Российский экспорт черных металлов: акцент – на HVA, курс – на АТР - Морские вести России

Российский экспорт черных металлов: акцент – на HVA, курс – на АТР

25.11.2020

Грузовая база

Российский экспорт черных металлов: акцент – на HVA, курс – на АТР

Фото: пресс-служба АО «Морской порт Санкт-Петербург»

Нынешняя ситуация на мировых рынках характеризуется повсеместным снижением спроса на черные металлы. В связи с этим дальнейшие перспективы развития российского экспорта металлургической продукции эксперты связывают с повышением доли продукции с высокой добавленной стоимостью - High Value Added (HVA-продукции). По этому пути, эффективность которого доказана мировой практикой, уже идут российские металлургические компании. В географическом плане наиболее перспективным для России представляется Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), где отмечается рост спроса на черные металлы, в том числе на сегмент HVA-продукции.

Галина Музлова

Падающий экспорт

Прошедший 2019 год не был благоприятным для экспортеров продукции черной металлургии из России: сокращался спрос на черные металлы со стороны мировых потребляющих отраслей из-за замедления развития ведущих мировых экономик (прежде всего китайской экономики, на которую приходится половина мирового потребления стали), мировые цены на сталь снижались, стоимость сырья росла. В результате экспорт черных металлов из России в 2019 году сократился на 12,4%, до 40,6 млн тонн, а в денежном выражении – на 22,3%, до $18,1 млрд.

Тем не менее, в 2019 году российскую отрасль в значительной мере «вытянул» внутренний спрос, что произошло во многом благодаря введению эскроу-счетов с 1 июля, побудивших строителей активизировать закупки стального проката впрок. В результат внутренний спрос на стальной прокат увеличился на 3-5%, тогда как рост строительного сектора был фактически нулевым.

В 2020 году негативные тенденции усугубились. Ограничения, введенные в связи с пандемией коронавируса, и снижение деловой активности стали причиной сворачивания масштабных проектов в нефтегазовой, строительной, автомобильной и других отраслях, что снизило спрос и ограничило возможности поставок российских производителей на экспорт.

Например, по прогнозам Европейской металлургической ассоциации Eurofer, сокращение спроса на стальную продукцию в странах ЕС в 2020 году превысит 16%. Падение покажут все основные металлопотребляющие секторы европейской экономики, а самый заметный спад (на 25%) произойдет в автомобилестроении. В связи с этим Eurofer в мае 2020 года призывала Еврокомиссию сократить квоты на импорт стальной продукции в страны ЕС вчетверо, а также установить еще ряд ограничений на импорт, однако о введении подобных мер впоследствии не сообщалось.

В отличие от стран ЕС, заметное оживление спроса на черные металлы в 2020 году наблюдалось в Китае, Турции и других странах – импортерах российской продукции. Благодаря этому российские компании смогли обеспечить себя экспортными заказами, а наиболее важным направлением экспорта для них стало дальневосточное.

В текущем году сильно пострадал и внутренний спрос на черные металлы: за период с января по август он снизился на 16,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Особенно заметно спрос упал со стороны отечественного ТЭКа на трубы большого диаметра (ТБД).

В первом полугодии 2020 года российский экспорт черных металлов составил 20,6 млн тонн, снизившись на 2,5% относительно января - июня 2019 года. Как и в 2019 году, в стоимостном выражении падение было более выраженным – на 17,1%, до $8,1 млрд. Также стоит отметить, что дополнительным фактором, негативно влияющим на развитие отрасли, в ближайшее время станет анонсированное Правительством РФ повышение НДПИ путем введения рентного коэффициента 3,5. Представители отрасли отмечают, что эта мера может привести к сокращению капитальных затрат, снижению конкурентоспособности продукции и дополнительному снижению экспорта.

Повышение добавленной стоимости

Одной из основных тенденций сбытовой политики металлургов во всем мире в последние годы становится переход от поставок на рынок неспециализированной массовой продукции (заготовок, слябов, арматуры, горячекатаных рулонов), используемой в основном в качестве полуфабрикатов, к выпуску HVA-продукции, ориентированной на определенных покупателей. Например, продукцией с высокой добавленной стоимостью считается холоднокатаный прокат по отношению к горячекатаному. Дополнительную добавленную стоимость холоднокатаный прокат получает при обработке цинком, покрытии полимерами, легировании кремнием и т.п. (рис. 1).

Рис. 1. Стоимость различной продукции черной металлургии ($ за тонну)

Источник: invest-heroes.ru

К стальной HVA-продукции причисляют и трубы, которые выпускаются предприятиями «Северстали» и «ММК». Аналогично продукция различается в цене и в сегменте сортового проката. Заготовки (блюмы, биллеты) относятся к сырьевой продукции, в то время как арматура, метизная продукция (гвозди, проволока и т.д.) относятся больше к продукции с высокой добавленной стоимостью. Разница в стоимости на продукцию этих двух групп достигает 25%.

В отличие от сырьевой продукции, HVA-продукция отличается нишевым спросом. Например, оцинкованный прокат используется при производстве бытовой техники и автомобилей, электротехническая сталь – при изготовлении промышленных двигателей и энергоблоков, сортовая продукция – в строительстве.

Цены на продукцию с высокой добавленной стоимостью в меньшей степени подвержены волатильности по сравнению с сырьевой продукцией, а порой экспортерам преподносятся приятные «сюрпризы»: так, в конце 2018 года в Китае вступил в силу новый стандарт на арматуру, согласно которому в ее составе должен обязательно содержаться ванадий. В связи с этим мировые цены на сталь, легированную ванадием, выросли на 30-40%.

Экспорт HVA-продукции как необходимость

Как отмечают аналитики Центра исследований международной макроэкономики и внешнеэкономических связей Института экономики РАН, к концу 2010-х годов в российском экспорте черных металлов примерно равны были доли продукции нижних (чугун, ферросплавы, стальные полуфабрикаты) и средних (прокат, включая трубы) переделов, а металлоизделия не занимали и 10%, в то время как в мировой торговле эта доля уже давно составляет 35%.

При этом рост физических объемов экспорта продукции черной металлургии в последние годы ограничивался производственными мощностями, рост которых из-за высокой капиталоемкости отрасли идет медленными темпами и в основном за счет модернизации, поэтому заметный рост экспорта наблюдался только в периоды сокращения внутреннего спроса.

В связи с этим, по мнению исследователей Института экономики РАН, возможности развития российского экспорта черных металлов напрямую связаны с повышением добавленной стоимости вывозимой продукции: от полуфабрикатов – к прокату, от рядового проката – к легированному или с покрытиями. Значительный потенциал для роста поставок на внешний рынок связан с развитием экспорта металлоизделий, но он в основном сопряжен со сложным (особенно сейчас, в период падения спроса) процессом встраивания в производственные цепочки западных машиностроительных компаний.

С географической точки зрения наибольший потенциал по наращиванию экспорта черных металлов сосредоточен в странах АТР, Ближнего Востока и Северной Африки, считают эксперты Института экономики РАН. По их оценкам, в этих регионах сохранится значительный дефицит стальной продукции, чему будут способствовать экономический рост и инфраструктурные проекты. Наибольший интерес для России представляет экспорт черных металлов в Китай – рынок, который отличается устойчивым ростом спроса, в том числе на HVA-продукцию.

В настоящее время наибольшая доля продукции с высокой добавленной стоимостью в общем объеме производства стали характерна для предприятий «ММК», наименьшая – для «НЛМК» (рис. 2). Только в первом квартале 2019 года «ММК» нарастил продажи HVA-продукции на 2%. Данный рост был связан с ростом отгрузки толстолистового проката и высокой загрузкой агрегатов по производству продукции глубокой переработки. Увеличение доли HVA-продукции служит стратегическим направлением и для развития «НЛМК».

Рис. 2. Доля HVA-продукции в общем объеме производства стали ведущих компаний черной металлургии в 2019 г.

Источник: invest-heroes.ru

«Развитие стадий глубокой переработки металлов будет осуществляться вблизи конечных потребителей, что позволит снизить транспортные издержки и более оперативно реагировать на требования потребителя. Это касается как российского рынка, где компания будет развивать прокатные мощности на имеющихся и новых площадках, так и экспортных рынков, в том числе благодаря приобретению высококачественных прокатных активов за рубежом», – отмечалось руководством «НЛМК» в одном из интервью.

Стратегия компаний находит выражение и в динамике общероссийского показателя экспорта продукции отрасли. Так, в первом полугодии 2020 года экспортные поставки полуфабрикатов и плоского проката из железа и нелегированной стали в физическом выражении выросли на 1,4% и 8,3% соответственно, а экспорт чугуна и ферросплавов сократился на 28% и 12,8%. Иными словами, учитывая тенденции мирового спроса, похоже, что наращивание доли HVA-продукции в экспорте становится основным способом укрепления позиций российских металлургов на мировом рынке.

Перевалка через порты

По данным АСОП, в первом полугодии 2020 года объем перевалки черных металлов на экспорт через порты России составил 13,5 млн тонн, из них 57% ушло на экспорт через порты Азово-Черноморского бассейна (АЧБ), примерно по 21% – через порты Балтийского и Дальневосточного бассейнов. Через арктические порты осуществлялись только каботажные перевозки.

В целом в первом полугодии текущего года через российские порты было отправлено на 1,4% меньше черных металлов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако сокращение (на 10%) было отмечено только в портах АЧБ, тогда как в портах Балтики и Дальнего Востока поставки на экспорт выросли на 7% и 13% соответственно (рис. 3).

Рис. 3. Объем экспорта черных металлов через порты основных бассейнов, 2019-2020 гг.

Источник: АСОП

Около 140 тыс. тонн черных металлов в первом полугодии 2020 года было перевалено через порты стран Прибалтики, что почти на 80% меньше, чем в первом полугодии 2019 года. Такая тенденция соответствует принятой установке Правительства РФ «российские грузы – российским портам» и основанным на ней стратегиям отдельных металлургических компаний.

Так, в 2019 году компания «НЛМК» заявила о намерении перевести свои экспортные грузы из портов Прибалтики в российские порты Туапсе, Таганрог и Санкт-Петербург. Речь идет об 1 млн тонн стали и 0,8 млн тонн чугуна, которые были отправлены на экспорт через прибалтийские порты в 2019 году. Необходимым условием перевода грузов в российские порты при этом выступает расшивка «узких мест» железных дорог на подходах к портам Азово-Черноморского и Балтийского бассейнов, которую планирует выполнить РЖД в 2021 году.

Кроме того, стивидорные компании должны обладать специализированным парком перегрузочной техники для обработки металлов, профессионализмом докеров-механизаторов, эксплуатирующих сложную портовую технику, специальными складскими помещениями для хранения HVA-продукции и большим опытом работы с данными видами грузов.

«Традиционно продукция с высокой добавленной стоимостью достигает 10% от общего объема экспортного грузопотока черных металлов через морские порты, – рассказал коррес-понденту «МП» Андрей Зубарев, управляющий директор АО «Морской порт Санкт-Петербург». – Наша компания обрабатывает сортовой и плоский прокат, прокат с оцинковкой или полимерным покрытием, высоколегированные специальные стали. В течение 2019-2020 годов «Морской порт Санкт-Петербург» реализовал ряд инфраструктурных проектов, которые позволили увеличить пропускную способность порта по черным металлам. Компания провела модернизацию складских площадок, в результате чего удалось увеличить емкость единовременного хранения черных металлов более чем на 20%, до 280 тыс. тонн. Сейчас мы строим новый крытый склад для продукции, которая требует особых условий хранения, – это, например, листовой холоднокатаный и оцинкованный металлопрокат. Ввод в эксплуатацию складской площадки также позволит увеличить объем перевалки черных металлов».

Как сообщил А. Зубарев, модернизация парка перегрузочной техники АО «Морской порт Санкт-Петербург» повысила производительность обработки грузов и расширила их номенклатуру. Так, например, в 2019 году применение новых электромагнитных траверс увеличило скорость перевалки нестандартных стальных листов больших размеров. В 2020 года компания приобрела дополнительную магнитную оснастку для портальных кранов вместо ручных захватов, которые ранее применялись при выгрузке черных металлов из вагонов. В 2021 году планируется закупка траверс с изменяемой мощностью намагничивания. По словам управляющего директора, возможность варьировать количество перегружаемых листов металла увеличит эффективность их обработки и повысит уровень безопасности.

«В 2019 году компанией введены в эксплуатацию два портальных крана «Витязь» грузоподъемностью 40 тонн. Они относятся к последнему поколению отечественной перегрузочной техники и могут работать в грейферном, крюковом, магнитном и спредерном режимах. Кроме того, в 2020 году для перевалки черных металлов приобретен пневмоколесный кран Liebherr грузоподъемностью 84 тонны. Это уже третий представитель немецкого семейства Liebherr, который работает в порту», – продолжает рассказ А. Зубарев.

В дальнейшем, по его словам, АО «Морской порт Санкт-Петербург» планирует новые инфраструктурные изменения, которые позволят повысить пропускную способность терминалов. Компания собирается построить дополнительные площадки для хранения черных металлов, развернуть новые железнодорожные фронты, оптимизировать внутрипортовые логистические операции. То есть компания гибко и оперативно реагирует на любые изменения рынка, чтобы соответствовать самым современным стандартам транспортной отрасли.

Обработка металлургической HVA-продукции в морских портах, как правило, к тому же происходит с применением современных технологических решений, что невозможно без сложившейся высокой культуры производства. Профессионализм и вовлеченность персонала в технологические процессы позволяют отечественным стивидорным компаниям быстро и эффективно обрабатывать самый широкий ассортимент металлургической продукции.

Морские порты №7 (2020)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ