- Морские вести России

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ. Первый номер журнала вышел 1886 году.

Журнал выходит 6 раз в год под эгидой Морской коллегии при Правительстве РФ и при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Минтранса России. Заявленный тираж – 5,5 тыс. экземпляров. Объем до 72 полос. Печать полноцветная, класса люкс.

Журнал распространяется по подписке, среди участников коллегий Росморречфлота и Минтранса РФ, в виде представительских рассылок, а также на крупнейших международных и отраслевых выставках и конференциях.




Содержание №2 (1560) (2022)

Морская политика/Севморпуть

Севморпуть повышает ставки и ждет развития

Объем перевозок по Северному морскому пути должен к 2030 году превысить 200 млн тонн. Об этом заявил вице-премьер – полпред президента в ДФО Юрий Трутнев на совещании у президента России Владимира Путина по вопросам развития Арктической зоны РФ.


Морская политика/Санкции

Нефть России и санкции: кто кого?

Чем настойчивее страны «коллективного» Запада твердят о своей готовности отказаться от российских энергоносителей, тем яснее становится, что выполнять эти обещания им совсем не хочется. Причины очевидны – последствия подобного шага для большинства подневольных союзников официального Вашингтона могут оказаться гораздо более чувствительными, чем собственно для России.


Морская политика/Судостроение

Как нам реорганизовать судпром

После расформирования отраслевой управляющей структуры в виде Министерства судостроительной промышленности, несмотря на организационные перестройки и управленческие переназначения, судостроительная отрасль, по сути, до сих пор остается разбалансированной, как по объективным, так и по субъективным причинам. Задачи, стоящие перед отраслью, особенно в условиях, по сути, мобилизационной экономики, необходимо решать более оперативно, чем в условиях переходной экономики. Сегодня требуются новые, более совершенные подходы. Как справедливо было замечено Альбертом Эйнштейном: «Проблемы, существующие в мире сегодня, не могут быть разрешены на том уровне мышления, на котором они возникли».


Из почты редакции

Развитие Арктической зоны

Бесспорно, совещание по вопросам развития Арктики, которое 13 апреля провел Президент России В. Путин, вызвало широкий интерес, в том числе и у ветеранов отрасли. Вот что в связи с этим пишет в редакцию экс-заместитель министра морского флота СССР, капитан дальнего плавания В.С. Збаращенко.


ЛКМ/Импортозамещение

Отечественные лакокрасочные покрытия мирового уровня

Советская, а затем и российская судостроительная промышленность наряду со строительством портовой инфраструктуры и гидротехнических сооружений всегда были одними из основных потребителей самых передовых отечественных лакокрасочных материалов (ЛКМ) и технических решений по их применению.


Судоходные компании/«Совкомфлоту» – 50 лет

В первую очередь отрасли нужны условия для развития, а не министерства

Владимир Александрович Медников – без преувеличения легендарная личность в морской отрасли. Он более 40 лет работал в системе морского флота страны в сфере морского права: был старшим юрисконсультом юридического отдела Минморфлота СССР, затем начальником юридического отдела, членом совета директоров Англо-Советского пароходного общества, компании СТС (Великобритания) и ряда других компаний, управляющим партнером адвокатского бюро «Юринфлот». С 2005 по 2018 год работал в группе компаний ПАО «Совкомфлот» заместителем генерального директора и административным директором, затем советником генерального директора, а в настоящее время он возглавляет Совет ветеранов этой компании.

В эксклюзивном интервью журналу «Морской флот» Владимир Медников представил неординарный взгляд на развитие компании и отрасли, рассказал об основных задачах, поставленных перед ним в начале работы в «Совкомфлоте», принципах выбора отдельных направлений деятельности, а также высказал мнения целесообразности акционирования «Совкомфлота» и его возможностей в новых геополитических реалиях.


Морское право/Арбитражный суд

Морские споры

Планомерность роста национальной экономики, ее устойчивое развитие и становление правового государства напрямую зависят от качественной работы судебных органов, являющихся инструментом правового регулирования в области торгового мореплавания.

По предварительным оценкам, на долю морской отрасли приходится 80% оборота от общего объема мировой торговли товарами (при этом остальные 20% грузов перевозятся воздушным, автомобильным и железнодорожным транспортом). Необходимость правового регулирования этих отношений, направленная на поддержание порядка в мировом сообществе и соблюдение прав участников морских предприятий, породила специализированные нормативно-правовые акты, объединившиеся в отдельную отрасль – морское право.


Образование/Судостроение

Опорный вуз отрасли

В конце апреля Санкт-Петербургский государственный морской технический университет отметил очередную годовщину со дня основания. Сегодня это единственный в стране вуз, который специализируется на подготовке кадров для судостроительной промышленности. Кроме того, в СПбГМТУ ведется активная научная работа, разрабатывается и выпускается уникальное технологическое оборудование. В 2020 году было принято решение сделать вуз опорным для судостроительной отрасли. Накануне дня рождения СПбГМТУ ректор «Корабелки» профессор, доктор технических наук Глеб Туричин рассказал, с какими результатами вуз подошел к 92-летию со дня создания, прокомментировал нынче весьма злободневную тему импортозамещения в судостроении и судоремонте, обратил внимание и на другие аспекты функционирования отрасли в экстремальных условиях.


Безопасность мореплавания/Образование

Искусственный интеллект: иллюзия безопасности мореплавания

Телевизионное шоу «Удивительные люди» и другие подобные передачи наглядно свидетельствуют, что человек еще далеко не исчерпал своих возможностей. Чем же объяснить, что людей, обладающих удивительными способностями, не так уж и много? Это можно сравнить с такой ситуацией, подобной тому, как на лесной поляне ночью горит костер и за пределы круга освещенности выходить мешает нам страх. Точно так же страх мешает человеку выходить за пределы обыденности. Выходить за пределы «круга» – это удел одиночек.


Общество/Право на защиту

Контрабандисты, работорговцы или рабы?

Четверо наших матросов за перевозку нелегальных мигрантов и торговлю людьми получили по 395 лет заключения, двое – по 300, еще двое – по 253. Понятно, что ни искупить свою вину (если она есть, в чем большие сомнения), ни выплатить безумные штрафы, исчисляемые сотнями тысяч и миллионами евро, моряки не успеют – ну не умеет еще медицина продлевать жизнь на несколько веков. Тогда зачем вменять такие сроки? Для устрашения? И как вообще автомеханик из сухопутного Старого Оскола или экскаваторщик из Ижевска оказались в роли работорговцев?


История флота/115-летие ледокола

«Тармо» – ледокол-прадедушка

В настоящее время для обеспечения круглогодичной навигации в Арктике, вывоза углеводородов из Арктического бассейна и привлечения иностранного флота для сквозного прохода Северным морским путем Россия строит ледокольный флот нового порядка. Чего стоят ледоколы «Арктика», «Сибирь» и перспективный атомоход «Россия» (тип «Лидер»)… Богатыри, которые должны обеспечить привлечение иностранного флота для плавания Севморпутем.

Но зададимся вопросом: какими были ледоколы – прадедушки нынешних лет сто назад? Конечно, другими. И они кое-где еще сохранились в виде музейных экспонатов. Расскажем о некоторых из них.