«Рыболовный бум» - Морские вести России

«Рыболовный бум»

29.06.2020

Обзор отрасли

Сколько «рыбаков» и краболовов строится в России

Траулер Вымпел, фото - ССЗ Вымпел

Трендом последних лет отечественной судостроительной промышленности является реализация программы «Квоты под киль», к которой благополучно «пристроились» крабовые квоты – на них завязано строительство достаточно солидной партии специализированного краболовного флота.

Кирилл Воловик

Прикованное внимание судостроительной общественности к программе и краболовам вполне себе логичное: если взять первое, что приходит на ум, то такого российские корабелы еще не строили, если копнуть поглубже, то таких масштабов в рамках гражданской и коммерческой линии наши верфи не получали. И не стоит забывать, что рыбопромысловые суда, которые сейчас строятся на судостроительных заводах России, очень сложный и высокотехнологичный флот, насыщенный специфичным оборудованием.

И самое любопытное, что программа все еще набирает обороты! Поэтому сейчас удачное время, чтобы оглядеться и осмыслить информацию о том, какие рыбаки вместе с краболовами и в чьих интересах строятся силами российских судостроителей.

Кто строит и по сколько

Программа «Квоты под киль» начала свою жизнь в 2016 году. Она сразу же охватила ведущие судостроительные предприятия страны. Первопроходцами строительства нового рыболовецкого флота стали северо-западные заводы – «Северная верфь», Выборгский судостроительный завод, «Адмиралтейские верфи», прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», ленинградский судостроительный завод «Пелла». Именно там рыбопромысловые компании разместили первые заказы.

Затем развитие инвестквот начало стремительно завоевывать новые судостроительные предприятия, к решению задачи подключили Дальний Восток.

Однако остановимся на деталях и цифрах. Начнем с Калининграда, так как там, на ПСЗ «Янтарь», реализуется заказ из четырех судов для Рыболовецкого колхоза им. Ленина. Причем именно «Янтарь» может похвастаться определенными успехами в этом деле – два траулера из трех проекта SK-3101R уже переданы заказчику и ведут промысел. Третий «рыбак» «Ударник» проходит швартовные испытания. Четвертым рыболовецким судном является «Виктор Гаврилов» проекта 5670WSD – это самый крупный БМРТ из всех, что строятся на отечественных верфях.

«Северная верфь» тоже строит достаточно солидную серию «рыбаков». В общей сложности корабелы будут строить 14 единиц рыболовецких судов: десять траулеров проекта 170701 для группы «Норебо» и четыре ярусолова-процессора проекта MT1112XL для компаний РК «Вирма» и «Глобус» («Гандвик-1», «Гандвик-2», «Гандвик-3» – для «Вирмы», «Марлин» – для «Глобуса»).

«Адмиралтейские верфи» также одни из первых, кто вступил в программу «Квоты под киль». Сейчас адмиралтейцы заняты строительством шести супертраулеров, плюс четыре имеют в опционе – итого десять «рыбаков» проекта СТ-192. Заказчиком выступает Русская рыбопромышленная компания. Стоит подчеркнуть, что головной большой морозильный рыболовный траулер «Капитан Вдовиченко» был спущен на воду в конце марта, буквально перед режимом самоизоляции.

На Выборгском судостроительном заводе идет одновременная реализация двух серий траулеров для разных заказчиков. Всего в портфеле у завода восемь траулеров проектов КМТ01 и КМТ02. «Рыбаки» проекта КМТ01 строятся для Архангельского тралового флота. Это серия морей – «Баренцево море», «Норвежское море», «Белое море» и четвертое пока не имеет названия. Первые три «моря» уже на воде, четвертому только предстоит коснуться ее. Другая «четверка» траулеров проекта КМТ02 реализуется выборжанами для двух заказчиков – для компании «Норд Пилигрим» и УК «ФОР». Судно «Норд Пилигрим» для одноименной фирмы уже на воде, равно как и «рыбак» «Юрий Маточкин», строящийся для компании «ФОР».

В Ленинградской области помимо Выборга тоже ведется строительство рыбопромыслового флота в рамках инвестиционных квот. На заводе «Пелла» реализуется серия краболовов проекта 03070, траулеров-процессоров проекта 03095 и средних морозильных траулеров проекта 0701. Речь идет о двух краболовных судах для компании «Островной краб», четырех траулерах-процессорах для «Мурмансельди-2» (головной «Андромеда», первый серийный «Кастор», второй серийный «Поллукс», третий серийный «Альхена») и двух СМТ «Скорпион» и «Лев» для ГК «ФЭСТ». Кстати, «Пелла» тоже может похвастаться успешно переданным судном в рамках инвестквот – краболов «Русь» проекта 03070 в мае 2020 года был передан компании «Антей».

Не стоит забывать и о «Верфи братьев Нобель», которая строит малый рыболовной траулер «Вымпел» проекта Т30В для компании «Карелрыба». Генеральным подрядчиком строительства выступает судостроительный завод «Вымпел».

Однако вернемся к «Пелле». Именно этот завод дал старт большому движению по строительству современного краболовного флота. Сегодня в реализации заказов на краболовы участвуют одновременно несколько верфей по всей России.

Причем среди них есть достаточно интересные заводы, которые раньше было тяжело связать с участием в программе инвестквот. Например, в большую игру вступил нижегородский завод «Красное Сормово» и карельское предприятие «Онежский судостроительно-судоремонтный завод». «Красное Сормово» получит от Северо-Западного рыбопромышленного консорциума заказ на строительство пяти краболовов проекта КСП01. Онежский ССЗ же в свою очередь принялся за работу по реализации семи краболовных судов проекта 5712LS для ГК «Русский краб».

«Окская судоверфь» также получила заказ на строительство краболовов – три единицы проекта 5712P тоже для «Русского краба».

В рамках разговора об этом типе судов стоит вернуться к «Верфи братьев Нобель». Завод заключил контракт на строительство двух краболовов того же проекта, что и на Онежском ССЗ. Заказчиками выступили компании «Аква-Инвест» и «Мерлион».

Было бы действительно странно не задействовать мощности дальневосточных судостроительных заводов. Тем более что гражданскими заказами предприятия практически не загружены. Так, в программу вступили Хабаровский судостроительный завод, «Восточная верфь» и Находкинский судоремонтный завод. Предприятие из Находки заслужило «лакомый кусочек» из восьми единиц краболовных судов проекта 5712LS. Заказчиками выступают сразу две рыбодобывающие компании – «Антей», которая уже получила первого российского краболова «Русь» от «Пеллы», а также фирма «Тихоокеанская рыбопромышленная компания». Шесть единиц уйдут «Антею», две – ТРК.

ХСЗ и «Восточная верфь» поделили между собой заказы на семь краболовных судов – два и пять соответственно. Это будут краболовы проекта 03141, их строительство уже ведется. Хабаровский судостроительный завод строит для компании «Маг-Си Интернешнл», а «Восточная верфь» – для ГК «Сигма Марин Технолоджи» и «Восхода».

Подводя черту

На сегодняшний день в программе «Квоты под киль» принимают участие 12 судостроительных заводов. В эллингах этих предприятий размещены реальные заказы на строительство 75 рыболовецких и краболовных судов. И в этой итоговой цифре нет уже переданных судов – краболова «Русь» проекта 03070 от «Пеллы» и траулеров «Ленинец» и «Командор» проекта SK-3101R от «Янтаря». Для понимания: это 41 рыболовное судно и 34 краболова.

Очевидно, что список верфей будет только расширяться. Например, рыбаки уже заключили договоры на строительство нового рыбопромыслового флота с Ливадийским ремонтно-судостроительным заводом, предприятием «Композитное кораблестроение» и НПЦ «Торсиотест».

Сейчас все заказы в рамках «Квоты под киль» и крабовых аукционов, в том числе и тех, что уже переданы заказчикам, имеют общую стоимость, которая составляет более 228 млрд рублей.

Вообще итоговая цифра далеко не финальная. Согласно Стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года, для удовлетворения потребности внутреннего рынка до 2035 года необходимо строительство около 3904 судов. И среди них уже запланировано 1640 рыбопромысловых.

А ведь наши верфи еще вплотную не занялись средне- и малотоннажным рыбопромысловым судостроением, которое, безусловно, будет отражено в заказах в рамках стратегии. Так что сегмент рыболовецкого судостроения с каждым днем становится только перспективнее и интереснее!

Морские вести России №9 (2020)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ