Президент "Трансконтейнера" оценил достижение национальной цели по росту транзита - Морские вести России

Президент "Трансконтейнера" оценил достижение национальной цели по росту транзита

26.05.2020

Лента новостей

Прирост российского рынка железнодорожных контейнерных перевозок по итогам 2020 года может достигнуть 6%, но при этом транзит уже к апрелю этого года вырос на 13,5%. Насколько будет достижима поставленная президентом в майском указе цель увеличить транзитные перевозки контейнеров по России в четыре раза к 2024 году, рассказал в интервью «Коммерсанту» президент "Трансконтейнера" Александр Исурин.

Одна из немногих отраслей, которые почувствовали оживление в обстановке пандемии - сфера контейнерных перевозок. Как отметил Инсурин, погрузка на сети РЖД за четыре месяца этого года упала на 4,3%, а контейнерный рынок железнодорожных перевозок вырос на 12,6%. При этом внутрироссийский контейнерный рынок вырос на 13,2%, экспорт - на 13,6%, импорт - на 9,8%, транзит - на 13,5%. Увеличение транзита шло очень разными темпами: от снижения в начале года, до прироста на 32% в апреле, что было связано с ограничением авиаперелетов. А наиболее сильный фактор, влияющий на импорт и на экспорт контейнерами - это курс валюты.

В целом прогноз "Трансконтейнера" - прирост российского рынка железнодорожных контейнерных перевозок по итогам 2020 года в размере 6%.

Конкуренция растет

За последние годы конкуренция в области контейнерных железнодорожных перевозок заметно усилилась. Если раньше на рынке контейнерных перевозок из Москвы в Сибирь и на Дальний Восток было две компании, сейчас их - шесть-семь, рассказал Инсурин. Но ценовая конкуренция, по его словам, в долгосрочной перспективе невозможна, компании будут соревноваться в качестве сервиса.

Покупательская способность населения или динамика ВВП в России никак не влияет на транзит, потому что транзитные грузы - это торговые взаимоотношения стран за пределами РФ, отметил Инсурин. За четыре месяца 2020 года транзит составил около 200 тыс. TEU. За год объем может составить около 600 тыс. TEU. Поручение, данное в 2018 году в майском указе президента РФ, предполагало порядка 1,7 млн TEU в 2024 году - соответственно, вырасти осталось не в четыре, а в три раза. По оценке Инсурина, цель выполнима, если российскому транспортному сообществу будет по силам привлечь до 10% корейского и японского оборота на маршруты по сети РЖД в размере 500 тыс. TEU.

Субсидии на перевозки

Одни из основных факторов, которые могут повлиять на достижение цели: ограничения из-за возможной второй волны пандемии и постепенное снижение субсидий китайского правительства на транзитные перевозки в рамках инициативы "Один пояс - один путь". Привлечь японский и корейский транзит и дополнительно увеличить китайский позволит предложение по субсидированию дальних перевозок, которое недавно обсуждалось на совещании с президентом РФ. Как отметил Инсурин, разница между стоимостью маршрута по морю и по Транссибу составляет $2-2,5 тыс. за сорокафутовый контейнер. Для массового привлечения грузов разница велика, но грузоотправители, готовы в зависимости от маршрута принять увеличение цены порядка $1 тыс. Субсидия, предложенная на совещании у президента в $900-1000 на сорокафутовый контейнер - это реальная цифра, по мнению Инсурина, которая позволит развивать транзит ускоренными темпами.

Развитие инфраструктуры

Как добавил Инсурин, важной частью задачи по увеличению транзита является развитие инфраструктуры. Помимо расширения пропускной способности транзита на Восточном полигоне, на подходах к портам Дальнего Востока, это также развитие пропускной способности погранпереходов в Белоруссии и Казахстане. Он отметил, что увеличить показатели транзита РЖД могли бы за счет приоритета таким грузам перед другими, но такой подход неэффективен. "Если нужно, 1,8 млн TEU РЖД сможет пропустить через свою сеть уже сегодня. А пограничные терминалы сейчас не могут такой объем обработать", - отметил он.

 

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ