- Морские вести России

Бюллетень новостей №13 (43) 2013

Издательство

МОРСКИЕ ВЕСТИ РОССИИ

www.morvesti.ru

представляет:

 

БЮЛЛЕТЕНЬ НОВОСТЕЙ

№13(43) 2013 год

с 16 по 31 июля 2013

 

Главные темы:

-        Минтранс определился с приоритетами

-        ФСТ РФ подготовила приказ, освобождающий ряд портов от госрегулирования

-        В российском законодательстве дано определение «морской плавучей платформы»

-        В. Лисин может продать треть своего судоходного холдинга

-        FESCO не будет покупать НКК и долю в НМТП

-        Конвенция о труде в морском судоходстве вступает в силу 20 августа

-        «Совкомфлот» возьмет кредит на $75 млн для строительства танкеров-газовозов СУГ

-        На Выборгском судостроительном заводе начнут строить ледокол проекта 21900 М

-        Грузооборот «Морского порта Санкт-Петербург» снизился на 12% до 3,96 млн тонн

-        На 8,4% вырос грузооборот Мурманского морского торгового порта

-        Махачкалинский порт в 2013 г. приватизировать не будут

-        Россию ожидает «ледокольная пауза»

-        Таянье арктических льдов в результате глобального потепления маловероятно, пик ледовитости придется на 2030 – 2035 годы

 

ВЛАСТЬ

Минтранс определился с приоритетами

11 июля Министр транспорта РФ Максим Соколов утвердил Публичную декларацию приоритетных целей и задач Министерства транспорта Российской Федерации на 2013 год.

В числе целей и задач, которые ставятся согласно этому документу, имеются следующие:

Основные задачи в области развития морских портов:

-        обеспечение суммарного прироста производственной мощности российских морских портов на 30 млн. тонн после ввода в эксплуатацию объектов портовой инфраструктуры;

-        завершение строительства морского порта Сочи с береговой инфраструктурой с целью создания международного центра морских пассажирских и круизных перевозок;

-        завершение проектирования сухогрузного района морского порта Тамань;

-        завершение формирования акватории южной части морского торгового порта Усть-Луга, ввод в эксплуатацию двух терминалов, построенных за счет внебюджетных источников;

-        завершение первого этап подготовительных работ (формирование технологического канала и акватории порта) для начала строительства объектов морского порта в районе пос. Сабетта на полуострове Ямал, включая создание судоходного подходного канала в Обской губе;

-        завершение строительства и ввод в эксплуатацию объектов федеральной собственности морского торгового порта Оля (5-й причал);

-        завершение реконструкции затворов наполнения-опорожнения Чайковского шлюза в Пермском крае;

-        окончание работ по расширению судоходной трассы на р. Сквирите и Камышовой отмели в Куршском заливе;

-        разработка и реализация 1 этапа комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений и водных путей Енисейского бассейна;

-        завершение 1 этапа реконструкции Рыбинского гидроузла ФГУП «Канал им. Москвы».

Ответственными за достижение указанных целей назначены заместитель министра транспорта  В.А. Олерский и руководитель Росморречфлота А.А. Давыденко.

Основные задачи в области повышения конкурентоспособности транспортной системы России:

-        комплексное развитие Мурманского транспортного узла, завершение проектирования;

-        развитие транспортного узла «Восточный - Находка» (Приморский край), завершение проектирования.

-        создание Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра (Республика Татарстан) (СММЛЦ), завершение строительства.

Ответственными за достижение указанных целей назначены заместитель министра транспорта А.С. Цыденов, заместитель министра транспорта В.А. Олерский, генеральный директор ФКУ «Ространсмодернизация» И.В. Фрейдин.

Основные задачи в области обеспечение безопасности на транспорте:

-        приобретение 11 патрульных судов для государственного морского и речного надзора;

-        создание 3-х автоматизированных центров по контролю и надзору в сфере транспорта (АЦКНТ) и их ввод в эксплуатацию.

Ответственными за достижение указанных целей назначены заместитель министра транспорта А.С. Цыденов, руководитель Ространснадзора А.И. Касьянов.

 

ФСТ РФ подготовила приказ, освобождающий ряд портов от госрегулирования

Федеральная служба по тарифам (ФСТ) России подготовила проект приказа «Об изменении регулирования деятельности субъектов естественной монополии в морских портах Большой порт Санкт-Петербург, Приморск, Выборг, Высоцк, Усть-Луга», который освобождает их от государственного регулирования.

Как сообщили в пресс-службе ФСТ, речь в приказе идет о тарифном регулировании оказания услуг по погрузке и выгрузке, хранению грузов, предоставлению причалов в морских порта.

«ФСТ России считает возможным изменение регулирования (неприменение прямого ценового регулирования) в отношении указанных субъектов естественных монополий, так как анализ деятельности субъектов показал, что на данном рынке услуг наблюдаются признаки перехода в состояние конкурентного рынка», - рассказал представитель пресс-службы.

При этом данные субъекты не исключаются из реестра субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, и будут обязаны предоставлять ежеквартально и ежегодно информацию о применяемых тарифах на оказываемые услуги по установленной форме.

В ФСТ полагают, что применение указанного метода регулирования, с одной стороны, обеспечит прозрачность деятельности субъектов естественных монополий, в том числе за счет сохранения действия в отношении данных организаций положений российского законодательства о естественных монополиях. С другой стороны, это позволит субъектам естественных монополий проводить гибкую тарифную политику, исходя из складывающейся конъюнктуры рынка.

По мнению ведомства это окажет положительное влияние на рынке услуг по погрузке, выгрузке и хранению грузов в морских портах.

До 13 августа 2013 года пройдет общественное обсуждение проекта приказа ФСТ. Документ вступит в действие в установленном порядке – после регистрации в Минюсте России через 10 дней после официальной публикации.

 

В российском законодательстве появилось определение «морской плавучей платформы»

Президент РФ Владимир Путин подписал закон, уточняющий нормы, связанные с обеспечением безопасности в морских портах, следует из документа, опубликованного на официальном интернет-портале правовой информации.

Закон определяет, что капитан морпорта осуществляет административно-властные полномочия в морском порту и обеспечивает безопасность плавания и стоянки судов, а также транспортную безопасность акватории порта. Капитан порта обязан принимать меры по предотвращению или прекращению незаконного нахождения и передвижения морских и других судов в акватории порта.

Кроме того, закон уточняет, что администрация морских портов создается в отношении двух и более морских портов в России в форме федерального бюджетного учреждения и действует в соответствии с положением об администрации морпортов, утвержденным Минтрансом РФ.

В Кодексе торгового мореплавания дается определение «морская плавучая платформа», а в законе «О транспортной безопасности» расшифровывается понятие «оценка охраны морского судна и портового средства», под которой будет пониматься «определение степени защищенности морского судна, акватории морского порта, морского терминала, проведенная в соответствии с требованиями международных договоров РФ в области охраны судов и портовых средств».

 

Министр транспорта М. Соколов провел совещание по развитию внутреннего водного транспорта

19 июля в Самаре Министр транспорта РФ Максим Соколов провел совещание по развитию внутреннего водного транспорта. В совещании приняли участие первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по транспорту Виталий Ефимов, губернатор Самарской области Николай Меркушкин, заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский, представители субъектов Российской Федерации, Росморречфлота, администраций бассейнов внутренних водных путей, союза «Национальная палата судоходства», коммерческих структур.

Открывая совещание, министр отметил, что в обновленном варианте Транспортной стратегии России, который в настоящее время находится в правительстве РФ, одним из наиболее значимых вопросов названа проблема несбалансированности развития единой транспортной системы России. В качестве наиболее яркого примера отмечено значительное отставание развития внутреннего водного транспорта.

Внутренний водный транспорт нуждается в восстановлении инфраструктуры водных путей, портов, строительстве новых судов и привлечении грузопотоков, подчеркнул министр. В настоящее время Минтрансом России ведется работа по разработке стратегии развития внутреннего водного транспорта до 2030 года, сказал он. При этом М. Соколов подчеркнул, что для развития внутреннего водного транспорта необходимы координация и согласованные действия государства и бизнес-сообщества.

Директор департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Константин Пальников проинформировал присутствующих о законодательных и научно-исследовательских инициативах Минтранса. Он отметил, что внутренним водным транспортом в год перевозится более 140 млн. тонн грузов и 20 млн. чел. пассажиров. «В последние годы мы имеем положительную динамику грузовых перевозок, но пассажирские перевозки по прежнему в минусе. Речной транспорт – это единственный вид транспорта, который не достиг советских объемов перевозок, а это более 580 млн тонн. С 1990 года объемы перевозок упали практически в 4 раза, потеряны многие традиционные пассажиро- и грузопотоки», - сказал он.

Среди основных факторов, которые негативно влияют на развитие внутреннего водного транспорта, К. Пальников назвал следующие: сезонность; значительный возраст портовых гидротехнических сооружений и перегрузочной техники, флота; наличие лимитирующих участков и др. В стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации, разработкой которой занимается Минтранс, впервые за длительный период времени проводится комплексное исследование всех составляющих внутреннего водного транспорта, направленное на разработку научно обоснованных предложений и моделей развития внутреннего водного транспорта на период до 2030 года, с обоснованием конкретных мероприятий по флоту, портам, внутренним водным путям, созданию мультимодальных логистических центров, в том числе мерам государственной поддержки внутреннего водного транспорта. К. Пальников сообщил, что подготовка стратегии близится к завершению. Минтранс планирует ее широкое общественное обсуждение.

 

Поправки к закону «О транспортной безопасности» будут приняты до конца года

Минтранс РФ совместно с МВД и ФСБ разработал поправки к федеральному закону «О транспортной безопасности», регламентирующие работу операторов специализированного оборудования.

Об этом сообщил на пресс-конференции в Москве представитель департамента транспортной безопасности и социальных программ Минтранса Евгений Ночкин. По его словам, комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте, принятая в 2010 году, в первую очередь подразумевала закупку и установку специализированного оборудования.

«Но на любом оборудовании, должны работать люди. Подготовленные нами поправки помогут регламентировать этот вопрос, после чего реализованная на сегодняшний день часть системы сможет заработать в полном объеме», - пояснил Евгений Ночкин. Он так же отметил, что проект поправок уже рассмотрен в правительстве и прошел первое чтение в государственной думе. «Мы рассчитываем, что до конца года поправку будут приняты», - сообщил Евгений Ночкин.

 

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

Лисин может продать треть своего судоходного холдинга

Владимир Лисин может продать до 30% акций своего судоходного холдинга VBTH Ришату Багаутдинову и Владимиру Касьяненко, которые сейчас контролируют 20%. Принципиально стороны договорились об увеличении доли миноритариев как минимум до блокпакета, вопрос лишь в источниках финансирования сделки. Сам Владимир Лисин купил 80% VBTH в 2008 году за $180 млн, но с тех пор компания наращивала флот и цена, по мнению участников рынка, могла практически удвоиться.

О том, что миноритарии Volgo-Balt Transport Holding (VBTH) хотят увеличить свою долю, выкупив часть пакета Владимира Лисина, владеющего 80%, газете «КоммерсантЪ» рассказали два источника, знакомые с ходом переговоров. Ришат Багаутдинов и Владимир Касьяненко, владеющие 20% акций, могут получить до 50% холдинга, уточнил один из собеседников «Ъ». Он добавил, что увеличение пакета, скорее всего, будет проходить в несколько этапов. Источник, близкий к миноритариям, рассказал, что переговоры идут уже несколько месяцев. «Оферта есть с весны. Когда появится возможность, пакет будет увеличен», - говорит он. Источник, близкий к господину Лисину, считает, что желание миноритариев - «позитивный сигнал», «значит, компания развивается в правильном направлении». В VBTH от комментариев отказались.

VBTH объединяет судоходные и судостроительные активы Владимира Лисина: Волжское и Северо-Западное пароходства, «В.Ф.Танкер», Окскую судоверфь, завод «Память Парижской коммуны», пассажирскую компанию «Водоходъ» и ряд других компаний. Объем перевозок грузов в 2012 году - около 15,5 млн тонн. Консолидированные показатели не раскрываются. Выручка Волжского пароходства в 2012 году - 4,79 млрд руб., чистая прибыль - 708 млн руб. Выручка Северо-Западного пароходства - 4,07 млрд руб., чистая прибыль - 49,4 млн руб. Выручка «В.Ф.Танкера» - 3,3 млрд руб., чистая прибыль - 722 млн руб.

Владимир Лисин купил долю в VBTH в 2008 году у Ришата Багаутдинова, Владимира Касьяненко и Виктора Олерского, который сейчас является заместителем министра транспорта. По данным «Ъ», после прихода на госслужбу господин Олерский передал свой пакет партнерам в доверительное управление. Сумма сделки в 2008 году составила $180 млн, то есть весь холдинг оценивался в $225 млн. Еще тогда стороны не исключали, что в дальнейшем миноритарии смогут увеличить долю, рассказывают «Ъ» источники. Миноритарии участвуют в формировании стратегии и принятии решений: так, Ришат Багаутдинов возглавляет совет директоров ключевой компании VBTH - Волжского пароходства.

Купив 80% VBTH, Владимир Лисин начал масштабную программу по обновлению флота, загружая в том числе верфи холдинга. В 2012 году была закончена программа по строительству десяти сухогрузов RSD-44 с общим объемом вложений 4 млрд руб., построено 22 танкера класса «река-море». Общий объем вложений составил более 10 млрд руб., а в июле VBTH заказал на Окской судоверфи 20 универсальных судов. Общий объем вложений может превысить 9 млрд руб. С учетом увеличения флота стоимость VBTH выросла, считают участники рынка, сейчас она может превышать $300 млн, и покупка 30% акций обойдется не менее чем в $100 млн. «Но сделка может быть и на нерыночных условиях, поскольку стороны являются партнерами»,- подчеркнул источник «Ъ».

 

FESCO не будет покупать НКК и долю в НМТП

Совет директоров ОАО «Дальневосточное морское пароходство» (ДВМП, головная компания группы FESCO) рассмотрел целесообразность покупки 20% акций ОАО «Новороссийский морской торговый порт» и ООО «Национальная контейнерная компания» (НКК), члены совета проголосовали против покупки, сообщил агентству «Прайм» источник, знакомый с ходом заседания.

В материалах компании по факту заседания совета говорится, что решения по обсуждаемым сделкам не приняты.

Основным акционером FESCO является группа «Сумма», которая на паритетных началах с ОАО «Транснефть» также владеет и контрольным пакетам акций НМТП.

На госпакет НМТП претендует как минимум десять компаний. Среди претендентов назывались суверенный фонд Абу-Даби Invest AD, United Capital Partners (UCP) Ильи Щербовича, группа «Дело» Сергея Шишкарева, «Нефтегазиндустрия» Владимира Когана и Ильи Клебанова, украинская группа терминалов ТИС, международный трейдер Noble Group, стивидорный холдинг International Container Terminal Services (Филиппины), Macquarie Renaissance Infrastructure Fund, который инвестирует в инфраструктурные проекты в СНГ.

О возможной покупке НКК в мае заявляла другая крупная компания - Global Ports, однако решения пока не принято. Владельцами НКК, по неофициальным данным, являются бизнесмены Виталий Южилин и Андрей Кобзарь.

 

Правительство РФ определило кандидатов в совет директоров «Совкомфлота»

Правительство России утвердило список из десяти кандидатов для избрания в качестве независимых директоров и госпредставителей в совет директоров ОАО «Совкомфлот», которое на 100% принадлежит государству, говорится в распоряжении, размещенном на сайте правительства.

Правительством выдвинуты действующие члены совета директоров компании - председатель совета Илья Клебанов, президент Национальной палаты судоходства Алексей Клявин, замминистра транспорта Виктор Олерский, заместитель председателя ВЭБа Михаил Полубояринов, президент «Транснефти» Николай Токарев и генеральный директор «Совкомфлота» Сергей Франк.

В качестве независимых директоров выдвинуты также действующие члены - Марлен Манасов, Дэвид Мурхаус и Чарльз Райан.

Кроме того, правительство утвердило кандидатов в ревизионную комиссию общества.

 

СУДОХОДСТВО

Конвенция о труде в морском судоходстве вступает в силу 20 августа

Российский морской регистр судоходства (РС) напоминает судовладельцам о приближении даты вступления в силу Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве (КТМС-2006), а также о необходимости незамедлительного принятия мер, позволяющих в будущем избежать задержаний судов и связанных с этим финансовых потерь.

В первую очередь к таким мерам относится предъявление судов для освидетельствования на соответствие требованиям КТМС-2006. Согласно ее требованиям все суда, совершающие международные рейсы и имеющие валовую вместимость 500 и более, должны иметь на борту и регулярно подтверждать Свидетельство о соответствии трудовым нормам  в морском судоходстве (СвСТН) и Декларацию о соблюдении трудовых норм в морском судоходстве (ДСТН). В настоящий момент практика морских администраций государств флага состоит в делегировании полномочий по проведению освидетельствований судов на соответствие требованиям КТМС-2006 признанным организациям – классификационным обществам.

Вторым механизмом регулирования условий труда моряков является проведение инспекций иностранных судов государством порта, а также наличие требования, запрещающего предоставлять более благоприятный режим судам под флагами государств, не ратифицировавших КТМС-2006. Наличие на судне действующих СвСТН и ДСТН при этом будут являться первоочередным доказательством соответствия судна требованиям конвенции. При отсутствии этих документов судно будет подвергаться более детальной инспекции в иностранном порту захода, а последствия выявления несоответствий требованиям КТМС-2006 могут носить более жесткий характер.

КТМС-2006 вступит в силу 20 августа 2013 года. В РС можно обращаться по любым вопросам, связанным с внедрением требований конвенции.

На сайте РС опубликованы I и II Части  Декларации о соблюдении трудовых норм в морском судоходстве (ДСТН)  для судов под флагом Российской Федерации. Для проведения освидетельствования судов под флагом РФ на соответствие КТМС необходимо в адрес РС направлять две заявки - на рассмотрение II Части ДСТН и на освидетельствование судна на соответствие  Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве, а также Лист опроса по определению готовности судна.

 

Новые правила таможенного транзита в отношении товаров на морском транспорте вступают в силу в августе

Опубликованный и вступающий в силу в конце августа приказ ФТС России облегчит процедуру оформления таможенного транзита для грузов, перевозимых морским транспортом. Об этом корреспонденту ИА «Морвести.Ру» сказал Сергей Амельянович, и.о. первого заместителя начальника главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России.

«Совершенствования нормативно-правовой базы в области таможенного оформления грузов – одна из главных федерального агентства. Но эта задача сложная, поскольку для ее осуществления требуется очень большое количество согласований с другими государственными ведомствами. В результате по многим грузам главным документом у нас до сих пор является приказ ГТК России №892, принятый еще в 2001 году», – сказал в своем выступлении на видеоконференции «Актуальные вопросы совершения таможенных операций и таможенного контроля в морских портах», которая прошла в Москве.

«Как позитивный момент нужно отметить издание приказа ФТС №2688 от 29 декабря 2012 г., который утверждает новую редакцию порядка временного хранения, что затрагивает морскую тематику, – продолжил С. Амельянович.

«Другое важное достижение, – сказал представитель ФТС, – опубликование сегодня, 24 июля, в «Российской газете» приказа Федеральной таможенной службы от 1 марта 2013 г. №372 г. «Об установлении особенностей таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом». По законодательству он вступает в силу через 30 дней после опубликования, то есть в конце августа».

Опубликованный сегодня приказ ФСТ №372 кроме прочих содержит следующий пункт:

…«В случае последовательного захода морского судна, осуществляющего перевозку иностранных товаров в два и более морских порта Российской Федерации, и пересечения им государственной границы Российской Федерации при таких заходах в каждом из морских портов таможенными постами совершаются таможенные операции, связанные с прибытием товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза и их убытием с этой территории, в соответствии с главами 23 и 24 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Перемещение товаров морским судном из предыдущего морского порта захода в следующий морской порт захода осуществляется без их помещения под таможенную процедуру таможенного транзита».

«Перевозка осуществляется без применения мер обеспечения соблюдения таможенного транзита, предоставление электронной копии транзитной декларации не требуется, подтверждение о прибытие транспортного средства таможенным органом не оформляется», – пояснил Сергей Амельянович.

 

Енисейское речное пароходство открыло грузовую навигацию по р. Хантайка на севере Красноярского края

В рамках договора с ОАО «Норильско-Таймырская энергетическая компания» ОАО «Енисейское речное пароходство» доставит 9 тысяч тонн щебня из порта Дудинки до пункта выгрузки на 58-м километре реки Хантайки. Также около 10 тысяч тонн сыпучих грузов и оборудования флот пароходства доставит на Хантайку из Красноярска.

Как сообщила начальник пресс-службы ОАО «Енисейское речное пароходство» Ольга Мацуль, в навигацию 2013 года впервые за последние 40 лет появился новый грузопоток на один из северных притоков Енисея – реку Хантайку. Ранее перевозками по этой реке Енисейское пароходство занималось в 1960–1970-е годы, когда шло строительство и ввод в эксплуатацию Усть-Хантайской ГЭС в Заполярье.

«Сегодня это направление вновь стало востребованным. Это связано с модернизацией Усть-Хантайской ГЭС, где предстоит выполнить большой объём строительно-монтажных работ вплоть до замены всех устаревших турбин. Модернизация ГЭС начнётся в следующем году, сейчас идёт подготовка. По мере увеличения строительных работ, грузовая база на этом направлении будет возрастать», - отметила Ольга Мацуль.

 

СУДОСТРОЕНИЕ

«Совкомфлот» возьмет кредит на $75 млн для строительства танкеров-газовозов СУГ

15 июля ОАО «Совкомфлот» и ING Bank N.V подписали кредитное соглашение на сумму $75 миллионов на срок 10 лет.

Кредит предназначен для финансирования строительства двух новых танкеров-газовозов типа «СИБУР Воронеж», предназначенных для перевозки сжиженного нефтяного газа (СНГ) и строящихся на верфи Hyundai Mipo Dockyard Сo. Ltd. Новые танкеры компании будут обеспечивать круглогодичную транспортировку СНГ из терминала в морском торговом порту Усть-Луга по долгосрочным контрактам с российским нефтехимическим холдингом ОАО «СИБУР».

Танкеры–газовозы «СИБУР Воронеж» и «СИБУР Тобол» будут находиться в собственности холдинга группы компаний «Совкомфлот» (группа СКФ) - SCF Gas Carriers

В церемонии подписания соглашения, состоявшейся в Лондоне, приняли участие руководитель департамента кредитования ING Bank Кристофер Cтин, генеральный директор ING Bank по Великобритании, Ирландии и Ближнему Востоку Джеральд Уокер, руководитель по вопросам финансирования транспортного сектора ING Bank Стивен Фьюстер, генеральный директор-председатель правления ОАО «Совкомфлот» Сергей Франк, первый заместитель генерального директора - финансовый директор ОАО «Совкомфлот» Николай Колесников.

 

На Выборгском судостроительном заводе начнут строить ледокол проекта 21900 М

5 августа 2013 года в 12.00 на Выборгском судостроительном заводе пройдёт церемония начала формирования корпуса ледокола проекта 21900 М на самопогружной барже-площадке «Атлант», сообщила ИА «Морвести.Ру» пресс-служба предприятия.

Строительство баржи было выполнено в максимально короткие сроки. Ввод баржи в эксплуатацию позволяет усовершенствовать технологию постройки заказов с уменьшением стоимости и сроков выполнения работ, а также снимает часть инфраструктурных ограничений верфи. Теперь Выборгский судостроительный завод сможет строить суда шириной до 30 м и длиной до 150 м.

На стапель-палубе баржи «Атлант» будет осуществлена сборка корпусов и спуск на воду серии ледоколов проекта 21900 М, которые в данный момент строятся на Выборгском судостроительном заводе.

 

На Северной верфи заложили первый серийный корвет проекта 20385

В канун Дня Военно-морского флота, 25 июля, на судостроительном заводе «Северная верфь», входящем в состав Объединенной судостроительной корпорации, состоялась торжественная церемония закладки первого серийного корвета проекта 20385. Указом главнокомандующего ВМФ РФ кораблю присвоено имя «Проворный».

Нынешний корвет «Проворный» - двенадцатый по счету корабль российского ВМФ с этим именем.

Проект 20385 разработан ЦМКБ «Алмаз» на базе проекта 20380. Корабли этого проекта уже входят в состав ВМФ: это корветы «Стерегущий», «Сообразительный» и «Бойкий», построенные на «Северной верфи».

Модернизированный проект 20385 отличается от предшественников в том числе параметрами главных размерений и водоизмещением, а также комплексом вооружений.

 

На Севмаше заложили АПЛ «Новосибирск»

26 июля, на ОАО «ПО «Севмаш» (входит в состав Объединенной судостроительной корпорации) состоялась церемония закладки атомного подводного крейсера четвертого поколения «Новосибирск». На мероприятии присутствовали представители органов власти, научных и проектных организаций, предприятий судостроительной отрасли, Военно-морского флота.

Эта подлодка станет третьим кораблем в линейке АПЛ проекта «Ясень» (проектант СПМБМ «Малахит»). Атомные подводные лодки серии станут воплощением и концентрацией уникальных новейших российских разработок в области военного вооружения, оружия, технических и радиоэлектронных комплексов, главных энергетических установок.

Зам. Председателя Правительства Дмитрий Рогозин, главком ВМФ Виктор Чирков и генеральный директор предприятия Михаил Будниченко приняли участие в установке закладной доски на секции атомного подводного крейсера.

 

Сдано в эксплуатацию второе многофункциональное аварийно-спасательное судно «Спасатель Кавдейкин»

19 июля государственная комиссия приняла в эксплуатацию второе многофункциональное аварийно-спасательное судно ледовой категории Arc 5 мощностью 4 МВт проекта MPSV07 «Спасатель Кавдейкин».

Судно построено на Невском судостроительно-судоремонтном заводе по заказу Федерального агентства морского и речного транспорта для ФГУ «Госморспасслужба России», генеральный заказчик - ФКУ «Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта». Оно построено по проекту Морского инженерного бюро.

Это судно, как и головное судно серии «Спасатель Карев», на сегодняшний день являются самыми мощными, оснащенными по последнему слову техники аварийно-спасательными судами, которые построены за счет средств ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.)».

Многофункциональные аварийно-спасательные суда ледового плавания проекта MPSV07 предназначены для патрулирования и несения аварийно-спасательного дежурства в районах судоходства, рыбного промысла, морских нефтяных и газовых промыслов; поиска и оказание помощи терпящим бедствие судам в ледовых условиях и на чистой воде; ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ЛАРН); тылового и технического обеспечения, в том числе для выполнения подводно-технических работ водолазов на глубинах до 60 метров; а также для обследования морского дна и поврежденных объектов на глубинах до 1000 м.

 

МОРСКИЕ ПОРТЫ

Грузооборот «Морского порта Санкт-Петербург» снизился на 12% до 3,96 млн тонн

За шесть месяцев 2013 года грузооборот ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» («МП СПб») составил 3,96 млн тонн, что на 12% меньше аналогичного показателя прошлого года. Отрицательная динамика обусловлена снижением объема перевалки основного груза порта – черных металлов, вследствие падения спроса на рынках Европы и США.

В частности, перевалка черных металлов в сравнении с январем-июнем прошлого года сократилась на 27%, до 1,36 млн тонн, цветных – на 4%, до 967 тыс. тонн. В целом за шесть месяцев текущего года объем перевалки генеральных грузов в порту составил 2,95 млн тонн – на 18% меньше, чем за аналогичный период 2012 года.

При этом объем насыпных и навалочных грузов увеличился на 9%, до 1,01 млн тонн, из которых более половины – 558 тыс. тонн – минеральные удобрения, что на 58% больше, чем в первом полугодии прошлого года. Рост показателей обусловлен оптимизацией технологического процесса обработки таких грузов.

 

Грузооборот порта Усть-Луга вырос в 1-м полугодии в 1,5 раза до 29 млн тонн

Грузооборот порта Усть-Луга составил в январе-июне 2013 года 28,988 млн тонн, что в 1,54 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Об этом сообщается в материалах администрации морского порта «Большой порт Санкт-Петербург», в зону ответственности которой входит порт Усть-Луга.

Объем перевалки наливных грузов вырос в 1,9 раза до 18,084 млн тонн, в том числе порт перевалил 11,404 млн тонн нефти (рост в 3 раза) и 6,68 млн тонн нефтепродуктов (рост на 15%).

Объем перевалки навалочных грузов за отчетный период вырос на 21 % до 9,395 млн тонн, в том числе за 6 месяцев порт обработал 8,391 млн тонн угля и кокса (рост на 15% относительно показателя января-июня 2012 года).

Объем обработки генеральных грузов составил 533,2 тыс тонн (снижение на 34%), в том числе порт перевалил 269,3 тыс тонн черных металлов (снижение на 43%). Объем обработки лесных грузов вырос на 29% до 138,3 тыс тонн.

Контейнерооборот порта составил за отчетный период 21,835 тыс TEU, грузов на паромах обработано 317,1 тыс тонн (снижение на 37%).

Грузооборот порта в июне увеличился в 1,5 раза по сравнению с июнем 2012 года и составил 5,159 млн тонн грузов, в том числе порт обработал 3,237 млн тонн наливных, 1,678 млн тонн навалочных и 70,9 тыс тонн генеральных грузов.

 

На 8,4% вырос грузооборот Мурманского морского торгового порта

Грузооборот ОАО «Мурманский морской торговый порт» (ММТП) за 6 месяцев 2013 года вырос на 8,4% к уровню января-июня 2012 года - до 8 млн 412,8 тыс. тонн. В июне грузооборот составил 1 млн 504,4 тыс. тонн.

Объем перевалки угля за полгода составил 6 млн 371,5 тыс. тонн (+11,5% по отношению к первому полугодию 2012 года), апатитового концентрата - 734,6 тыс. тонн (+75,2%), железорудного концентрата - 626,6 тыс. тонн, цветных металлов - 189,3 тыс. тонн, марганцевой руды - 133,4 тыс. тонн. Объем перевалки импортных грузов сократился на 10 тыс. тонн, каботажных грузов - на 35 тыс. тонн.

За 6 месяцев компания обработала 251 судно и 122 тысячи 246 вагонов, в том числе с углем - почти 92 тысячи.

Предприятие располагает 17 причалами общей протяженностью около 3 тыс. м. Длина и глубины у причалов позволяют принимать суда с осадкой до 15,5 м и длиной более 265 м. Грузооборот ММТП за 2012 год составил 15,69 млн тонн

 

Частные инвестиции в ОЭЗ Советская Гавань-Ванино составят 210 млрд руб

Объем частных инвестиций в рамках проекта по созданию портовой особой экономической зоны Советская Гавань с включением в нее порта Ванино оценивается в сумму порядка 210 миллиардов рублей, сообщил министр экономического развития и внешних связей Хабаровского края Виктор Калашников.

Решение создать ОЭЗ Советская Гавань было принято правительством РФ в конце 2009 года. Предполагалось, что в Советской Гавани будет создана зона площадью до 2,9 квадратных километра, включая часть территории морского порта, с возможностью последующего увеличения площади до 4,5 квадратных километра. Правительство Хабаровского края направило заявку на расширение ОЭЗ, куда включат территорию Ванинского морского порта.

«Прогнозный объем частных инвестиций за весь период действия портовой особой экономической зоны составит около 210 миллиардов рублей», - сообщил Калашников в четверг на заседании Межрегионального координационного совета.

По его словам, показатель эффективности государственных расходов составит 43 рубля привлеченных частных инвестиций на 1 рубль бюджетных. Перспективные грузопотоки до 2025 года заявлены по обеим площадкам в размере 125 миллионов тонн, в том числе 112 миллионов тонн - Ванино, 13 миллионов тонн - Советская Гавань.

Калашников отметил, что с расширением ОЭЗ за счет Ванино были определенные препятствия со стороны законодательства, но Госдумой внесены необходимые поправки в закон об ОЭЗ. Однако для расширения необходим выход соответствующего распоряжения правительства. Оно ожидается не позднее осени 2013 года.

Министр добавил, что в настоящее время готовится обоснование создания управляющей компании. «Нами предложенная инициатива заключается в том, чтобы заинтересованные резиденты и потенциальные инвесторы вошли в состав управляющей компании», - сообщил Калашников. Он напомнил, что на площадках, выделенных под ОЭЗ, уже работают или определились с желанием здесь работать, крупные российские компании - СУЭК, «Мечел», «Сахатранс», «Базовый элемент».

 

Махачкалинский порт в 2013 г. приватизировать не будут

23 июля в Махачкале министр транспорта РФ Максим Соколов провел совещание по развитию транспортной инфраструктуры региона. В ходе второй части совещания были обсуждены вопросы развития Махачкалинского морского торгового порта.

В 2012 году грузооборот порта составил 6 млн. тонн, при этом был установлен абсолютный максимум по перевалке нефти и нефтепродуктов – 5,3 млн. тонн. По сухим грузам за 2012 год перевалка выросла на 20%.

М. Соколов отметил уникальное геополитическое положение Махачкалинского порта. «Это единственный незамерзающий порт России на Каспии, - сказал министр. - Порт является основным транспортным узлом России на каспийских магистралях транспортировки нефти и нефтепродуктов, входит в состав международного транспортного коридора «Север-Юг».

С основным докладом на эту тему выступил заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Константин Стасюк. Он отметил, что Махачкалинский порт остался единственным портом в стране, где приватизация не была проведена. В настоящее время предприятие включено в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2011-2013 годы. Однако, как отметил, К. Стасюк, по мнению Росморречфлота, принятие Росимуществом решения об условиях приватизации ФГУП «Махачкалинский морской торговый порт» до конца 2013 года технически может оказаться невозможным, даже при условии оформления прав на все объекты недвижимого имущества. В этом случае будет рассматриваться вопрос о включении предприятия весной 2014 года в Прогнозный план приватизации на 2014-2016 годы, который уже утвержден правительством России. При этом при рассмотрении вопроса о включении предприятия в программу приватизации необходимо будет руководствоваться тем, что новым приоритетом приватизации правительство определило не продажу объектов любой ценой, а привлечение инвестиций и стратегических инвесторов в приватизируемые активы в целях их дальнейшего развития, подчеркнул замглавы Росморречфлота.

 

Мурманский порт перестал быть госсобственностью

«Мурманский морской торговый порт» перестал быть государственной собственностью. Об этом говорится в распоряжении премьер-министра Дмитрия Медведева.

Документ разработан Минэкономразвития России в рамках масштабной программы приватизации федерального имущества. «К настоящему времени процедура отчуждения находящихся в федеральной собственности акций ОАО «Мурманский морской торговый порт» завершена», - говорится в сообщении кабмина.

«Должно быть снижено избыточное присутствие государства в конкурентном секторе экономики, - заявил ранее Дмитрий Медведев. - должны быть созданы условия для добросовестной конкуренции, привлечения дополнительных инвестиций в развитие предприятий и отраслей в целом».

 

Новый порт Суходол начнут строить в Приморье в 2014 году

Губернатор Приморского края Владимир Миклушевский сегодня, 24 июля, встретился с президентом холдинговой компании «Сибирский деловой союз» Михаилом Федяевым. Стороны подписали соглашение о взаимном сотрудничестве по реализации проекта строительства нового специализированного порта в Приморье.

Морской угольный терминал мощностью 20 млн тонн разместится в Шкотовском районе края – в бухте Суходол. Владимир Миклушевский подчеркнул, что этот проект очень важен для развития Приморского края. Он  позволит облегчить доступ к портовой инфраструктуре малым и средним угледобывающим предприятиям.

«Транспортно-логистическая отрасль – одна из приоритетных в Приморье, поэтому реализацию этого проекта мы будем поддерживать. Такие крупные проекты – отличный «якорь» для развития малого и среднего бизнеса в районе», - подчеркнул губернатор.

Как сообщил главе региона Михаил Федяев, строительство планируется начать в 2014 году. Проект позволит создать дополнительно 700 рабочих мест. Для сотрудников порта в селе Романовка компания планирует построить 100-квартирный жилой дом. Также компания окажет финансовую помощь в ремонте местной школы и дороги к поселку.

Глава Шкотовского района Виктор Михайлов отметил, что реализация проекта по строительству завода стала возможной благодаря передаче в муниципальную собственность 753 га земель Министерства обороны.

Владимир Миклушевский подчеркнул, что передача неиспользуемых земель Министерства обороны России краю дает большой толчок развитию районов края. Губернатор также предложил провести слушание проекта порта на заседании общественного экспертного совета по привлечению инвестиций.

 

АРКТИКА

Количество рейсов по Севморпути выросло в несколько раз

В этом году количество рейсов по Северному морскому пути (СМП) во много раз превысит показатели предыдущих лет, хотя до рекордных цифр советских лет еще далеко.

Как сообщили корреспонденту ИА «Морвести.Ру» по состоянию на 22 июня Администрацией Северного морского пути принято 339 заявлений на прохождение арктическим маршрутом, выдано 213 разрешений и 51 отказ. В 2012 году по СМП прошли 46 судов, а в позапрошлом – 34.

Как пишет британское издание Financial Times (FT), эксперты прогнозируют дальнейший рост арктического судоходства в ближайшие десятилетия, но отмечают, что пройдет еще немало времени, прежде чем этот маршрут станет коммерчески привлекателен. Недостаток инфраструктуры сказывается на всем протяжении маршрута, в восточном секторе пути он особенно заметен. Поэтому Севморпуть еще не скоро станет реальной альтернативой южным маршрутам.

По оценке морского института Южной Кореи, Севморпуть может привлечь четверть от всего объёма торгового судоходства между Азией и Европой к 2030 году. Генеральный директор Норвежской ассоциации судовладельцев Стурла Хенриксен, выступая на конференции по Арктике, заявил, что «активность судоходства в этом районе будет активно увеличиваться», вместе с тем коммерчески потенциал СМП, с его точки зрения будет ограничен «в течение довольно многих лет».

FT отмечает, что арктическое судоходство интересно не только России и азиатским странам, но и Европе. Исландия, к примеру,  рассматривает возможность строительства арктического незамерзающего порта на северо-востоке страны. Для сотрудничества планируется привлечь немецкую группу Bremenports.

Путь вдоль северных берегов России короче существующего южного пути через Суэцкий канал на тысячи миль, что может позволить перевозчикам сэкономить время и деньги. Расстояние, проходимое судами из Мурманска в Иокогаму через Суэцкий канал, например, составляет 12 840 миль, а Северным морским путем — всего 5770 миль; путь из порта Роттердама через Суэцкий канал — 11 250 миль, а Северным морским путем — 7350 миль. Время в пути от Роттердама до Японской Кобе, или южнокорейского Пусана, через СМП составляет 23 дня, что на 10 дней быстрее, чем по южному пути. Из Мурманска тот же путь займет 18 дней, в то время как через Суэцкий канал и южные моря судно идет в среднем 37 дней.

 

Россию ожидает «ледокольная пауза»

Освоение Северного морского пути и всего Арктического бассейна может оказаться под угрозой, поскольку в ближайшие десятилетия в России наступит «ледокольная пауза» – старые атомные ледоколы выйдут из эксплуатации, а новые не восполнят сокращение ледокольного флота. Более того, само строительство новых атомоходов находится под большим вопросом.

Россию ожидает «ледокольная пауза» – об этом корреспонденту ИА «Морвести.Ру» сообщил Владимир Арутюнян, начальник управления эксплуатации флота ФГУП «Атомфлот». «К 2030 – 2035 году ожидается серьезное осложнение ледовой обстановки в зоне Арктики. Оно связано с цикличностью климата, – сказал представитель «Росатомфлота». – Потребность в ледоколах возрастет, но в наличии у нас из них будет только четыре. Это самый новый из серии «Арктика», «50 лет Победы», который введен в строй в 2007 году, и три ледокола проекта ЛК-60, строительство которых сейчас начинается. Однако этого количества совершенно недостаточно, чтобы поддерживать нормальное судоходство в Арктическом бассейне. Серьезные ледокольные силы будут нужны только для того, чтобы обслуживать арктические проекты российских сырьевых компаний, таких как НОВАТЭК или Газпромнефть, которые приступают к освоению Январского и Новопортовского месторождений. На наших сегодняшних партнеров уйдут все ледокольные мощности, и на транзит по трассе Северного морского пути ледоколов может просто не остаться».

«Использование дизель-электрических ледоколов не решает проблемы, они не могут составить конкуренцию атомоходам, – продолжил эксперт. – Хотя атомный ледокол намного дороже при постройке, его эксплуатация обходится вдвое дешевле. Но главное – уникальная автономность. У дизельных ледоколов на такой длинной трассе как Севморпуть, неизбежно возникнут сложности с обслуживанием и бункеровкой».

Но ситуация может оказаться еще хуже, поскольку сегодня возникают серьезные сложности с финансированием строительства трех новых атомных ледоколов. «Решено, что с 2015 года финансирование строительства первого ЛК-60 будет осуществляться через государственно-частное партнерство. Но стоимость ледокола – около 1 млрд долларов, никакому частнику это не по карману. С двумя последующими ситуация еще сложнее, потому что на их строительство из бюджета предусмотрены совсем скромные средства, порядка одной пятой от всей суммы постройки», – предупредил В. Арутюнян.

«Мы уже опаздываем к 2030 – 35 году, учитывая тот объем транзита, который ожидается. Это большая проблема для нашей страны. Обладая всего 3-4 ледоколами, мы остановим процесс судоходства в Арктике, нужно уже сегодня решать проблему нехватки ледоколов», – заключил эксперт.

 

Таянье арктических льдов в результате глобального потепления маловероятно, пик ледовитости придется на 2030 – 2035 годы

В последнее время очень популярна идея о том, что судоходство по Северному морскому пути и другим арктическим акваториям станет более доступным благодаря таянию льдов в результате глобального потепления. Однако, таянье арктических льдов в результате глобального потепления маловероятно, более того скоро начнется новый «ледниковый период» и пик ледовитости придется на 2030 – 2035 годы.

Об этом корреспонденту ИА «Морвести.Ру» сказал Сергей Бресткин, начальник центра ледовой и гидрометеорологической информации ФГБУ «Арктический и антарктический научно исследовательский институт» в ходе круглого стола на тему «Северный морской путь: современное состояние, проблемы перспективы», организованного Аналитическим центром при правительстве РФ.

«Сегодня в ходу две теории, – сказал ученый. – Согласно одной накопление углекислого газа в результате человеческой деятельности вызывает потепление климата. Согласно другой, повышение среднегодовой температуры, регистрируемое в течение последних десятилетий, вызвано циклами солнечной активности. Этот цикл продолжается 60 лет. Я склоняюсь ко второй теории».

«Парниковая теория имеет много слабых мест и нерешенных противоречий, – продолжил Сергей Бресткин. – Во-первых, парниковый эффект от углекислого газа значительно слабей, чем эффект от водяного пара. Для сравнения 85% тепла поглощает водяной пар, и только 15% –  углекислый газ. Во-вторых, индустриальный выброс углекислоты очень невелик в ее общем объеме. Главный поставщик углекислого газа – Мировой океан, а его эмиссия зависит от температуры воды. Далее, если мы построим графики изменения средней температуры по годам, то увидим, что они в точности повторяют графики изменения солнечной активности и никак не коррелируют с графиками изменения количества углекислого газа в атмосфере».

«Ожидается, что в ближайшие 5-10 лет температура будет повышаться, а потом –  снова станет снижаться. Изменение количества льда в Арктике будет запаздывать за температурными изменениями, потому что у ледовых масс есть определенная инерция. Максимум ледовитости придется на 2030 – 2035 гг.», - заключил представитель ААНИИ.

Участники круглого стола поддержали мнение о том, что ледокольный флот потребуется нашей стране вне зависимости от перспектив изменений климата. «Даже если льды уйдут, это вовсе не значит, что ледокольный флот не нужен, – сказал Александр Ольшевский, руководитель Администрации Северного морского пути. – Потому что в этом случае удлинится период навигации, увеличится период вывоза СПГ из арктических месторождений, изменятся маршруты, и ледовая проводка все равно потребуется. Инвестиции в строительство ледоколов и судов ледового класса необходимы».

 

В Бюллетене использована авторская информация издательства «Морские вести России», а также сайтов Президента РФ, Председателя Правительства РФ, ГД РФ, Минтранса, Российской газеты, Росморречфлота, ИТАР-ТАСС, РИА Новости, ИА Regnum, Ведомостей, Известий, агентства Прайм и других.

 

Все новости, включая самые последние, на сайте издательства «Морские вести России» www.morvesti.ru

 

Подписаться на газету и журналы издательств «Морские вести России» можно:

 

Через редакцию

Телефоны: (495) 366-62-55, (495) 365-47-22

Подписка: (495) 365-47-22 podpiska@morvesti.ru.

 

Или через подписное агентство

Подписной индекс в каталоге Агентства «Роспечать» для России, стран СНГ

газета «Морские вести России»

32565

журнал «Морские порты»

47766

журнал «Морской флот»

70550

журнал «Международный экспедитор»

47767

журнал «Транспортное дело России»

36871

журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы»

79423

 

Отраслевой издательский центр «Морские вести России» это:

Федеральная газета водного транспорта «Морские вести России» - наиболее авторитетное издание, освещающее деятельность морского и речного флота России. Выпускается с 1996 года издательством «Морские вести России». Учредитель - Союз российских судовладельцев. Подписавшись на газету «Морские вести России» Вы всегда будете в курсе событий в отрасли! Оперативная информация на сайте Morvesti.Ru.

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» в прошлом году отметил 15-летие создания. Журнал «Морские порты» - это профессиональный информационный источник о состоянии, проблемах и перспективах развития портового бизнеса РФ. Его издатель - Ассоциация морских торговых портов (АСОП), выходит при поддержке Росморречфлота и ФГУП «Росморпорт». Подписавшись на журнал «Морские порты» Вы всегда будете в курсе событий в отрасли! Оперативная информация на сайте Morvesti.Ru.

Деловой журнал «Международный экспедитор» в этом году отмечает 15-летие со дня выхода первого номера. Его издатель – Ассоциация российских экспедиторов. Журнал отвечает на вопросы транспортно-экспедиторской деятельности во всем их многообразии. Подписавшись на журнал «Международный экспедитор» Вы всегда будете в курсе событий в отрасли! Оперативная информация на сайте Morvesti.Ru.

Журнал российского судоходства «Морской флот» основан в 1886 году и с 2011 года выпускается  издательством «Морские вест и России». Учредитель журнала - Союз российских судовладельцев. Подписавшись на журнал «Морской флот» Вы всегда будете в курсе событий в отрасли! Оперативная информация на сайте Morvesti.Ru.

«Морвести.Ру» – информационный интернет ресурс отраслевого издательского центра «Морские вести России». Всегда свежие новости, эксклюзивная аналитика на сайте Morvesti.Ru

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в список изданий ВАК. Выходит 6 раз в год.

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы». Выходит с 2010 года 6 раз в год.

 

Специальные проекты издательства:

Федеральный отраслевой справочник «Морские порты России 2012». Издательство подготовило 5-й юбилейный выпуск, который можно приобрести в редакции. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме одни раз в два года

Отраслевая Книга Почета «Люди нашей отрасли - 2012», второй выпуск, подготовлен по поручению ФА «Росморречфлот». Первый выпуск Книги состоялся в 2009 году. Книга выходит в режиме один раз в три года. 

Федеральный отраслевой справочник «Речные порты и внутренние водные пути 2013».

В 2013 году, по поручению Росморречфлота, редакция приступила к  подготовке  2-го выпуска справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году Справочник выходит в режиме один раз в два года.

NB! Издательство приступило к приему заявок на размещение деловой, рекламной информации, а также на подписку справочника «Речные порты и внутренние водные пути 2013». Выход справочника планируется в сентябре 2013 года.

Заявки принимаются по адресу morvesti@morvesti.ru

Отраслевой Бюллетень информации. С 2010 года  издательство ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. Бюллетень рассылается в режиме два раза в месяц.

Издательство принимает заявки на производство буклетов, книг, брошюр и пр.


Возврат к списку