Нужен центр управления - Морские вести России

Нужен центр управления

30.08.2020

Безопасность мореплавания

Развитие федеральной системы поиска и спасания на море требует центра управления

В «Морской доктрине Российской Федерации до 2030 года» (ст. 82), утвержденной президентом РФ 17.06.2015, отмечено, что поиск и спасание людей на море является составным элементом системы обеспечения безопасности морской деятельности РФ наряду с безопасностью мореплавания, безопасностью объектов морской инфраструктуры, защитой и сохранением морской среды.

Виктор Илюхин, председатель секции «Поисково-спасательная техника и технологии» Российского НТО судостроителей имени академика А.Н. Крылова, д.т.н., профессор

Федеральная система поиска и спасения

Совокупность функционально взаимосвязанных нормативно-правовых, организационно-техни-ческих мероприятий, а также сил, средств и органов управления, направленных на недопущение гибели людей в море и оказание помощи аварийным кораблям и судам, а также выполнение аварийно-спасательных, водолазных, глубоководных, судоподъемных и подводно-технических работ представляет собой Федеральную систему поиска и спасания (ФСПС) на море.

Функционирование ФСПС при ликвидации ЧС на море базируется на принципе взаимодействия аварийно-спасательных формирований (АСФ) федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ): Минтранса (Росморречфлот), Минобороны (Военно-Морской Флот), МЧС, Береговой охраны ФСБ, Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) (рис. 1).

Рис.1. Структура Федеральной системы поиска и спасания на море

Государственные задачи поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море, распределены между соответствующими ФОИВ:

– Министерство транспорта (ФГБУ «Морская спасательная служба» Росморречфлота, ФГБУ «СКЦ Росморречфлота», ФГБУ «Администрация Севморпути»);

– Министерство по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС);

– Министерство обороны (Военно-Морской Флот);

– Федеральное агентство по рыболовству (экспедиционные отряды (ЭО) аварийно-спасательных работ (АСР);

– Береговая охрана Пограничной службы Федеральной службы безопасности (БОХР ПС ФСБ).

ФСПС на море является составной частью Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) страны (РСЧС), которая действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях и состоит из функциональных и территориальных подсистем.

Основу структуры морской подсистемы РСЧС образуют функциональные подсистемы Минтранса, в задачи которых входит:

– организация и координация деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах РФ (ФГБУ «СКЦ Росморречфлота»);

– организация работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности (ФГБУ «Морская спасательная служба» Росморречфлота);

– обеспечение безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов в акватории Северного морского пути (ФГБУ «Администрация Севморпути»);

– поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов гражданской авиации (Росаэронавигация совместно с Росавиацией) (рис. 2).

Рис.2. Поисково-спасательные районы Российской Федерации

В силу отсутствия ряда актуализированных нормативно-правовых актов по поиску и спасанию на федеральном уровне при объективной необходимости решения задач ПСО в АЗ РФ имеет место создание соответствующих нормативно-правовых актов в интересах различных ФОИВ. Так, например, Указом Президента РФ от 25.09.2014 № 644 определено положение «О привлечении атомного ледокольного флота к обеспечению деятельности Военно-Морского Флота в Арктике», а Указом Президента РФ от 05.08.2015 № 402 утверждено «Положение о взаимодействии Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Министерства обороны в области обеспечения деятельности Военно-Морского Флота в Арктике». Развитие ведомственных систем ПСО в том числе и в ПАО «Газпром» выполняется в условиях отсутствия федерального органа, осуществляющего руководство решением федеральных проблем деятельности ведомственных АСС и централизованной, научно обоснованной программы развития системы поиска и спасания на море.

Сказанное подтверждается и распоряжением Правительства РФ от 21.12.2019 № 3120-Р, утвердившим «План развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года», который предусматривает:

– анализ нормативно-правовых актов и иных нормативных документов, регламентирующих реагирование при возникновении аварийных ситуаций в рамках аварийно-спасательного обеспечения судоходства в акватории Северного морского пути, оценку текущего и необходимого уровня оснащенности;

– подготовку предложений по развитию системы поиска и спасания людей и судов, а также системы реагирования на разливы нефти и нефтепродуктов;

– обоснование потребности в аварийно-спасательном флоте для работы в акватории Северного морского пути до 2035 года;

– строительство 16 аварийно-спасательных судов и другие мероприятия.

Нормативно-правовые и другие аспекты развития ПСО МД в АЗ РФ зависят от решения соответствующих вопросов развития ФСПС на море. Без решения проблемных вопросов развития ФСПС на море принимаемые решения в регионах в части ПСО МД будут недостаточно эффективны.

Из-за отсутствия единой технической политики в области развития сил и средств поиска и спасания на море каждое ведомство определяет технические требования к аварийно-спасательным судам. Такие требования существуют как в Минобороны, так и в МЧС, Министерстве транспорта и других ведомствах. Количество проектов аварийно-спасательных судов с близкими задачами исчисляется десятками. Опыт проведения большинства аварийно-спасательных работ свидетельствует о том, что к выполнению поисковых и аварийно-спасательных работ привлекаются все спасательные суда независимо от ведомственной принадлежности. Проблемным вопросом, необходимость решения которого диктуется сложными экономическими условиями в стране, является проведение унификации всей номенклатуры спасательных судов аварийно-спасательных служб ФОИВ.

Начинать целесообразно прежде всего с наименований классов и подклассов спасательных судов, которые даже в пределах одного ведомства не соответствуют действующей классификации спасательных судов. Унификация судового состава должна заключаться в определении типоряда судов, решающих одинаковые (сходные) и специфические задачи, стоящие перед ФОИВ. Необходимо учитывать, что для каждого проекта необходимо готовить персонал, разовые комплектующие изделия дороже серийных, затраты на ремонт судов различных проектов больше, чем затраты на однотипные суда, и ряд других вопросов. Все это приводит к тому, что при относительно больших финансовых затратах эффективность федеральной системы поиска и спасания на море является недостаточной. Так, например, целесообразно рассмотреть вопрос о создании проекта унифицированного спасательного буксирного судна ближней морской зоны, которое будет входить в состав Минобороны, Минтранса и Росрыболовства. В настоящее время различными проектными бюро разработано 5 проектов близких по своим характеристикам буксирных судов – 23470, 745, 02980, 22870, 22540.

Унификация судового состава позволит:

• снизить затраты на проектирование судов за счет уменьшения количества проектов;

• строительство большой серии судов приведет к удешевлению каждого образца;

• снизятся затраты на подготовку персонала, обеспечивающего их эксплуатацию;

• снизятся затраты на их обслуживание и ремонт за счет закупки меньшего типоряда запасных частей и освоения технологии проведения типового ремонта;

• уменьшится общее количество судов ПСО, входящих в состав аварийно-спасательных служб ФОИВ, за счет упрощения возможности осуществления взаимодействия при проведении аварийно-спасательных работ;

• упростится возможность передачи судов из одного ФОИВ в другое в случае изменения внешнеполитической обстановки (введение военного положения).

Необходимые мероприятия по развитию ФСПС

В сложившихся условиях нужен новый подход, основанный на комплексном решении проблем ПСО МД морской деятельности в РФ, в том числе и в Арктической зоне, который позволит развивать ФСПС на море таким образом, чтобы она смогла функционировать с достаточным уровнем эффективности.

Именно в результате такого подхода было подготовлено и реализовано постановление Правительства РФ от 01.03.1993 № 174 «О совершенствовании деятельности ведомственных аварийно-спасательных служб по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на море и водных бассейнах России», на основании которого были разработаны нормативные документы, действующие в настоящее время, но по ряду позиций не соответствующие современным условиям и требующие актуализации и переработки:

– Концепция функционирования и развития подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на море и водных бассейнах;

– Федеральный план поиска и спасения;

– Положение о взаимодействии аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций на море и водных бассейнах;

– Государственная программа строительства спасательных судов и катеров и ряд других документов федерального уровня.

Созданию этих и ряда других документов способствовал Координационный научно-технический совет, созданный в 1995 году, в состав которого вошли представители различных министерств, ведомств и организаций.

Первоочередные задачи

Первоочередными мероприятиями по совершенствованию системы поиска и спасания на море являются:

– определение на основании ст. 84 «Морской доктрины РФ до 2030 года» ФОИВ с функциями руководства совершенствованием существующей системы поиска и спасания людей на море, основанной на взаимодействии ФОИВ, формировании и реализации государственной технической политики по развитию существующих сил и средств поиска и спасания, унификации ведомственных систем подготовки специалистов морских аварийно-спасательных служб, координации на федеральном уровне вопросов повседневной деятельности аварийно-спасательных служб, включая развитие водолазного дела и водолазной медицины на всех региональных направлениях национальной морской политики и др.;

– разработка и утверждение концепции поисково-спасательного обеспечения морской деятельности РФ (предусмотрена протоколом совещания членов Морской коллегии № 3(21) от 27.09.2013), которая до вступления в силу разрабатываемого федерального закона «О поиске и спасании на море» должна действовать до 2025 года и послужить основой для соответствующей концепции данного закона;

– актуализация нормативно-правовых документов поиска и спасания на море;

– создание Координационного (или Межведомственного) совета по поисково-спасательному обеспечению морской деятельности РФ при соответствующем ФОИВ;

– и другие вопросы, которые должны быть включены в проект постановления Правительства РФ по совершенствованию федеральной системы поиска и спасания на море.

Морские вести России №4 (2020)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

19.03.2024

Безопасность мореплавания

27.02.2024

Безопасность мореплавания

27.10.2023

Безопасность мореплавания

19.07.2023

Безопасность мореплавания