В марте АСОП рассмотрела ряд законопроектов и подзаконных актов - Морские вести России

В марте АСОП рассмотрела ряд законопроектов и подзаконных актов

09.04.2021

Лента новостей

В марте АСОП рассмотрела ряд законопроектов и подзаконных актов

За прошедший месяц Ассоциацией морских торговых портов рассмотрены:

КОДЕКСЫ

- О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Согласование проекта в представленной редакции не представляется возможным, в связи с несоразмерностью размеров штрафных санкций.

Рассматриваемые изменения в проект Федерального закона предусматривают чрезвычайно значительные штрафные санкции (до 20 миллионов рублей) по ряду составов правонарушений, в частности, за несоблюдение сроков подачи извещения, предоставления документации по удалению затонувшего имущества, а также сроков самого удаления, установленных законопроектом.

- О внесении изменений в статью 53 Градостроительного кодекса РФ

  Изменения касаются строительного контроля в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

Проект согласован на заседании деловой части рабочей группы по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере водного транспорта 23 марта 2021 года.

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ

- О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

 Обсуждение поступивших в Правительство Российской Федерации поправок к законопроекту, принятому Государственной Думой в первом чтении 27 января 2021 года.  АСОП полностью поддерживает тезисы, закрепленные в протоколе совещания у Первого вице-премьера Правительства Российской Федерации А.Р.Белоусова № АБ-П50-30пр от 1 марта 2021 года, явившиеся основанием для подготовки обсуждаемых поправок:

- исключение из устанавливаемого соглашения о создании объектов инфраструктуры морского порта (далее – соглашения) обязательств инвестора по перевалке грузов;

- установление в соглашении справедливого размера обеспечения инвестора;

- исключение из законопроекта положений, связанных с возможностью заключения договоров на принципе «take-or-pay»;

- нераспространение дополнительных ограничений, в том числе на получение документов стратегического планирования на инвесторов, планирующих реализовывать проекты по созданию объектов инфраструктуры морского порта без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) ОАО «РЖД», ГК «Автодор».

Однако, предлагаемый текст поправок не в полной мере соответствует приведенным тезисам.

Направлены   предложения АСОП по тексту рассматриваемых поправок ко второму чтению законопроекта в адрес:

-Администрации Президента Российской Федерации Помощнику Президента – начальнику Государственно-правового управления Президента Российской Федерации Брычевой Л.И;

-Президенту Союза транспортников России В.Б. Ефимову;

-Председателю комитета по развитию конкуренции, Председателю подкомиссии поморскому и речному транспорту и портовой индустрии Р.В.Троценко;

-Вице-Президенту Торгово-промышленной палаты Российской  Федерации Курочкину Д.Н.;

 

-О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка удаления затонувшего имущества

согласование проекта в представленной редакции не представляется возможным, в связи с необходимостью существенной доработки проекта.

-Федеральный Закон от 31.07.1998 № 155-ФЗ О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации

Пунктом 2 статьи 34 Федерального Закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» установлено, что государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации,  обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.

Направлены предложения по изменению текста п. 2 статьи 34 Федерального Закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ.  Предложения по внесению изменений в данный закон связаны с расплывчатыми и неконкретными формулировками статьи 34 Федерального Закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ, позволяющими их двойное толкование.

 

-О внесении изменений в федеральные законы «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации

Проектируемые нормы создают правовую неопределенность в связи с наличием внутренних противоречий и неурегулированных вопросов, отсутствием взаимосвязи проектируемых норм между собой и действующим законодательством не соответствуют заявленной цели Законопроекта.

Проектируемые положения Законопроекта противоречат нормам статей 75, Договора о Евразийском экономическом союзе, а также статье 76 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении в части сроков доставки грузов   грузоотправителей, не являющихся «приоритетными», при осуществлении перевозок грузов в прямом международном железнодорожном сообщении. Положения Законопроекта, предусматривающие обязательство грузоотправителя по уплате штрафа, в размере равном общей сумме неполученной провозной платы за перевозку непредъявленных грузов, представляются:

- необоснованными,

- несоразмерными последствиям нарушения обязательства, что может
повлечь получение РЖД необоснованной выгоды.

 

ПРОЕКТЫ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

- О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. № 521

Пунктом 4 Изменений, которые вносятся в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. № 521 «Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для убытия  с  территории Российской Федерации отдельных видов товаров»  предлагается исключение из перечня пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, через которые разрешено убытие с территории Российской Федерации товаров (коды ТН ВЭД ЕАЭС 4401, 4404, 4406, 4407), морского пункта пропуска Туапсе (п. 94)

Ассоциация считает нецелесообразным исключение морского пункта пропуска Туапсе из данного перечня.

 

- О федеральном государственном контроле (надзоре) в области промышленной безопасности

Проект Положения не содержит изменений, ухудшающих текущее состояние взаимодействия эксплуатирующих организаций и органа государственного надзора (контроля). В то же время, государственный контролирующий орган сохраняет возможность (в ходе выездной проверки) организации «эксперимента». Протокол о проведении эксперимента прикладывается к акту контрольного (надзорного) мероприятия, таким образом эксперимент может стать основанием для выводов в акте о наличии нарушений в организации.

Полагаем целесообразным дополнить проект Положения нормами, регламентирующими порядок проведения и оценки результата эксперимента.

 

- Об утверждении Правил обслуживания пассажиров и оказания иных услуг, обычно оказываемых в морском порту и не связанных с осуществлением пассажирами и другими гражданами предпринимательской деятельности

К проекту постановлению имеются существенные замечания и предложения, в том числе, Пунктом 2 Правил вводятся понятия, используемые в Правилах, в том числе понятие «исполнитель» – оператор морского терминала, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги в морском порту.

При этом, по тексту Правил используются как понятие «исполнитель», так и понятие «оператор морского терминала» (пункт 8 Правил), что говорит о различном смысловом значении данных понятий. Предлагаем разделить понятия «исполнитель» и «оператор морского терминала».

 

-  Об утверждении Правил оказания услуг по перевозке пассажиров,  багажа,  грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте

Ассоциация согласовала данный проект постановления.

 

- Об утверждении требований по транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта» от 8 октября 2020 года №1638

 

Минтрансу России поручено провести анализ практики применения настоящего постановления и доложить в Правительство Российской Федерации.

Специалистами организаций-членов Ассоциации морских торговых портов сформированы предложения по внесению изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1638, а также другие нормативные акты, исходя из правоприменительной практики.
 

-Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности гидротехнических сооружений

Проектируемое Положение о федеральном государственном контроле  (надзоре) в области безопасности гидротехнических сооружений устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного (контроля) надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений) и не затрагивает сферу интересов Ассоциации, в связи с чем замечаний и предложений по данному проекту постановления не имеется.

 

-Об утверждении Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте

В соответствии со Сводным отчетом, проектом постановления устанавливаются обязательные требования по предоставлению необходимой информации об исполнителе и услугах, а также порядке оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте.

Ассоциация не имеет замечаний к данному проекту.

 

- «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта, не подлежащих категорированию от 10.10.2020 № 1651

Направлены предложения по внесению изменений в постановление Правительства РФ от 10.10.2020 № 1651, поскольку объекты, относящиеся к объектам транспортной инфраструктуры морского транспорта, не подлежащим категорированию, центры управления систем управления движением судов (далее - ЦУ СУДС) и центры управления Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (далее - ЦУ ГМССБ) относятся к Службам СУДС и ГМССБ. Службы СУДС и ГМССБ являются структурными подразделениями ФГУП «Росморпорт» и размещены в помещениях, расположенных на контролируемой (охраняемой) территории административных и производственных зданий, где установлены и поддерживаются пропускной и внутриобъектовый режимы единые для всего Объекта в рамках реализации иных требований законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам антитеррористической защищенности.

 

-О лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов и по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность  осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)

В связи с признанием утратившим силу с 01.01.2021 года постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 № 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте» в настоящее время существует правовой вакуум в области лицензирования деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов и деятельности по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), что негативно сказывается на деятельности хозяйствующих субъектов.

 

Проекты приказов ФОИВов и иных высших исполнительных органов

- проект приказа МЧС России от 30.10.2020 № 808 «Об утверждении   Правил аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам    Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,   чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных  бедствий.

Ассоциация согласовала данный проект приказа МЧС России в связи с отсутствием замечаний.

- проект постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении санитарно- эпидемиологических правил «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при осуществлении различных видов работ и услуг».
Ассоциация не согласовала данный проект, в связи с необходимостью существенной доработки проекта постановления.

ИНЫЕ ВОПРОСЫ

 

- проект «Методики расчета пропускной способности пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации»

 подготовленный в рамках выполнения по заказу Минтранса России научно-исследовательской работы по теме «Совершенствование нормативно-технической базы, регулирующей систему строительства, технического перевооружения и эксплуатации пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации».

Ассоциация считает возможным поддержать представленный Проект Методики, при условии ее дополнения недостающими положениями, в том числе, по порядку проведения расчета пропускной способности пунктов пропуска в случаях, когда в пределах пункта пропуска находится один или несколько ОТИ.

 

-проект приказа Минтранса России Об установлении запретного для плавания района в зоне расположения Федерального государственного казенного учреждения здравоохранения «Санаторий «Солнечный»

проект приказа Минтранса России Согласован на заседании деловой части рабочей группы по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере водного транспорта, назначенного на 23 марта 2021 года.

Фото: пресс-служба АСОП

Баннер
Газпромбанк
Советская Гавань
Тенденции в управлении портовым бизнесом
Конференция ПОРТООРИЕНТИРОВАННАЯ ЛОГИСТИКА
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021