Экспертное мнение: мировые колебания спроса могут оставить Россию с полными складами удобрений - Морские вести России

Экспертное мнение: мировые колебания спроса могут оставить Россию с полными складами удобрений

20.01.2020

Лента новостей

На мировом рынке минеральных удобрений наблюдаются колебания спроса, а конкуренция в ключевых импортирующих странах обостряется. В данной ситуации оптимистичные отечественные прогнозы развития отрасли могут быть скорректированы, ведь экспортерам, возможно, придется работать в условиях перепроизводства на мировом рынке и обострения конкурентной борьбы. Об этом сообщает журнал «Морские порты» со ссылкой на консультационную фирму PwC в России.

Снижение спроса на удобрения обусловлено целой комбинацией факторов: относительно низкими ценами на основные виды зерновых, неблагоприятными погодными условиями в крупных сельскохозяйственных странах, обострением торговых отношений между США и Китаем, Россией и Украиной, США и Ираном; экологической политикой в развитых странах и Китае, направленной на сокращение вредоносных выбросов в окружающую среду. Последний фактор, как ожидается, может очень существенно ограничить рост спроса на удобрения и в будущем.

Для российского сектора рынка данная ситуация может стать критичной, ведь страна является одним из ключевых поставщиков минеральных удобрений на мировой рынок. Так, например, российский экспорт карбамида составляет 14% объема международной торговли. Россия является одним из ведущих поставщиков удобрения на рынки Европы, а также Латинской и Северной Америки.

Значительная доля экспортных перевозок из России обслуживается зарубежными балтийскими портами. Это объясняется недостатком в России собственных специализированных портовых мощностей для перевалки удобрений.

Проблема дефицита мощностей может быть решена в ближайшей перспективе. Все чаще анонсируются планы по строительству терминалов как на российском побережье Балтики – в Усть-Луге, Санкт-Петербурге, Приморске, так и в других морских бассейнах – в Мурманске и Тамани. При реализации всех заявленных проектов общий ожидаемый прирост мощностей по перевалке удобрений составит более 20 млн тонн в год. В таком случае становится возможным частичное или полное переключение грузопотоков удобрений с зарубежных балтийских терминалов на российские.

Однако загрузка существующих терминалов и успешность реализации новых проектов, помимо политической составляющей, будут во многом определяться следующими факторами:

– коммерческими, ввиду того, что многие мощности в странах Балтии и Финляндии являются достаточно современными, а в России при создании терминальных мощностей придется нести дополнительные затраты на возврат инвестиций;

– регуляторной составляющей, ограничивающей соседство терминалов по перевалке удобрений с рядом других сухих грузов;

– неоднозначностью перспектив роста экспорта, в первую очередь в связи с растущей конкуренцией на мировом рынке, а также в связи с ожидаемым ужесточением экологических ограничений на применение удобрений.

В целом, несмотря на разнообразие номенклатуры и специализацию зарубежных балтийских терминалов, конкурентное преимущество в сфере перевалки удобрений будет у российских портов на Балтике, как это произошло после переключения на них других видов грузов. С большой вероятностью отечественные компании – производители удобрений будут участвовать в создании здесь новых терминальных мощностей как в виде прямого финансового участия, так и путем предоставления обязательств по перевалке.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ