История крейсеров - Морские вести России

История крейсеров

15.10.2018

Из истории флота

История крейсеров

Первый русский военный корабль «Орел» был построен по проекту голландского судостроителя Ванбуковена и представлял собой совершенное по тем временам судно длиной 24,5 и шириной 6,5 м. Корабль был вооружен 22 пушками, экипаж состоял из 22 матросов и 35 стрельцов. «Морским судам быть!» – повелел молодой русский царь Петр I.

В последнее воскресенье июля на основании указа президента от 2006 г. в нашей стране отмечается День Военно-морского флота Российской Федерации.

Алексей Ренкель, патентовед

Первые суда, которые можно отнести к крейсерам, были специально построены, чтобы охотиться за торговыми рейдерами, нарушителями блокады в войне между Севером и Югом в Америке. В свою очередь они и сами успешно выступали в роли рейдеров на собственный страх и риск. Поэтому появление на свет крейсеров тесно связано не только с политическими событиями, такими как Гражданская война в Америке, но также и с технологическим фактором, а именно, с использованием силы пара. По сути, ранние крейсеры должны были иметь – во всяком случае, в расчетах своих конструкторов – паровую машину такой мощности, чтобы довести скорость судна до восемнадцати узлов.

Как твердит история крейсеров, паруса давали возможность подобного рода судам совершать длительные переходы или находиться долгое время в море в поисках противника. Пар же сообщал им скорость, необходимую для погони за обнаруженными судами неприятеля, а также позволял двигаться во время штиля, благодаря чему делал независимыми от ветра. Прогресс в конструкции паровых машин привел к тому, что паровые двигатели возвратно-поступательного действия уступили место турбинам, впервые испытанным в Великобритании на крейсере «Аметист», вступившем в строй 17 марта 1905 г.

Крейсеры были защищены броней, хотя на значительно меньшей площади, чем у броненосцев, т.е. они имели броневую обшивку в виде пояса, огибавшего судно по ватерлинии. Первой страной, применившей броненосные крейсеры, обычно считается Россия со своими «Генералом-Адмиралом» и «Герцогом Эдинбургским» (1875), у которых были броневой пояс и бронированная главная башня, но палуба не была защищена броней, тогда как следующее судно, «Рюрик», имело уже и защищенную палубу.

Конструкции крейсеров и в наше время уделяют большое внимание изобретатели. Москвич Уллубий Халидов разработал и запатентовал авианесущий крейсер «ЦУНАМИ», состоящий из трех корпусов с общей палубой (пат. RU № 2201378). Изобретатель полагает, что такая конструкция позволяет улучшить маневренность и увеличить скорость авианосца. А вот броненосный крейсер (пат. RU № 2407978) Николая Болотина (г. Самара) выполнен из буксира, оборудованного в качестве привода двумя реактивными двигателями, и буксируемого бронированного боевого модуля. Конструкция позволяет повысить надежность и неуязвимость дистанционно управляемого оружия.

Русский крейсер «Варяг»

Наверх вы, товарищи! Все по местам!
Последний парад наступает.
Врагу не сдается наш гордый «Варяг»,
Пощады никто не желает.

Крейсер «Варяг» был построен в 1899 г. в Филадельфии, США. Развивал скорость до 23 узлов, в 1902 г. вошел в состав Порт-Артурской эскадры. Это был четырехтрубный, двухмачтовый, бронепалубный крейсер водоизмещением 6500 т. Артиллерия главного калибра крейсера состояла из двенадцати 152-миллиметровых орудий. Кроме того, на корабле было установлено двенадцать 75-миллиметровых орудий, восемь 47-миллиметровых скорострельных пушек, две 37-миллиметровые пушки. Крейсер имел шесть торпедных аппаратов.

Капитан 1-го ранга В.Ф. Руднев вступил в командование крейсером 1 марта 1903 г. Численность экипажа составляла 570 человек. К началу Русско-японской войны 1904-1905 годов «Варяг» вместе с канонерской лодкой «Кореец» находился в нейтральном корейском порту Чемульпо, где был блокирован японской эскадрой контр-адмирала Уриу, который угрожал атаковать русские корабли на рейде, если они не покинут порт. Всеволод Руднев решил с боем прорваться в Порт-Артур.

Вот как развивались события 27 января 1904 г. В 10 часов 30 минут прозвучал сигнал: «Все наверх к построению!». В 11 часов команда построена на верхней палубе. Руднев объявил экипажу, что Япония начала военные действия против России: «Мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никакого вопроса о сдаче не может быть. Мы не сдадим ни кораблей, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте свои обязанности точно, спокойно, не торопясь, особенно комендоры, помня, что каждый снаряд должен нанести вред неприятелю...» В ответ прогремело дружное троекратное «ура!», все заняли свои боевые места. 11 часов 20 минут. Крейсер снялся с якоря и направился к выходу с рейда. В кильватере следовала канонерка «Кореец».

11 часов 25 минут. Пробили боевую тревогу. Руднев еще раз подтвердил свое приказание строго выполнять пункт Морского устава, составленного Петром Первым: «Корабли российские ни перед кем не должны спускать своего флага». У выхода из залива, на траверзе острова Иодольми, японская эскадра, превосходящая «Варяг» артиллерийским вооружением более чем в пять раз, а торпедным – в семь, преградила русскому крейсеру путь в открытое море. Шесть первоклассных японских крейсеров заняли исходные позиции. За крейсерами маячили восемь миноносцев. Японцы предложили русским кораблям сдаться. Руднев приказал оставить этот сигнал без ответа.

11 часов 45 минут. С броненосного крейсера «Асама» раздается первый выстрел, а вслед за ним вся эскадра противника открывает огонь. «Варяг» не отвечает, идет на сближение. И лишь когда дистанция сократилась до верного выстрела, Руднев приказал открыть огонь. Бой был жестоким. Крупный снаряд разрушил мостик на «Варяге», вызвал пожар в штурманской рубке. Море кипело от взрывов, обдавая палубу осколками и каскадами воды. Под ураганным огнем противника матросы и офицеры, проявляя чудеса храбрости, вели огонь по врагу, подводили пластырь, заделывая пробоины, тушили пожары. В.Ф. Руднев, раненный в голову и контуженный, продолжал руководить боем.

Меткий огонь с «Варяга» серьезно повредил японские крейсеры «Асама» и «Чиода», а крейсер «Такачихо» был настолько серьезно поврежден, что вскоре затонул. Когда к «Варягу» устремились японские миноносцы, чтобы произвести торпедную атаку, русский крейсер сосредоточил по ним свой огонь и потопил один миноносец.

12 часов 45 минут. Израненный, но не побежденный «Варяг» вернулся в порт, чтобы сделать необходимый ремонт и снова идти на прорыв. Однако крейсер кренился на борт, машины вышли из строя, большинство орудий было разбито. Руднев принимает решение: снять команды с кораблей, крейсер затопить, а канонерку взорвать, чтобы они не достались врагу. Совет офицеров поддержал командира. Открываются кингстоны, хлещет вспенившаяся вода, и крейсер начинает погружаться в море.

Оставшиеся в живых и избежавшие плена моряки «Варяга» и «Корейца» вернулись на родину через нейтральные порты. Дома им устроили достойную встречу, офицеров и матросов наградили Георгиевскими крестами IV степени. Капитан Всеволод Руднев был награжден орденом Св. Георгия IV степени, получил чин флигель-адъютанта и стал командиром эскадренного броненосца «Андрей Первозванный», строившегося в Петербурге.

16 апреля 1904 г. экипаж крейсера «Варяг» прибыл по железной дороге в Петербург и промаршировал от Николаевского вокзала до Зимнего дворца. Тут моряков-героев приветствовал сам император Николай II, их пригласили на торжественный обед во дворец, где по этому случаю были приготовлены особые обеденные приборы, которые после торжества отданы морякам. Всем матросам «Варяга» в подарок от императора вручили именные часы.

Предательство союзников

В 1916 г. Япония, будучи союзником России в Первой мировой войне, согласилась продать несколько бывших русских кораблей, в свое время захваченных ею в качестве военных трофеев, в том числе и крейсер Soya, за 4 миллиона иен. «Варяг» пришел в Кольский залив, где был включен во флотилию Северного Ледовитого океана, а в феврале 1917 г. ушел на ремонт в Англию. После Октябрьского переворота большевиков правительство Великобритании приказало задержать в своих портах все русские корабли, в том числе и «Варяг», Андреевский флаг на корме спустили и заменили военно-морским флагом Великобритании. Правительство большевиков отказывалось оплатить ремонтные работы. Крейсер остался в Соединенном Королевстве, а в 1920 г. его продали Германии на слом, но при транспортировке корабль попал в шторм и сел на камни близ поселка Лендалфут. Его взорвали, чтобы корпус не мешал рыболовству и судоходству.

На берегу Ирландского моря, в шотландском поселке Лендалфут, возле места гибели легендарного российского крейсера «Варяг», в 2007 г. был торжественно открыт посвященный ему мемориальный комплекс. Памятник представляет собой бронзовый православный крест. Останки корабля лежат на морском дне в нескольких сотнях метров от памятника. Мемориал, возведенный на месте гибели «Варяга», стал первым памятником русской воинской славы на территории Великобритании.

30 сентября 1956 г. в Туле был открыт памятник командиру легендарного крейсера «Варяг» В.Ф. Рудневу

…Не скажет ни камень, ни крест, где легли
Во славу мы русского флага.
Лишь волны морские прославят в века
Геройскую гибель «Варяга».

Морские вести России №10 (2018)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

11.04.2024

Из истории флота

22.03.2024

Из истории флота

06.03.2024

Из истории флота