Правительство вывело концессии из-под действия законопроекта о защите инвестиций - Морские вести России

Правительство вывело концессии из-под действия законопроекта о защите инвестиций

05.02.2020

Лента новостей

Инвесторам в инфраструктуру удалось добиться изменения законопроекта о защите инвестиций – во вторник на совещании в правительстве первый вице-премьер Андрей Белоусов согласился вывести государственно-частные проекты из-под его действия. Об этом «Ведомостям» рассказали три федеральных чиновника и человек, близкий к одному из участников рабочей группы по доработке законопроекта.

На этом настаивали в совместной резолюции крупнейшие участники рынка инфраструктуры – госкомпания «Автодор», «Автобан», Сбербанк, Газпромбанк, структуры ВТБ и др. Законопроект, принятый Госдумой в первом чтении, критиковали президент Сбербанка Герман Греф, президент РСПП Александр Шохин, замминистра транспорта Иннокентий Алафинов. Об этом просили инвесторы в инфраструктуру, опасавшиеся, что действующие правила заморозят рынок

РБК отмечает, что Концессии и ГЧП будут проходить оценку эффективности в правительстве, а гарантии государства под них будут распространяться лишь на 20 лет. Такую альтернативу предложил Минфин, исключив эти форматы из инвестиционного кодекса.

В ведомстве добавили, что в действующие законы, посвященные этим форматам, будут внесены поправки: они будут касаться контроля и учета обязательств государства перед инвесторами. Представитель Минфина сообщил, что пока в правительстве идет подготовка проекта поправок, комментировать их преждевременно.

Как Минфин решил регулировать концессии (по версии РБК)

Минфин предлагает:

·          ввести оценку эффективности проектов ГЧП и концессий со стороны правительства. Но как именно будет проводиться эта оценка, в сопроводительных документах приложения не сказано. Как указывает руководитель InfraONE Research Александра Галактионова, проанализировавшая по просьбе РБК предложения Минфина, объективность оценки эффективности таких проектов зависит от качества выбранной методики. По проектам ГЧП, например, у этой методики есть значительные недочеты, и если ее же будут использовать для концессий — это помешает запуску проектов, отмечает эксперт;

·  срок действия обязательств государства по принятию мер, обеспечивающих окупаемость инвестиций при ухудшении положения инвестора в связи с изменением законодательства, ограничат 20 годами (сейчас он распространяется на весь срок действия концессионного соглашения). Согласно InfraOne, сейчас около 60% всех инфраструктурных проектов в России (на сумму более чем 1 трлн руб.) заключены на срок от 20 до 35 лет;

·  Минфин предложил дополнить законодательство о ГЧП и концессиях ведением единого реестра для учета финансовых обязательств государства по таким соглашениям на уровне правительства. Но на публичный реестр могут обратить внимание рейтинговые агентства, включив его в состав госдолга, что ухудшит кредитные рейтинги России, предупреждает Галактионова;

·  в случае наступления обстоятельств, не связанных с нарушением соглашения, но оказывающих влияние на исполнение концессионером своих обязательств, например обнаружение археологических объектов, акции протеста и т.п., государство покроет инвестору не более 10% от капзатрат. Сейчас в соглашениях о ГЧП и концессиях нет лимита покрытия расходов по особым обстоятельствам, объем возмещения определяется по согласованию сторон.

Такие изменения существенно усложнят инвесторам процесс заключения соглашений и затормозят развитие инфраструктуры, заключает Галактионова.

Иванов объяснял такое пристальное внимание Минфина к ГЧП и концессиям тем, что сейчас забалансовые обязательства бюджета по таким проектам уже достигают 3 трлн руб., а их увеличение может привести к невыполнению государством своих обязательств.

Почему концессии исключили из СЗПК?

Из законопроекта о СЗПК исключили проекты ГЧП и концессии после критики документа со стороны главы Сбербанка Германа Грефа и Минтранса. В ноябре 2019 года первый замминистра транспорта Иннокентий Алафинов написал письмо тогдашнему вице-премьеру Максиму Акимову, а в декабре Греф обратился к спикеру Госдумы Вячеславу Володину, сообщали «Ведомости». В законопроекте есть «прогрессивные положения», например неизменность налогов для инвесторов, трактовка в их пользу всех противоречий в регулировании, отметил глава Сбербанка. Но документ не делает различий между частными инвестпроектами, окупаемыми за счет коммерческой выручки, и инфраструктурными, создаваемыми по заказу государства, которые в итоге остаются в его собственности. Транспортные проекты, которые реализуются по концессии, полностью попадают под законопроект, но их риски сложно спрогнозировать, как и заранее обосновать расходы, чего требовал законопроект Минфина.

Глава РСПП Александр Шохин также выступил за исключение подобных соглашений из-под действия СЗПК, предупредив, что принятие закона может привести к остановке реализации 200 проектов.

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ