Спрос падает и трансформируется - Морские вести России

Спрос падает и трансформируется

11.10.2020

Грузовая база

Спрос падает и трансформируется

Фото: пресс-служба АО «Русал Красноярск»

В начале 2020 года эксперты еще уверенно говорили о перспективах роста мирового спроса на алюминий, а «Русал» планировал наращивать долю продукции с добавленной стоимостью в объемах своих продаж. Пандемия сделала эти прогнозы и планы неактуальными и обозначила для отрасли новые реалии – превращение рынка из дефицитного в профицитный, падение спроса в потребляющих отраслях и его сдвиг в сторону товаров первой необходимости.

Пока «Русалу» удается сохранять производство алюминия на прежнем уровне, однако экспорт алюминия по итогам первого квартала 2020 года просел более чем на треть. В такой ситуации дальнейшие перспективы отрасли напрямую связаны с развитием внутреннего потребления алюминия, потому что восстановление спроса на мировом рынке, по разным оценкам, может занять от года до 3-4 лет.

Галина Музлова

Дисбаланс производства и потребления

В 2019 году мировой спрос на алюминий вырос на 0,1%, в 2020 году планировался рост в пределах 1,3%, но пандемия изменила эту тенденцию, и уже по итогам первого квартала показатель просел на 6,4%.

Снижение спроса на алюминий вызвано резким сокращением производства продукции потребляющих отраслей – автомобилей, строительных и упаковочных материалов – на 50-80%. Наиболее острой проблемой для мировой алюминиевой отрасли стала приостановка производства автомобилей на заводах в Европе, Китае, США и других странах.

Так, автомобильная промышленность ЕС, потребляющая более трети алюминиевой продукции в этих странах, в марте-апреле снизила выпуск на 2,3 млн автомобилей по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, а ряд крупнейших производителей заявили о намерении сократить производственные мощности и закрыть отдельные предприятия в ближайшем будущем. Был отложен «до лучших времен» и запуск новых моделей, в том числе электромобилей.

Объемы выплавки первичного металла в мире практически не изменились – компании не останавливали электролизные линии из-за высоких затрат, связанных с временным прекращением и повторным запуском производства, однако продажи их готовой продукции упали. Например, норвежская компания Norsk Hydro в апреле-мае увеличила производство первичного алюминия на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но снизила продажи алюминиевого проката на 21%, экструдированного профиля – на 42%.

В результате если в 2019 году на мировом рынке алюминия (без учета Китая) наблюдался дефицит около 0,3 млн тонн, то по итогам первого квартала 2020 года образовался профицит в объеме 1,7 млн тонн, что вызвало падение мировых цен: в начале года они находились на уровне $1800 за тонну, в апреле – начале мая упали до $1500 за тонну, после чего начали немного отыгрывать падение, но не поднимались выше $1600 за тонну (рис. 1).

Рис. 1. Динамика мировых цен на алюминий (LME.Alum) в 2019-2020 гг., в $ за тонну.

Источник: Finam.ru

В апреле, по оценкам «Русала», четверть мировых мощностей по производству алюминия (без учета Китая) были убыточными, что в случае продолжения мировой рецессии из-за второй волны коронавирусной инфекции может создать риск закрытия части производств. При таком развитии событий, предполагают эксперты, может повториться ситуация кризиса 2008 года: с рынка будут вынуждены уйти частные компании с высокими затратами, расположенные в основном в западных странах, тогда как китайская алюминиевая отрасль практически не пострадает. Если же восстановление экономик после пандемии будет происходить быстрыми темпами (V-образно), то убыточные производства закрываться не будут.

Производство в России: пока стабильно

Российские мощности по производству алюминия составляют около 3,8 млн тонн в год, все они сосредоточены в руках одной компании – «Русал», образованной в 2000 году. Интересно, что с этим показателем «Русал» долгое время был мировым лидером, но в 2014 году, вследствие бурного развития алюминиевой промышленности в Китае, уступил место компании Hongqiao. По итогам 2019 года «Русал» опустился на третье место в мировом рейтинге – первенство перешло к китайской компании Chalco (6,1 млн тонн), а экс-лидер компания Hongqiao (5,7 млн тонн) заняла второе место.

В последние годы производство алюминия в России находилось на уровне 3,6-3,8 млн тонн без выраженной тенденции к росту, по итогам 2019 года показатель составил 3,76 млн тонн, оставшись на уровне предыдущего года (рис. 2).

Рис. 2. Динамика производства и экспорта алюминия в России в 2013-2019 гг. (тыс. тонн).

Источник: Росстат, ФТС России

Продажи алюминия в 2019 году выросли на 13,8% по сравнению с 2018 годом, составив 4,18 млн тонн. Такую динамику эксперты объясняют, во-первых, частичной распродажей запасов первичного алюминия, которые были накоплены к концу 2018 года в результате действия санкций Минфина США в отношении «Русала», введенных в апреле 2018-го и снятых в январе 2019-го, а также полного запуска первой серии Богучанского алюминиевого завода (БоАЗ) в марте 2019 года.

В первом квартале текущего года «Русал» произвел 940 тыс. тонн алюминия, что на 1,3% больше, чем в предыдущем квартале. Объем продаж металла в годовом выражении вырос на 2%. За январь-май 2020 года выпуск алюминия увеличился на 6,5%.

Предприятия «Русала» остаются рентабельными даже при очень низких мировых ценах на металл, что достигается благодаря использованию электролизеров нового поколения и дешевой гидроэнергии, утверждают эксперты, ссылаясь на кризисные периоды 2009 и 2014 годов, и также не ожидают снижения производства в условиях нынешнего «коронакризиса».

В подтверждение этому в мае 2020 года на Волгоградском алюминиевом заводе (ВгАЗ) было запущено новое производство протекторов из алюминиевых сплавов с улучшенными эксплуатационными характеристиками для защиты металлических объектов от коррозии в нефтегазовой, судостроительной и других отраслях. В июне в эксплуатацию был введен новый литейный комплекс на БоАЗ мощностью 120 тыс. тонн сплавов в год. На новой установке выпускается сплав алюминия с высоким содержанием кремния, который отличается повышенными прочностными характеристиками и активно используется в автомобильной промышленности для изготовления колесных дисков, деталей двигателей и других запчастей.

Что касается перспектив расширения российского производства, в настоящее время ведется строительство Тайшетского алюминиевого завода (ТаАЗ) в Иркутской области. Первоначально мощность проекта предполагалась 750 тыс. тонн алюминия в год, но затем была скорректирована до 428 тыс. тонн. Запуск производственных объектов намечен на первый квартал 2021 года.

Экспорт: падение на треть

В 2019 году на экспорт из России было отправлено почти 3 млн тонн алюминия, или 79% от его производства, что больше по сравнению с предыдущим годом (2,8 млн тонн, или 75%) (рис. 2). Впрочем, такая динамика во многом объясняется восстановлением объемов экспорта после отмены упомянутых выше санкций Минфина США.

Основными экспортными рынками для российского алюминия являются Северная Америка и ЕС, главными странами-импортерами – Швейцария, Нидерланды, Турция, Япония и США. По итогам 2019 года сократились поставки алюминия в Швейцарию, Японию, США, выросли – в Нидерланды, Италию, Польшу, Турцию, Южную Корею (рис. 3).

Рис. 3. Динамика экспорта алюминия из России в отдельные страны в 2018-2019 гг. (тыс. тонн).

Источник: ФТС России

В прошлом году темпы роста общемирового спроса на первичный алюминий в основных регионах-импортерах были низкими из-за замедления промышленного производства и слабого мирового спроса на автомобили. В соответствии с политикой президента США по возвращению ключевых производств на территорию страны, экспортные поставки алюминия из России в эту страну сталкивались со значительными торговыми ограничениями в виде пошлин. Наконец, дополнительно усложняло российский экспорт и усиление конкуренции с Китаем, который продолжал увеличивать производственные мощности и экспортные поставки.

Несмотря на эти сложности, к началу 2020 года Россия успела занять прочные позиции на внешних рынках по отдельным видам алюминиевой продукции, в том числе по продукции с добавленной стоимостью (ПДС). Например, в структуре импорта стран ЕС экструзионного алюминиевого профиля Россия была на втором месте после Китая.

Планировался дальнейший рост ПДС в поставках, но пандемия внесла корректировки в эти планы. Как отметил генеральный директор «Русала» Евгений Никитин в интервью ТАСС, в условиях коронавируса потребительский спрос заметно сдвинулся в сторону товаров первой необходимости, и наибольшие сложности испытывают компании, производящие высокотехнологичную продукцию, которые являются основными потребителями сложных сплавов и другой ПДС из алюминия. По его словам, позитивные ожидания «Русала» по поводу восстановления и роста доли ПДС в продажах, имевшие место в начале года, пока отодвигаются.

Снижение мирового спроса отразилось на динамике экспортных поставок: по данным ФТС, объем экспорта российского алюминия в натуральном выражении в январе-апреле 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 35,3%, до 690,7 тыс. тонн. В денежном выражении падение было более глубоким – на 38,5%, до $1,15 млрд.

Согласно прошлогодним прогнозам Bloomberg, потребление алюминия в автомобилестроении и транспортном машиностроении ЕС в течение ближайших 5-10 лет должно было вырасти на 10%, а использование алюминия в автомобилестроении Северной Америки – на 36,8% к 2025 году. Сейчас эти прогнозы неактуальны, а новых пока никто не делает, эксперты лишь осторожно говорят о перспективах восстановления спроса со стороны ключевых потребляющих отраслей до прежних уровней. По одним оценкам, полное восстановление потребления может произойти уже к 2021 году, по другим – произойдет не ранее 2023-2024 годов.

Внутренний оплот потребления

Недавно «Русал» собирался увеличивать поставки алюминия на внутренний рынок, в том числе за счет переориентации экспортных потоков. Это должно было происходить за счет роста спроса в потребляющих отраслях. Но сегодня ситуация на российском рынке схожа с общемировой – потребление алюминия сократилось в автомобильной, машиностроительной, строительной отраслях. Ситуация усугубляется снижением покупательской способности на фоне падения национальной валюты, что также влияет на спрос. По оценкам «Русала», на внутреннем рынке падение спроса за 2020 год может составить до 30%.

Тем не менее, внутренний рынок представляется более перспективным для наращивания поставок алюминия – по крайней мере после окончания пандемии. Во-первых, это связано с низким подушевым потреблением алюминия в России – 6,5 кг в год, в то время как среднемировой показатель составляет 9 кг в год, в Германии – 25 кг, Южной Корее и Китае – 28-30 кг. В связи с этим российский рынок имеет огромный потенциал для развития потребления алюминия практически во всех отраслях.

Во-вторых, развитие продаж на внутреннем рынке объявлено одним из приоритетных стратегических направлений «Русала» и поддерживается реализацией госпрограмм. Так, принятый в 2018 году Правительством РФ План мероприятий по развитию алюминиевой промышленности на 2018-2023 годы предполагает расширение сфер применения алюминия, введение ограничений по импорту, разработку разрешительной документации на использование инновационной продукции из алюминиевых сплавов, развитие локализации производств и другие меры, в результате реализации которых внутреннее потребление алюминия должно вырасти с 1 млн до 2,5 млн тонн к 2023 году.

Морские порты №5 (2020)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ