ХI ежегодная конференция «ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ПОРТОВ И ГРУЗОВЫХ ТЕРМИНАЛОВ». 21-22 ноября 2023 г., Санкт-Петербург - Морские вести России

ХI ежегодная конференция «ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ПОРТОВ И ГРУЗОВЫХ ТЕРМИНАЛОВ». 21-22 ноября 2023 г., Санкт-Петербург

23.10.2023

Конференции

ХI ежегодная конференция «ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ПОРТОВ И ГРУЗОВЫХ ТЕРМИНАЛОВ». 21-22 ноября 2023 г., Санкт-Петербург

По итогам заседания президиума Государственного совета, посвященного развитию промышленности в условиях санкций, президент РФ Владимир Путин определил стратегической целью обеспечение технологического суверенитета страны.

Для ее достижения правительство России разрабатывает Концепцию технологического развития на период до 2030 года. Для сохранения устойчивости важнейших отраслей, включая транспорт, планируется за короткий срок обеспечить высокую степень независимости в создании технологий, разработок и инженерных решений.

Исторически так сложилось, что российские морские порты и ж/д терминалы в основном оснащались импортной перегрузочной техникой. В настоящее время производители из РФ и дружественных стран работают над освоением выпуска критически значимой для отрасли продукции.

Обсуждению новых разработок и решений, а также механизмов господдержки для эффективной и бесперебойной работы грузовых терминалов была посвящена ХI конференция «Техника и технологии для портов и грузовых терминалов», которая состоялась 21-22 ноября в Санкт-Петербурге.

Организатором мероприятия выступил журнал «Морские порты». Партнерами: машиностроительное предприятие НПО «АКОНИТ», а также крупнейший в Азии производитель и поставщик решений в области обработки, транспортировки и хранения зерна FAMSUN Group.

О поддержке конференции заявили Минпромторг России, Ассоциация морских торговых портов (АСОП), Фонд Развития Промышленности и ГУМРФ им. адм. Макарова.

В мероприятии приняли участие более 200 делегатов: руководители, главные инженеры, директоры по механизации более 40 российских операторов морских терминалов, представители компаний–производителей и поставщиков перегрузочного оборудования, сменно-запасных частей и комплектующих.

В приветственном слове исполнительный директор АСОП Серик Жусупов выразил благодарность организаторам конференции и делегатам за растущий интерес к мероприятию.

DSC_0241.JPG

Представитель Ассоциации напомнил, что в прошлом году транспортная отрасль РФ смогла обеспечить прорыв санкционной блокады и приступить к поступательному развитию.

«По итогам нынешнего года отечественные морские порты готовятся установить новый рекорд по грузообороту - 900 млн тонн. Перевалочные мощности отечественных терминалов в настоящее время превысили показатель советских портов в четыре раза, морские порты в границах РФ - в семь раз соответственно. Это, безусловно, очень яркий показатель, который свидетельствует о крайне благоприятных условиях для привлечения инвестиций в развитие отрасли», - подчеркнул Серик Жусупов.

Он отметил, что практически все морские терминалы РФ оснащены современным высокопроизводительным оборудованием. Однако сегодня, помимо преимуществ, это содержит и специфические недостатки, ведь используемая техника в портовой и других высокотехнологичных отраслях России является по большей части иностранной.

«Осенью этого года председатель правительства РФ Михаил Мишустин подчеркнул, что ключевое условие стабильной деятельности транспортного комплекса - технологическая независимость. Все присутствующие на конференции портовики и производители подъемно-транспортного оборудования понимают - это очень серьезная задача. Это вызов, требующий обсуждения как на уровне профессионального сообщества, так и на уровне правительства. Надеюсь, что в ходе обсуждения будут выработаны столь необходимые предложения по созданию условий для быстрого развития и компенсации недостатков в производстве и поставках портовой техники», - сказал исполнительный директор АСОП.

В пленарной сессии «Рынок подъемно-транспортного оборудования: спрос и предложение в текущих экономических условиях» принял участие заместитель директора Департамента станкостроения и тяжелого машиностроения Минпромторга РФ Иван Трощенков.

DSC_0361.JPG

Он отметил, что за год с прошлого выступления представителей министерства на конференции портфель механизмов поддержки производителей технологического оборудования значительно расширился. Ряд участников мероприятия воспользовались ими и успешно провели импортозамещение продукции иностранных компаний.

«Хочу поблагодарить АСОП за тесное сотрудничество, благодаря которому удалось опросить игроков стивидорного рынка и выявить ключевые направления дальнейшей работы. Главная задача, над которой сейчас работает департамент – удовлетворение потребностей заказчиков российским подъемно-транспортным оборудованием», - сказал представитель Минпромторга.

Для решения возникшей из-за санкций проблемы поставок материалов и комплектующих ведомство расширило перечень товаров параллельного импорта для обеспечения потребностей морских терминалов в долгосрочной перспективе, а также список приоритетного импорта в целях предоставления льготного кредитования для приобретения критически важной зарубежной продукции.

С целью освоения производства оборудования и комплектующих была утверждена программа предоставления грантов конструкторским бюро и инжиниринговым центрам в размере до 100 млн руб. в рамках одного проекта. За год поддержано порядка 150 проектов на общую сумму более 6,5 млрд рублей.

«Минпромторг находится в тесном взаимодействии как с производителями, так и с потребителями технологического оборудования. Такой диалог позволяет оперативно корректировать и настраивать механизмы для синхронизации запросов рынка и производственных мощностей. Но сейчас необходимо сформировать долгосрочный спрос для загрузки предприятий. Поэтому, пользуясь случаем, призываю АСОП и участников конференции обобщить конкретные техзадания, а также актуализировать текущую потребность для дальнейшей проработки совместно с российскими заводами», - подытожил Иван Трощенков.

Тему господдержки продолжил начальник Отдела инструментов промышленной политики Фонда Развития Промышленности (ФРП) Сергей Лагутин.

Он сообщил, что по запросу АСОП, Минпромторгом совместно с ФРП ведется корректировка программ Фонда, а именно лизинговых проектов, предусматривающих возможность займового финансирования до 90% от обязательного платежа первоначального взноса под 3% годовых в рамках приобретения отечественного грузоподъемного оборудования.

«Данный механизм, к примеру, позволит закупать из реестра российской продукции краны по лизинговой схеме: до 3% годовых на 45 лет. В ближайшее время ожидается утверждение нового стандарта Фонда», - сообщил Сергей Лагутин.

Профессор кафедры портов и грузовых терминалов, ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова Александр Кузнецов в своем выступлении отметил, что спрос на подъемно-транспортное оборудование формируют текущие грузопотоки. Правительство России стремится развивать рынок грузоперевозок в рамках концепции развития международных транспортных коридоров (МТК).

Однако в условиях геополитической напряженности другие страны не стремятся поддерживать создание МТК с Россией, стараясь «оттянуть» транспортные потоки, пустив их по более выгодным для себя маршрутам.

«В силу этого наши коридоры превращаются из международных в национальные. Плохо ли это? Вовсе нет. Транспортный потенциал - это важно, но главное заботиться о себе», - подчеркнул Александр Кузнецов.

По его словам, необходимо сформировать транспортно-логистическую систему, направленную прежде всего на удовлетворение национальных интересов. В соответствии с ними нужно задавать и приоритеты в отечественном производстве подъемно-транспортного оборудования.

Руководитель департамента «Стакеры, реклаймеры» НПО «АКОНИТ»  Олег Чистотин отметил рост спроса на производимое компанией оборудование для транспортировки и хранения насыпных грузов: судопогрузочные машины, реклаймеры, кратцер-краны, штабелеукладчики, питатели, конвейерные системы.

Представитель предприятия также представил сервис «Портовый конфигуратор», интуитивно понятный интерфейс которого позволяет быстро и бесплатно просчитать объем инвестиций в проекты, связанные с поставкой новой или модернизации (заменой) существующей техники в морских терминалах.

3.JPG

Региональный менеджер FAMSUN Group Сергей Чебанов рассказал об опыте работы холдинга в портовой сфере Китая.

FAMSUN Group обладает более чем 40-летним опытом в области строительства силосных башен. В линейке продукции компании стальные силосы сборного типа и спиральные, емкостью 1-18 тыс. т и 1-10 тыс. т соответственно, с плоским или коническим дном, разгрузкой псевдоожиженного и пористого материала.

В России компания реализовала проект по строительству мощностей для хранения зерна для грузового терминала в Забайкальске.

Сергей Чебанов также поделился планами локализовать производство силосных башен в Новосибирске.

Первая часть технической сессии «Инновационные разработки отечественных производителей ПТО» была посвящена транспортно-перегрузочным системам для терминалов насыпных и навалочных грузов.

От лица Группы компаний «СММ» исполнительный директор Антон Ришняк и генеральный конструктор Александр Журавлев рассказали об адаптации производства под новую санкционную реальность и путях решения актуальных технологических задач для портов и терминалов. В настоящее время ГК «СММ» продолжает расширять производственную линейку тяжелой грузоподъемной техники, осваивать новые перспективные направления в области машиностроения, в том числе экспортные.

DSC_0711.JPG

Другие спикеры в своих выступлениях отмечали, что российское оборудование может быть дороже импортного, но в долгосрочной перспективе окажется выгоднее благодаря оказываемому сервису. К тому же отечественные предприятия сегодня активно расширяют перечни продукции, предлагая не только грузоподъемную технику, но и технологичные решения для обеспечения экологии порта.

Вторая часть сессии была посвящена предложениям зарубежных партнеров.

Главный эксперт линейки силосной продукции FAMSUN Group Терелл Ли рассказал о компетенциях, опыте и решениях для портовых терминалов.

DSC_0193.JPG

Эксперт сообщил о разработках оборудования для транспортировки зерна с большой производительностью, низким энергопотреблением, и устойчивостью к коррозии при обеспечении герметичности. А также представил кейсы внедрения технологий для решения проблем со слёживанием и пылением зерна, расширения использования информационных систем для сокращения ручного труда.

В продолжение дискуссии спикеры представили решения для конвейерных лент из Франции, а также оценили выгоду использования подъемно-транспортной продукции из КНР на дизельной и электрической тяге.

В свою очередь, главный инженер Кировского завода электромагнитов «ДимАл» Сергей Кононов рассказал, как обратный инжиниринг может стать решением проблемы с обслуживанием импортного портового оборудования.

Заключительная сессия первого дня «Перевалка грузов: безопасность и качество» была посвящена вопросам импортозамещения в автоматизации и сервисе.

Эксперты обсудили:

- как предупредить критические ситуации и обеспечить нулевой травматизм на предприятии с помощью электронных систем предотвращения несчастных случаев;

- с помощью чего можно повысить безопасность работы колесной техники на обледеневших и заснеженных площадках;

- какие отечественные решения позволят обеспечить качественный автоматизированный весовой контроль;

- как применение тормозных резисторов может повысить эффективность работы грузоподъемной техники;

- и какие современные аспекты необходимо учитывать при эксплуатации подъемно-транспортного оборудования.

 DSC_0252.JPG

Второй день конференции начался с экскурсии по многофункциональному перегрузочному комплексу (ММПК) «Бронка»

На сегодняшний день ММПК — единственный глубоководный терминал в Большом порту Санкт-Петербург, способный принимать суда длиной до 347 метров, шириной до 50 метров и осадкой до 13 метров. «Бронка» имеет выгодное местоположение благодаря короткому подходному морскому каналу – всего 13 морских миль от приёмного буя, близкому расположению железнодорожной станции «Бронка», которая соединена с портом путями длиной 1,2 км, и примыканию Кольцевой автомобильной дороги (КАД).

В порту работают терминалы для перевалки контейнеров, накатных и генеральных грузов. Габаритные размеры выделенной полосы автомобильных ворот и радиус кривизны железнодорожных путей позволяют ММПК принимать сверхгабаритные и тяжеловесные грузы.

Эксперты смогли оценить парк техники для их обработки:

- два крана LHM-Liebherr 800, у каждого по 140 колесных пар и грузоподъемность 300 тонн. В тандеме способны поднять груз до 500 тонн. Таких всего 12 в мире;
- 4 STS-крана, грузоподъемностью по 60 тонн;
- 35 тягачей для контейнерных и накатных грузов;
- три АКВ, четыре ричстакера, два штабелера.

DSC_0386.JPG

После делегаты от портовых терминалов совершили экскурсию по заводу «CММ-ТяжМаш» в городе Сосновый Бор Ленинградской области.

Исполнительный директор предприятия Сергей Касьянов продемонстрировал процессы изготовления металлоконструкций и комплектующих для транспортирующей и грузоподъемной техники, оборудования для АЭС, включая как непосредственно изготовление, так и проверку качества изделий, покраску, доставку и монтаж.

Сегодня по объему выпуска продукции и техническому оснащению производственный комплекс «СММ-Тяжелое машиностроение» является центром тяжелого краностроения в Ленинградской области и России.

«В 2019 году на заводе трудились 35 человек, сегодня 340, видим рост в 10 раз. Сейчас завод вышел на стабильное производство 400 тонн готовых металлоконструкций различной сложности в месяц. На сегодня уже ведутся подготовительные работы по строительству новых производственных площадей на открытом участке, планируем перенести и расширить заготовительный участок, а заодно освободить площадь под большее количество контрольных сборок для повышения производительности», - поделился Сергей Касьянов.

 DSC_0669.JPG

- - -

В текущей политической и экономической обстановке как никогда важно живое обсуждение проблем и совместный поиск путей их решения между государством, эксплуатантами и производителями техники, вузами и отраслевыми организациями. Растущий интерес профессионального сообщества к конференции «Техника и технологии для портов и грузовых терминалов» показывает, что мероприятие играет важную роль в выстраивании такого диалога.

Фото: Морские вести России

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ