Зона ответственности – Западная Арктика - Морские вести России

Зона ответственности – Западная Арктика

10.12.2018

Зона ответственности – Западная Арктика

Зона ответственности ФГБУ «Администрация морских портов Западной Арктики» включает в себя 12 морских портов: Мурманск, Кандалакша, Онега, Витино, Архангельск, Мезень, Варандей, Нарьян-Мар, Сабетта, Дудинка, Диксон и Хатанга. Все порты, в отношении которых АМП осуществляет организационное, материально-техническое и финансовое обеспечение, расположены в Арктической зоне России, большинство из них – на трассе Северного морского пути. В состав АМП также входят Морской спасательный координационный центр (МСКЦ) Мурманск, МСКЦ Диксон, МСПЦ Архангельск, на которые возложены функции по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на море. Обеспечение бесперебойной работы служб капитанов морских портов и МСКЦ – основная задача Администрации, с которой ее коллектив успешно справляется. Об этом и о других вопросах деятельности учреждения рассказывает руководитель ФГБУ «АМП Западной Арктики» Сергей Диденко.

«МП»: Сергей Константинович, Арктика, северные порты всегда были зоной повышенного риска для мореплавания и требовали особого внимания. Что изменилось сегодня в работе портовых властей, что делается для обеспечения безопасности судоходства и мореплавания в Арктике?

– Специфику работы АМП Западной Арктики определяют в основном его географическое положение и суровые климатические условия. За последние годы изменился ряд нормативных положений в деятельности АМП, в правилах судоходства и плавания по Севморпути, границы отдельных морских портов и другое. А вот ответственность портовых властей и повышенное внимание к должностным требованиям по-прежнему остались на высоком уровне.

Для обеспечения безопасности судоходства, мореплавания и деятельности служб капитанов морских портов Администрацией заключены договоры на гидрометеообеспечение, несение аварийно-спасательной готовности с соответствующими организациями, структурами и предприятиями. Кроме того, АМП осуществляет информирование мореплавателей посредством размещения на своем сайте навигационной и иной информации.

В АМП создана и в период ледокольных проводок действует Бассейновая комиссия по организации ледокольных проводок в замерзающих портах Западной Арктики. Для оперативной и круглосуточной работы из состава Бассейновой комиссии создан Штаб ледовых операций. Информация о деятельности Бассейновой комиссии и Штаба также размещается на сайте АМП.

Морской порт Мурманск, где располагается АМП Западной Арктики, хоть и находится за полярным кругом, но попадает под влияние теплого течения Гольфстрим, благодаря чему является незамерзающим и перевозки морским транспортом через него осуществляются круглый год. А большие глубины в порту и способность принимать крупнотоннажные суда грузоподъемностью до 300 тыс. тонн сделали порт ключевым транспортным узлом не только в Арктике, но и в России, центром Северного морского пути.

Также благодаря этому течению в регион приходит промысловая рыба, обитающая в теплых водах, что способствует наличию здесь развитой рыбодобывающей отрасли и интенсивному судоходству рыболовных судов. Данный факт, естественно, накладывает дополнительные особенности на деятельность портовых властей в области обеспечения безопасности мореплавания.

Есть и негативные факторы от Гольфстрима – это загрязнения, приносимые течением с запада и являющиеся последствием деятельности североевропейских портов и интенсивного грузового судоходства в западной части Арктики. Данный факт привносит особый подход в деятельность портовых властей по исполнению своих функций в части защиты экологии.

«МП»: Расскажите о состоянии основных портов, входящих в зону ответственности АМП Западной Арктики, ведь от характеристик порта, его грузооборота, количества судозаходов и, как следствие, объемов портовых сборов зависят и доходы Администрации и ее филиалов.

– Основными портами, приносящими наибольший объем корабельного сбора, безусловно, являются Мурманск, Сабетта, Кандалакша. Эти порты на 84% делают нам план по корабельному сбору. Располагаясь на маршрутах Северного морского пути, они обеспечивают не только морские грузовые перевозки, каботаж, северный завоз в малые и отдаленные порты Арктики, но и транзитные перевозки международных грузов.

Планы развития этих портов дают основания полагать, что повышение их мощностей за счет реконструкции, реализации проектов строительства новых терминалов и подъездных автомобильных и железнодорожных путей, морских подходных каналов и акваторий увеличат объемы перевозок в регионе, в том числе по Севморпути, повысят грузооборот и привлекательность этих портов, сделают из них важные транспортные узлы для внешнеторговых перевозок.

Так, в морском порту Мурманск сегодня реализуется программа комплексного развития Мурманского транспортного узла (МТУ), благодаря чему порт становится базовым портом Арктики и Северного морского пути, приобретает все большую роль в реализации проектов по освоению природных ресурсов Арктического региона. Программа подразумевает реконструкцию причалов ММТП, строительство новых терминалов на западном берегу Кольского залива, в том числе угольного терминала «Лавна», подходных путей к порту.

На сегодня при расчетной мощности грузовых терминалов 23 млн тонн в год, в том числе пропускной способности пассажирских терминалов 140 тыс. пассажиров в год, порт Мурманск перерабатывает около 52 млн тонн грузов в год. Порт способен принимать суда длиной до 340 метров и осадкой до 17 метров. Количество заходов судов в прошлом году составило 7586, за 8 месяцев 2018 года – 4743 судозахода.

Морской порт Сабетта мощностью 17 млн тонн грузов был построен для перевалки и транспортировки по Северному морскому пути продукции завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) компании «Ямал СПГ». Первые отгрузки СПГ на танкеры ледового класса начались в конце прошлого года. На полную мощность завод должен выйти в

1 квартале 2019 года после запуска второй линии. При этом уже принято решение о строительстве четвертой линии на 1 млн тонн.

Первые грузовые суда со строительными грузами для завода порт, расположенный на Ямале в Обской губе, принял в 2013 году. С этого же года в порту заработал филиал ФГБУ «АМП Западной Арктики» в порту Сабетта. Сейчас порт производит отгрузку СПГ и газового конденсата (ГК) на экспорт в страны АТР и перерабатывает различные обеспечительные грузы комплекса Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения.

Сабетта – замерзающий порт, но судоходство в нем осуществляется круглогодично в круглосуточном режиме. В ледовых условиях движение судов осуществляется под проводкой ледоколов. В акватории порта установлена обязательная лоцманская проводка судов. Контроль движения судов в акватории порта и на подходах к нему обеспечивают операторы СУДС.

В 1 квартале 2018 года в порту Сабетта Таможней оформлено на экспорт более 1 млн тонн СПГ и более 100 тыс. тонн ГК для Великобритании, Франции, Нидерландов, Испании, Бельгии, которые были перевезены 17 танкерами-газовозами и 6 конденсатовозами соответственно. За 8 месяцев 2018 года всего порт Сабетта переработал 9,1 млн тонн.

«МП»: Что Вы можете сказать о перспективах морского порта Архангельск? Кажется, он незаслуженно забыт, несмотря на свое геополитическое положение. А о планах соединить его с «Белкомуром» говорят уж очень давно!

– Перспективы развития морского порта Архангельск связываются с планируемым развитием здесь нового глубоководного грузового района порта, который будет вынесен за пределы устья реки Северная Двина, где располагаются основные терминалы нынешнего морского порта.

Реализация этого проекта будет способствовать развитию транспортной системы Архангельской области и Северо-Западного региона в целом, повышению инвестиционной привлекательности области и порта, освоению шельфовых месторождений Арктической зоны.

Проект строительства глубоководного района морского порта Архангельск изначально разрабатывался совместно с другим масштабным проектом – железнодорожной магистралью «Белкомур», которая призвана обеспечить кратчайший выход к морю промышленных территорий Урала и Сибири. Синхронный запуск этих транспортных проектов создаст предпосылки для роста мультимодальных перевозок через Арктический бассейн и, как следствие, будет способствовать комплексному развитию северных территорий России.

Также в планах – развитие контейнерных перевозок по транспортному коридору «Север – Юг» для реализации внешнеторговых связей с Китаем и осуществления транзитных контейнерных перевозок из Китая в Европу и обратно.

В апреле 2016 года при поддержке правительства Архангельской области было учреждено Акционерное общество «Арктический транспортно-промышленный узел «Архангельск» (АО «АТПУ «Архангельск») для осуществления деятельности, направленной на реализацию проекта, включая разработку экономических, технических и организационных характеристик, согласование проекта с разными органами исполнительной власти, а также ведение переговоров с иностранными и российскими инвесторами об участии.

Техническим консультантом проекта АО «Ленморниипроект» была разработана Декларация о намерениях инвестирования в строительство морского порта Архангельск в соответствии с требованиями стандарта, утвержденного приказом ФГУП «Росморпорт» от 24.06.2016 г.

№294. В апреле 2017 года Декларация направлена на согласование в Федеральное агентство морского и речного транспорта.

В соответствии с Декларацией в новом грузовом районе планируется построить следующие терминалы: под прием судов класса Panamax – минеральных удобрений мощностью 11 млн тонн в год; металлов мощностью 3,5 млн тонн в год; навалочных грузов мощностью 3,2 млн тонн в год; под прием судов класса Handysize – генеральных грузов мощностью 4,5 млн тонн в год; лесных грузов мощностью 3 млн тонн в год; под прием судов класса LR-1 дедвейтом 74 тыс. тонн – нефтепродуктов и газового конденсата мощностью 12,7 млн тонн в год. Первый этап создания глубоководного грузового района рассчитан до 2023 года, его проектная мощность к 2035 году составит около 38 млн тонн грузов в год.

Сегодня пропускная способность действующих грузовых терминалов морского порта Архангельск – 12 млн тонн в год. В 2017 году грузооборот порта составил 2,4 млн тонн, за 8 месяцев 2018 года – 1,9 млн тонн. Количество заходов судов в порт за 2017 год – 3132, за 8 месяцев 2018 года – 2215 судозаходов.

В границах акватории морского порта установлены районы обязательной и необязательной лоцманской проводки судов. Ледовый покров в осенне-зимний период в акватории порта в среднем составляет 100 см. Несмотря на это, навигация круглогодичная, зимой суда обеспечиваются ледокольными проводками.

«МП»: Как выполняется в этом году финансово-хозяйственный план АМП: каков процент выполнения портовых сборов, достаточно ли средств на покрытие расходов, на финансирование дотационных филиалов? По сравнению с предыдущими годами и прошлым годом в какую сторону изменилось положение, то есть в какую сторону корректируется финансово-хозяйственный план?

– В 2018 году нами прогнозируется выполнение плана финансово-хозяйственной деятельности на 100%. В настоящее время убыточные филиалы финансируются за счет доходов, полученных от взимания корабельного сбора в морских портах Мурманск и Сабетта. Думаю, в этом году доходов от корабельного сбора для покрытия расходов убыточных филиалов будет достаточно.

В текущем году по сравнению с 2017 годом ожидается увеличение доходов, что связано с ростом объема перевалки грузов в морских портах Мурманск (наливные грузы), Сабетта (сжиженный газ), Кандалакша (уголь).

В целях создания привлекательности морских портов для внутренних перевозок взимание корабельного сбора с судов, заходящих с внутренних водных путей и уходящих обратно, осуществляется с учетом понижающего коэффициента 0,6.

Следует отметить, что сам корабельный сбор занимает незначительный процент в общей стоимости судозаходов.

Морские порты №8 (2018)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ