- Морские вести России

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России. Первый номер журнала вышел в 1997 году.

Издатель – Ассоциация морских торговых портов (АСОП). Журнал выходит 10 раз в год под эгидой Морской коллегии при Правительстве РФ и при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Минтранса России. Заявленный тираж – 5 тыс. экземпляров. Объем до 80 полос. Печать полноцветная, класса люкс.

Журнал распространяется по подписке, в виде представительских рассылок, а также на крупнейших международных и отраслевых выставках и конференциях, среди участников коллегий Росморречфлота, Минтранса РФ, конференций и советов директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП).


Содержание №5 (206) (2022)


Экономика/Кризис

Путь на Восток усеян проблемами

Введение Западом жестких экономических санкций в отношении России, ее товаров и транспортных услуг нарушило привычные внешнеторговые логистические цепочки. Запрет российским судам входить в европейские порты, авто- и железнодорожным перевозчикам въезжать на территорию стран ЕС перекрыл отечественным товарам выход на западные рынки. Казалось бы, решение проблемы очевидно – перенаправить грузопотоки на другие направления, на юг и восток, и торговать с другими странами, тем более что переориентация экономики на Восток уже началась. Однако оказалось, что в транспортной инфраструктуре РФ немало узких мест, о необходимости устранения которых десятилетиями говорили эксперты отрасли, но к их мнению государство в свое время не прислушалось.


Вертикаль власти/АМП

Порт Новороссийск принимает новые грузопотоки и усиливает контроль

Изменение логистики международных перевозок и маршрутов доставки грузов, вызванное незаконными санкциями Запада против России, привело к почти 8%-процентному росту грузооборота порта Новороссийск по итогам 5 месяцев текущего года. При этом существенно выросли объемы перевалки нефти и нефтепродуктов, зерна, руды и прочих навалочных грузов и заметно снизились – контейнеров, удобрений и черных металлов. Также выросло число судозаходов, несмотря на то что многие морские перевозчики (флаги) ушли из порта, их заменили другие. Впрочем, на качество проверок это не повлияло, наоборот, Служба капитана порта усилила контроль за судами одновременно с принятием дополнительных мер обеспечения транспортной безопасности.


Вертикаль власти/АМП

Порты Приморья и Восточной Арктики готовы к изменениям на рынке перевозок

Последствия пандемии коронавируса и транспортный коллапс в конце 2021 года, новые экономические условия, сложившиеся после начала санкционной войны против России, и переориентация грузопотоков на Дальний Восток задали новые векторы в осуществлении, развитии и контроле перевозок морским транспортом. О том, как портовые власти решают эти проблемные вопросы, как обеспечивается безопасность мореплавания и транспортная безопасность, в интервью «МП» рассказывает руководитель ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» Андрей Дрегваль.


Вертикаль власти/СНГ

КТС СНГ активизирует работу по анализу и согласованному развитию МТК

В конце мая в Москве на площадке Российского университета транспорта (МИИТ) состоялась XII сессия отраслевых советов Координационного транспортного совещания (КТС) государств – членов Содружества независимых государств (СНГ). В сессии приняли участие представители Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и России, в том числе представители Исполкома СНГ, органов отраслевого сотрудничества СНГ, ассоциированных членов КТС СНГ, международных организаций, транспортных предприятий. Рассматривались вопросы совместного реагирования стран – членов СНГ на экономические вызовы, перестройки логистики, активного развития международных транспортных коридоров, водных видов транспорта, цифровизации и образования в сфере транспорта.


Развитие/Цифровизация

Неоиндустриализация, ее сущность и что делать России?

В статье обсуждается сущность неоиндустриализации. Это не просто «цифровизация экономики», то есть использование цифрового оборудования и программного обеспечения (в том числе купленных за рубежом). Речь идет об отечественном производстве электрифицированных средств производства (первая фаза индустриализации), а также об умении своими силами оцифровывать рабочие места и производить технотронное оборудование (вторая фаза индустриализации).

Отказ от присвоения технологической ренты и распределение ее между производителями и потребителями технотронного оборудования – один из инструментов неоиндустриализации. Другим важным инструментом служит создание вертикально интегрированных общенациональных цепочек добавленной стоимости. Переход к новой индустриализации не только необходим для нашей страны, но и реализуем на практике.


Порты/АМП

Вызовы времени для порта Таганрог

Таганрог – один из старейших портов на юге России в бассейне Азовского моря. Своим рождением порт обязан императору Петру I, 350-летнюю годовщину со дня рождения которого город и страна отметили 9 июня. За свою богатую историю город-порт переживал как периоды полного упадка и разрушения, так и бурного развития и процветания.

В последние годы грузооборот порта стабилен, но в связи с началом Россией военной спецоперации по защите народа Донбасса от украинского неонацистского режима и введением Западом в отношении нашей страны жестких экономических санкций грузооборот существенно снизился. Однако запланированные инфраструктурные проекты в порту по-прежнему реализуются, транспортные компании ищут новые рынки сбыта экспортной продукции и новые логистические маршруты ее доставки. Служба капитана порта реализует контрольные и надзорные функции в полном объеме, особое внимание уделяя обеспечению транспортной безопасности.


Порты/АМП

Эволюция флота в порту Шахтерск

Десять лет назад в истории морского порта Шахтерск, расположенного на о.Сахалин, произошел судьбоносный поворот. Из регионального порта с относительно небольшим объемом перевалки за несколько лет он стал одним из лидеров по росту грузооборота и одним из крупнейших угольных портов страны, отгружая на экспорт свыше 10 млн тонн угля в год. О технологических особенностях процесса перевалки, основанного на рейдовой перегрузке угля с использованием специализированного и челночного флота, а также об особенностях инспектирования судов и обеспечения безопасности мореплавания журналу «МП» рассказал капитан морского порта Шахтерск ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» Олег Филиппов.


Порты/АМП

Порт Де-Кастри: преодолели COVID, преодолеем и санкции

Морской порт Де-Кастри – крупнейший порт по отгрузке сырой нефти в Хабаровском крае, располагается на северо-западном побережье Татарского пролива в бухте Сомон залива Чихачева. Два первых универсальных причала №1 и №2 были построены еще в 1974-1975 годах и с тех пор используются для перевалки лесопродукции и генеральных грузов. Всего в порту три причала, которые имеют значительный износ. В 2022 году арендаторы причалов планируют начать работы по их текущему ремонту. Нефтяной терминал, построенный в рамках международного проекта «Сахалин-1» и оснащенный высокотехнологичным выносным одноточечным причалом «Сокол», расположен в море в 6 км от берега.

Несмотря на сложные эпидемиологические условия, весь прошлый год порт работал стабильно, но в текущем году ощутил влияние западных санкций. Тем не менее, Служба капитана порта, как и прежде, исполняет возложенные на нее функции в полном объеме.


Стивидоры/ВТУ

Морской терминал ВаниноТрансУголь – «Прорыв 2021 года»

Всего около двух лет назад был запущен в эксплуатацию новый угольный терминал в порту Ванино мощностью 12 млн тонн в год, а уже за первый год работы, по итогам 2021-го, его оператор – Акционерное общество «ВаниноТрансУголь» – победил в конкурсе Ассоциации морских торговых портов (АСОП) «Лучшая стивидорная компания» и был награжден медалью в номинации «Прорыв года». О производственной деятельности предприятия, его оснащении современным высокотехнологичным перегрузочным оборудованием и собственным флотом, о выходе на проектные показатели и дальнейших планах развития журналу «МП» рассказал генеральный директор АО «ВТУ» Юрий Тямушкин.


Информационные системы/Проектирование

Применение BIM станет привычным и обязательным

Качественное проектирование объектов транспортной инфраструктуры невозможно без использования современных технологий автоматического проектирования. большую популярность как в мире, так и в России приобретает BIM-проектирование. С 1 января 2022 года все новые контракты на проектирование, заказчиком которых выступают государственные компании, должны исполняться с применением BIM-технологий. Несмотря на то, что количество отечественных решений растет день ото дня, существует ряд сложностей на пути развития программного обеспечения для проектирования и строительства инфраструктурных объектов. Более того, уход с отечественного рынка зарубежных разработчиков BIM-продуктов поставил перед российскими программистами задачу их замены аналогами собственной разработки.


Логистика/Контейнерные перевозки  

Контейнеры пойдут обходными путями

После того как с российского рынка ушли крупнейшие мировые морские перевозчики, отечественные контейнерные и логистические компании внутри страны столкнулись с целым рядом вызовов. Главный из них — как закрыть потребность в транспортных услугах с учетом сложившейся внешнеэкономической ситуации: недостатка флота, контейнеров, провозных мощностей железных дорог, закрытия портов традиционной перевалки, поиска новых рынков и маршрутов перевозок. Об этом шла речь в ходе панельной дискуссии «Контейнерные перевозки: новые логистические решения», прошедшей в рамках форума TransRussia-2022.


Грузовая база/Алюминий

Русский алюминий: рост спроса в Азии и дефицит сырья

Прошлый год для мировой алюминиевой промышленности прошел под знаком превышения спроса над предложением и беспрецедентного роста цен. Российская отрасль оказалась в выигрыше, отгрузив на экспорт рекордные 3,5 млн тонн – более 92% годового объема производства алюминия.

В 2022 году вследствие усиления санкционного давления на Россию со стороны стран Запада сложившиеся логистические цепочки поставок сырья для производства алюминия были прерваны, а традиционные каналы экспорта нарушены. Из-за этого по итогам года возможно проседание объемов производства и экспорта. При этом, как ни парадоксально, российская алюминиевая отрасль оказалась в лучших условиях по сравнению с отраслями стран – инициаторов санкций и продолжает развиваться по наметившимся ранее тенденциям – это сдвиг экспорта в восточном направлении, повышение доли продукции с добавленной стоимостью (ПДС) и увеличение емкости внутреннего рынка.


Техника и технологии/Моделирование

Методы анализа бизнес-процессов экспедиторской компании

В рамках настоящей статьи описаны методы моделирования бизнес-процессов транспортно-экспедиторской компании (ТЭК) для оценки качества транспортного продукта, применение инструментов контроля и управления качеством в целях совершенствования бизнеса ТЭК, предложены пути решения выявленных проблем.