Из печати вышел журнал «Морские порты» № 2 за 2024 год - Морские вести России

Из печати вышел журнал «Морские порты» № 2 за 2024 год

26.03.2024

Ж/Д транспорт

Из печати вышел журнал «Морские порты» № 2 за 2024 год

Читайте в свежем номере:

Стратегия будет реализована по новому нацпроекту «Транспорт»

В середине января Правительство РФ объявило о старте разработки паспорта нового национального проекта «Транспорт», который вберет в себя действующие проекты «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» и «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Завершить работу планируется к середине года.

К этому же времени правительство рассчитывает не только разработать «дорожные карты» по созданию опорной транспортной сети в стране в соответствии с транспортной стратегией, но и согласовать новый нацпроект со всеми ответственными и заинтересованными ведомствами, общественными профильными организациями и компаниями.

Новые технологии пришли в Корсаков

Для морского порта Корсаков 2023 год был насыщен позитивными событиями в различных сферах производства: завершается модернизация грузовой и пассажирской инфраструктуры, открылись новые судоходные линии, стартовали новые инвестиционные проекты, применялись новые транспортные и утилизационные технологии. Все это вместе взятое во многом определяет дальнейшее развитие и перспективы порта.

Порт Посьет увеличит на треть экспорт угля

Порт Посьет – четвертый по грузообороту порт Приморского края – в 2024 году ожидает заметного увеличения объема перевалки за счет экспорта угля и модернизации производства. А новые проекты по развитию глубоководного порта с зерновым и контейнерным терминалами, обсуждавшиеся в течение нескольких лет, пока так и остаются на стадии переговоров.

За экологической обстановкой, так же как и за безопасностью мореплавания, в порту строго следит Служба капитана порта. Об итогах работы порта в 2023 году и текущем положении дел рассказал капитан морского порта Посьет ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» Владимир Шуваев.

Взаимодействие экспедитора и морской линии

Экспедиторский сервис относится к услугам по организации и сопровождению перевозок грузов клиента. Рассмотрим, каковы же коммерческие аспекты взаимодействия экспедитора и морской линии.

Сочи развивает пассажирские морские перевозки и яхтенный спорт

Сегодня на Черноморском побережье важную роль играют морские пассажирские перевозки между портами Сочи, Геленджик и Новороссийск. Они заметно сокращают время в пути. Так, морской переход между Новороссийском и Сочи составляет 5,5 часа, тогда как поездка автобусом длится более 6 часов, поездом – более 7 часов.

Кроме того, морские прогулки на маломерных и прогулочных судах в акватории Сочинского порта стали очень популярны среди туристов и отдыхающих, особенно в курортный сезон. За безопасностью пассажирских перевозок в акватории порта и на подходах к нему строго следит Служба капитана порта.

Порт Оля увеличивает грузооборот

Астраханская область – ключевой регион, где проходит один из маршрутов международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг», объединяющий сухопутный и морской виды транспорта. Через область осуществляются перевозки российских внешнеторговых грузов в Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Иран, Турцию, Узбекистан, другие страны Азии, Ближнего Востока и в обратном направлении.

Морские порты Оля, Астрахань (Астраханская область) и Махачкала (Республика Дагестан) — добились хороших результатов по перевалке грузов в 2023 году. Порт Оля, например, увеличил грузооборот в целом на 30%. Усилиями Службы капитана в порту обеспечена безопасность плавания и стоянки судов, что является фактором привлекательности для владельцев груза и судов.

Автоматизированные линии брикетирования угольной пыли

Повышение эффективности деятельности промышленных предприятий и транспортного комплекса, в том числе портовой инфраструктуры, является приоритетной задачей, закрепленной в транспортной части Национального проекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», а также в ряде других документов федерального и регионального уровней. Большое место в проекте занимает создание морских угольных терминалов, потому что объем перевалки угля в российских портах значителен и постоянно растет. Вместе с тем, в последнее время этим объектам уделяется повышенное внимание с точки зрения соблюдения экологических норм и технологичности процесса, не допускающего пыления на терминалах.

АО «Фирма «Перманент К&М» целенаправленно развивает и наращивает компетенции в области брикетирования мелкодисперсных материалов, объединив усилия с ведущими специалистами в данной области. Особых успехов удалось достичь в технологии брикетирования мелкой фракции угля, что позволяет сократить пыление при перевалке угля и потери материала.

Почему композитные настилы на морских платформах лучше металлических

Компания «Татнефть-Пресскомпозит» является крупнейшим российским производителем композитных изделий: труб, строительных профилей (двутавры, швеллеры, прямоугольные, шпунтовые и пр.), кабельных лотков, арматуры, решетчатых настилов, несущих и прочих конструкций. Основное производство расположено в Елабужском районе Республики Татарстан.

Продукция компании используется преимущественно в нефтяной, химической, горнодобывающей отрасли. востребована на производствах, где используются соли, кислоты, щелочи и другие агрессивные химикаты, а также в условиях морской среды. Главное отличие композитных решений от металлических – жизнестойкость материала, подтвержденная испытаниями (срок службы – до 50 лет).

VR-тренажеры для обучения управлению портовой техникой

VR-симуляторы, созданные компанией «Интехком» в сотрудничестве с постоянным технологическим партнером – компанией «Вирсайн Инновации», позволяют эффективно освоить управление различными видами портовой техники в условиях конкретного порта. Они могут не только стать альтернативой тренажерам с мониторами, но и открывают новые возможности для эффективного обучения студентов навыкам практической работы.

О разработке и функционале VR-симуляторов, реализации с их помощью программы обучения студентов, а также о возможностях тиражирования технологии на разные порты корреспонденту журнала «МП» рассказал генеральный директор ООО «Вирсайн Инновации» Алексей Овян.

Ураган против пыли

Автомобильные вакуумные погрузчики (АВП) давно зарекомендовали себя наилучшим образом на объектах, работающих с пылящими материалами. Особенно вакуумные технологии пылеуборки востребованы там, где остро стоит вопрос с угольной пылью. Это действительно глобальная проблема, для решения которой надо прилагать усилия: крупные частицы пыли держатся в воздухе несколько часов, а мелкие – до 20 суток, и зона распространения пыли охватывает сотни километров. При этом в составе грузооборота морских портов РФ уголь составляет 46% (по данным Ассоциации морских торговых портов).

Доигрались: мощностей Восточного полигона не будет хватать все следующие 10 лет

В 2024 году официально завершается второй этап модернизации Восточного полигона. Об этом в ОАО «РЖД» заявили в середине февраля и пообещали до конца года ввести в строй еще 114 объектов, из них 106 линейной и 8 энергетической инфраструктуры. В результате провозные возможности БАМа и Транссиба должны вырасти до 180 млн тонн в год. Однако вряд ли второй этап закончится в намеченный срок, а запланированные провозные мощности полигона будут достигнуты (по аналогии с первым этапом). Наверняка второй этап продолжится и в следующем году.

Но это не самое главное. Главное то, что в государстве не согласованы планы развития железных дорог, морских портов и угольной отрасли. Планы железнодорожников до 2035 года как минимум на 50 млн тонн отстают от планов угольщиков по экспорту своей продукции и возможностей портовиков в перевалке внешнеторговых грузов. А это значит, что мощностей Восточного полигона рынку не будет хватать все следующее десятилетие.

РЖД работают на пределе и на износ

С началом СВО России на Украине и введением против нашей страны со стороны Евросоюза жестких санкций начался разворот основных грузопотоков на Восток. Это заставило ОАО «РЖД» применять целый ряд методов маршрутизации – от повышения длины грузовых составов до апробации и внедрения метода «виртуальной сцепки», когда грузовые поезда следуют друг за другом на минимально возможном расстоянии. Благодаря этим методам, а также постепенному расширению пропускной способности железнодорожных магистралей РЖД пока удается избегать коллапса и доставлять грузы по назначению.

Хотя железнодорожная инфраструктура, нужно признать, работает практически на пределе своих возможностей. Кроме того, никто не может ответить на вопрос: насколько хватит заложенного в железнодорожную инфраструктуру запаса прочности при столь интенсивной эксплуатации, особенно на Восточном полигоне, где к тому же используют тяжеловесные грузовые составы с инновационными вагонами.

Инфраструктурный оптимизм для экспорта российского угля

По итогам 2023 года добыча угля в России снизилась на 1,3%, а экспорт вырос на 1% – показатели составили 438 млн и 213 млн тонн соответственно. Кроме продолжающейся переориентации экспорта на страны АТР, отрасль находилась под влиянием ухудшения конъюнктуры мирового рынка угля, а также подверглась росту налоговой нагрузки в виде экспортных пошлин с привязкой к курсу валют. Обеспечив функции защиты внутреннего рынка и пополнения бюджета, данная мера сделала нерентабельным вывоз энергетического угля из портов Балтики и Черного моря, что еще больше увеличило нагрузку на Восточный полигон.

Тем не менее, эксперты не теряют оптимизма, считая, что объем добычи угля покажет положительную динамику уже в 2025 году, а к 2030 году составит не менее 485-500 млн тонн, пропорционально будет расти и экспорт. Этому будут способствовать расширение инфраструктуры Восточного полигона, развитие новых экспортных маршрутов и строительство морских терминалов.

Все грузы России

Обзор перевозок грузов через морские порты России, Балтии, Украины и Финляндии за 12 месяцев 2023 года.

 

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ