элементарных правил поведения на воде, не имеют представления о том, что движущееся судно не способно мгновенно погасить инерционную скорость и остановиться.

Как правило, они не проинформированы о разрешенных для ловли рыбы местах, не экипированы индивидуальными средствами спасения, и более того, многие из них на рыбалке подогревают себя алкогольными напитками. Проблема существует и ее, безусловно, надо решать. Это болезненный вопрос практически для всех портов России.

Службой капитана морского порта Оля создаются совместные рабочие группы с привлечением ГИМС МЧС по Астраханской области, сотрудниками полиции. Мы периодически осуществляем выезды на места, привлекаем руководителей туристических и рыболовных организацией с целью проведения разъяснительных бесед с егерями по фактам недопустимого поведения в акватории порта, оснащения маломерных плавсредств (зачастую на них нет не только спасательных средств, но и опознавательных знаков, по которым можно определить принадлежность лодки или катера). Тесно сотрудничаем с главами муниципальных образований. Результат в нашей разъяснительной работе присутствует, но он кратковременный.

Твердо убежден, что необходимо принимать дополнительные ограничительные меры для плавания маломерных судов, ужесточать меры административного воздействия в отношении юридических лиц, осуществляющих предоставление туристических услуг, усилить работу при проведении обучения и выдаче прав управления маломерными плавсредствами ГИМС, увеличить штрафные санкции в отношении лиц, управлявших маломерными судами в состоянии алкогольного/наркотического опьянения (по аналогии с автомобильным транспортом).

Мы же будем продолжать работу по обеспечению безопасности судоходства, исключению аварийных случаев и делать все возможное для того, чтобы движение судов осуществлялось в рамках, определенных законодательством.

Морские порты №2 (2018)

Восточный Порт
ООО «НКТ»
Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации
НПО «Аконит»
НТЦ Редуктор
ЭКОС Групп
Подписка 2026
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ