Глава Минвостокразвития: Китай стал потенциальным партнером России по развитию Севморпути - Морские вести России

Глава Минвостокразвития: Китай стал потенциальным партнером России по развитию Севморпути

20.03.2023

Лента новостей

Россия считает Китай потенциальным партнером по развитию инфраструктуры Северного морского пути (СМП) и международному транзиту, уверен глава Минвостокразвития Алексей Чекунков.

Председатель КНР Си Цзиньпин совершает государственный визит в Россию по приглашению президента РФ Владимира Путина. Эта первая страна, которую посещает китайский лидер после переизбрания 10 марта на третий срок Всекитайским собранием народных представителей (парламентом).

"За период с 2012 года отношения России и Китая вышли на качественно новый уровень сотрудничества, наивысший за историю наших двусторонних отношений. <...> Вектор отношений, заданный за этот период, предопределит условия стратегического партнерства России и Китая на десятилетия вперед. <...> Китай - наш потенциальный партнер по международному транзиту с использованием трассы Севморпути, развитию инфраструктуры, в частности морских портов", - сказал Чекунков в беседе с ТАСС.

Северный морской путь станет дополнительным маршрутом для транспортировки в том числе экспортных грузов, для которых, как напомнил министр, сегодня остро не хватает пропускной способности Восточного полигона железных дорог и портов. Утвержден комплексный план развития Севморпути до 2035 года, которым предусмотрены мероприятия по строительству 10 ледоколов, 141 транспортного судна ледового класса и судов обеспечения, 14 портов и терминалов, запуск на орбиту 12 спутников, строительство 4 аварийно-спасательных центров МЧС, в совокупности инвестиции в развитие СМП составят 1,8 трлн рублей до 2035 года.

Транспортная инфраструктура и АПК

Глава Минвостокразвития рассказал, что с 2012 года объем товарооборота России и Китая увеличился менее чем с $90 млрд до более чем $190 млрд в 2022. Был завершен проект "Сила Сибири", который "на десятилетия вперед определил механизмы сотрудничества в газовой сфере". Китай вошел партнером в стратегические проекты в Арктике - такие как "Ямал СПГ", а на Дальнем Востоке - такие как Амурский газохимический кластер. Китайские компании в целом лидируют среди иностранных резидентов преференциальных режимов на Дальнем Востоке. В территориях опережающего развития (ТОР) и свободном порту Владивосток (СПВ) с участием китайского капитала реализуется 52 проекта общей стоимостью около $11 млрд.

"Россия открыта для сотрудничества с Китаем при реализации крупных проектов на территории Дальнего Востока и Арктики - как в инфраструктурном, так и в промышленном секторах. Создается специальный режим для международных инвесторов из дружественных стран - международные территории опережающего развития. Создание совместных производств на территории МТОР - в том числе с инвесторами из Китая - будет способствовать созданию новых цепочек добавленной стоимости с участием российских и зарубежных промышленных компаний", - сказал Чекунков.

Глава Минвостокразвития подчеркнул, что уже сейчас наблюдается существенный спрос на продукцию в радиоэлектронной промышленности, химической промышленности, нефтегазовом оборудовании, автомобилестроении и станкостроении. Кроме того, ведутся переговоры с китайскими инвесторами, заинтересованными в реализации инвестиционных проектов в рамках преференциального режима на Курильских островах.

По мнению главы Минвостокразвития, двусторонним отношениям, в том числе экспортно-импортных операций, способствует развитие транспортной инфраструктуры. Речь идет о строительстве двух трансграничных мостов через реку Амур (Хэйлунцзян). Товарооборот по открытому в прошлом году автомобильному мосту Благовещенск - Хэйхэ составит до 1 млн тонн грузов в год. Грузооборот по новому железнодорожному мосту Нижнеленинское - Тунцзян на первом этапе составит 5,2 млн тонн в год с перспективой увеличения до 20 млн тонн в год, сказал Чекунков.

Министр напомнил, что также построен новый зерновой терминал в Забайкалье - самый крупный в России объект зерновой логистики и первый в мире специализированный сухопутный зерновой терминал полного цикла, снимающий инфраструктурные ограничения для перевалки зерна на Дальнем Востоке, снижающий затраты на логистику. Терминал - одно из звеньев сухопутного зернового коридора Россия - Китай. Годовой объем перевалки составит до 8 млн тонн зерновых, зернобобовых и масличных культур.

"В целом ожидаем роста объемов экспорта сельскохозяйственной продукции - не только зерновых. Вводятся новые предприятия в приграничных зонах со странами АТР. При этом российские продукты, известные своей экологичностью, пользуются высоким спросом в Азии. Имеется потенциал для увеличения экспорта мясной продукции (в том числе свинины), произведенной на территории Дальнего Востока", - сказал Чекунков, отметив, что в региональном разрезе потенциал для наращивания экспорта (прежде всего продукции АПК) имеется у Забайкальского края, Еврейской автономной области, Амурской области, Приморского края.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ