Педагог с большой буквы - Морские вести России

Педагог с большой буквы

16.02.2023

Из истории флота

Педагог с большой буквы

Участник Великой Отечественной войны, инженер-механик, преподаватель Горьковского речного училища им. И.П. Кулибина, приемщик судовых дизельных установок в Чехословакии, заслуженный учитель школы РСФСР…

Жизнь Петра Капитоновича Смирнова была яркой, насыщенной интересными событиями и встречами. Несколько поколений речников вспоминают о нем с благодарностью как о Педагоге с большой буквы, воспитавшем сотни судомехаников, привившем им любовь к профессии. 5 ноября 2022 года ему исполнилось бы 100 лет.

Александр Пырков, выпускник судомеханического отделения ГРУ им. И.П. Кулибина 1978 года

Он родился в крестьянской семье в деревне Решетихе Ветлужского района Горьковской области. По окончании 7 классов в 1938 году поступил в Горьковский речной техникум на судоводительское отделение, выдержав конкурс 12 человек на место. Но быт и порядок в техникуме ему не понравились. Из общежития на занятия в учебный корпус ходили пешком, так как денег на трамвай не было, а это ни много ни мало 4 километра, и Петр вернулся в деревню.

Поступил в 8-й класс заочной средней школы в Ветлуге за 50 километров от дома. О первом дне учебы записал в дневнике: «Вышел я пешком рано и к вечеру был там. Учитель дал задачу, я ее решил у доски. Спросил, есть ли у меня вопросы по решению задач по алгебре. «Нет». – «Зачем же ты пришел так далеко?» – «Я думал, что узнаю что-нибудь новое». – «Больше не приходи».

Зимой 1939 года 16-летнего Петра Смирнова пригласили поработать… учителем начальных классов в Горкинской и в Решетихинской школах, заменяя педагогов, уходящих в отпуск. А осенью он уже сам сел за парту в 8-м классе в Горках. Учился легко, был отличником.

Война

Учеба прервалась 22 июня 1941 года, когда началась Великая Отечественная война советского народа с немецкими агрессорами. Вместо занятий ребят из старших классов отправили на «окопы» – строить оборонительные сооружения за Горьким (ныне Нижний Новгород. – Ред.). Школу по сокращенной программе Петр окончил в трудном 1942 году.

А в конце мая отец, Капитон Федорович, привез сыну повестку – через день быть в Ветлужском райвоенкомате. Пятерых его братьев – Николая, Михаила, Павла, Алексея и Александра – также забрали на фронт, двое из них не вернулись.

Петра направили в Львовское пехотное училище, которое эвакуировали в Киров. Учеба была ускоренной, интенсивной. Часто объявлялись тревоги в ночное время. В ноябре 1942-го, когда оставалось только сдать экзамены и нацепить лейтенантские «кубари», их батальон срочно погрузили в эшелоны и отправили в Тамбовскую область. Из курсантов сформировали роты противотанковых ружей в составе 130-го гвардейского Краснознаменного полка 44-й гвардейской Краснознаменной стрелковой дивизии. Затем довезли до Урюпинска Сталинградской области, оттуда своим ходом направили на Среднедонской фронт.

Петр Капитонович так вспоминал этот переход: «Начинали движение с сумерек и шли до рассвета. Категорически запрещали курить, чтобы нас не обнаружили немцы. Нагрузка казалась невыносимой: противотанковое ружье и карабин, патроны к ним, две гранаты, каска, противогаз, саперная лопатка, вещмешок с личными вещами и НЗ. На ногах ботинки с обмотками. Шли почти по колено в снегу по полевым дорогам. На привале падали прямо на дорогу и засыпали. По команде «Подъем» с трудом поднимали друг друга на ноги. Некоторые в движении падали на обочину. Считали, что они отдохнут и догонят. Но в первую же ночь обнаружили, что отставшие становятся трупами, и строго приказали обессилевших тащить тем, кто посильнее. Ноги были стерты до крови, кожа на пятках пристала к портянкам. В последнюю ночь перехода перешли по наплавному мосту из бревен через Дон. Когда услышали орудийные выстрелы и взрывы, были рады, что кончится эта мука…»

Остановились в селе Осетровка Воронежской области. После перехода каждому из роты ПТР дали возможность сделать по одному выстрелу из ружья – до этого никто не стрелял. А ночью взвод направили в боевое охранение на поле между нашими окопами и немецкими позициями. Не успели солдаты окопаться, как налетели мессершмитты и начали расстреливать. С позиций немцев работали снайперы. За день из тридцати человек погибло десять…

Атака

На рассвете началась артподготовка. Сразу же за залпами «катюш» дали команду «Вперед, в атаку!». Все поднялись и по полю ринулись вперед с криками «Вперед! Ура!».

Смирнов, как он записал в дневнике, «тоже кричал в каком-то непонятном состоянии то ли азарта, злости и одновременно подавления страха от состояния открытости, когда ты оторвался от земли и должен бежать вперед. Близкий разрыв, падаю в снег. Но меня не задело. Разрыв впереди сбоку бросил меня на снег. Поднимаюсь и чувствую, что по груди под гимнастеркой течет что-то теплое и по правому виску тоже. Понял, что ранен. От потери крови на какое-то время потерял сознание».

Помог ему добраться до своих какой-то солдат. Врач осмотрела: ранение в грудь, руку, голову. Раненых на полуторке отвезли в Калач Воронежской области. Смирнова с тяжелыми ранениями отправили на лечение в глубокий тыл – в госпиталь в Горький.

Это потом он узнал, что с 16 по 30 декабря 1942 года у села Осетровка Верхнемамоновского района Воронежской области была успешно проведена Среднедонская наступательная операция под кодовым названием «Малый Сатурн». По разным данным, здесь погибли более трех тысяч советских воинов.

…Раненым несколько дней добирался до горьковского госпиталя, куда ему дали направление. Но до родного дома всего около 50 километров. Как же не зайти, не повидать мать и отца! И он пустился в путь в мороз, ночью, по незнакомым лесам, где хозяйничали стаи волков. Зато как обрадовались родители, увидев сына, пусть и забинтованного, но живого!

После лечения в госпитале и нескольких операций по удалению осколков он получил направление в 6-й учебный автополк в Богородск Горьковской области. Заехал домой на одну ночь. Мама на прощание сказала: «Оглянись на свой дом, на трубу. Тогда вернешься домой живым». И снова родные проводили его на войну, и снова в неизвестность.

В начале августа 1943-го он прибыл в Подмосковье, где формировался 1397-й зенитный артиллерийский полк. Водителю боевых машин Смирнову дали полуторатонный «шевроле», на котором он должен везти на прицепе 37-миллиметровую зенитку с соответствующим расчетом и боеприпасами. Вскоре полк двинулся походным маршем на Тулу, затем в Москву и далее в Калинин. На станции Земцы налетела немецкая авиация. После войны Петр Капитонович узнал, что здесь в эти дни погиб его младший брат Алексей.

Далее началась кочевая боевая жизнь на Калининском фронте. Полк находился на передовых позициях 2-го Прибалтийского и затем Ленинградского фронтов.

Фото. С однополчанами. Петр Капитонович третий в верхнем ряду (слева направо)

Инженер-механик

Отгремели победные салюты. Но Петр оставался в армии: с сентября 1945 года служил заведующим делопроизводством штаба полка. В мае 1947-го демобилизовался из рядов Советской армии в звании инженера-лейтенанта.

В сентябре того же года он поступил в Горьковский институт инженеров водного транспорта и окончил его с отличием в 1952 году. Выпускника ГИИВТа, инженера-механика, пригласили преподавать специальные дисциплины судомеханического цикла в Горьковское речное училище.

1954 год был для Смирнова особенным: он женился. Мария Александровна стала его преданной и верной спутницей. Выпускница Горьковского института иностранных языков им. Н.А. Добролюбова работала учителем немецкого языка в школе № 23. Прекрасный педагог, как и муж, она много сил и энергии вложила в воспитание подрастающего поколения.

В 1955-м у супругов родилась дочь Ирина. Сын Сергей появился в 1965 году в Праге, где Смирнов находился в спецкомандировке от Всесоюзного объединения «Машиноимпорт» в должности приемщика судовых дизельных установок.

В 1966-м они вернулись в Горький. Петр Капитонович продолжал работать преподавателем в речном училище им. И.П. Кулибина. Он в совершенстве знал свои дисциплины: судовые двигатели внутреннего сгорания, вспомогательные механизмы, судовые холодильные установки, организацию и технологию судоремонта, техническую механику и другие. Разработанные им учебные программы и пособия остаются актуальными и сегодня.

Заслуженный учитель

За высокие достижения в области учебно-методической и воспитательной работы П.К. Смирнову в 1969 году было присвоено почетное звание заслуженного учителя школы РСФСР. Среди его наград также орден Отечественной войны I степени, медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «20 лет Победы над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «50 лет Вооруженных сил», «30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», ведомственные знаки отличия.

В 1970 г. Петра Капитоновича второй раз командировали в Чехословакию старшим инженером-приемщиком «Машиноимпорта» по инспектированию и приемке судовых дизелей и агрегатов для морского и речного флота. Кстати, после окончания курсов стал свободно владеть чешским языком, что позволило работать с зарубежными специалистами без переводчиков.

В июле 1973-го Петр Капитонович вновь возвращается в Горький и продолжает преподавать в Горьковском речном училище. В 70-80-е годы прошлого века активно развивается флот, совершенствуется оборудование, двигатели, радиоэлектронная аппаратура, средства связи и радионавигации. Требовались хорошо подготовленные кадры для надежного обслуживания и эксплуатации современных судов, которые насыщены новой техникой, системами кондиционирования воздуха, контрольно-измерительными приборами, элементами электроники и т.д. В ГРУ явно не хватало тренажеров, учебно-методической литературы, наглядных пособий по такой технике и современным судам.

Петр Капитонович вместе с автором этих строк одним из первых нашел возможность выйти из сложившейся ситуации: начали проводить практические занятия непосредственно на судах Волжского объединенного речного пароходства. Видно было, с каким энтузиазмом курсанты старших курсов судомеханического отделения изучали новейшее холодильное оборудование, системы кондиционирования и судовые вспомогательные механизмы – электрогидравлические рулевые машины, швартовные лебедки и другие механизмы.

Смирнов стремился привить курсантам любовь к избранной профессии и находил новые нестандартные методы обучения. В его учебных планах заранее продумывались практические занятия не только в лабораториях училища и Горьковского института инженеров водного транспорта. Уроки по изучению холодильного оборудования, например, успешно проводились во Дворце спорта, на мясокомбинате.

Благодарная память

Не одно поколение выпускников училища с благодарностью и теплотой помнит Петра Капитоновича Смирнова, вложившего много сил и энергии в подготовку курсантов, давшего им путевку в жизнь. Многие его воспитанники стали крупными организаторами производства, руководителями предприятий, старшими механиками судов морского и речного флота: Владимир Вениаминович Королев, Виктор Вениаминович Комаров, Владимир Алексеевич Байков, Валерий Иванович Капутов, Александр Николаевич Лепилов, Алексей Антонович Пайзеров, Евгений Михайлович Макаров, Николай Сергеевич Сенников, Александр Анатольевич Полушин, Александр Алексеевич Пузанов (сейчас занимается преподавательской деятельностью и руководит береговым учебным тренажерным центром «Волга-1» в Нижнем Новгороде), Виктор Владиславович Цецко (в настоящее время начальник Саратовского линейного отдела Волжского управления государственного морского и речного надзора Ространснадзора).

Выпускник 1980 года Александр Владимирович Тощев четверть века работал на судах АО «СК «Волжское пароходство», с 2003 года – директор Борской БТОФ судоходной компании. Выпускники 1986 года Олег Анатольевич Степин и Сергей Викторович Скудин более 20 лет жизни отдали флоту, сейчас трудятся в ФБУ «Администрация Волжского бассейна»: Степин – первым заместителем руководителя – капитаном Волжского бассейна, Скудин – начальником службы материально-технического снабжения и автотранспорта. Трудовая биография выпускника 1988 года Альберта Николаевича Выговского также связана с водным транспортом, сейчас он генеральный директор ООО «Пола Райз».

А некоторые бывшие курсанты ГРУ пошли по стопам своего педагога. В Волжском государственном университете водного транспорта трудятся заведующий кафедрой теории конструирования инженерных сооружений, профессор, доктор технических наук Николай Станиславович Отделкин, профессор, кандидат технических наук, председатель совета ветеранов университета Федор Федорович Репин, доцент, кандидат технических наук Евгений Кимович Березин, заведующий лабораторией судовых энергетических установок Николай Юрьевич Белов.

Фото. Встреча выпускников. П.К. Смирнов четвертый в первом ряду (слева направо)

В 1990 году П.К. Смирнов вышел на заслуженный отдых. Но продолжал трудиться в училище нештатным преподавателем на вечерне-заочном отделении, занятия вел в основном на курсах «моряков». Подрабатывал в те трудные годы в центре переводов (пригодилось знание чешского языка!), переводил технические тексты. Вел большую воспитательную патриотическую работу с курсантами училища, делился с ними своими воспоминаниями о войне, о пройденном жизненном пути. Рассказы он нередко иллюстрировал своими стихами.

В сентябре 2010-го Петра Капитоновича не стало. Память о своем наставнике, Учителе с большой буквы хранят в сердцах его бывшие курсанты, которых он воспитал достойными людьми и настоящими профессионалами своего дела.

Морские вести России №16 (2022)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ