Потенциал международного сотрудничества в судостроении между Россией и Южной Кореей обсудили онлайн - Морские вести России

Потенциал международного сотрудничества в судостроении между Россией и Южной Кореей обсудили онлайн

23.06.2021

Лента новостей

Потенциал международного сотрудничества в судостроении между Россией и Южной Кореей обсудили онлайн

18 июня состоялась международная онлайн-конференция «Россия – Республика Корея: возможности и перспективы сотрудничества в области судостроения. Шаги реализации концепции «Девяти мостов».

Мероприятие проведено организатором международной выставки «НЕВА» и АО «ЦНИИ «Курс» при поддержке Минпромторга России, Корейской ассоциации морского оборудования КОМЕА и Корейского научно-исследовательского института морской техники KOMERI.

Участники обсудили ход реализации проекта «Девять мостов» и наметили пути дальнейшего сотрудничества. В качестве приглашенных экспертов выступили представители Министерства торговли, промышленности и ресурсов Республики Корея, Департамента судостроительной промышленности и морской техники и Департамента стран Азии, Африки, Латинской Америки Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Ассоциации судостроения и морских технологий Республики Корея, Торгового представительства Российской Федерации в Республике Корея, KOMERI, ЦНИИ «Курс», Крыловского государственного научного центра, отраслевого центра МАРИНЕТ. Перспективную продукцию представили ОСК, ССК «Звезда», Hyundai Heavy Industries, Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering и Samsung Heavy Industries.

Концепцию «Девять мостов», в которой выделено девять ключевых направлений инвестиционного взаимодействия России и Кореи, стороны приняли в начале 2019 года, а через полтора года актуализировали. 27 октября 2020 года, в ходе встречи сопредседателей Российско-Корейской совместной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, заместитель председателя Правительства РФ – полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев и вице-премьер, министр экономики и финансов Республики Корея Хон Нам Ги подписали Совместное заявление о Плане реализации концепции «Девяти мостов» российско-корейского торгово-экономического сотрудничества версия 2.0.

Актуализированный план включает двусторонние проекты в таких областях, как энергетика, железные дороги и инфраструктура, судостроение, порты и судоходство, здравоохранение, сельское и рыбное хозяйство, инвестиции, инновации, а также культура и туризм. Координируют реализацию концепции «Девяти мостов» Министерство экономического развития Российской Федерации и Комитет по Северному экономическому сотрудничеству при президенте Республики Корея.

Руководитель группы по судостроению Министерства торговли, промышленности и ресурсов Республики Корея Джин Ён Юн отметил, что судостроение вносит значимый вклад в развитие российско-корейских отношений. «Пандемия не только не приостановила двустороннее сотрудничество, но и укрепила решимость работать вместе», – подчеркнул он.

Заместитель председателя Ассоциации судостроения и морских технологий Кореи Бен Чхоль Ли подтвердил, что сотрудничество в сфере судостроения активизировалось и выразил надежду, что обе страны будут развивать новые направления взаимодействия.  

Заместитель директора Департамента судостроительной промышленности и морской техники Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Алексей Исачкин рассказал о ключевых направлениях сотрудничества двух стран в области гражданского судостроения. В ходе подготовки к конференции Минпромторг России провел опрос российского отраслевого бизнес-сообщества на предмет наличия предложений по возможным направлениям сотрудничества с корейскими компаниями, а также проектам, доступным к совместной реализации. По итогам опроса был составлен обширный перечень предложений и направлен корейской стороне. В продолжение дальнейшей двусторонней работы Алексей Исачкин попросил корейских коллег из Министерства торговли, промышленности и ресурсов Республики Корея также опросить свои компании на предмет заинтересованности в сотрудничестве с российскими партнерами или в выходе на российский рынок, чтобы определить конкретные совместные проекты для дальнейшего взаимодействия.

Республика Корея – важный торговый партнер России. В сегменте торговли судами, лодками и плавучими конструкциям в 2020 году по сравнению с 2019-м был зафиксирован прирост экспорта и импорта в денежном выражении на 122 млн долларов и 173 млн долларов соответственно. «Совершенно очевидно, что судостроение является таким сегментом экономики, который имеет потенциал не только для восстановления объемов товарооборота, но и для его дальнейшего роста и развития двусторонних отношений», – отметил Алексей Исачкин.

Помимо участия в заказах на строительство готовых судов, Россия и Корея имеют перспективы сотрудничества в сфере производства судового комплектующего оборудования с учетом приоритетных направлений развития экономики двух стран. Безусловными точками дальнейшего роста двусторонней торговли являются несырьевой экспорт и глубокая промышленная кооперация, поэтому имеются широкие возможности для кооперации в сфере судостроения.

В настоящее время уже реализуется ряд совместных проектов, которые можно признать соответствующими мероприятиям программы «9 мостов». В первую очередь, речь идет об участии корейской стороны в проектах по реализации производственной программы судостроительного комплекса «Звезда» в качестве разработчика проектов крупнотоннажных судов, поставщика оборудования и партнера по обучению персонала.

Более того, в настоящее время ведется проработка возможности привлечения корейских компаний на российский рынок в целях реализации проектов по локализации производства в рамках производственной программы «Звезды» и в дальнейшем формирования промышленного технопарка в области судового комплектующего оборудования на территории опережающего социально-экономического развития «Большой Камень». На мощностях Амурского судостроительного завода предусмотрены площади для корейских изготовителей судового комплектующего оборудования.

В рамках концепции «9 мостов» между ключевыми российскими и корейскими компаниями уже подписан ряд двусторонних соглашений о сотрудничестве различного уровня. «Считаем, это прекрасным заделом для дальнейшей кооперации. – сказал Алексей Исачкин. – У нас далекоидущие, перспективные планы. В области судостроения нашими странами накоплен позитивный опыт, и мы уверены, что объединение наших усилий даст синергический эффект. Для этого есть все предпосылки. Мы открыты к сотрудничеству с корейскими коллегами и готовы оказать любое посильное содействие развитию взаимовыгодных отношений между нашими сторонами. Рассчитываем на то, что сегодняшняя встреча будет иметь продолжение в виде развития эффективного двустороннего диалога и реализации конкретных бизнес-проектов».

Заместитель директора Департамента стран Азии, Африки, Латинской Америки Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Вячеслав Сердюков считает, что в настоящее время использован не весь потенциал возможного российско-корейского взаимодействия. Он призвал более активно пользоваться преференциями, которые предоставляются на территории опережающего развития «Большой Камень», и устанавливать новые деловые связи между бизнес-сообществами России и Республики Корея.

Торговый представитель Российской Федерации в Республике Корея Александр Масальцев назвал Республику Корея одним из важнейших стратегических партнеров России во многих сферах. По итогам 2020 года вследствие пандемии товарооборот между двумя странами сократился на 19%, до 19,6 млрд долларов, зато за 4 месяца 2021 года произошел рост на 34,3%, до 9 млрд долларов. Взаимодействие в области судостроения – одно из наиболее важных и востребованных направлений, а производство судов и судового оборудования – одна из ключевых задач обеих стран.

Республика Корея обладает сильными компетенциями, при этом и России есть чем поделиться. СПГ-технологии, проектирование и производство роботизированных средств обнаружения и спасения на море, разработка систем и оборудования для безэкипажного судоходства – все эти направления, по мнению Александра Масальцева, могут привести к открытию новых совместных предприятий. На корейских мощностях размещаются российские заказы на газовозы, нефтяные и челночные танкеры и другие типы судов. На ССК «Звезда» строятся суда класса Aframax. Торгпредство Российской Федерации в Республике Корея выразило со своей стороны готовность оказывать максимальную поддержку всем инициативам.

Заместитель генерального директора ССК «Звезда» – директор по проектам Константин Глобенко представил возможности одной из самых современных в России верфей. «Звезда» располагает самым большим в стране сухим доком, уникальным крановым оборудованием, способна обрабатывать до 330 тыс. тонн стали в год и собирать судна водоизмещением до 350 тыс. тонн. Сейчас в портфеле предприятия 66 судов, из них 18 в активной стадии постройки. Общий портфель заказов оценивается примерно в 680 млрд рублей, общая масса законтрактованных судов – 830 тыс. тонн. Среди строящихся судов – арктические танкеры для проекта «Арктик СПГ 2», суда снабжения для «Роснефти» и «Газпрома», ледокольные суда для «Атомфлота» и Росморпорта, арктические танкеры-челноки дедвейтом 69 и 120 тыс. тонн. Часть проектов реализуется в тесном партнерстве с Hyundai Heavy Industries и Samsung Heavy Industries, с которыми созданы СП. Отдельного внимания заслуживают танкеры класса Aframax. Первый из них, «Владимир Мономах», был спущен на воду в мае 2020 года.

На базе «Звезды» создается судостроительный кластер, в котором могут участвовать корейские компании. В приоритете – проекты локализации. Создаваемый индустриальный парк «Большой Камень» предоставляет в аренду земельные участки, складские и производственные площади.

Главный инженер Hyundai Heavy Industries Мингук Ким сделал обзор крупных проектов компании с применением ноу-хау. Отдельно он остановился на решении проблемы декарбонизации. Hyundai Heavy Industries в настоящее время активно разрабатывает оборудование, которое снижает выбросы углекислого газа. Еще один интересный проект – «цифровой двойник» судна для обеспечения лучшего мониторинга и анализа эффективности морских перевозок.

О современной конструкции арктических судов рассказал главный инженер DSME Сунмин Юк. Особая гордость – танкеры-газовозы арктической категории Arc7 для проекта «Ямал СПГ 2». Они способны круглогодично работать при температурах до -52° С, самостоятельно преодолевать льды толщиной до 2,1 метра при движении кормой вперед. Большое внимание компания уделяет вопросам защиты окружающей среды, занимается проектами по сокращению выбросов и снижению потребления топлива. Разрабатывает гибридные системы, собирается использовать аммиак, водород и гибридные виды топлива.

Представитель Samsung Heavy Industries Тэгван Ким акцентировал внимание на важности обучения специалистов в рамках реализации совместных проектов строительства арктических судов.

Советник президента Объединенной судостроительной корпорации, президент НТО им. А.Н. Крылова Владимир Никитин отметил, что российско-корейские отношения имеют для ОСК первостепенное значение. Уже достигнуты значимые результаты по совместным программам. В настоящее время ОСК уделяет большое внимание вопросам крупноблочного строительства, и в этом отношении очень важен опыт корейских коллег. Развивается совместный проект в области реализации концепции строительства судов по принципу распределенной верфи. Он позволяет создавать крупные морские сооружения силами сразу нескольких предприятий по модульному принципу, при этом задействовать необходимые мощности, сократить время строительства, а также равномерно загрузить работой различные верфи. Также в центре внимания ОСК – внедрение контрактов жизненного цикла, формирование судостроительного кластера на территории России, в планах – организация СП, контрактных производств, сотрудничество в области производства судового комплектующего оборудования, отвечающего требованиям экологии. ОСК намерена продолжать сотрудничество с корейской стороной в сфере проектирования судов ледового класса, создания плавучих энергетических блоков, проведения аварийно-спасательных работ в Арктике и пр.

Эксперт KOMERI отметил актуальность производства высокотехнологичного морского оборудования с дистанционным управлением и современных систем мониторинга.

Генеральный директор отраслевого центра МАРИНЕТ Александр Пинский представил российские технологии автономного судовождения. Эта задача носит революционный характер. Россия является первой страной, которая начинает широкое применение автономных коммерческих судов, и здесь открываются большие возможности для кооперации с коллегами из Кореи и объединения усилий для того, чтобы сделать новые технологии реальностью во всем мире.

В 2019 году несколько судоходных и технологических компаний при поддержке Минпромторга России и Минтранса России начали проект по автономной навигации, его стратегическая цель – сделать возможным практическое применение технологий с 2021 года. МАРИНЕТ решал несколько задач: обеспечить прозрачность и предсказуемость работы автономных судов, сделать технологии доступными и экономически выгодными, а также внедрить новые решения в рамках существующего международного регулирования. По мнению специалистов, в автоматическом и дистанционном режиме управления должен выполняться весь объем функций, что и экипажем.

Впервые в мире Федеральное агентство морского и речного транспорта России опубликовало рекомендации к международным правилам предотвращения столкновения судов. На уровне национального законодательства разработаны правовые нормы, которые позволяют судоходным компаниям использовать автономные суда под флагом России. В соответствии с Постановлением Правительства РФ с 2021 года начинается эксперимент национального масштаба.

Один из важнейших элементов новой технологии – оптическая система, эквивалент человеческого зрения. Десятки камер обеспечивают постоянное наблюдение под 360 градусов в ближней и дальней зоне, идентифицируют объекты и передают информацию в автономную навигационную систему и на пульт дистанционного управления, который позволяет оператору видеть обстановку в различных режимах. Автономная навигационная система определяет опасные объекты и формирует маневры расхождения для безопасного маневрирования по существующему международному законодательству. Пульт дистанционного управления позволяет наблюдать за судном и при необходимости брать оператору управление на себя.

Пилотный проект был начат в 2019 году. В сентябре 2020-го начались испытания, в декабре комплекс получил одобрение Морского регистра судоходства, а с февраля 2021 года проводятся испытания в реальных условиях, в режиме коммерческой эксплуатации. Периодически капитан включает режим автономной навигации. Симбиоз режимов управления предполагает, что в открытом море, в типовых ситуациях, можно применять автоматический режим, в нестандартных ситуациях – осуществлять дистанционное управления, а где есть правовые и другие ограничения, – ручное управление экипажем на борту (лоцмановская проводка и пр.). Как рассказал Александр Пинский, вскоре планируется завершить опытную эксплуатацию, провести демонстрационные рейсы, в октябре ожидается принятие последних законов, после чего можно будет приступить к национальному эксперименту. Уже есть ряд соглашений на оснащение более 20 судов. После завершения испытаний и подписания ФЗ эти суда смогут получить класс автономности и начать работать.

МАРИНЕТ предлагает объединить усилия и реализовать аналогичный пилотный проект в Республике Корея с учетом российского опыта. Уже в 2022-2023 гг. можно создать условия для широкого применения автономных судов в Республике Корее. Россия заинтересована в том, чтобы технологии автономного судовождения внедрялись не только в России, но и по всему миру.

Начальник Центра импортозамещения и локализации судового комплектующего оборудования АО «ЦНИИ «Курс» Дмитрий Стоянов рассказал о правилах локализации, которые сейчас формируются в России. В апреле 2021 года были внесены изменения в Постановление Правительства № 719 с введением балльной системы при производстве промышленной продукции в России. Сгруппировано 75 типов судов, 10 технологических операций, 110 типов общесудового оборудования, 16 судовых систем и 126 типов специального оборудования. По каждой позиции назначается определенное количество баллов от 5 до 500 в зависимости от ее весомости в общей стоимости судна. Максимально можно набрать около 7500 баллов. В переходный период до 2023 года уровень локализации должен составлять порядка 40% (это 2300 баллов), в дальнейшем он будет нарастать, потому что Россия заинтересована в том, чтобы строить суда на своей территории. Будут уменьшатся прямые поставки готовых судов из-за рубежа. Центр локализации судового оборудования ЦНИИ «Курс» готов оказать всестороннюю поддержку для выхода корейских компаний на российский рынок. Форматы локализации могут быть разные – от строительства собственных заводов до подбора технологических партнеров среди российских компаний.

Начальник отдела ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Андрей Зайцев считает программу «9 мостов» новым импульсом для создания конкурентоспособной продукции. Он акцентировал внимание на развитии транзитного потенциала Северного морского пути. В свете прогнозируемого роста грузопотока по СМП важное значение приобретают вопросы повышения экономической эффективности перевозок, улучшения ледовых качеств судов, повышения безопасности мореплавания, снижения вредных выбросов и перехода на экологичные виды топлива.

Директор Департамента международного сотрудничества Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Кирилл Рождественский поделился опытом в области обучения и обмена квалифицированными кадрами в судостроительной отрасли и пригласил российских и корейских коллег на конференцию

PAAMES / AMEC, которая состоится 22-23 сентября в рамках международной выставки «НЕВА».

Подводя итоги конференции, Кирилл Рождественский, который выступил модератором, дал высокую оценку состоявшейся дискуссии. Получился очень интересный диалог, который позволил укрепить деловые связи и наметить пути расширения дальнейшего сотрудничества между Россией и Республикой Корея в сфере гражданского судостроения.


Иллюстрация: пресс-служба международной выставки «НЕВА»

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ