СМИ: большинство верфей Северо-Запада получило убытки по итогам финансового года - Морские вести России

СМИ: большинство верфей Северо-Запада получило убытки по итогам финансового года

26.05.2020

Лента новостей

Финансовые показатели крупнейших судостроительных заводов Северо-Запада, входящих в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), в 2019 году оказались преимущественно отрицательными. Прибыль по итогам года получили лишь Адмиралтейские верфи, специализирующиеся на гособоронзаказе. Впрочем, аналитики отмечают, что судостроители региона сформировали стабильный портфель заказов на будущее, сообщает «Коммерсантъ».

Одним из последних финансовые результаты за прошлый год опубликовал Балтийский завод, чистый убыток которого в 2019 году увеличился более чем в шесть раз по сравнению с 2018 годом и составил 6,4 млрд рублей. Выручка предприятия сократилась в 2019 году почти на 20%, до 20,8 млрд рублей. Чистый убыток и отрицательные чистые активы Балтийского завода указывают на наличие существенной неопределенности, которая может вызвать значительные сомнения в способности предприятия продолжать деятельность непрерывно, говорится в заключении аудиторской компании «Самоварова и партнеры».

Вместе с этим, отмечается в отчете Балтийского завода, предприятие подготовило программу финансового оздоровления на период 2020–2027 годов. Перспективный продуктовый портфель общества в этот период составляет 257,5 млрд рублей, в том числе объем выручки по уже полученным заказам составляет 173,6 млрд рублей, а по перспективным — 83,9 млрд рублей. С 2023 года в финансовой модели прогнозируется чистая прибыль, следует из отчета. В портфеле у предприятия — заказ на строительство пяти атомных ледоколов проекта 22220 с окончанием срока строительства в 2026 году и засекреченное изделие J6.

Кроме заказов, судя по программе финансового оздоровления, Балтийский завод планирует добиться налоговой льготы в размере нулевой ставки НДС при строительстве трех первых ледоколов, что позволит привести в соответствие фактические затраты на строящиеся суда. Дополнительно завод хочет провести докапитализацию для сокращения убытка по договору на строительство «Виктора Черномырдина», а также увеличить цену контракта плавучего энергоблока «Академик Ломоносов» (ориентировочная сумма составит 3,7 млрд рублей без НДС) и компенсировать отрицательные курсовые разницы по договорам (обращение об этом направлено в Минпромторг, уточняется в отчете).

Рост убытков Балтийского завода связан со значительным отставанием сроков и техническими проблемами при строительстве серии атомных ледоколов, в первую очередь головного атомного ледокола «Арктика», говорит генеральный директор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. С учетом поломки в процессе испытаний гребного электродвигателя на правом валу, который подлежит замене, работы будут завершены только в 2021 году, считает эксперт. При этом 2020 год для предприятия будет хуже, чем 2019 год, если не удастся согласовать сдачу «Арктики» в опытную эксплуатацию с ограниченной мощностью, для чего потребуется решение на уровне правительства РФ, отмечает он.

В отношении ВСЗ, который активно занимается строительством рыболовных судов, но в этом году впервые вышел на военный заказ, аудитор компании «Самоварова и партнеры» также указывает на существенную неопределенность в отношении непрерывности деятельности, так как стоимость чистых активов верфи за три последних года меньше уставного капитала и имеет отрицательное значение. Выручка ВСЗ в 2019 году сократилась более чем в 1,5 раза, до 5 млрд рублей, убыток увеличился в 3,2 раза, составив по итогам финансового года 1,7 млрд рублей.

Выручка Северной верфи, одной из основных верфей оборонного заказа, в последние годы значительно расширившей гражданский портфель (14 рыболовных судов), в 2019 году выросла почти на 15%, до 20,7 млрд рублей, убыток сократился в шесть раз, составив по итогам года 534,4 млн рублей. Выручка калининградского завода «Янтарь», основную загрузку которого также составляют военные заказы, в 2019 году упала до 9,3 млрд рублей по сравнению с 14,3 млрд годом ранее. Завод показал убыток по итогам года в размере 2,7 млрд рублей против прибыли в 2018 году.

Чистую прибыль по итогам 2019 года получили лишь Адмиралтейские верфи, у которых в строительстве находятся две серии подводных лодок для ВМФ, патрульные корабли, а также серия из рыболовных траулеров и ледостойкая платформа «Северный полюс». Выручка предприятия по итогам года превысила 35 млрд рублей, чистая прибыль составила 1,8 млрд рублей, сообщил «Коммерсанту» заместитель генерального директора по экономике и финансам Сергей Юрчук. Это ниже показателей 2018 года, но объяснимо повышением затрат верфи в связи с монтажом на суда дорогостоящего оборудования.

Количество сданных в 2019 году судов и кораблей сократилось как в гражданском сегменте, так и в военном кораблестроении, следует из исследования агентства Infoline «Судостроительная промышленность России». Количество заказов по линии гособоронзаказа в 2019 году сократилось на 36% по сравнению с 2018 годом и составило всего 27 единиц, что является самым низким показателем за последние шесть лет, отмечают аналитики Infoline.

К счастью, говорит Бурмистров, на верфях Северо-Запада сформирован стабильный портфель гражданских и военных заказов. Однако пандемия несет в себе риски с перебоями в работе верфей: потенциальное заражение сотрудников может усугубить и без того острую проблему систематической задержки сроков сдачи проектов. Кроме этого, существуют валютные риски: несмотря на то, что сейчас эта проблема постепенно нивелируется, однако доля импортных комплектующих в отечественном судостроении по-прежнему высока, заключает эксперт.

 

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ