Строительство порта Найба в Якутии станет драйвером развития региона - Морские вести России

Строительство порта Найба в Якутии станет драйвером развития региона

24.01.2022

Лента новостей

Основным сдерживающим фактором роста экономики Якутии является крайне недостаточное развитие базовой транспортной инфраструктуры. Наибольший недостаток регион испытывает в морских портах, особенно в восточной части Северного морского пути. Единственный существующий в этом секторе морской порт Тикси в современном виде не в состоянии обеспечить растущие потребности региона.

Отсутствие круглогодичных транспортных сетей в регионе настоящее время приводит к тому, что для реализации крупных добывающих и промышленных инвестиционных проектов требуется строительство специальных подъездных коммуникаций, длина которых может составлять сотни километров, а стоимость – сотни миллиардов рублей, что существенно превосходит экономическую выгоду от самих инвестиционных проектов.

Поэтому одним из основных этапов развития портовой инфраструктуры Республики Саха (Якутия) является реконструкция порта, а главное, создание в Хараулахской бухте крупного глубоководного порта-хаба. Об этом журналу «Морские порты» сообщил ведущий научный сотрудник Института мерзлотоведения им. П.И.Мельникова СО РАН М.М.Шац.

Место для строительства нового порта выбрано из-за своего уникального сочетания состава и морфологии донных и береговых отложений, глубоководности и защищенности от сгонных ветров.

Проект предусматривает расширение границ порта Тикси и строительство нового глубоководного морского терминала в Хараулахской бухте в районе села Найба, находящегося в 112 км от административного центра поселка Тикси. Бухта имеет глубины, позволяющие принимать суда с осадкой до 10 метров. С учетом потепления Арктики со временем здесь можно будет принимать даже круизные туристические лайнеры.

Прогнозируемый грузооборот порта Найба к 2032 году может составить 18,3 млн тонн в год по базовому сценарию и 23,1 млн тонн – по интенсивному. В перспективе реализация проекта позволит решить проблемы, связанные с северным завозом, обеспечивающим жизнедеятельность арктических районов республики. Стоимость доставки грузов пока является сдерживающим фактором развития их экономики.

Кроме того, порт позволит решить и проблемы, связанные с дорогостоящим северным завозом, когда жизнедеятельность всех арктических районов республики зависит от СМП, включающего в себя не только морские акватории, но и пункты в низовьях северных рек, где производится разгрузка и погрузка судов.

Реализация шельфовых проектов, интенсивное развитие СМП с созданием соответствующей инфраструктуры на побережье Восточной Арктики с участием крупных российских и международных компаний при поддержке государства обусловят со временем строительство еще одного морского порта – Анабар. Строительство энергетической и подводящей транспортной инфраструктуры инвестиционных проектов в Анабарском и Оленекском районах позволит качественно изменить структуру экономики арктических районов Республики Саха (Якутия) и существенно нарастить долю нефтегазовой отрасли.

Проект повлечет за собой промышленное развитие районов «алмазной провинции», ТОР «Кемпендяй», Тарыннахского ГОК, раскрытие экспортного потенциала районов Арктической и Западной Якутии, в том числе локальной сельскохозяйственной продукции, совершенствование системы северного завоза для гарантированной и своевременной доставки жизнеобеспечивающих грузов с наименьшими затратами и с применением новых подходов к организации доставки.

 

Подробности читайте в журнале «Морские порты» № 9 за 2021 г.

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ