Добыча нефти в РФ: максимум пройден? - Морские вести России

Добыча нефти в РФ: максимум пройден?

16.05.2021

Грузовая база

Добыча нефти в РФ: максимум пройден?

Фото ТАСС/Петр Ковалев

По итогам 2020 года объем добычи нефти в России сократился на 8,6% и составил 512,8 млн тонн – это самый низкий показатель за последнее десятилетие. Экспорт нефти в натуральном выражении просел на 12%, а в денежном – на 40%.

Безусловно, снижение этих показателей напрямую связано с глобальным снижением спроса на нефть из-за пандемии и участием России в соглашении ОПЕК+, однако у экспертов нет уверенности в том, что в среднесрочной перспективе отрасль сможет вернуться к прежним темпам роста. В лучшем случае добыча нефти может восстановиться до «доковидного» уровня к 2022 году, а затем, скорее всего, начнет падать.

Галина Музлова

Минимум за 10 лет

В течение последнего десятилетия объем добычи нефти в России рос, и буквально каждый год страна обновляла очередной «постсоветский максимум» (рис. 1). Небольшие снижения добычи в годовом выражении были отмечены в 2008 и 2017 годах, в 2019 году нефтяная отрасль по добыче вышла на максимальный уровень в 560,2 млн тонн, при этом суточный объем нефти, добываемой на месторождениях, составил 11,25 млн барр./сут (б/с) – выше этого показатель был только в 1987 году (11,4 млн б/с).

Рис. 1. Динамика добычи нефти в России, 2009-2020 гг. (млн тонн)

Источник: Минэнерго России, ЦДУ ТЭК

По итогам 2020 года Россия сократила добычу нефти на 8,6%, до 512,7 млн тонн, что примерно соответствует уровню 2011 года. Среднесуточная добыча упала до 10,27 млн б/с.

Добычу нефти сократили все крупнейшие компании: «Роснефть» – на 9,8%, до 196,4 млн тонн, «Лукойл» – на 10,6%, до 73,7 млн тонн, «Сургутнефтегаз» – на 9,9%, до 54,75 млн тонн, «Газпром нефть» – на 6,2%, до 56,7 млн тонн, «Татнефть» – на 12,7%, до 26 млн тонн. Минимальным было падение показателя «Новатэка» – на 0,5%, до 11,8 млн тонн. Операторы соглашения о разделе продукции (СРП) сократили добычу нефти и конденсата на 4,1%, до 14,1 млн тонн.

На экспорт Россия в 2020 году отправила 238,6 млн тонн, что на 11,4% меньше по сравнению с предыдущим годом и составляет примерно 46,5% от объема всей добычи (в 2019 году – 47,8%). До этого падения отмечались в 2008 и 2014 годах, но они не превышали 6% по отношению к предыдущему году.

Таким образом, в 2020 году также был отмечен минимальный уровень экспорта нефти за последнее десятилетие. В том числе экспорт нефти из России в страны дальнего зарубежья в 2020 году сократился на 11,8%, в ближнее зарубежье – на 24%. Транзит нефти снизился на 0,7%. На внутренний рынок в 2020 году было поставлено 274,9 млн тонн нефти, что на 5,2% меньше, чем годом ранее.

Экспорт нефти в денежном выражении по итогам года сократился еще сильнее, чем в физическом выражении, – на 40,8%, до $72,4 млрд (рис. 2).

Рис. 2. Объем экспорта нефти и доходов от экспорта нефти из России в 2009-2020 гг.

Источник: ФТС России

По правилам ОПЕК+

Снижение российской нефтедобычи в 2020 году является следствием беспрецедентного сокращения спроса на нефть в мире из-за пандемии, а также участия России в соглашении ОПЕК+.

Напомним, это соглашение впервые было заключено в 2016 году и стало первым с 2001 года международным договором, нацеленным на стабилизацию цен на нефтяном рынке. В декабре 12 стран ОПЕК, Россия и еще 10 нефтедобывающих стран, не входящих в ОПЕК (Азербайджан, Бахрейн, Бруней, Казахстан, Малайзия, Мексика, Оман, Судан, Южный Судан, Экваториальная Гвинея, которая вошла в ОПЕК позже, в 2017 году), решили уменьшить совокупную добычу на 1,758 млн б/с по сравнению с уровнем октября 2016 года. Россия взяла на себя обязательства по снижению среднесуточной добычи на 2,7% (300 тыс. б/с).

В течение 2017-2019 годов соглашение несколько раз продлевалось с некоторыми изменениями. Так, в июне 2018 года было решено нарастить добычу на 1 млн б/с, в декабре 2018-го – снова сократить до 1,2 млн б/с, а в декабре 2019-го – до 1,7 млн б/с. По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), сделка ОПЕК+ в течение указанного периода позволила ее участникам повысить нефтяные доходы, несмотря на снижение добычи.

Но в 2020 году ситуация стала стремительно меняться: цены начали падать уже в январе, в начале марта котировки Brent опустились до $31 за баррель, к концу марта глобальное предложение нефти превысило спрос на 20 млн б/с и котировки Brent впервые за 20 лет упали ниже $22 за баррель (рис. 3).

Рис. 3. Динамика цен на нефть марки Brent в 2020-2021 гг.

В начале марта на очередном заседании ОПЕК+ было предложено усилить сокращение добычи, но стороны не смогли договориться о параметрах. С 1 апреля 2020 года сделка ОПЕК+ перестала действовать, но переговоры очень быстро возобновились, и уже через несколько дней было заключено новое соглашение по снижению добычи 23 странами на 9,7 млн б/с в мае-июне; на 7,7 млн б/с – в июле-декабре; на 5,8 млн б/с – до апреля 2021 года. Россия взяла на себя обязательства снизить добычу на 2,5 млн б/с (с 11 млн до 8,47 млн б/с).

Конечно, подписание нового соглашения не привело к немедленному росту мировых цен, более того, из-за переполненности хранилищ в США во второй половине апреля 2020 года котировки фьючерсов на марку нефти WTI впервые в истории стали отрицательными. Ситуация на нефтяных рынках начала стабилизироваться лишь в мае, а в начале июня котировки нефти Brent приблизились к уровню $40 за баррель.

Цена российского сорта нефти Urals, привязанная к Brent, в марте прошлого года опустилась ниже базовой цены, заложенной в бюджете на 2020 год ($42,4), к началу апреля она опустилась до $10,5 за баррель и ее экспорт из Западной Сибири стал нерентабельным, так как расходы на доставку до портов, налоги и другие затраты превысили стоимость продажи сорта в портах Европы. С апреля 2020 года в соответствии с бюджетным правилом осуществлялась продажа валюты из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Несмотря на то что к лету цены превысили уровень, заложенный в бюджете, недопроизводство нефти перевешивало рост цены, и продажи валюты продолжались до декабря 2020 года.

В начале марта 2021 года ОПЕК+ было принято решение сохранить добычу нефти на текущем уровне вместо планировавшегося ранее наращивания, а России было разрешено увеличить добычу на 130 тыс. б/с из-за ожидаемого роста спроса на внутреннем рынке. Интересно при этом, что Саудовская Аравия взяла на себя обязательства по добровольному сокращению добычи нефти на 1 млн б/с сверх квоты по сделке ОПЕК+.

В результате в марте Brent почти достигала $70 за баррель, а Urals – около $67, что в полтора раза выше цены отсечения в бюджете 2021 года ($43,3). С января 2020 года было возобновлено пополнение резервов ФНБ. Согласно прогнозам ЦБ РФ, средняя цена нефти в 2021 году составит $50, такие же показатели сохранятся в 2022 и 2023 годах.

Таким образом, участие России в сделке ОПЕК+ вносит положительный вклад в регулирование мировых цен на нефть, что позволяет увеличить нефтегазовые доходы (например, Минэнерго оценивает дополнительные доходы бюджета благодаря участию страны в соглашении ОПЕК+ в среднем в 2 трлн рублей ежегодно).

В то же время эксперты указывают и на негативные последствия участия России в альянсе, связанные с тем, что развитие отрасли ставится в прямую зависимость от международных решений. В отличие от Саудовской Аравии, в России нефтедобыча осложнена сезонностью, высокой выработанностью запасов и другими факторами, которые делают отрасль не гибкой и не позволяют «включать и выключать» скважины по команде. Например, по оценке аналитического департамента AMarkets, снижение добычи на 2,5 млн б/с, принятое ОПЕК+ в апреле прошлого года, означало остановку добычи нефти на 1-1,3 тыс. скважин, но восстановить добычу впоследствии можно лишь на каждой пятой скважине.

Так или иначе, принятая на данный момент сделка ОПЕК+ будет действовать до 1 мая 2022 года, при этом возможен пересмотр условий в декабре 2021 года в зависимости от темпов восстановления спроса на нефть в мире.

Восстановление спроса – не раньше 2023 года

По данным МЭА, опубликованным в марте текущего года, в 2020 году мировой спрос на нефть составил 92,3 млн б/с, что почти на 9 млн б/с ниже уровня 2019 года. По итогам 2021 года МЭА ожидает роста глобального спроса на нефть на 5,5 млн б/с, до 96,5 млн б/с (немного скромнее рост оценивается в прогнозе ОПЕК – на 4 б/с, до 95,9 б/с). Аналитики ОПЕК предупреждают, что спрос на нефть в I полугодии 2021 года может оставаться подавленным, тогда как во II полугодии ожидается резкий скачок, но в любом случае потребление нефти останется значительно ниже докризисного 2019 года.

Аналитики Forbes указывают на неравномерную динамику спроса на нефть для разных стран и регионов. К примеру, спрос на нефть в Китае в конце 2020 года находился выше уровней 2019 года, в то время как спрос в США был ниже. «Для российских компаний это означает растущую привлекательность азиатских рынков и необходимость переориентации именно на эти рынки», – утверждают в Forbes.

Восстановление же спроса до докризисного уровня, по оценкам МЭА, возможно не ранее 2023 года. К 2026 году потребление нефти в мире может достичь 104,1 млн б/с, что на 4,4 млн б/с выше уровня 2019 года. Наибольший вклад в восстановление спроса на нефть в среднесрочной перспективе должны внести Китай и Индия.

Если говорить о средне- и долгосрочных тенденциях мирового спроса, то международные эксперты указывают на вероятность его замедления. Так, в МЭА опасаются, что из-за последствий пандемии в сочетании с начавшимся глобальным переходом на низкоуглеродные источники энергии спрос на нефть может не выйти на допандемическую траекторию.

В прогнозе ОПЕК также отмечается, что хоть «зеленые» реформы пока не сказываются на общемировом потреблении нефти, после 2022 года будут становиться все более значимым фактором замедления роста спроса или даже его снижения. Например, в Великобритании предложен план «зеленого» восстановления окружающей среды, включающий поэтапный отказ от новых автомобилей с бензиновым и дизельным двигателями к 2030 году. Такие структурные реформы, по мнению аналитиков, могут снизить спрос на нефть в этой стране на 15% уже к 2025 году.

Перспектива – снижение

В 2021 году добыча нефти в России продолжила падать: в январе-феврале показатель составил 81,6 млн тонн, что на 11,9% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Среднесуточная добыча снизилась с 10,27 млн до 10,14 млн б/с. Это снижение произошло, несмотря на разрешение ОПЕК+ нарастить добычу нефти в России, и, по мнению аналитиков Vygon Consulting, объясняется ранее принятыми решениями нефтяных компаний по остановке скважин и пересмотру программ бурения.

Например, «Лукойл» в 2020 году уведомил подрядчиков о планах сократить объемы эксплуатационного и разведочного бурения на своих месторождениях в Западной Сибири, Республике Коми и Пермском крае на 20% от годового плана. Несмотря на намерения компании возобновить эти работы в будущем, негативные последствия такого шага проявятся уже в ближайшее время.

Согласно прогнозу МЭА, по итогам 2021 года добыча нефти в России покажет скромный рост. По оценкам ОПЕК, среднесуточная добыча в России в 2021 году не превысит 10,21 б/с, что примерно соответствует уровню прошлого года. В МЭА считают, что более существенный рост добычи можно ожидать в 2022 и 2023 годах после снятия ограничений, что позволит восстановить выпавшие объемы нефти, а к 2026 году Россия сможет увеличить добычу нефти до 11,3 млн б/с, то есть вернуться к показателю 2019 года (рис. 4).

Рис. 4. Динамика суточной добычи нефти в России в 2019-2026 гг. (барр./сут)

Источник: ОПЕК, МЭА

В Минэнерго России возможность возвращения к прежнему уровню добычи отождествляется с окончанием сделки ОПЕК+ в 2022 году. В плане долгосрочных прогнозов интересно привести сделанную в 2018 году оценку министра энергетики Александра Новака, согласно которой пик добычи нефти в России может составить 570 млн тонн в 2021 году. После этого, «если мы ничего не будем делать», начнется постепенное снижение, и к 2035 году страна может снизить добычу до 310 млн тонн, то есть на 44% (для сравнения: Энергетическая стратегия РФ на период до 2035 года предусматривает показатель 550-555 млн тонн в оптимистическом сценарии и 490 млн тонн – в консервативном).

Неизбежность падения объемов добычи нефти в России в будущем признают и отраслевые эксперты. Так, аналитик RusEnergy Михаил Крутихин отмечает, что в последние годы «почти прирост» нефтедобычи был обеспечен разведкой не новых, а уже отрытых месторождений, нефтекомпании вкладывают в бурение поисковых скважин не более 4% всех затрат на бурение, тогда как ведущие зарубежные компании – 9-15%. С годами ухудшается качество ресурсной базы, повышается доля трудноизвлекаемых запасов и, как следствие, растет себестоимость нефти.

«В нашей стране нефти намного меньше, чем об этом говорится в официальных сводках, а ее конкурентоспособность неубедительна даже в сравнении с глубоководными морскими проектами и сланцами-битумами Северной Америки, – отмечает М. Крутихин. – Поэтому в середине века ведущие позиции на нефтяном рынке будут занимать конкуренты России, а сама Россия станет гнать сейчас как можно больше и как можно быстрее ту нефть, которую пока еще можно извлечь, а не заботиться об инвестициях на долгосрочную перспективу, поскольку этой перспективы не существует».

Но есть и обстоятельства, позволяющие смотреть на развитие отрасли с большим оптимизмом: в настоящее время в ХМАО реализуется проект «Бажен», предполагающий добычу сланцевой нефти из Баженовской свиты с помощью специальных технологий. Эта нефть относится к категории трудноизвлекаемых запасов и ранее на территории России в промышленных масштабах не добывалась. Ресурсная база участка, на котором ведутся работы, составляет 400 млн тонн, а суммарные запасы нефти всей Баженовской свиты – 18-60 млрд тонн. Промышленную добычу планируется начать в конце 2021 года, а к 2025 году с разрабатываемого участка планируется добывать 2,5 млн тонн нефти в год.

В Минэнерго считают, что разработка Баженовской свиты может дать вторую жизнь Западной Сибири, которая постепенно теряет свое значение в качестве нефтедобывающего региона, и стать драйвером развития отрасли на ближайшие несколько десятилетий.

Морские порты №2 (2021)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ