Концессии, ответственность инвесторов, Белоруссия: новые пути развития портов в РФ - Морские вести России

Концессии, ответственность инвесторов, Белоруссия: новые пути развития портов в РФ

30.03.2021

Лента новостей

Концессии, ответственность инвесторов, Белоруссия: новые пути развития портов в РФ

Увеличение мощностей морских портов – одна из стратегических задач, предусмотренных федеральным проектом «Развитие морских портов». Согласно документу, мощности морских портов в РФ должны достигнуть 1,3 млрд тонн к 2024 году и 1,5 млрд тонн к 2030 году.

Для достижения этой задачи правительство и госорганы создают условия для привлечения инвесторов, выстраивают диалог с зарубежными партнерами и переориентируют грузопотоки на территорию страны.

О новых путях развития морских портов РФ в ходе пресс-подхода в рамках итогового расширенного заседания Коллегии Росморречфлота рассказал глава ведомства Андрей Лаврищев. Его слова приводит корреспондент «Морских вестей России». 

   

Концессия идет на Сахалин

1.jpg

Подавляющее большинство мероприятий проекта реализуется с участием частных инвесторов. Следует отметить возрастающий интерес к механизму «частной концессионной инициативы» при создании объектов инфраструктуры морских портов.

На основе подобного соглашения на восточном побережье Сахалина будет построен современный морской грузовой комплекс с угольным, нефтяным и газовым терминалами. Распоряжение о заключении концессионного соглашения по его созданию с основными условиями концессии 30  марта подписал председатель правительства РФ Михаил Мишустин.

Подписание концессионного соглашения, где концедентом выступит Федеральное агентство морского и речного транспорта, а концессионером – ООО «Многофункциональный грузовой район», должно состояться в течение 45 дней.  

В рамках него будет построен современный грузовой комплекс с угольным - на 5 млн т., нефтяным - до 5,5 млн т. и газовым - до 2,8 млн т терминалами. Кроме того, на территории будет построена база снабжения и бункеровочный (заправочный) комплекс. Объект сможет обслуживать суда грузоподъёмностью до 80 тыс. т.

«Общий объём инвестиций превысит 35,9 млрд рублей. 90% из них - средства инвестора. Из бюджета на обустройство инфраструктуры будет выделено 3,96 млрд рублей», - сообщил Андрей Лаврищев.

Концессия позволит инвестору пользоваться объектом в течение 49 лет. Ввод комплекса в эксплуатацию должен состояться не позднее чем через шесть с половиной лет после подписания соглашения.

Принятое решение поможет диверсифицировать экономику Сахалина, создать сотни новых рабочих мест и раскрыть логистический потенциал области.

Глава Росморречфлота добавил, что ряд других инвесторов также демонстрирует интерес к механизму концессионного соглашения.

 

В ответе за инвестиции

2.jpg

В прошлом году из обновленной версии федерального проекта были исключены шесть инвестпроектов общей портовой мощностью в 19,7 млн тонн в связи с неготовностью инвесторов к их реализации ввиду изменений конъюнктуры рынка.

Чтобы избежать подобного в дальнейшем, Минтранс разработал законопроект, по которому инвестор должен согласовать инвестдекларацию (содержит параметры проекта, в том числе размер инвестиций и оценку экономической целесообразности) с Росморречфлотом. На ее основе он заключает соглашение, где гарантирует, что введет проект в заявленных параметрах (в том числе по фактическому грузопотоку) в согласованные сроки. При этом инвестор должен предоставить денежное обеспечение (в том числе банковскую гарантию или поручительство), соразмерное вкладу государства в инфраструктуру.

Однако бизнес посчитал требования слишком жесткими. Минтранс подготовил вторую редакцию документа, разрешил не заключать инвестсоглашение в случаях, когда не задействуются бюджетные деньги, а инвестор не получает землю от региона. Также от инвесторов не будут требовать гарантий грузопотока и обязательств использовать порт только по заявленному назначению. 

«Существующий законопроект Росморречфлот вполне устраивает. Но бизнес очень не хочет банковских гарантий, хотя, на мой взгляд, это вполне действенный механизм», - прокомментировал ситуацию Андрей Лаврищев.

По его словам, инвесторы опасаются, что после заключения соглашения изменить его будет уже нельзя. В то время как конъюнктура рынка может измениться. В связи с этим возможно введение поэтапных условий соглашения.

«В «Росморпорте» бывали ситуации, когда мы заключали договор на период проектирования. Спустя какое-то время, мы заключали договор на реальную стройку, еще раз смотрели экономику и прочее. В этом втором договоре уже появлялись гарантии. Я не против такого подхода. В данных договорах крайне важно учитывать специфику конкретных направлений перевозок грузов», - пояснил глава федерального ведомства.

 

«Иностранец» среди портов России

3.jpg

В настоящее время Минтрансом и Росморречфлотом ведется активная работа по переориентации российских грузов в отечественные морские порты из сопредельных государств.

По итогам работы в 2020 году объем перевалки российских внешнеторговых грузов через порты сопредельных государств снизился более чем на 16 млн тонн. (2019 год – 46 млн тонн, в 2020 году – 29,6 млн тонн).

К тому же, в феврале этого года было подписано межправительственное соглашение России и Беларуссии об организации перевалки более 9,8 млн тонн в российских портах в 2021-2023 гг. В марте этого года уже пошли первые отгрузки нефтепродуктов. Обсуждается перенаправление и других видов грузов в порты России.

Еще до подписания соглашения, с белорусской стороной также обсуждалась возможность создания отдельного терминала на Балтике.

В настоящее время обсуждение продолжается, параметры будущих мощностей планируется определить уже к лету текущего года, сообщил Андрей Лаврищев.

«Желание у белорусской стороны создать терминал есть, у нас есть желание помочь Белоруссии. Наиболее вероятным местом размещения терминала является порт Усть-Луга, хотя окончательных решений по проекту еще не принято», - отметил руководитель.

Фото: Морские вести России, geotankstorage.org, severpost.ru, portporonaysk.ru

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ